Некий всадник, проезжая однажды по дороге, издали увидел, как маленькая ядовитая змея вползла в раскрытый рот спящего на земле человека. Всадник понял, что если несчастному позволить спать дальше, то яд наверняка убьёт его. Подхлестнув своего коня, он в одно мгновение оказался возле спящего и что есть силы стал стегать его кнутом, пока тот не вскочил на ноги с вытаращенными от страха глазами. Не давая ему времени опомниться, всадник погнал его к дереву, под которым валялось множество гнилых яблок, и заставил его их есть, потом ударами кнута пригнал его к реке и приказал пить воду большими глотками.
Человек то и дело пытался удрать от мучителя.
— Что я тебе сделал, о враг рода человеческого?! — стонал несчастный, захлёбываясь водой. — За что ты так издеваешься надо мной?
Но всадник был неумолим. До самых сумерек он истязал человека, и, в конце концов, тот, теряя сознание, упал на землю, его стало рвать, и вместе с гнильём и водой он выплюнул змею.
Спасённый человек сказал всаднику:
— Если бы ты сразу объяснил мне, в чём дело, я принял бы твоё лечение с большой охотой.
— Если бы я рассказал тебе всё с самого начала, ты бы мне всё равно не поверил, или тебя сковал бы страх, или ты убежал бы, или, наконец, снова заснул, ища забвения, и тогда было бы уже слишком поздно.
Сказав это, таинственный всадник пришпорил коня и ускакал
Читать дальше →
Мастера спросили, испытывал ли он когда-нибудь разочарование оттого, что его усилия приносят меньше плодов, чем ему хотелось бы. В ответ Мастер рассказал историю об улитке, которая начала взбираться по вишнёвому дереву холодным, ветреным днём запоздалой весны.
Воробьи на соседнем дереве от души потешались, глядя на неё. Затем одни из них подлетел к ней и спросил:
— Эй, ты, разве не видишь — на этом дереве нет вишен?
Не прерывая своего пути, малютка ответила:
— Будут, когда я туда доберусь.
Ямаока Тесю, будучи молодым учеником Дзэн, посещал одного учителя за другим.
Однажды он пришёл к Докуону.
Желая показать свои знания, он сказал:
— Разум, Будда, чувственное бытиё — все они на самом деле не существуют. Истинная природа явлений — пустота. Не существует ни воплощения, ни заблуждений, ни мудрости, ни посредственности. Ничто нельзя дать, ничего нельзя взять.
Докуон, который спокойно курил, ничего не сказал.
Внезапно он сильно ударил Ямаоку по голове. Юноша очень разозлился.
— Если ничего не существует, — спросил Докуон, — откуда же эта злость?
Стая диких гусей летит через озеро
и, конечно, отражается в нём…
Гуси не просят озеро:«Отрази нас!»
Озеро не говорит:«Спасибо, что прилетели отразиться во мне...»
Басё написал следующее письмо одному из своих учеников, который был близок к смерти:
«Сущность твоего разума не была рождена и поэтому никогда не умрёт. То, что тленно — не жизнь. Пустота — это не вакуум. У неё нет цвета, нет формы. Она не получает наслаждения от удовольствий и не страдает от боли.
Я знаю, ты очень болен. Как хороший дзэнский ученик, ты мужественно встречаешь эту болезнь. Ты не можешь точно знать, кто страдает, но спроси себя: «Что является сущностью этого разума?» Думай только над этим. Больше тебе ничего не надо. Не делай ничего. Твой конец, который не имеет конца, похож на хлопья снега, тающего в чистом воздухе».
Один эгоцентричный человек, стремящийся к высшему сознанию, прибыл в суфийский центр и остановился у ворот поговорить со сторожем.
— Я вот думаю, — сказал он, — немногие из нас знают, сколько в этом мире подлинных искателей Истины…
— Я стою у этих ворот полвека и могу кое-что поведать вам на этот счёт, — сказал сторож.
— В самом деле? И сколько же их?
— На одного меньше, чем вы думаете.
В дом ювелира постучался сосед.
— Вали! Одолжи мне свои весы до утра, — попросил его старик.
— Здравствуй, почтеннейший! Что ответить тебе? Нет у меня сита.
— Не сито я прошу, уважаемый Вали. Дай мне весы, — вежливо повторил сосед.
— Да и метёлки нет у меня, — ответил ювелир.
— Ты смеёшься надо мной, что ли? — рассердился старик. — Мне не нужны ни метёлка, ни сито. Я прошу у тебя только весы!
— Успокойся, сосед. Я же знаю — ты стар и не сумеешь взвесить свой золотой песок, не рассыпав его. Значит, придёшь этим вечером ещё раз за метёлкой. А потом и сито тебе понадобится — ты же золото вместе с землёю подметёшь. Коли я вижу начало дела, то предполагаю и конец его. Отец, ступай к соседу Али. Он богат. Там найдёшь ты и весы, и метёлку, и сито.
Ученик спросил Мастера:
— Могу ли я сделать что-нибудь для того, чтобы стать просветлённым?
— Так же мало, как ты можешь сделать что-нибудь для того, чтобы утром вставало солнце.
— Зачем тогда все эти духовные практики?
— Затем, чтобы ты не проспал восход солнца.
Давным-давно в Японии были в ходу фонари из бумаги и бамбука со светильником внутри.
Одному слепцу, который вечером навестил своего друга, предложили взять в обратный путь такой фонарь.
— Мне не нужен фонарь, — ответил он. — Свет или тьма для меня одно.
— Я знаю, что тебе не нужен фонарь, чтобы найти дорогу, — ответил друг, — но если у тебя его не будет, кто-нибудь может наткнуться на тебя. Так что возьми его.
Слепой отправился в дорогу с фонарём и не успел ещё далеко отойти от дома, как кто-то налетел на него.
— Смотри, куда идёшь, — воскликнул он прохожему. — Разве ты не видишь фонаря?
— Твой светильник давно погас, братец, — ответил прохожий.
Когда Бандзэн шёл по рынку, он услышал разговор между покупателем и мясником.
— Дай-ка мне самый лучший кусок мяса, — сказал покупатель.
— Всё, что есть у меня в лавке — лучшее! — ответил мясник. — Ты не сможешь найти кусок мяса, который не был бы самым лучшим.
При этих словах Бандзэн обрёл просветление.