21 июля 2014, 11:10

Цепляние за идеи

Цепляние за идеи — девятое звено.
Шестая опора восприятия — ум (манас).
Есть чувство ума (скандха ведана), есть восприятие ума (скандха санджня), есть побуждения ума (скандха санскара) и есть сознание ума (скандха виджняна)

Сферы форм и не форм воспринимаются именно этим божественным глазом (то есть не зрением, не слухом, не обонянием, не вкусом и не осязанием).
Так же многие уделы сферы чувств воспринимаются при ослаблении цепляния за объекты зрения и осязания.
Слух, обоняние и вкус в значительной степени охватывают миры, которые выше мира людей и ниже мира людей.

Так обоняние ввергает в мир животных, а вкус в дэвалоку. Слух же может пробудить даже к рождению в чистых землях Будды.

Но прежде следует преодолеть цепляние, которое стало причиной становления в мире людей.
21 июля 2014, 00:38

Идея Я

Если не тонуть в сравнениях слов со словами, то вполне достаточно понимать, что есть эти правильные взгляды: при условии жажды возникает цепляние, есть четыре вида цепляния, есть пять совокупностей цепляния, приусловии цепляния возникают становление, рождение, старость и смерть и вся груда страдания.

Совсем нет нужды думать о условных феноменах, вроде «я», «личность», мое", «сам», которые целиком относятся к цеплянию, но не покрывают четыре вида и пять совокупностей ни в одной из существующих трактовок.

Говорить о «я», все равно, что говорить о теплороде, флогистоне, тепловой жидкости или идеальном газе. В определенной степени иллюстрирует приблизительную модель изучаемых процессов, но искажает их фактическую сущность.

Учение о взаимообусловленном возникновении внутренне полно и непротиворечиво, а так же практически достаточно для развития интуитивной силы прозрения в суть всех явлений.

Иногда, при изучении звеньев и их условий, полезны некоторые метафоры, но нельзя подменять звенья этими метафорами.

Что жн значат метафоры? Это все равно, как знать, как выглядят ключи от замка, не зная, как выглядит замок, а поэтому, не уметь его отыскивать и открывать.

Так же как капля воды сформирована условиями, так и некоторая целостность и обособленность взаимосвязанных факторов индивидуального потока цепляния обусловлены не только лишь внутренними условиями.

Внутренние и внешние условия и для капли и для индивидуальной обособленности — не индивидуальны. Все капли и все сантаны могут быть различены, но нет ни одного индивидуального фактора, который бы принадлежал лишь отдельной капле или отдельному потоку.

Поэтому и говорится о безличности всех факторов, нет ничего, что принадлежало бы чему-то другому, определяя таким образом индивидуальность вне обычного многообразия сочетаний.

Привязанность к идее чего-то изначально индивидуального является препятствием в изучении и постижении правильных взглядов (четырех благородных
Читать дальше →
20 июля 2014, 00:44

татхата

татхата, такова: этот срединный путь, 12 звеньев взаимозависимого возникновения есть способ существования и несуществования всех существ и относительных явлений.

Увидеть все существование как 12 звеньев возникновения, значит увидеть Дхарму. Увидеть Дхарму, значит прекратить жажду, поскольку не может возникать жажда к тому, для чего нет привязанности. Все 12 звеньев начинаются в жажде, жажда ее корень, а неведение и смерть — лишь пределы. И хоть 12 звеньев описываются как последовательные условия, жажда есть тот корень, с которым полностью прекращается неведение.

При условии жажды возникает четыре вида цепляния: цепляние к чувственным наслаждениям, цепляние к идеям, цепляние к обрядам и ритуалам и цепляние к «я».

С прекращение жажды к чувствам прекращается цепляние к чувственным наслаждениям. С прекращением жажды к формам прекращается цепляние к идеям. С прекращением жажды к бесконечным сферам прекращается цепляние к обрядам и ритуалам. С прекращением жажды к нирване прекращается цепляние к «я». С прекращением цепляния к «я» прекращается неведение.
20 июля 2014, 00:35

Таковость

Таковость — это все причины и следствия. Соотношение между кармой и таковостью, как между песчинкой и пустыней, каплей и океаном, кварком и вселенной.
Все законы во всех проявлениях — это таковость. Закон причин и следствий очень сложно увидеть, распознать. Но и его нет вне восприятия звеньев.

Таковость, как абсолютная истина, крайне сложна для понимания. Говорят — непостижима. Она одновременно пуста и всеобъемлюща.

Поэтому сказать про нее «есть» — значит забыть, что «есть» это обратная сторона «нет». Таковость за пределами есть/нет. Все есть и нет присутствуют в таковости.
19 июля 2014, 23:46

Судзуки: дхарма

«Когда последний Будда повелел Махакашьяпе стать правоверным вестником „благого закона“, он изрек следующее:
Дхарма, о которой идет речь, в конечном итоге вовсе не дхарма;
Отсутствие дхармы — тоже дхарма;
Это нечто я передаю сейчас тебе:
Что мы называем дхармой, и где, в конце концов, она.»
(Судзуки)
11 июля 2014, 21:53

понимание реальности

понимание реальности превосходит понимаемое и понимающего, здесь нет понимающего что-либо, нет и того что должно быть понято.реально только то, что остаётся, когда субъект и объект исключаются из восприятия
11 июля 2014, 13:55

Шантидева: я и жажда

50. Жажда берет начало в ощущении,
А ощущения у них, безусловно, есть.
Ум, у которого есть объекты,
Будет цепляться за то или другое206.

Ум, не осознавший пустоту,
Сначала находится в связанном состоянии, а затем снова проявляется,
Как это происходит в случае бессознательного самадхи.
Поэтому необходимо созерцать пустоту.

[Способность бодхисаттвы] оставаться в самсаре ради тех,
Кто страдает из-за омраченности,
Достигается благодаря освобождению от привязанности и страха.
Таков плод реализации пустоты.

Таким образом, нет основании
Для опровержения [учения] о пустоте.
И потому, не ведая опасений,
Должно созерцать пустоту.

Пустота — средство против омрачений, [вызванных]
Завесами из клеш и познаваемого.
Как же могут те, кто желает быстро достичь всеведения,
Отказаться от созерцания пустоты?

Стоит бояться того,
Что приносит страдания.
Пустота успокаивает страдания,
К чему же ее бояться?

Если бы существовало некое реальное “я”,
Тогда что угодно могло бы служить источником страха.
Но, если “я”не существует,
Кто же будет испытывать страх?

Зубы, волосы, ногти — это не “я”.
“Я” — это не кости и не кровь,
Не слизь и не мокрота,
Не гной и не лимфа.

“Я ” — это не сало и не пот,
Не жир и не внутренности.
Полости внутренних органов — это не “я”.
“Я” — это не моча и не экскременты.

Плоть и сухожилия — это не “я”.
“Я” — это не [телесное] тепло и не ветер.
Отверстия тела — это не “я”,
И шесть видов сознания никак не могут быть приняты за
Читать дальше →
10 июля 2014, 17:18

Шантидева: девятая глава “Бодхичарья-аватары”

73.
Мысли прошлого и будущего — это не “я”,
Поскольку они не существуют в данный момент.
Если бы мысли настоящего являлись “я”,
Тогда после их исчезновения “я” переставало бы существовать.

Подобно тому, как ствол бананового дерева
Превращается в ничто, если его разрубить на части,
Так и “я” оказывается несуществующим,
Если его подвергнуть анализу.

“Если нет живых существ,
К кому тогда [мы должны развивать] сострадание?”
К тем, кого в силу заблуждения мы наделяем существованием,
Что допустимо для достижения цели [— буддовости].

“Если нет живых существ, кто же [стремится] к цели?”
Верно, устремление также коренится в заблуждении.
Тем не менее, ради искоренения страдания
Заблуждение в отношении цели не отвергается.

Однако цепляние за “я”, являющееся причиной страдания,
Увеличивается из-за заблуждения в отношении “я”.
Если такой результат неизбежен,
Тогда лучше созерцать бессамостность.

Тело — это не ступни и не голени.
Бедра и ягодицы — это не тело.
Живот и спина — это не тело.
Грудь и руки также не являются телом.

Тело — это не ладони и не бока.
Подмышечные впадины и плечи — это не тело.
Шея и голова — это также не тело.
Так что же тогда тело?

Если тело существует в пространстве,
Занимаемом его членами,
А члены — в пространстве, занимаемом их частями,
Где же тогда тело само по себе?

Если бы тело целиком
Находилось в руках и других членах,
Тогда было бы столько же тел,
Сколько рук и так далее.

Тело не существует ни внутри, ни снаружи [его частей].
Как же может оно находиться в руках и других членах?
Оно [также] не существует вне рук и других органов.
Так где же его отыскать?

Таким образом, тела не существует.
Однако из-за заблуждения возникает образ тела в силу их особой конфигурации, —
Подобно тому, как возникает образ человека при взгляде на столб.

До тех пор, пока присутствует собрание условий,
Тело представляется человеком.
Подобно этому, пока
Читать дальше →
10 июля 2014, 16:44

Лонгченпа

В просторности спонтанного естественного знания позвольте себе быть свободными, естественными и не вдавайтесь в умопостроения.
Какие бы мысли не возникали, обязательно осознавайте свою природу, чтобы все они растворялись как проявление природы дхарматы. Несмотря на то что в такой практике нет ни малейшей точки отсчёта, которую нужно было бы создавать посредством медитации, не позволяйте себе впадать в обычное омрачённое забвение даже на мгновение. Напротив — обязательно охватывайте каждый аспект своих повседневных активностей неотвлекаемым присутствием ума. Что бы ни происходило и что бы вы не переживали, крепите свою уверенность в том, что всё это является беспочвенной волшебной иллюзией, — это даст вам возможность пережить подобное состояние и во время бардо.
Лонгченпа