10 февраля 2013, 03:01
Мистерия театра - путь к прозрению
В древности, люди боялись, опасались и всячески старались избегать т.н. лицедеев, обвиняя их в сговоре с Дьяволом. И тот факт, что именно Актер способен остановить мгновение, задержать течение времени, проигрывая одну и ту же пьесу с теми же чувствами, настроениями, переживаниями, ощущениями, вызывало у простого люда благоговейный ужас.
Если копнуть и разобраться отчего же в народе бытовала такая неприязнь к этому искусству, то станет понятно, что дело в том, КАК воспитывались настоящие актеры. Не так как сейчас — школа Станиславского, метод Чехова, театр представления — это все способы создания марионетки.
В настоящей театральной школе имеется Мастер, который «воспитывает» и «создает» будущего актера. Что это значит?
Известный мистик Гурджиев говорил по этому поводу следующее: «Чтобы быть подлинным актером, надо быть подлинным человеком. Настоящий человек может быть актером, и настоящий актер может быть человеком. Каждый должен стараться быть актером. Это высокая цель. Цель любой религии, любого знания — быть актером». Отчего же великий Маэстро придавал такое значение тому, что в народе порицается как легкомысленное и бестолковое занятие?
Дело в том, что сам процесс формирования настоящего актера приводит в результате к тому, что Личность человека исчезает, растворяется, и остается НИКТО. Никаковость — истинная цель подлинного Мастера при создании настоящего Актера.
Как же достигается это состояние и зачем?
Каждый из нас имеет в своем «репертуаре» некий набор стандартных ролей, используемых в разных обстоятельствах и с разными людьми. Если такого обычного человека пустить на сцену, он будет воспроизводить лишь одну из своих известных ему ролей, ведь больше он ничего не знает.
Но ведь в театре, как говорят знатоки, ты «должен продеть через свое сердце иглу и вытащить ее с другой стороны, уже с окровавленной ниткой», ты умираешь и возрождаешься там, становясь всем и ничем. Твой психофизиологический аппарат — это инструмент, через который пропускается истинная энергия творчества. Подлинный театр — это мистерия, в которой нет и не может быть никакого «Я», а есть лишь волна, поток, движущая сила искусства, которая возникает в тебе только в случае полного и абсолютного отказа от себя. Иначе, если есть Ты — нет творчества, а есть бездарность.
Так вот Мастер «разбивает» тебя раз за разом, безжалостно срывает твои маски, ковыряет все твои убеждения, приевшиеся роли, штампы поведения и реагирования, выворачивает твою душу наизнанку. Этим он добивается лишь одного — чтобы Тебя не стало. И когда он видит, что это произошло, только тогда он позволяет работать над ролью. Ведь ты — Ничто, которое может войти в любую роль и точно так же с нее выйти. Теперь такой психофизиологический аппарат готов к тому, чтобы позволить Этому, назовем мы его или порывом бессознательного, или энергией творчества, вести его и управлять им.
Это главное требование в школах подлинного актерского мастерства. И как вы уже успели заметить, это очень близко тому, что происходит в духовных школах. Т.к. достигая состояния никаковости, ты также прозреваешь в истинную суть вещей и становишься тем, кто ты истинно есть.
Если копнуть и разобраться отчего же в народе бытовала такая неприязнь к этому искусству, то станет понятно, что дело в том, КАК воспитывались настоящие актеры. Не так как сейчас — школа Станиславского, метод Чехова, театр представления — это все способы создания марионетки.
В настоящей театральной школе имеется Мастер, который «воспитывает» и «создает» будущего актера. Что это значит?
Известный мистик Гурджиев говорил по этому поводу следующее: «Чтобы быть подлинным актером, надо быть подлинным человеком. Настоящий человек может быть актером, и настоящий актер может быть человеком. Каждый должен стараться быть актером. Это высокая цель. Цель любой религии, любого знания — быть актером». Отчего же великий Маэстро придавал такое значение тому, что в народе порицается как легкомысленное и бестолковое занятие?
Дело в том, что сам процесс формирования настоящего актера приводит в результате к тому, что Личность человека исчезает, растворяется, и остается НИКТО. Никаковость — истинная цель подлинного Мастера при создании настоящего Актера.
Как же достигается это состояние и зачем?
Каждый из нас имеет в своем «репертуаре» некий набор стандартных ролей, используемых в разных обстоятельствах и с разными людьми. Если такого обычного человека пустить на сцену, он будет воспроизводить лишь одну из своих известных ему ролей, ведь больше он ничего не знает.
Но ведь в театре, как говорят знатоки, ты «должен продеть через свое сердце иглу и вытащить ее с другой стороны, уже с окровавленной ниткой», ты умираешь и возрождаешься там, становясь всем и ничем. Твой психофизиологический аппарат — это инструмент, через который пропускается истинная энергия творчества. Подлинный театр — это мистерия, в которой нет и не может быть никакого «Я», а есть лишь волна, поток, движущая сила искусства, которая возникает в тебе только в случае полного и абсолютного отказа от себя. Иначе, если есть Ты — нет творчества, а есть бездарность.
Так вот Мастер «разбивает» тебя раз за разом, безжалостно срывает твои маски, ковыряет все твои убеждения, приевшиеся роли, штампы поведения и реагирования, выворачивает твою душу наизнанку. Этим он добивается лишь одного — чтобы Тебя не стало. И когда он видит, что это произошло, только тогда он позволяет работать над ролью. Ведь ты — Ничто, которое может войти в любую роль и точно так же с нее выйти. Теперь такой психофизиологический аппарат готов к тому, чтобы позволить Этому, назовем мы его или порывом бессознательного, или энергией творчества, вести его и управлять им.
Это главное требование в школах подлинного актерского мастерства. И как вы уже успели заметить, это очень близко тому, что происходит в духовных школах. Т.к. достигая состояния никаковости, ты также прозреваешь в истинную суть вещей и становишься тем, кто ты истинно есть.
27 комментариев
Вот недавно смотрела передачу, в которой были режиссёры, актёры, и высказывались по поводу «что на что и как влияет» психологи, астрологи, учёные, экстарасенсы, в том числе и о положительной, и отрицательной сторонах актёрства, к одному мнению не пришли)
И может есть конечно Мастера и в этом смысле, рядом с которыми актёр освободится от шаблонов, неосознанностей, и т.п.., т.е. благодаря игре и актёрству пройдёт какой-то положительной процесс, но не уверена что такие «сплошняком, рядом и везде», имхо)
Я предпочитаю целиком и полностью доверять своим чувствам и человеку, результаты деятельности которого вижу :)
Красиво :)
Правда у меня немного другое видение этих вещей :)
Хотя и почти такое :)
напишу отдельный пост на эту тему :)
давно собирался :)