23 февраля 2011, 13:42
Вишуддхимарга часть 2
ПОДСТУПАЮЩАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ
Сначала фокусировка внимания отклоняется от объекта концентрацииции. Как только практикующий замечает это отклонение, он возвращает свое осознание обратно, в фокус. Однонаправленность еще является случайной, приходящей периодически. Ум колеблется между объектом медитации и отвлекающими мыслями, чувствами и ощущениями. Первая веха на пути концентрации будет пройдена, когда внешние отвлекающие раздражители, такие как близкий шум или волны различных мыслей и чувств медитирующего, перестают оказывать влияние на его ум. Хотя он слышит звуки и отмечает мысли и чувства, они не нарушают его спокойствия. На следующей стадии ум практикующего фокусируется на объектах концентрации в течение продолжительных периодов. Способность возвращать свой ум, когда тот отвлекается, постепенно возрастает по мере того, как практикующий видит пагубные результаты отвлечения – свое возбуждение, – и чувствует преимущество спокойной однонаправленности. После того, как это произошло, он получает способность преодолевать те свои привычки, которые препятствуют спокойной собранности, такие, например, как скука из-за жажды новых впечатлений. Теперь ум практикующего способен не отвлекаться в течение продолжительных периодов.
На ранних стадиях концентрации существует напряжение между концентрацией на объекте медитации и отвлекающими мыслями. Главными причинами отвлечения являются чувственные желания, желание причинить зло, отчаяние, гнев, лень, апатия, возбуждение, беспокойство, а также сомнение и скептицизм. Но по мере практики приходит момент, когда эти препятствия полностью преодолеваются. После этого наблюдается заметное оживление концентрации, и начинают преобладать такие ментальные свойства, как однонаправленность и блаженство, которые окончательно проявляются при полном растворении. Каждое из этих свойств уже испытывалось раньше на различных стадиях, но когда они возникают сразу оба, то их проявление имеет особую силу. Это первое достойное внимания достижение в концентрации. Оно называется «подступающей» концентрацией.
Это состояние концентрации подобно ребенку, который еще не может твердо стоять на ногах, но уже пытается это делать. На этом уровне те ментальные факторы, которые характерны для полного растворения, еще недостаточно сильны, их появление носит случайный характер, а ум колеблется между ними и своей «внутренним диалогом», обычными размышлениями и всякими отвлекающими мыслями. Практикующий все еще открыт своим восприятиям и осознает телесные ощущения и окружающие шумы. Объект медитации хотя и преобладает в уме, но еще не занимает весь ум полностью. На этом предварительном уровне возникает чувство сильного энтузиазма и восторга, вместе со счастьем, удовлетворением и невозмутимостью. Бывают быстрые, мгновенные притяжения внимания к объекту медитации, как бы сталкивающиеся с ним, или же более непрерывная фокусировка на объекте. Иногда бывают вспышки яркого света или светящиеся образы, особенно если объект концентрации – это «кашина» или дыхание. Может также наступать ощущение легкости, как будто тело плывет в воздухе. Но подступающая концентрация – это не настоящее достижение, и если в этот раз она не привела к более полному растворению, то в промежутке между занятиями ее нужно оберегать, избегая отвлекающих действий и встреч.
Видения
На пороге этого уровня человека могут посещать видения, когда такие факторы, как восторженность, уже проявились, но мысли еще продолжают перескакивать с одного на другое и продолжительное фокусирование на объекте концентрации все еще слабо. Если бы непрерывность концентрации проявилась в полной мере, пока внимание приковано к объекту, то те ментальные процессы, которые порождают видения, прекратились бы. Поэтому, хотя и предварительный, и более глубокий уровень растворения по своей природе прямо противоположны видениям, но при приближении к этому предварительному уровню растворения, или при выходе из более глубокого уровня растворения видения весьма вероятны. Эти видения могут быть устрашающими: например, вид собственного трупа или вид ужасного зверя; но могут быть и приятными – фигура покровительствующего божества или, например, Будды. Медитативные видения очень живые; «Вишуддхимагга» говорит, что они столь же реальны, как и беседа с гостем, который нанес визит. Предупреждается, что люди робкие или склонные к тревожному состоянию могут испытывать серьёзные потрясения от видений. Другая опасность состоит в том, что медитирующего могут увлечь прекрасные видения и он приостанавливает свое дальнейшее продвижение, делая эти видения главной целью своей медитации и отказываясь от дальнейшего усиления концентрации. Цель медитирующего – за пределами всех видений.
ПЕРВАЯ ДХЬЯНА
При продолжительном непрерывном фокусировании на объекте концентрации наступает момент, который знаменует собой первый полный разрыв с обыденным сознанием. Это – полное поглощение, растворение – Дхьяна. Ум внезапно как бы погружается в объект и остается в нем неподвижно, а мешающие мысли полностью исчезают. Нет ни восприятий через органы чувств, ни обычного сознавания своего тела; физическая боль не ощущается. В сознании восторг, блаженство и однонаправленность преобладают. Это те ментальные факторы, которые при их одновременном проявлении являются признаками состояния Дхьяны.
Есть тонкое различие между восторгом и блаженством. Восторг на уровне первой Дхьяны подобен впервые испытываемому удовольствию или волнению, когда получаешь давно желанный предмет; блаженство же – это обладание этим объектом. Восторг может ощущаться, как мгновенная радость, вспыхивающая и и исчезающая подобно молнии, как волна, прокатывающаяся раз за разом, когда волосы поднимаются на теле; как ощущение утраты телом своего веса или как погружение в водоворот счастья. Блаженство же – это более смягченное состояние продолжительного экстаза.
Однонаправленность – то свойство ума, которое сосредотачивает его в состоянии Дхьяны. Первое знакомство с Дхьяной длится лишь мгновение, но путем непрерывных усилий постепенно появляется способность удерживать это состояние в течении все более и более длительных периодов. Пока вы не овладели Дхьяной, она будет неустойчивой и легкоутрачиваемой. Полное же мастерство приходит тогда, когда практикующий может достигать Дхьяны где угодно и когда угодно, сразу же и на период любой длительности, как только он этого пожелает.
ВТОРАЯ ДХЬЯНА
В ходе концентрации однонаправленность становится все более и более интенсивной путем исключения факторов, мешающих Дхьяне. Однонаправленность поглощает ту энергию, которая содержится в факторах, действующих на более низких уровнях.
Дальнейшее повышение интенсивности однонаправленности после достижения первой Дхьяны требует исключения как начального, так и повторного возвращения внимания к объекту концентрации. После выхода из этой Дхьяны эти процессы, затрагивающие внимание, кажутся грубыми в сравнении с более тонкими факторами Дхьяны. Точно так же, как были преодолены препятствия предварительного уровня, и точно так же, как были успокоены мысли при достижении первой Дхьяны, начальное и повторное обращение внимания к основному объекту концентрации оставляется на пороге второй Дхьяны. Чтобы выйти за пределы этих видов внимания, практикующий входит в первую Дхьяну путем фокусирования внимания на основном объекте концетрации. Но затем он освобождает свой ум от всех мыслей об этом объекте и вместо этого обращает свой ум к восторгу, блаженству и однонаправленности. Этот уровень растворения более тонок и устойчив, чем первый. Теперь ум практикующего полностью свободен от всех выразимых словами мыслей, и даже от мыслей о главном объекте концентрации. Остается только отраженный образ этого объекта, как фокус однонаправленности.
ТРЕТЬЯ ДХЬЯНА
практикующий овладевает второй Дхьяной точно так же, как он овладел первой, чтобы идти еще глубже. Затем, после выхода за пределы второй Дхьяны, он видит, что восторг – форма возбуждения – более груб, чем блаженство и однонаправленность. Тогда он снова созерцает основной объект концентрации, и сначала оставляет мысли об объекте, а потом о восторге; так он достигает третьего уровня Дхьяны. На третьем уровне растворения есть невозмутимость даже по отношению к высочайшему восторгу. Такая уравновешенность появляется по мере постепенного исчезновения восторга. Эта Дхьяна очень тонка, и без этой вновь возникшей невозмутимости ум был бы отброшен назад к восторгу. Если он остается на этом третьем уровне Дхьяны, то чрезвычайно приятное чувство блаженства переполняет медитирующего, а затем растекается по его телу. Благодаря тому, что на этом уровне блаженство сопровождается невозмутимостью, ум практикующего направлен на одно, только на эти тонкие аспекты Дхьяны, и не скатывается обратно к грубому восторгу. Овладевая третьей Дхьяной, так же, как он это сделал с предыдущими, практикующий может двигаться дальше, если он убеждается, что блаженство более беспокойно, чем однонаправленность и невозмутимость.
ЧЕТВЕРТАЯ ДХЬЯНА
Чтобы проникнуть еще глубже, практикующий должен оставить все формы умственного удовольствия. Он должен отказаться от всех тех ментальных состояний, которые могут воспрепятствовать более полному спокойствию, даже от блаженства и от восторга. С полным прекращением блаженства однонаправленность и невозмутимость набирают полную силу. В четвертой Дхьяне чувство телесного удовольствия полностью оставляется; чувство же физической боли исчезло еще в первой Дхьяне. Нет ни одного ощущения, ни одной мысли. В этом чрезвычайно тонком состоянии ум практикующего однонаправлен, невозмутим и пребывает в покое. По мере того, как его ум становится все более и более спокойным на каждом уровне растворения, дыхание медитирующего также успокаивается. На этом четвертом уровне дыхание настолько спокойно, что он не может ощутить ни одного движения. Ему кажется, что его дыхание полностью прекратилось.
БЕСФОРМЕННЫЕ ДХЬЯНЫ
Следующий шаг в концентрации, являющийся кульминацией четырех предыдущих Дхьян, называется бесформенным. Первые четыре Дхьяны достигались концентрацией на материальной форме или на некоторой концепции, полученной из предыдущей концентрации. Но практикующий достигает бесформенных состояний путем выхода за пределы восприятия всякой формы. Для вхождения в первые четыре Дхьяны медитирующий должен был опустошать свой ум от ментальных факторов. Для вхождения в каждую из последующих бесформенных Дхьян, практикующий один за другим замещает объекты концентрации на более тонкие. Во всех бесформенных дхьянах присутствуют ментальные факторы однонаправленности и уравновешенности, но на каждом новом уровне эти факторы становятся все более утонченными. Так концентрация приобретает нерушимость. Ничто не может вывести практикующего из нее, но он сам, через определенный, им самим установленный, промежуток времени, выходит из нее, возвращаясь в то же самое состояние, в котором он был перед вхождением в нее.
Практикующий достигает пятой Дхьяны, умственно расширив размеры объекта концентрации до максимально возможных пределов, он затем переводит свое внимание с объекта на занимаемое им пространство. С этим бесконечным пространством, как объектом созерцания, и с полной невозмутимостью и однонаправленностью ум практикующего теперь пребывает в сфере, где исчезли всякие восприятия формы. Его ум настолько утвердился в этом высоком уровне сознания, что ничто не может потревожить его. И все же едва заметные следы чувств еще существуют в этой Дхьяне, хотя они и игнорируются. Стоит обратить на них внимание, как состояние растворенности нарушается.
Сразу же после овладения пятой Дхьяной практикующий проникает еще глубже путем достижения сначала осознания бесконечного пространства, а затем переключением своего внимания на это бесконечное осознание. На этом этапе пути оставляется мысль о бесконечном пространстве и остается беспредметное бесконечное осознание. Это – признак шестой Дхьяны.
Затем практикующий переходит к седьмой, путем входа в шестую Дхьяну и перенесением затем своего внимания на то, что и бесконечное осознание не существует. Таким образом седьмая Дхьяна – это растворение в «ничто», или в пустоте. (В буддизме «ничто» и «пустота» «шуньята» – не имеют того негативного значения, как в русском языке.«Ничто, в котором непроявленно содержится все», и «пустота, в которой есть предельная полнота» – примерно так можно было бы передать это буддийское понимание «ничто» и «пустоты») Ум практикующего при этом берет в качестве объекта своего осознания отсутствие каких-либо объектов.
Овладев седьмой Дхьяной, практикующий может обозреть ее еще раз и найти, что какое-либо присутствие восприятия все же является помехой, и что отсутствие всякого восприятия будет более возвышенно. Определив так свою задачу, практикующий достигает восьмой Дхьяны, предварительно войдя в седьмую. Затем он переключает свое внимание на аспект умиротворенности и уходит от восприятия пустоты. Утонченность этого перехода обуславливается тем условием, что при достижении этой умиротворенности не должно быть ни намека на желание, ни ухода от восприятия «ничто». Уделяя внимание умиротворенности, практикующий достигает сверхтонкого состояния, где существуют только остаточные ментальные процессы. Здесь вообще нет грубого восприятия – это состояние «не-восприятия». Но здесь есть некое сверхтонкое восприятие, так сказать «не невосприятие», поэтому -то восьмая Дхьяна и называется сферой «ни восприятия, ни не-восприятия». Нет никаких ментальных состояний, только их остатки, которые тоже почти отсутствуют. Это – приближение к конечным пределам восприятия. С телом происходит подобное тому, что и с умом. По мере продвижения через бесформенные Дхьяны обмен веществ в теле медитирующего все более замедляется. Как говорит один комментатор, «восьмая Дхьяна – настолько тонкая, что нельзя даже сказать, существует она или нет.»
Сначала фокусировка внимания отклоняется от объекта концентрацииции. Как только практикующий замечает это отклонение, он возвращает свое осознание обратно, в фокус. Однонаправленность еще является случайной, приходящей периодически. Ум колеблется между объектом медитации и отвлекающими мыслями, чувствами и ощущениями. Первая веха на пути концентрации будет пройдена, когда внешние отвлекающие раздражители, такие как близкий шум или волны различных мыслей и чувств медитирующего, перестают оказывать влияние на его ум. Хотя он слышит звуки и отмечает мысли и чувства, они не нарушают его спокойствия. На следующей стадии ум практикующего фокусируется на объектах концентрации в течение продолжительных периодов. Способность возвращать свой ум, когда тот отвлекается, постепенно возрастает по мере того, как практикующий видит пагубные результаты отвлечения – свое возбуждение, – и чувствует преимущество спокойной однонаправленности. После того, как это произошло, он получает способность преодолевать те свои привычки, которые препятствуют спокойной собранности, такие, например, как скука из-за жажды новых впечатлений. Теперь ум практикующего способен не отвлекаться в течение продолжительных периодов.
На ранних стадиях концентрации существует напряжение между концентрацией на объекте медитации и отвлекающими мыслями. Главными причинами отвлечения являются чувственные желания, желание причинить зло, отчаяние, гнев, лень, апатия, возбуждение, беспокойство, а также сомнение и скептицизм. Но по мере практики приходит момент, когда эти препятствия полностью преодолеваются. После этого наблюдается заметное оживление концентрации, и начинают преобладать такие ментальные свойства, как однонаправленность и блаженство, которые окончательно проявляются при полном растворении. Каждое из этих свойств уже испытывалось раньше на различных стадиях, но когда они возникают сразу оба, то их проявление имеет особую силу. Это первое достойное внимания достижение в концентрации. Оно называется «подступающей» концентрацией.
Это состояние концентрации подобно ребенку, который еще не может твердо стоять на ногах, но уже пытается это делать. На этом уровне те ментальные факторы, которые характерны для полного растворения, еще недостаточно сильны, их появление носит случайный характер, а ум колеблется между ними и своей «внутренним диалогом», обычными размышлениями и всякими отвлекающими мыслями. Практикующий все еще открыт своим восприятиям и осознает телесные ощущения и окружающие шумы. Объект медитации хотя и преобладает в уме, но еще не занимает весь ум полностью. На этом предварительном уровне возникает чувство сильного энтузиазма и восторга, вместе со счастьем, удовлетворением и невозмутимостью. Бывают быстрые, мгновенные притяжения внимания к объекту медитации, как бы сталкивающиеся с ним, или же более непрерывная фокусировка на объекте. Иногда бывают вспышки яркого света или светящиеся образы, особенно если объект концентрации – это «кашина» или дыхание. Может также наступать ощущение легкости, как будто тело плывет в воздухе. Но подступающая концентрация – это не настоящее достижение, и если в этот раз она не привела к более полному растворению, то в промежутке между занятиями ее нужно оберегать, избегая отвлекающих действий и встреч.
Видения
На пороге этого уровня человека могут посещать видения, когда такие факторы, как восторженность, уже проявились, но мысли еще продолжают перескакивать с одного на другое и продолжительное фокусирование на объекте концентрации все еще слабо. Если бы непрерывность концентрации проявилась в полной мере, пока внимание приковано к объекту, то те ментальные процессы, которые порождают видения, прекратились бы. Поэтому, хотя и предварительный, и более глубокий уровень растворения по своей природе прямо противоположны видениям, но при приближении к этому предварительному уровню растворения, или при выходе из более глубокого уровня растворения видения весьма вероятны. Эти видения могут быть устрашающими: например, вид собственного трупа или вид ужасного зверя; но могут быть и приятными – фигура покровительствующего божества или, например, Будды. Медитативные видения очень живые; «Вишуддхимагга» говорит, что они столь же реальны, как и беседа с гостем, который нанес визит. Предупреждается, что люди робкие или склонные к тревожному состоянию могут испытывать серьёзные потрясения от видений. Другая опасность состоит в том, что медитирующего могут увлечь прекрасные видения и он приостанавливает свое дальнейшее продвижение, делая эти видения главной целью своей медитации и отказываясь от дальнейшего усиления концентрации. Цель медитирующего – за пределами всех видений.
ПЕРВАЯ ДХЬЯНА
При продолжительном непрерывном фокусировании на объекте концентрации наступает момент, который знаменует собой первый полный разрыв с обыденным сознанием. Это – полное поглощение, растворение – Дхьяна. Ум внезапно как бы погружается в объект и остается в нем неподвижно, а мешающие мысли полностью исчезают. Нет ни восприятий через органы чувств, ни обычного сознавания своего тела; физическая боль не ощущается. В сознании восторг, блаженство и однонаправленность преобладают. Это те ментальные факторы, которые при их одновременном проявлении являются признаками состояния Дхьяны.
Есть тонкое различие между восторгом и блаженством. Восторг на уровне первой Дхьяны подобен впервые испытываемому удовольствию или волнению, когда получаешь давно желанный предмет; блаженство же – это обладание этим объектом. Восторг может ощущаться, как мгновенная радость, вспыхивающая и и исчезающая подобно молнии, как волна, прокатывающаяся раз за разом, когда волосы поднимаются на теле; как ощущение утраты телом своего веса или как погружение в водоворот счастья. Блаженство же – это более смягченное состояние продолжительного экстаза.
Однонаправленность – то свойство ума, которое сосредотачивает его в состоянии Дхьяны. Первое знакомство с Дхьяной длится лишь мгновение, но путем непрерывных усилий постепенно появляется способность удерживать это состояние в течении все более и более длительных периодов. Пока вы не овладели Дхьяной, она будет неустойчивой и легкоутрачиваемой. Полное же мастерство приходит тогда, когда практикующий может достигать Дхьяны где угодно и когда угодно, сразу же и на период любой длительности, как только он этого пожелает.
ВТОРАЯ ДХЬЯНА
В ходе концентрации однонаправленность становится все более и более интенсивной путем исключения факторов, мешающих Дхьяне. Однонаправленность поглощает ту энергию, которая содержится в факторах, действующих на более низких уровнях.
Дальнейшее повышение интенсивности однонаправленности после достижения первой Дхьяны требует исключения как начального, так и повторного возвращения внимания к объекту концентрации. После выхода из этой Дхьяны эти процессы, затрагивающие внимание, кажутся грубыми в сравнении с более тонкими факторами Дхьяны. Точно так же, как были преодолены препятствия предварительного уровня, и точно так же, как были успокоены мысли при достижении первой Дхьяны, начальное и повторное обращение внимания к основному объекту концентрации оставляется на пороге второй Дхьяны. Чтобы выйти за пределы этих видов внимания, практикующий входит в первую Дхьяну путем фокусирования внимания на основном объекте концетрации. Но затем он освобождает свой ум от всех мыслей об этом объекте и вместо этого обращает свой ум к восторгу, блаженству и однонаправленности. Этот уровень растворения более тонок и устойчив, чем первый. Теперь ум практикующего полностью свободен от всех выразимых словами мыслей, и даже от мыслей о главном объекте концентрации. Остается только отраженный образ этого объекта, как фокус однонаправленности.
ТРЕТЬЯ ДХЬЯНА
практикующий овладевает второй Дхьяной точно так же, как он овладел первой, чтобы идти еще глубже. Затем, после выхода за пределы второй Дхьяны, он видит, что восторг – форма возбуждения – более груб, чем блаженство и однонаправленность. Тогда он снова созерцает основной объект концентрации, и сначала оставляет мысли об объекте, а потом о восторге; так он достигает третьего уровня Дхьяны. На третьем уровне растворения есть невозмутимость даже по отношению к высочайшему восторгу. Такая уравновешенность появляется по мере постепенного исчезновения восторга. Эта Дхьяна очень тонка, и без этой вновь возникшей невозмутимости ум был бы отброшен назад к восторгу. Если он остается на этом третьем уровне Дхьяны, то чрезвычайно приятное чувство блаженства переполняет медитирующего, а затем растекается по его телу. Благодаря тому, что на этом уровне блаженство сопровождается невозмутимостью, ум практикующего направлен на одно, только на эти тонкие аспекты Дхьяны, и не скатывается обратно к грубому восторгу. Овладевая третьей Дхьяной, так же, как он это сделал с предыдущими, практикующий может двигаться дальше, если он убеждается, что блаженство более беспокойно, чем однонаправленность и невозмутимость.
ЧЕТВЕРТАЯ ДХЬЯНА
Чтобы проникнуть еще глубже, практикующий должен оставить все формы умственного удовольствия. Он должен отказаться от всех тех ментальных состояний, которые могут воспрепятствовать более полному спокойствию, даже от блаженства и от восторга. С полным прекращением блаженства однонаправленность и невозмутимость набирают полную силу. В четвертой Дхьяне чувство телесного удовольствия полностью оставляется; чувство же физической боли исчезло еще в первой Дхьяне. Нет ни одного ощущения, ни одной мысли. В этом чрезвычайно тонком состоянии ум практикующего однонаправлен, невозмутим и пребывает в покое. По мере того, как его ум становится все более и более спокойным на каждом уровне растворения, дыхание медитирующего также успокаивается. На этом четвертом уровне дыхание настолько спокойно, что он не может ощутить ни одного движения. Ему кажется, что его дыхание полностью прекратилось.
БЕСФОРМЕННЫЕ ДХЬЯНЫ
Следующий шаг в концентрации, являющийся кульминацией четырех предыдущих Дхьян, называется бесформенным. Первые четыре Дхьяны достигались концентрацией на материальной форме или на некоторой концепции, полученной из предыдущей концентрации. Но практикующий достигает бесформенных состояний путем выхода за пределы восприятия всякой формы. Для вхождения в первые четыре Дхьяны медитирующий должен был опустошать свой ум от ментальных факторов. Для вхождения в каждую из последующих бесформенных Дхьян, практикующий один за другим замещает объекты концентрации на более тонкие. Во всех бесформенных дхьянах присутствуют ментальные факторы однонаправленности и уравновешенности, но на каждом новом уровне эти факторы становятся все более утонченными. Так концентрация приобретает нерушимость. Ничто не может вывести практикующего из нее, но он сам, через определенный, им самим установленный, промежуток времени, выходит из нее, возвращаясь в то же самое состояние, в котором он был перед вхождением в нее.
Практикующий достигает пятой Дхьяны, умственно расширив размеры объекта концентрации до максимально возможных пределов, он затем переводит свое внимание с объекта на занимаемое им пространство. С этим бесконечным пространством, как объектом созерцания, и с полной невозмутимостью и однонаправленностью ум практикующего теперь пребывает в сфере, где исчезли всякие восприятия формы. Его ум настолько утвердился в этом высоком уровне сознания, что ничто не может потревожить его. И все же едва заметные следы чувств еще существуют в этой Дхьяне, хотя они и игнорируются. Стоит обратить на них внимание, как состояние растворенности нарушается.
Сразу же после овладения пятой Дхьяной практикующий проникает еще глубже путем достижения сначала осознания бесконечного пространства, а затем переключением своего внимания на это бесконечное осознание. На этом этапе пути оставляется мысль о бесконечном пространстве и остается беспредметное бесконечное осознание. Это – признак шестой Дхьяны.
Затем практикующий переходит к седьмой, путем входа в шестую Дхьяну и перенесением затем своего внимания на то, что и бесконечное осознание не существует. Таким образом седьмая Дхьяна – это растворение в «ничто», или в пустоте. (В буддизме «ничто» и «пустота» «шуньята» – не имеют того негативного значения, как в русском языке.«Ничто, в котором непроявленно содержится все», и «пустота, в которой есть предельная полнота» – примерно так можно было бы передать это буддийское понимание «ничто» и «пустоты») Ум практикующего при этом берет в качестве объекта своего осознания отсутствие каких-либо объектов.
Овладев седьмой Дхьяной, практикующий может обозреть ее еще раз и найти, что какое-либо присутствие восприятия все же является помехой, и что отсутствие всякого восприятия будет более возвышенно. Определив так свою задачу, практикующий достигает восьмой Дхьяны, предварительно войдя в седьмую. Затем он переключает свое внимание на аспект умиротворенности и уходит от восприятия пустоты. Утонченность этого перехода обуславливается тем условием, что при достижении этой умиротворенности не должно быть ни намека на желание, ни ухода от восприятия «ничто». Уделяя внимание умиротворенности, практикующий достигает сверхтонкого состояния, где существуют только остаточные ментальные процессы. Здесь вообще нет грубого восприятия – это состояние «не-восприятия». Но здесь есть некое сверхтонкое восприятие, так сказать «не невосприятие», поэтому -то восьмая Дхьяна и называется сферой «ни восприятия, ни не-восприятия». Нет никаких ментальных состояний, только их остатки, которые тоже почти отсутствуют. Это – приближение к конечным пределам восприятия. С телом происходит подобное тому, что и с умом. По мере продвижения через бесформенные Дхьяны обмен веществ в теле медитирующего все более замедляется. Как говорит один комментатор, «восьмая Дхьяна – настолько тонкая, что нельзя даже сказать, существует она или нет.»
0 комментариев