23 февраля 2011, 13:47
Вишуддхимарга часть 3
ПУТЬ ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТИ (ПРАДЖНИ)
(мудрости, инсайта, постижения)
«Вишуддхимагга» считает, что овладение Дхьянами и ознакомление с состояниями высшего блаженства имеет второстепенное значение по сравнению с «пунна»(на языке пали, «праджна» на санскрите) – постигающей мудростью. Овладение Дхьянами является частью полного курса тренировки, и преимущество этого овладения для медитирующего заключается в том, что ум делается послушным и легко управляемым, что ускоряет тренировку в «пунна». Действительно, на языке пали, на котором написана «Вишуддхимагга», более глубокие Дхьяны иногда называются «играми в концентрацию», играми хорошо подготовленных и опытных людей. Но трудность тренировки заключается не в Дхьянах. Трудным является тот путь, который начинается с полноты внимания («сатипаттхана»), проходит через проникновение в суть («випассана») и заканчивается Нирване. (имеется в виду «полнота внимания» или «свидетельствование» быть свидетелем бытия, подобным чистому зеркалу, которое все отражает, но само никак не изменяется от того, что оно отражает; отражает, но никак не реагирует)
Вехи на пути проницательности
НИРОДХА
Полное прекращение сознания субьекта
НИРВАНА
Сознание перестает иметь цель, объект
СОЗЕРЦАНИЕ
Созерцание – быстрое, легко и неослабевающее. Мгновенное познание «анатта», «аникха», «дукхха». Прекращение страдания и полная невозмутимость
ПОСТИЖЕНИЕ
Понимание страшной, неудовлетворяющей, скучной природы физических и ментальных явлений; физическое страдание и появление желания бежать от этих явлений; восприятие исчезновения ментальных объектов; восприятие быстрое и безупречное; исчезновение света, восторга и т.п.
ПСЕВДОНИРВАНА
Ясное восприятие проявления и ухода каждого последовательного момента существования ума; это восприятие сопровождается такими явлениями, как яркий свет, чувство восторга, спокойствие, благоговение, энергия, счастье, полнота внимания; невозмутимость в отношении объектов созерцания; быстрое и ясное восприятие; привязанность к этим новым состояниям
СТАДИЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ
Эти процессы не кажутся ни приятными, ни прочными; (переживание «дукха», неудовлетворенности). Эти процессы видятся как возникающие и проходящие в каждый момент созерцания (переживание «аникха», непостоянства). Эти двойственные процессы видятся лишенными своего «Я»(переживание «анатта», отсутствия своего «я»). Сознание и его объекты в каждый момент воспринимаются как различные и отдельные процессы
ПОЛНОТА ВНИМАНИЯ
Полное внимание о функционировании тела, физических ощущениях, ментальных состояниях и объектах ума
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ
Предшествующее достижение предварительного уровня концентрации на пути Дхьяны
ПРОСТОЕ ПОНИМАНИЕ
Достижение способности отмечать в уме все явления, так что они перестают серьезно мешать практике
ПРОСТОЕ ПОНИМАНИЕ
Первая стадия, простое понимание, влечет за собой прорыв через стереотипы восприятия. Мы имеем естественную склонность приспосабливаться к окружающему нас миру, чтобы он стал привычным. Мы также подменяем свежее свидетельство наших чувств абстрактными названиями или предрассудками. При полноте внимания медитирующий методически сталкивается лицом к лицу с неприкрытыми фактами переживаемой им реальности, глядя на каждое событие так, словно оно происходит впервые. Это достигается им путем непрерывного уделения внимания первой фазе восприятия, когда его ум в большей мере просто воспринимает, чем реагирует. Медитирующий ограничивает свое внимание простым наблюдением за мыслями и чувствами. Он видит их, когда они возникают в каком-либо из его пяти органов чувств или в уме – «Вишуддхимагга» рассматривает ум как шестое чувство. Но наблюдая за своими чувственными впечатлениями, медитирующий воздерживается от реагирования на них, просто регистрируя все, что он наблюдает. Если какое-либо последующее суждение, оценка или образ возникает в его уме, то они сами становятся тем фокусом, к которому приковывается его внимание. Они не отвергаются и не принимаются, но после того как были отмечены, просто пропускаются. По словам Ньянапоники, современного буддийского монаха, сущность полноты внимания состоит «в ясном и честном осознании того, что действительно происходит С НАМИ и В НАС в каждый последовательный момент восприятия.»
Лучше всего, чтобы культивированию полноты внимания предшествовала практика Дхьян. Существует, однако, метод, называемый «простое понимание», в котором медитирующий начинает с практики полноты внимания без предшествующих достижений в концентрации. В «простом понимании» концентрация усиливается через саму практику полноты внимания. На первых стадиях «простого понимания» в уме медитирующего моменты полноты внимания перемежаются появлением блуждающих мыслей. Иногда медитирующий замечает это блуждание, иногда нет. Но постепенно, по мере замечания все большего числа беспорядочных мыслей, мгновенная концентрация усиливается. Блуждающие мысли утихают сразу после того, как они были замечены, и медитирующий снова возвращается к полноте внимания. В конце концов достигается стадия, когда ум медитирующего перестает зависеть от блуждающих мыслей. Когда медитирующий становится способным замечать каждое движение ума без перерывов, это превращается в подступающую концентрацию (см. Путь концентрации).
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ
Если медитирующий ранее развил в себе какую-либо силу концентрации на пути Дхьяны, то она поможет ему и в развитии полноты внимания. В приобретении этой новой привычки «просто воспринимать» важную помощь оказывает однонаправленность. Лучшим уровнем Дхьяны для практики полноты внимания является подступающая концентрация. Причина этого в том, что полнота внимания приложима к обыденному, нормальному сознанию, а начиная с уровня первой Дхьяны процессы обыденного поверхностного сознания прекращаются. С другой стороны, уровень концентрации более низкий, чем предварительный уровень Дхьяны, может легко заполниться блуждающими рассеянными мыслями, и в практике полноты внимания будут наблюдаться сбои. А на уровне подступающей концентрации есть нужный баланс – восприятие и мысль сохраняют свою обычную форму, но концентрация достаточно сильна для того, чтобы удерживать сознание медитирующего от непрерывного комментирования этих форм. Моменты входа или выхода из Дхьяны особенно удобны для практики постижения. В такие моменты процессы, происходящие в уме, становятся прозрачными и более доступными для внимания медитирующего.
ПОЛНОТА ВНИМАНИЯ
Есть четыре вида полноты внимания, разные по своей функции, но тождественные по фокусу сосредоточения. Полнота внимания может фокусироваться на теле, чувствах, уме или мыслях. Любой из этих объектов служит фиксированной точкой, чтобы раскрепостить свое внимание в потоке сознания.
При полноте внимания к телу медитирующий отмечает каждое мгновение своей физической деятельности, позу, движение частей тела. Медитирующий отмечает движение тела и его положение, чем бы он ни занимался. Он не придает значения своим действия, но фокусируется на телесных действиях самих по себе.
При полноте внимания к чувствам, медитирующий фокусируется на внутренних ощущениях независимо от того, приятны они или неприятны. Он просто отмечает свои внутренние чувства по мере того, как они проходят перед вниманием. Некоторые чувства являются первой реакцией на сообщения органов чувств, другие являются физическими ощущениями, сопровождающими физиологические состояния, третьи – побочными продуктами биологических процессов. Каков бы ни был источник чувства, оно регистрируется само по себе.
При полноте внимания к уму медитирующий фокусируется на каждом из ментальных состояний по мере того, как они возникают в его сознании. Какое бы настроение, образ мыслей или психологическое состояние ни проявлялось, он просто регистрирует его как таковое. Если, например, у медитирующего возникает раздражение от беспокоящего шума, то он просто отмечает в этот момент: «раздражение».
Четвертая техника, полнота внимания к мыслям и мыслеобразам, является в сущности той же самой, что и описанная выше, за исключением того уровня, на котором наблюдается работа ума. Вместо того, чтобы отмечать качество ментальных состояний по мере их возникновения, медитирующий отмечает объекты внимания, которые и порождают эти ментальные состояния – например, «беспокоящий шум». Как только возникает мысль, медитирующий отмечает ее в терминах детальной схемы, разработанной для классификации содержания ума. Самая широкая из категорий этой схемы разделяет все мысли на способствующие просветлению и мешающие ему.
Любая из этих техник полноты внимания прерывается иллюзиями причинно-следственной связи и благоразумия, которые питают нашу ментальную жизнь. А при полноте внимания медитирующий начинает видеть те частицы, элементы своего ума, из которых строится для него картина реальности. Эти наблюдений приводят к ряду открытий, касающихся природы ума. С приходом этих открытий полнота внимания созревает до уровня постижения, инсайта («Випассана»). Практика постижения начинается с того момента, когда полнота внимания может существовать сама собой. В практике медитации постижения («Випассана медитации») сознание фиксируется на выбранном объекте таким образом, что созерцающий ум и объект созерцания появляются вместе в неразрывной последовательности. Этот момент знаменует собой начало цепочки инсайтов – постижения ума, познающего самого себя – заканчивающихся состоянием Нирваны (санскр.«нирвана» – «безветрие»)
СТАДИЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Первым пониманием в постижении является то, что созерцаемые явления отличны от ума, их созерцающего. Заложенная в уме способность, посредством которой он наблюдает за происходящими в нем процессами, отлична от тех процессов, которые он наблюдает. Медитирующий познает, что сознание отличается от объекта, который оно отражает и осознает, но это не знание на уровне слов, типа тех, что написаны здесь. Вернее будет сказать, что медитирующий познает это и каждое последующее понимание в непосредственном опыте. У него может не оказаться слов для выражения этих пониманий, и вовсе не обязательно формулировать и излагать это понимание.
Продолжая практику постижения, медитирующий, после того, как он понял разную природу сознания и объекта сознания, может с помощью дальнейшей практики постижения приобрести ясное понимание того, что эти двойственные процессы (отражения в сознании объектов) лишены собственной сущности. Он видит, что они возникают как следствие обуславливающих их причин, а не как результат руководства ими какого-то индивидуального начала. Каждое мгновение осознания протекает согласно своей собственной природе, независимой от «чьей-то воли». Так для медитирующего становится ясным, что нигде в уме нельзя найти никакой постоянной сущности. Это является прямым переживание буддийской доктрины «анатта» — «не я», согласно которой никакие из явлений не имеют в себе души. Это относится даже к человеческому «Я» (согласно доктрине «анатта» человеческое «Я» так же иллюзорно, как и все остальные явления мира. Может быть в постижении того, что на самом глубоком уровне сознания даже «Я», «зрящий» не существует, и отражается сама сущность буддизма). Медитирующий видит свою прошлую и будущую жизнь как всего лишь обусловленный процесс причин и следствий. Он больше не сомневается в том, существует ли «Я» в действительности; он знает, что " я есть" – это иллюзия, и он осознает истинность слов Будды из палийского канона:
«Точно так же как слово „колесница“ возникает, когда собраны вместе все составляющие его части, Так и представление о „Я“ есть, когда есть совокупность составляющих его частей»
Продолжая практику постижения, медитирующий обнаруживает, что его наблюдающий ум и объекты наблюдения появляются и исчезают с такой частотой, что это выше его понимания. Он видит все поле своего сознания как непрерывный поток. Медитирующий понимает, что его картина реальности возобновляется каждое мгновение, и так продолжается без конца. С пониманием этого он приходит к постижению истинности непостоянства (палийское «аникка»).
Обнаружив, что все явления появляются и исчезают каждый момент, медитирующий перестает смотреть на них, как на нечто заслуживающее доверия или приятное. Приходит освобождение от иллюзий: то, что постоянно изменяется, не может быть основой сколь-нибудь длительного удовлетворения. Когда медитирующий познает, что его собственная сущность лишена «Я» и постоянно изменяется, он входит в состояние отрешенности от мира своих переживаний. С позиций такой отрешенности непостоянные и безличные качества его сознания приводят ко взгляду на ум, как на источник страданий («дуккха»).
ПСЕВДОНИРВАНА
Дальше медитирующий продвигается без каких-либо размышлений. После последних открытий он начинает ясно видеть начало и конец каждого последовательного момента сознания. Вместе с такой ясностью восприятия могут прийти:
– видение сверкающего света или светящихся форм.
– чувство восторга, вызывающее мурашки на коже, дрожь в частях тела, ощущение утраты телом его веса и другие атрибуты восторженного состояния.
– спокойствие в уме и теле, делающее их легкими, пластичными и послушными.
– чувство преклонения перед учителем медитации, Буддой, и веры в его учение, включая и сам метод постижения, и в сангху, (общину), сопровождаемые радостным доверием к действенности медитации и желанием советовать всем друзьям и родственникам практиковать ее.
– усердие в медитации, сопровождаемое ровной энергией, не слишком слабой и не слишком напряженной.
– возвышенное счастье, переполняющее тело медитирующего; необычайное блаженство, кажущееся нескончаемым и побуждающее его рассказывать всем о своем исключительном переживании.
– быстрое и ясное восприятие каждого мгновения сознания: точное, сильное и ясное, делающее природу непостоянства и отсутствия удовлетворенности сразу же понятной. Полнота внимания особенной силы: медитирующий без всякого усилия видит каждый момент осознавания; полнота внимания приобретает свою собственную движущую силу.
– невозмутимость по отношению к происходящему в сознании; независимо от того, что входит в ум медитирующего, он сохраняет отрешенную нейтральность.
– тонкая привязанность к видениям света и к другим, описанным выше факторам, и удовольствие от их созерцания.
Медитирующий часто воодушевляется появлением этих десяти признаков и может рассказывать о них, думая что он достиг просветления и завершил задачу медитации. Даже если он не думает, что эти признаки означают его освобождение, он может приостановиться, чтобы насладиться ими. По этой причине эта стадия, называемая как «Знание Появления и Исчезновения» озаглавлена в «Вишуддхимагге» как «Десять извращений в постижении». Это – псевдонирвана. Большая опасность для медитирующего принять «то, что не есть путь, за путь», или в потере решимости дальнейшей практики постижения из-за привязанности к таким феноменам. В конце концов медитирующий понимает, либо сам, либо с помощью совета учителя, что эти переживания – лишь веха на пути, а не конечный пункт назначения. Тогда он переводит луч своего постижения на них и на свою привязанность к ним.
(мудрости, инсайта, постижения)
«Вишуддхимагга» считает, что овладение Дхьянами и ознакомление с состояниями высшего блаженства имеет второстепенное значение по сравнению с «пунна»(на языке пали, «праджна» на санскрите) – постигающей мудростью. Овладение Дхьянами является частью полного курса тренировки, и преимущество этого овладения для медитирующего заключается в том, что ум делается послушным и легко управляемым, что ускоряет тренировку в «пунна». Действительно, на языке пали, на котором написана «Вишуддхимагга», более глубокие Дхьяны иногда называются «играми в концентрацию», играми хорошо подготовленных и опытных людей. Но трудность тренировки заключается не в Дхьянах. Трудным является тот путь, который начинается с полноты внимания («сатипаттхана»), проходит через проникновение в суть («випассана») и заканчивается Нирване. (имеется в виду «полнота внимания» или «свидетельствование» быть свидетелем бытия, подобным чистому зеркалу, которое все отражает, но само никак не изменяется от того, что оно отражает; отражает, но никак не реагирует)
Вехи на пути проницательности
НИРОДХА
Полное прекращение сознания субьекта
НИРВАНА
Сознание перестает иметь цель, объект
СОЗЕРЦАНИЕ
Созерцание – быстрое, легко и неослабевающее. Мгновенное познание «анатта», «аникха», «дукхха». Прекращение страдания и полная невозмутимость
ПОСТИЖЕНИЕ
Понимание страшной, неудовлетворяющей, скучной природы физических и ментальных явлений; физическое страдание и появление желания бежать от этих явлений; восприятие исчезновения ментальных объектов; восприятие быстрое и безупречное; исчезновение света, восторга и т.п.
ПСЕВДОНИРВАНА
Ясное восприятие проявления и ухода каждого последовательного момента существования ума; это восприятие сопровождается такими явлениями, как яркий свет, чувство восторга, спокойствие, благоговение, энергия, счастье, полнота внимания; невозмутимость в отношении объектов созерцания; быстрое и ясное восприятие; привязанность к этим новым состояниям
СТАДИЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ
Эти процессы не кажутся ни приятными, ни прочными; (переживание «дукха», неудовлетворенности). Эти процессы видятся как возникающие и проходящие в каждый момент созерцания (переживание «аникха», непостоянства). Эти двойственные процессы видятся лишенными своего «Я»(переживание «анатта», отсутствия своего «я»). Сознание и его объекты в каждый момент воспринимаются как различные и отдельные процессы
ПОЛНОТА ВНИМАНИЯ
Полное внимание о функционировании тела, физических ощущениях, ментальных состояниях и объектах ума
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ
Предшествующее достижение предварительного уровня концентрации на пути Дхьяны
ПРОСТОЕ ПОНИМАНИЕ
Достижение способности отмечать в уме все явления, так что они перестают серьезно мешать практике
ПРОСТОЕ ПОНИМАНИЕ
Первая стадия, простое понимание, влечет за собой прорыв через стереотипы восприятия. Мы имеем естественную склонность приспосабливаться к окружающему нас миру, чтобы он стал привычным. Мы также подменяем свежее свидетельство наших чувств абстрактными названиями или предрассудками. При полноте внимания медитирующий методически сталкивается лицом к лицу с неприкрытыми фактами переживаемой им реальности, глядя на каждое событие так, словно оно происходит впервые. Это достигается им путем непрерывного уделения внимания первой фазе восприятия, когда его ум в большей мере просто воспринимает, чем реагирует. Медитирующий ограничивает свое внимание простым наблюдением за мыслями и чувствами. Он видит их, когда они возникают в каком-либо из его пяти органов чувств или в уме – «Вишуддхимагга» рассматривает ум как шестое чувство. Но наблюдая за своими чувственными впечатлениями, медитирующий воздерживается от реагирования на них, просто регистрируя все, что он наблюдает. Если какое-либо последующее суждение, оценка или образ возникает в его уме, то они сами становятся тем фокусом, к которому приковывается его внимание. Они не отвергаются и не принимаются, но после того как были отмечены, просто пропускаются. По словам Ньянапоники, современного буддийского монаха, сущность полноты внимания состоит «в ясном и честном осознании того, что действительно происходит С НАМИ и В НАС в каждый последовательный момент восприятия.»
Лучше всего, чтобы культивированию полноты внимания предшествовала практика Дхьян. Существует, однако, метод, называемый «простое понимание», в котором медитирующий начинает с практики полноты внимания без предшествующих достижений в концентрации. В «простом понимании» концентрация усиливается через саму практику полноты внимания. На первых стадиях «простого понимания» в уме медитирующего моменты полноты внимания перемежаются появлением блуждающих мыслей. Иногда медитирующий замечает это блуждание, иногда нет. Но постепенно, по мере замечания все большего числа беспорядочных мыслей, мгновенная концентрация усиливается. Блуждающие мысли утихают сразу после того, как они были замечены, и медитирующий снова возвращается к полноте внимания. В конце концов достигается стадия, когда ум медитирующего перестает зависеть от блуждающих мыслей. Когда медитирующий становится способным замечать каждое движение ума без перерывов, это превращается в подступающую концентрацию (см. Путь концентрации).
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ
Если медитирующий ранее развил в себе какую-либо силу концентрации на пути Дхьяны, то она поможет ему и в развитии полноты внимания. В приобретении этой новой привычки «просто воспринимать» важную помощь оказывает однонаправленность. Лучшим уровнем Дхьяны для практики полноты внимания является подступающая концентрация. Причина этого в том, что полнота внимания приложима к обыденному, нормальному сознанию, а начиная с уровня первой Дхьяны процессы обыденного поверхностного сознания прекращаются. С другой стороны, уровень концентрации более низкий, чем предварительный уровень Дхьяны, может легко заполниться блуждающими рассеянными мыслями, и в практике полноты внимания будут наблюдаться сбои. А на уровне подступающей концентрации есть нужный баланс – восприятие и мысль сохраняют свою обычную форму, но концентрация достаточно сильна для того, чтобы удерживать сознание медитирующего от непрерывного комментирования этих форм. Моменты входа или выхода из Дхьяны особенно удобны для практики постижения. В такие моменты процессы, происходящие в уме, становятся прозрачными и более доступными для внимания медитирующего.
ПОЛНОТА ВНИМАНИЯ
Есть четыре вида полноты внимания, разные по своей функции, но тождественные по фокусу сосредоточения. Полнота внимания может фокусироваться на теле, чувствах, уме или мыслях. Любой из этих объектов служит фиксированной точкой, чтобы раскрепостить свое внимание в потоке сознания.
При полноте внимания к телу медитирующий отмечает каждое мгновение своей физической деятельности, позу, движение частей тела. Медитирующий отмечает движение тела и его положение, чем бы он ни занимался. Он не придает значения своим действия, но фокусируется на телесных действиях самих по себе.
При полноте внимания к чувствам, медитирующий фокусируется на внутренних ощущениях независимо от того, приятны они или неприятны. Он просто отмечает свои внутренние чувства по мере того, как они проходят перед вниманием. Некоторые чувства являются первой реакцией на сообщения органов чувств, другие являются физическими ощущениями, сопровождающими физиологические состояния, третьи – побочными продуктами биологических процессов. Каков бы ни был источник чувства, оно регистрируется само по себе.
При полноте внимания к уму медитирующий фокусируется на каждом из ментальных состояний по мере того, как они возникают в его сознании. Какое бы настроение, образ мыслей или психологическое состояние ни проявлялось, он просто регистрирует его как таковое. Если, например, у медитирующего возникает раздражение от беспокоящего шума, то он просто отмечает в этот момент: «раздражение».
Четвертая техника, полнота внимания к мыслям и мыслеобразам, является в сущности той же самой, что и описанная выше, за исключением того уровня, на котором наблюдается работа ума. Вместо того, чтобы отмечать качество ментальных состояний по мере их возникновения, медитирующий отмечает объекты внимания, которые и порождают эти ментальные состояния – например, «беспокоящий шум». Как только возникает мысль, медитирующий отмечает ее в терминах детальной схемы, разработанной для классификации содержания ума. Самая широкая из категорий этой схемы разделяет все мысли на способствующие просветлению и мешающие ему.
Любая из этих техник полноты внимания прерывается иллюзиями причинно-следственной связи и благоразумия, которые питают нашу ментальную жизнь. А при полноте внимания медитирующий начинает видеть те частицы, элементы своего ума, из которых строится для него картина реальности. Эти наблюдений приводят к ряду открытий, касающихся природы ума. С приходом этих открытий полнота внимания созревает до уровня постижения, инсайта («Випассана»). Практика постижения начинается с того момента, когда полнота внимания может существовать сама собой. В практике медитации постижения («Випассана медитации») сознание фиксируется на выбранном объекте таким образом, что созерцающий ум и объект созерцания появляются вместе в неразрывной последовательности. Этот момент знаменует собой начало цепочки инсайтов – постижения ума, познающего самого себя – заканчивающихся состоянием Нирваны (санскр.«нирвана» – «безветрие»)
СТАДИЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Первым пониманием в постижении является то, что созерцаемые явления отличны от ума, их созерцающего. Заложенная в уме способность, посредством которой он наблюдает за происходящими в нем процессами, отлична от тех процессов, которые он наблюдает. Медитирующий познает, что сознание отличается от объекта, который оно отражает и осознает, но это не знание на уровне слов, типа тех, что написаны здесь. Вернее будет сказать, что медитирующий познает это и каждое последующее понимание в непосредственном опыте. У него может не оказаться слов для выражения этих пониманий, и вовсе не обязательно формулировать и излагать это понимание.
Продолжая практику постижения, медитирующий, после того, как он понял разную природу сознания и объекта сознания, может с помощью дальнейшей практики постижения приобрести ясное понимание того, что эти двойственные процессы (отражения в сознании объектов) лишены собственной сущности. Он видит, что они возникают как следствие обуславливающих их причин, а не как результат руководства ими какого-то индивидуального начала. Каждое мгновение осознания протекает согласно своей собственной природе, независимой от «чьей-то воли». Так для медитирующего становится ясным, что нигде в уме нельзя найти никакой постоянной сущности. Это является прямым переживание буддийской доктрины «анатта» — «не я», согласно которой никакие из явлений не имеют в себе души. Это относится даже к человеческому «Я» (согласно доктрине «анатта» человеческое «Я» так же иллюзорно, как и все остальные явления мира. Может быть в постижении того, что на самом глубоком уровне сознания даже «Я», «зрящий» не существует, и отражается сама сущность буддизма). Медитирующий видит свою прошлую и будущую жизнь как всего лишь обусловленный процесс причин и следствий. Он больше не сомневается в том, существует ли «Я» в действительности; он знает, что " я есть" – это иллюзия, и он осознает истинность слов Будды из палийского канона:
«Точно так же как слово „колесница“ возникает, когда собраны вместе все составляющие его части, Так и представление о „Я“ есть, когда есть совокупность составляющих его частей»
Продолжая практику постижения, медитирующий обнаруживает, что его наблюдающий ум и объекты наблюдения появляются и исчезают с такой частотой, что это выше его понимания. Он видит все поле своего сознания как непрерывный поток. Медитирующий понимает, что его картина реальности возобновляется каждое мгновение, и так продолжается без конца. С пониманием этого он приходит к постижению истинности непостоянства (палийское «аникка»).
Обнаружив, что все явления появляются и исчезают каждый момент, медитирующий перестает смотреть на них, как на нечто заслуживающее доверия или приятное. Приходит освобождение от иллюзий: то, что постоянно изменяется, не может быть основой сколь-нибудь длительного удовлетворения. Когда медитирующий познает, что его собственная сущность лишена «Я» и постоянно изменяется, он входит в состояние отрешенности от мира своих переживаний. С позиций такой отрешенности непостоянные и безличные качества его сознания приводят ко взгляду на ум, как на источник страданий («дуккха»).
ПСЕВДОНИРВАНА
Дальше медитирующий продвигается без каких-либо размышлений. После последних открытий он начинает ясно видеть начало и конец каждого последовательного момента сознания. Вместе с такой ясностью восприятия могут прийти:
– видение сверкающего света или светящихся форм.
– чувство восторга, вызывающее мурашки на коже, дрожь в частях тела, ощущение утраты телом его веса и другие атрибуты восторженного состояния.
– спокойствие в уме и теле, делающее их легкими, пластичными и послушными.
– чувство преклонения перед учителем медитации, Буддой, и веры в его учение, включая и сам метод постижения, и в сангху, (общину), сопровождаемые радостным доверием к действенности медитации и желанием советовать всем друзьям и родственникам практиковать ее.
– усердие в медитации, сопровождаемое ровной энергией, не слишком слабой и не слишком напряженной.
– возвышенное счастье, переполняющее тело медитирующего; необычайное блаженство, кажущееся нескончаемым и побуждающее его рассказывать всем о своем исключительном переживании.
– быстрое и ясное восприятие каждого мгновения сознания: точное, сильное и ясное, делающее природу непостоянства и отсутствия удовлетворенности сразу же понятной. Полнота внимания особенной силы: медитирующий без всякого усилия видит каждый момент осознавания; полнота внимания приобретает свою собственную движущую силу.
– невозмутимость по отношению к происходящему в сознании; независимо от того, что входит в ум медитирующего, он сохраняет отрешенную нейтральность.
– тонкая привязанность к видениям света и к другим, описанным выше факторам, и удовольствие от их созерцания.
Медитирующий часто воодушевляется появлением этих десяти признаков и может рассказывать о них, думая что он достиг просветления и завершил задачу медитации. Даже если он не думает, что эти признаки означают его освобождение, он может приостановиться, чтобы насладиться ими. По этой причине эта стадия, называемая как «Знание Появления и Исчезновения» озаглавлена в «Вишуддхимагге» как «Десять извращений в постижении». Это – псевдонирвана. Большая опасность для медитирующего принять «то, что не есть путь, за путь», или в потере решимости дальнейшей практики постижения из-за привязанности к таким феноменам. В конце концов медитирующий понимает, либо сам, либо с помощью совета учителя, что эти переживания – лишь веха на пути, а не конечный пункт назначения. Тогда он переводит луч своего постижения на них и на свою привязанность к ним.
0 комментариев