3 августа 2013, 13:28

Не Два

3 фото
Рис. 1а
image
НЕ ДВА
***
1. Да-нет

Добро и зло —
две стороны одной медали.
Ребро ж этой медали
не многие видали.

Не секрет, что у всего в нашем мире есть противоположность. У всего, что мы можем почувствовать или представить. Если говорить о понятиях этики и морали, а также описании материально или духовного мира, то поиск дуальных противоположностей не требуется. Для большинства понятий из перечисленных сфер противоположность просто очевидна. Приведем несколько примеров: добро \ зло, тепло \ горячо, сильно \ слабо, тяжело \ легко. Однако не всегда так легко обнаружить дуальную противоположность. Например, легко ли сразу сказать какая противоположность у «карандаша»? Думаю, что большая часть читателей не сможет сразу ответить на этот вопрос. Как раз для таких непростых случаев удобно использовать один простой прием – добавление частицы «не» к предмету или понятию, для которого необходимо найти противоположность. Мы говорили о «карандаше», следовательно, руководствуясь только что предложенным принципом, дуальная противоположность «карандаша» — «не карандаш». В свою очередь, не сложно понять, что «не карандаш» это все пространство, окружающее «карандаш». Обобщая этот пример, можно с уверенностью сказать, что противоположностью любого предмета можно считать пространство, его окружающее.

Из всех противоположностей, которые нас «окружают», можно выделить две, на мой взгляд, уникальные. Это «логика» и «пространство» или «эмоции» и «время». Возможно, вы уже поняли к чему я клоню: «не логика» это «эмоции», а «не пространство» это ни что иное как «время». Однако я не хочу постулировать это как аксиому, тем более что все изложенное здесь не более чем желание выразить словами то, что словами совершенно невыразимо. И все же, посудите сами – не бывает такого, чтобы мысль не была эмоционально окрашена и, с другой стороны, любая мысль и эмоция имеет мысленный контекст. Время теряет всякий смысл без пространства, а пространство без времени. «Логика»» и «эмоции» неразрывно связаны, являясь тем временем двумя частями целого (рис. 1а), представляющим наше «Я». То же самое можно сказать о «пространстве» и «времени» (рис. 1б) с той разницей, что их целое — наше окружение. Можно даже выделить перекрестные аналогии – «эмоции» придают логическим построениям окрас и динамику. То же можно сказать и о «времени», которое выступает мерой изменения «пространства». Окружением любого предмета является «пространство», а любой мысли «логический» контекст.

Похоже, что сложность конкретного понимания дуальной противоположности «логики» и «эмоций» проистекает из того факта, что мы пытаемся с помощью самой логики найти для нее противоположность. Это уже вывод вопроса за рамки системы, но, в то же время, сами мы остаемся в рамках той же системы. Подобные размышления можно спроецировать и на противоположность «время \ пространство».

Рассматривая «логику» и «эмоции», а также «пространство» и «время», нельзя обойти стороной их дуальные разложения:
1. «Логика» по сути своей состоит из утверждений и отрицаний, которые условно можно назвать «да» и «нет» (рис.1а);
2. Все, что касается «чувств», делится на вызывающее «приятные» и «неприятные» эмоции с разной степенью насыщенности (рис.1а);
3. «Пространство» в простейшем одномерном варианте имеет метрику (L) и два направления «+» и «-». В результате получаем противоположные «+L» и «–L» (рис.1б);
4. Аналогично предыдущему пункту «время», имея условную метрику (T) и направление, дает две противоположности «+T» и «-T» (рис.1б).
В случае слияния противоположностей самого нижнего порядка из рис.1а, 1б, получим: безмыслие для «логики», спокойствие для «эмоций», здесь для «пространства» и сейчас для «времени». Удивительно, но все эти четыре категории являются необходимыми условиями удачной медитации. В то же время это и пресловутое отсутствие внутреннего диалога, внутреннее спокойствие, и такое характерное для дзен понятие как «здесь и сейчас».

***

2. Осознанное бодрствование

Я пуст, да так, что пустоте моей
Найдется места вдоволь в пустоте привычной.
Тоска и радость крепко держатся на ней,
Даря надежду в силе жить первичной.

«Сон» и «бодрствование» — дуальные противоположности, способные дать одну из ключевых подсказок. Как известно, сон можно грубо разделить на три основные фазы: быстрый, медленный и глубокий сон без сновидений. Также, рассматривая сон, нельзя пройти мимо такого феномена, как осознанные сновидения, ведь осознание себя во сне – уникальное явление, наводящее на мысль о возможности подобного состоянии в бодрствовании. Такое предположение становится возможным только в том случае, если мы сделаем смелое допущение, представляющее состояние «бодрствования» неким подобием сна, только более высокого порядка. Что же, в таком случае «осознанное бодрствование»? Очевидно, что наиболее подходящим на эту роль состоянием является самадхи (рис. 2).

Рис. 1а, 1б и 2 хорошо дополняют друг друга, т.к. третья схема демонстрирует переход в плоскости «сон-бодрствование», а первая и вторая раскрывают его суть на личностном и не-личностном уровнях.

Таким образом, самадхи происходит после успокоения ума (логики и эмоций) и являет человеку его истинное «Я». Однако не стоит забывать, что «не Я» также присутствует в этом состояние, но оно лишено категорий «времени» и «пространства». Самадхи, в свою очередь, лишено мыслей, лишено интерпретации чувств и оценки внутренней и окружающей действительности. Недаром его называют состоянием одной мысли. Тем не менее, это все еще «сон бодрствования», ведь в осознанном сновидении мы все еще спим, несмотря даже на высокий уровень осознанности.

***

3. «Пробуждение» в глубокий сон без сновидений

Умер Я, и не воскресну вновь -
Тут не поможет ненависть, бессильна и любовь.

Нет в этом правды, нет и лжи — как ни крути.
Путь не утерян… нет его, ведь некому идти.

Самый высокий порядок абстракций для нас – это «Я», которое, в свою очередь является противопоставлением «не Я» (рис.1а и 1б). Наше «Я» — наблюдатель, который анализирует «не Я», пребывая в нем, подобно предмету в пространстве. Но, аналогично элементарным слиянием противоположностей, этот высший порядок абстракции может быть удален путем соединения «Я» и «не Я». Это и есть глубокое самадхи (рис.2). В глубоком самадхи, как и в глубоком сне, нет ни чувств, ни эмоций, ни нашего «Я», ни «не Я», ничего ни с кем не происходит. «Есть» лишь одно целое без каких либо категорий и противоположностей. Целое, в котором субъект не отделим от объекта, а причина от следствия. Глубокий сон сливается со своей противоположностью – «пробуждением», демонстрируя этим всю условность приведенных схем и умозаключений. Следствие же такого «состояния», если такое понятие вообще применимо в данном случае, — естественность. И это неизбежно, ведь, продумывая действие, мы отдаляемся от него, нарушая тем самым естественный ход вещей.

В заключение скажу лишь то, что по моему скромному разумению, для слияния этих высших порядков абстракции желание является необходимым, но не является достаточным условием. Быть этому или не быть – вопрос «милости».

***

Тебя словами пробовал
Я выразить, излить.
Тебя глотками полными
Пытался я испить.

Тебя не удалось мне
Как следует понять,
Но боль смогли те крохи
Душевную унять.

Твоих границ не вижу,
Не вижу и поры,
Той пелены не вижу,
Что между Я и Ты.

3 изображения

  • Рис. 1а
  • Рис. 1б
  • Рис. 2

2 комментария

Venirg
Сразу замечу, что «пробуждение» в данной заметке я специально взял в кавычки. Это «пробуждение» находится в РАМКАХ ОПЫТА.
Venirg
заметка была написана почти год назад на основе личного опыта, который произошел случайно.