24 августа 2013, 00:57
Просто глоток кофе...
Вы полагаете, нет ничего проще, чем сделать глоток кофе? Отнюдь! Для этой незатейливой процедуры Вам потребуется очень много составляющих. Например, физическое тело, оснащенное кофепринимающим желудком. Вода, кофе, сахар и сливки по вкусу, чайник, электричество или газ, посуда, стол, помещение, здание, в котором оно находится, улица, город, планета Земля и, наконец, вся Вселенная. Попробуйте удалить хотя бы одну составляющую, и глоток кофе немедленно накроется медным тазом.
Самая незатейливая логика подсказывает, что все составляющие кофепития асолютно равноправны в отношении друг друга и обязаны быть представленными в одной-единственной уникальной констелляции в «здесь и сейчас». Таким образом, имеет место бесконечно сложный взаимосвязанный процесс, охватывающий все бытие без малейшего исключения.
Но если обо всем этом философски рассуждать, кофе успеет не только остыть, но просто испариться. И тут на помощь приходит думающий ум, который опирается на «пятый элемент», которого нет и не может быть в указанном процессе вселенского кофепития. А именно – слова. Ум создает предельно упрощенную модель, своего рода дешевый полароидный фотоснимок момента: «Я пью кофе».
Этот акт необходим для того, чтобы возникла возможность быстрой и эффективной коммуникации. Попробуйте объяснить Вашей подруге или другу, чем Вы сейчас занимаетеь с точки зрения адвайта-веданты. Вечности не хватит. А так все ясно: кофе пью.
Переживание «Я» как субъекта кофепития возникает, таким образом, как сугубо технический аспект коммуникации. Его опорой служит понятийный ряд, создающий «описание» — пакет данных, содержащий условную «выжимку» из бесконечно сложного процесса, в котором «Я» даже не ночевало. Описанная таким образом реальность превращается в рабочую модель, основанную на четких и ясных понятиях: «я», «пить», «кофе». Забавно, что эти понятия-пустышки вне контекста их сугубо практического применения совершенно равноправны: понятие «я» ничем не отличается от понятия «кофе» и наоборот.
Нет ничего определенного, что эти понятия в действительности описывают. Имеет место всего лишь социально-коммуникативный договор, который был заключен во времена охоты на мамонтов и действителен и по сей день. Согласно этому договору, описываемая реальность принимается за действительную и намертво фиксируется в языке.
Потому что если мы хотим жрать, нам нужно скоренько организоваться и коллективно загнать мамонта в яму. Для этого требуются как минимум понятия «мамонт» и «яма» — а там уже и до индивидуального «я» рукой подать. Тем более, на сытый желудок приходят в голову всевозможные мудрые мысли типа: «А кто, собственно, так здорово метнул копье, что мамонт тотчас откинул копыта?»
Если очистить воспринимаемое от скорлупы описаний, как вареное яйцо, обнаружится, что никакого яйца просто нет! Слова, понятия и идеи описывают всего лишь сами себя. Идея «ложного автора», на которого многие охотятся, как в давние времена на мамонта, описывает всего лишь то, что Вы сейчас читаете: слова «ложный автор». Нигде, кроме как в этих кавычках, никакого «автора» нет и быть не может.
Есть просто генетически унаследованная привычка связывать метко (или совсем не метко) брошенное копье с некоей условной инстанцией, которая его якобы бросила. Ну что с них взять, с дурных питекантропов…
«Просто глоток кофе» — какой абсурд! Тот, кто это постиг и пережил, а потом просто заварил себе крепенького кофейку да выпил его с удовольствием – наверное, и есть Будда…
Самая незатейливая логика подсказывает, что все составляющие кофепития асолютно равноправны в отношении друг друга и обязаны быть представленными в одной-единственной уникальной констелляции в «здесь и сейчас». Таким образом, имеет место бесконечно сложный взаимосвязанный процесс, охватывающий все бытие без малейшего исключения.
Но если обо всем этом философски рассуждать, кофе успеет не только остыть, но просто испариться. И тут на помощь приходит думающий ум, который опирается на «пятый элемент», которого нет и не может быть в указанном процессе вселенского кофепития. А именно – слова. Ум создает предельно упрощенную модель, своего рода дешевый полароидный фотоснимок момента: «Я пью кофе».
Этот акт необходим для того, чтобы возникла возможность быстрой и эффективной коммуникации. Попробуйте объяснить Вашей подруге или другу, чем Вы сейчас занимаетеь с точки зрения адвайта-веданты. Вечности не хватит. А так все ясно: кофе пью.
Переживание «Я» как субъекта кофепития возникает, таким образом, как сугубо технический аспект коммуникации. Его опорой служит понятийный ряд, создающий «описание» — пакет данных, содержащий условную «выжимку» из бесконечно сложного процесса, в котором «Я» даже не ночевало. Описанная таким образом реальность превращается в рабочую модель, основанную на четких и ясных понятиях: «я», «пить», «кофе». Забавно, что эти понятия-пустышки вне контекста их сугубо практического применения совершенно равноправны: понятие «я» ничем не отличается от понятия «кофе» и наоборот.
Нет ничего определенного, что эти понятия в действительности описывают. Имеет место всего лишь социально-коммуникативный договор, который был заключен во времена охоты на мамонтов и действителен и по сей день. Согласно этому договору, описываемая реальность принимается за действительную и намертво фиксируется в языке.
Потому что если мы хотим жрать, нам нужно скоренько организоваться и коллективно загнать мамонта в яму. Для этого требуются как минимум понятия «мамонт» и «яма» — а там уже и до индивидуального «я» рукой подать. Тем более, на сытый желудок приходят в голову всевозможные мудрые мысли типа: «А кто, собственно, так здорово метнул копье, что мамонт тотчас откинул копыта?»
Если очистить воспринимаемое от скорлупы описаний, как вареное яйцо, обнаружится, что никакого яйца просто нет! Слова, понятия и идеи описывают всего лишь сами себя. Идея «ложного автора», на которого многие охотятся, как в давние времена на мамонта, описывает всего лишь то, что Вы сейчас читаете: слова «ложный автор». Нигде, кроме как в этих кавычках, никакого «автора» нет и быть не может.
Есть просто генетически унаследованная привычка связывать метко (или совсем не метко) брошенное копье с некоей условной инстанцией, которая его якобы бросила. Ну что с них взять, с дурных питекантропов…
«Просто глоток кофе» — какой абсурд! Тот, кто это постиг и пережил, а потом просто заварил себе крепенького кофейку да выпил его с удовольствием – наверное, и есть Будда…
20 комментариев
Писатель Вы, однако))))
Признаюсь первые посты мне не нравились. А теперь такой успех: Мастера Вас хвалят. Поздравляю!
Это хорошее достижение, не правда ли? А что дальше? Как думаете?
Да. Это так. Согласна.
Значит такое Ваше видение?))) Спасибо за ответ.
…
Знаете, бывших литераторов не бывает. Хорошо развитый ум, большой славарный запас, образность выражения и владение методами индукции и дедукции дает много возможностей " ставить одно зеркало на против другого создавая видимую глубину". Но искра?
Как же потусторонний таинственный блеск который придает этой умственной гимнастике такую большую привлекательность и восхощение читателей? Наиболее искренние люди творчества признают, что они всего лишь являются каналами для этого света. И думаю, Вам не составит труда согласиться с тем, что Вы инструмент, а не создатель))
Но как вы чувствуете, можете ли Вы согласиться с тем, что проживете жизнь простого незаметного человека?
Можете ли вы отпустить поводья своего Пегаса, позволив ему мчатся так, как будет угодно этому миру с хаотичным потоком дхарм? А этот мир не заботит Ваша известность и Ваш успех. Сможете ли Вы принять это свободное падение в То, что ум ощущает как пропасть?
Насколько сильно в Вас стремление к известности, к успеху, к любви ваших читателей?
...
Можете не отвечать на этот вопрос. Если но Вам неугоден. Если он Вам неудобен.
...
По сути, это мой вопрос, который тревожит меня, на который я никак не могу ответить положительно)))
Примите это просто, как тему к размышлению.
Спасибо))
В свое время (2001 — 2004) я очень интенсивно писал и видел в этом собственное предназначение. По поводу «канала, проводящего свет» мне кажется, что писательство ничем не отличается от любой другой деятельности. Точно так же есть иллюзия «автора», точно так же он существует только как имя на обложке. Ничего особенно пафосного я в занятиях литературой не нахожу. Это тяжелый труд, обычно малооплачиваемый, сопровождаемый громадными эго-терзаниями. В их список, конечно, входят и идеи насчет собственного мнимого величия, и мнимого безразличия мира, и все такое прочее.
С какого-то момента я понял, что писать мне больше просто не о чем. Кроме того, стало ясно, что размеры таланта не позволяют создать то, что хотелось бы. И «волна» просто сошла на нет. Я переключился на другие вещи.
Стремление к успеху, известности и памятнику при жизни терзали меня еще очень долго. После того, как обломились многочисленные попытки, как-то медленно попустило.
Ад, в котором варятся многие «творческие личности» (Вы кратко обрисовали его важнейшие признаки), мне кажется крайне неуютным местом. Если на то пошло, есть ады гораздо более спокойные.
Если Вы ощущаете сильную потребность писать (и печататься!), Вам неизбежно придется расхлебывать всю эту эго-кашу. Другого выхода нет. Или же Вы сделаете это предметом самоисследования – такое решение гораздо экологичнее, на мой взгляд.
«Да уж» — помните, так говорил знаменитый Киса Воробьянинов ( 12 стульев. Ильф и Петров) в исплнении любимого мной Папанова)))
Гнусовато и протяжно. И без энтузиазма.
Вы очень верно это написали. И считаю что ничего особо пафосного нет ни в писательстве, ни в живописи, ни в любом другом виде творчества. Хотя… может быть только поэзия? Но нет.
Всем приходится расхлебывать эту кашу. Я наблюдала, как художники, начиная в чистой идее индивидуального творчества, переходили к рисованию того, что хочет видеть их почитатель, не в силах справиться с этой зависимостью от оценки и мнения. И, заливая этот ад спиртным, только увеличивали вероятность их быстрого превращения в горелую головешку.
чем и дадите рождение еще многим эссэ и очеркам как минимум.
Вы интенсивно писали и видели в этом собственное предназначение.
Это Ваши способности, данные Вам дхармой.От способностей не нужно отказываться. Никто этого не просит.Нужно отказаться от чувства ложного авторства. Думаю, мы прочтем еще много интересных публикаций от Вашего имени.