25 августа 2013, 15:48

зомби

Как из личностей сделать биомассу

Готовясь к публичной лекции по психологии личности, я просматривал выдержки из книги психоаналитика Бруно Беттельг «Просвещенное сердце». В ней он описывает свой опыт узника концлагерей Дахау и Бухенвальда, в которых он был в 1938-1939 годах, а также опыт других людей, столкнувшихся с системой уничтожения человеческого достоинства позднее, когда нацисты «раскрылись» на полную мощь. Делал пометки, выписки, и в итоге получилась эта статья.

Меня интересовал психологический аспект того, что творилось в концентрационных лагерях. Как нацистская система ломала личности, как личности противостояли системе и чудовищно деструктивному психологическому полю, какие стратегии использовали и как они деформировались. В конце концов, личность – это и есть наши стратегии адаптации к существующему вокруг миру, и от того, какой он, этот мир, во многом (но не во всем) зависит то, какие мы.

Нацистская система в 1938-1939 годах – времени пребывания Беттельхейма в Дахау и Бухенвальде – еще не была нацелена на тотальное истребление, хотя с жизнями тогда тоже не считались. Она была ориентирована на «воспитание» рабской силы: идеальной и послушной, не помышляющей ни о чем, кроме милости от хозяина, которую не жалко пустить в расход. Соответственно, необходимо было из сопротивляющейся взрослой личности сделать испуганного ребенка, силой инфантилизировать человека, добиться его регресса – до ребенка или вовсе до животного, живой биомассы без личности, воли и чувств. Биомассой легко управлять, она не вызывает сочувствия, ее легче презирать и она послушно пойдет на убой. То есть она удобна для хозяев.

Обобщая основные психологические стратегии подавления и слома личности, описанные в работе Беттельхейма, я для себя выделил и сформулировал ряд ключевых стратегий, которые, в общем-то, универсальны. И в разных вариациях они повторялись и повторяются практически на всех уровнях жизни общества: от семьи до государства. Нацисты только собрали это все в единый концентрат насилия и ужаса. Что это за способы превращения личности в биомассу?

Правило 1. Заставь человека заниматься бессмысленной работой.

Одно из любимых занятий эсэсовцев – заставлять людей делать совершенно бессмысленную работу, причем заключенные понимали, что она не имеет смысла. Таскать камни с одного места на другое, рыть ямы голыми руками, когда лопаты лежали рядом. Зачем? «Потому что я так сказал, жидовская морда!».

(Чем это отличается от «потому что надо» или «твое дело выполнять, а не думать»?)

Правило 2. Введи взаимоисключающие правила, нарушения которых неизбежны.

Это правило создавало атмосферу постоянного страха быть пойманным. Люди были вынуждены договариваться с надзирателями или «капо» (помощники СС из числа заключенных), впадая от них в полную зависимость. Разворачивалось большое поле для шантажа: надзиратели и капо могли обращать внимание на нарушения, а могли и не обращать – в обмен на те или иные услуги.

(Абсурдность и противоречивость родительских требований или государственных законов – полный аналог).

Правило 3. Введи коллективную ответственность.

Коллективная ответственность размывает личную – это давно известное правило. Но в условиях, campкогда цена ошибки слишком высока, коллективная ответственность превращает всех членов группы в надзирателей друг за другом. Сам коллектив становится невольным союзником СС и лагерной администрации.

Нередко, повинуясь минутной прихоти, эсэсовец отдавал очередной бессмысленный приказ. Стремление к послушанию въедалось в психику так сильно, что всегда находились заключенные, которые долго соблюдали этот приказ (даже когда эсэсовец о нем забывал минут через пять) и принуждали к этому других. Так, однажды надзиратель приказал группе заключенных мыть ботинки снаружи и внутри водой с мылом. Ботинки становились твердыми, как камень, натирали ноги. Приказ больше никогда не повторялся. Тем не менее, многие давно находящиеся в лагере заключенные продолжали каждый день мыть изнутри свои ботинки и ругали всех, кто этого не делал, за нерадивость и грязь.

(Принцип групповой ответственности… Когда «все виноваты», или когда конкретного человека видят только как представителя стереотипной группы, а не как выразителя собственного мнения).

Это три «предварительных правила». Ударным звеном выступают следующие три, дробящие уже подготовленную личность в биомассу.

Правило 4. Заставь людей поверить в то, что от них ничего не зависит. Для этого: создай непредсказуемую обстановку, в которой невозможно что-либо планировать и заставь людей жить по инструкции, пресекая любую инициативу.

Группу чешских заключенных уничтожили так. На некоторое время их выделили как «благородных», имеющих право на определенные привилегии, дали жить в относительном комфорте без работы и лишений. Затем чехов внезапно бросили на работу в карьер, где были самые плохие условия труда и наибольшая смертность, урезав при этом пищевой рацион. Потом обратно – в хорошее жилище и легкую работу, через несколько месяцев – снова в карьер и т.п. В живых не осталось никого. Полная неподконтрольность собственной жизни, невозможность предсказать, за что тебя поощряют или наказывают, выбивают почву из-под ног. Личность попросту не успевает выработать стратегии адаптации, она дезорганизуется полностью.

«Выживание человека зависит от его способности сохранить за собой некоторую область свободного поведения, удержать контроль над какими-то важными аспектами жизни, несмотря на условия, которые кажутся невыносимыми… Даже незначительная, символическая возможность действовать или не действовать, но по своей воле, позволяла выжить мне и таким, как я». (курсивом в кавычках — цитаты Б.Беттельхейма).

Жесточайший распорядок дня постоянно подгонял людей. Если одну-две минуты промедлишь на умывании – опоздаешь в туалет. Задержишься с уборкой своей кровати (в Дахау тогда еще были кровати) – не будет тебе завтрака, и без того скудного. Спешка, страх опоздать, ни секунды задуматься и остановиться… Постоянно тебя подгоняет отличные надзиратели: время и страх. Не ты планируешь день. Не ты выбираешь, чем заниматься. И ты не знаешь, что с тобой будет потом. Наказания и поощрения шли безо всякой системы. Если на первых порах заключенные думали, что хороший труд их спасет от наказания, то потом приходило понимание, что ничто не гарантирует от отправки добывать камни в карьере (самое смертоносное занятие). И награждали просто так. Это просто дело прихоти эсэсовца.

(Авторитарным родителям и организациям очень выгодно это правило, потому что оно обеспечивает отсутствие активности и инициативы со стороны адресатов сообщений вроде «от тебя ничего не зависит», «ну и чего вы добились», «так было и будет всегда»).

Правило 5. ЗастWaffen_SSавь людей делать вид, что они ничего не видят и не слышат.

Беттельхейм описывает такую ситуацию. Эсэсовец избивает человека. Мимо проходит колонна рабов, которая, заметив избиение, дружно поворачивает головы в сторону и резко ускоряется, всем своим видом показывая, что «не заметила» происходящего. Эсэсовец, не отрываясь от своего занятия, кричит «молодцы!». Потому что заключенные продемонстрировали, что усвоили правило «не знать и не видеть того, что не положено». А у заключенных усиливается стыд, чувство бессилия и, одновременно, они невольно становятся сообщниками эсэсовца, играя в его игру.

(В семьях, где процветает насилие, нередка ситуация, когда кто-либо из родственников все видит и понимает, но делает вид, что ничего не видит и не знает. Например, мать, ребенок которой подвергается сексуальному насилию со стороны отца/отчима… В тоталитарных государствах правило «все знаем, но делаем вид…»- важнейшее условие их существования)

Правило 6. Заставь людей переступить последнюю внутреннюю черту.

«Чтобы не стать ходячим трупом, а остаться человеком, пусть униженным и деградировавшим, необходимо было все время осознавать, где проходит та черта, из-за которой нет возврата, черта, дальше которой нельзя отступать ни при каких обстоятельствах, даже если это угрожает жизни. Сознавать, что если ты выжил ценой перехода за эту черту, то будешь продолжать жизнь, потерявшую всякое значение». 72488_0

Беттельхейм приводит такую, очень наглядную, историю о «последней черте». Однажды эсэсовец обратил внимание на двух евреев, которые «сачковали». Он заставил их лечь в грязную канаву, подозвал заключенного-поляка из соседней бригады и приказал закопать впавших в немилость живьем. Поляк отказался. Эсэсовец стал его избивать, но поляк продолжал отказываться. Тогда надзиратель приказал им поменяться местами, и те двое получили приказ закопать поляка. И они стали закапывать своего сотоварища по несчастью без малейших колебаний. Когда поляка почти закопали, эсэсовец приказал им остановиться, выкопать его обратно, а затем снова самим лечь в канаву. И снова приказал поляку их закопать. На этот раз он подчинился – или из чувства мести, или думая, что эсэсовец их тоже пощадит в последнюю минуту. Но надзиратель не помиловал: он притоптал сапогами землю над головами жертв. Через пять минут их – одного мертвого, а другого умирающего – отправили в крематорий.

Результат реализации всех правил:

«Заключенные, усвоившие постоянно внушаемую СС мысль, что им не на что надеяться, поверившие, что они никак не могут влиять на свое положение – такие заключенные становились, в буквальном смысле, ходячими трупами…».

Процесс превращения в таких зомби был прост и нагляден. Сначала человек прекращал действовать по своей воле: у него не оставалось внутреннего источника движения, все, что он делал, определялось давлением со стороны надзирателей. Они автоматически выполняли приказы, без какой-либо избирательности. Потом они переставали поднимать ноги при ходьбе, начинали очень характерно шаркать. Затем они начинали смотреть только перед собой. И тогда наступала смерть.

В зомби люди превращались тогда, когда отбрасывали всякую попытку осмыслить собственное поведение и приходили к состоянию, когда они могли принять все, что угодно, все, что исходило извне. «Те, кто выжили, поняли то, чего раньше не осознавали: они обладают последней, но, может быть, самой важной человеческой свободой – в любых обстоятельствах выбирать свое собственное отношение к происходящему». Там, где нет собственного отношения, начинается зомби.

47 комментариев

666
Людей легко превратить в скотину, но и из тысячи скотов найдется один человек.
imiay
вообще-то это страшно
imiay
У меня сегодня день страхов)))
Felix
Ты ведь не просто так опубликовала пост. Говори прямо, что для тебя жизнь без контроля над ней, равна жизни в лагере. Поэтому указатель не на невозможность контроля, а на отсутствие контролирующего.Единственное что дает угнетателям власть, это стремление выжить любой ценой. Сохранить свое Я.
imiay
не просто… правда так как ты увидел я не увидела… наверное это так. Честно говоря… меня сегодня накрыло то что я пью антидепрессанты, а это и есть некий контроль над чувствами. А этот пост он вообще жуткое неприятие вызвал. Что против силы не попрешь))) И чувства что я ничтожна, тоже вылезло, но под анестезией антидепрессанта. Вот как то так
imiay
вообщем я не могу для себя определиться хорошо или плохо что я пью антидепрессанты. Для пробуждения это наверное плохо, для функционирования нормального хорошо
Rezo
А от чего у тебя собственно депрессии?
imiay
А кто собственно знает ответ на этот вопрос? Врачи говорят генетическая предрасположенность. Первая депрессия была когда много стрессовых ситуаций произошли в короткий промежуток впемени
Rezo
А ты пробовала смотреть чья ета депрессия?
imiay
сейчас нет депрессии, когда она есть не до сайта)))) И не до самоисследования
Rezo
У меня выла адская зубная боль и я развернулся на неё и сквозь слёзы наблюдал…
imiay
Хорошо. и что в итоге?
Rezo
А ты Сделай… Может это и есть то самое то, которое ты должна сделать, а ты пока в кусты к антидепресантам бегаешь...:)
Rezo
Скажу тебе, что и с сильной депрессией было то же самое…
imiay
У меня расклад такой, я не бросаю антидепрессанты потому что боюсь потерять работоспособность. В прошлом году перестала пить и потом месяца 4 восстанавливалась, а живу я одна, так что пока выбор не велик. Приходится глотать эту химию.
Rezo
Сама знаешь, УДАЧИ!
Felix
Посмотри там много всякого на эту тему lossofsoul.com/
imiay
6 лет знакома с этим сайтом. Отличный сайт!
imiay
За 12 лет столько всего прочитано, испробовано. Пока вот остановилась на адвайте и препаратах. К стати и Гетсби тоже советует прежде чем заниматься самоисследованием и медитацией прийти в нормальное состояние при помощи препаратов)))
Felix
Я эту тему хорошо знаю потому что у меня близкая знакомая ей страдает. Одна из главных причин это нарцисизим, что значит Я в квардрате. И до тех пор пока ты будешь пытаться себе помочь ничего не выйдет, ибо все будет только укреплять корень болезни. А антидипресанты это фон который не мешает работе. Но в твоем случае только живые встречи и почаще, без надежды что, что то получится и без страха, что станет хуже. Исцеление Гетсби произошло тогда, когда он от себя развернулся к работе для других.
imiay
страха нет. для живых встреч нет денег, пока. надеюсь все получиться
imiay
Можно поподробнее? что ты имеешь в виду по нацизмом, именно в контексте учения. И как я могу сама развернуться на помощь к другим. Если я не могу себе позволить оплачивать встречи с мастерами, как поступить лучше в этом случае. Спасибо
DASHKA
Лена, нарцисизм, это не в контексте Учения. Хотя и в Контексте: это сильно развитый эгоизм. Сильное Эго. Я думаю, что это некая обусловленность может генотипическая, может еще и средовая.
Нарцисси́зм — черта характера, заключающаяся в исключительной самовлюблённости. Термин происходит из греческого мифа о Нарциссе, прекрасном молодом человеке, который отверг любовь нимфы Эхо. В наказание за это он был обречён влюбиться в собственное отражение в воде озера, и умер от этой любви.
Я согласна с Феликстом в плане нарциссизма. Когда я рассмаривала свою депрессию, то увидела, что это сложное чувство. Оно как бы состоит из 2-х частей, жалость к себе, и злость на несправедливость Мира. Ну и зажатость в теле: в груди и в животе. Когда сильно колбасит, то как сжато все тело. Такое как бы противостояние тому, что есть, очень сильное. Я еще поняла что сильная депрессия у сильных людей, нужно очень много энергии, чтобы так противостоять миру. Уже буквально сдыхаешь, падаешь, а все равно против, не согласная Я!((( тратитятся все силы на спротивление, на продуктивную деятельность уже не остается(((
насчет помощи другим, ну это по-типу найди того, кому еще хуже и помоги ему, ты тогда забудешь о том, как тебе хреново. В моем случает не срабатывало. Хоть и сильна обусловленность помощи другим («причинение добра»), но в то время, когда депрессия была сильна, один из главных показателей — ни до кого! Тут тебе по ощущениям не до себя, делаешь минимум, чтобы только тело жило, а уж не до других это факт. Но когда немного попускает, можно попробовать. Вообще наши практики помогают развернуть внимание и увидеть этот привычный механизм. Я так понимаю, что когда он увиден, как некая привычка, то уже не будет так всерьез восприниматься и будет потихоньку отпускать.
konstruktor
Лена, я долго использовал транквилизатор, несколько лет, потом стал использовать только в стрессовые периоды, конец года, квартала итд, потом начал снижать дозу, экспериментировал, наблюдал очень педантично, потом зацепкой стал вопрос- почему во время сна ничего не болит и нет мрачных мыслей, потом стал просто наблюдать это состояние а не бежать от него, тем более что это только ухудшает ситуацию.В буквальном смысле стал смотреть как мышцы на животе сжимаются при стрессе, и при наблюдении они расслабляются, потом когда боль ушла, стало напрягать одиночество, я специально все праздники включая Новый год!!! стал проводить один дома. и смотреть, что происходит, депрессия ушла и теперь я обратно на свет стал вылазить.
imiay
Просто отлично! Мой путь помягче…
imiay
А разве это не автоматический инстинкт самосохранения над которым тоже нет контроля?
imiay
Сегодня твкие базовае вещи выходят… но на фоне «все-равно» и мне это непонятно тоже — хорошо это или я уже вообще «ледышка»
666
Когда понимаешь что нечего терять, начинаешь жить по другому.
imiay
наверно и логически верно.
666
Антидепрессанты такая хрень, после этой химии еще хуже. Если мне плохо покурю марихуаны, расслабляет и нету побочных. Я когда заболел и осознал это стал вести себя как детстве, помогает.
Madiha
Правило 4. Заставь людей поверить в то, что от них ничего не зависит.
«Заключенные, усвоившие постоянно внушаемую СС мысль, что им не на что надеяться, поверившие, что они никак не могут влиять на свое положение – такие заключенные становились, в буквальном смысле, ходячими трупами…»
Мне это что-то так напоминает...:)
DASHKA
Я читала о том, что были случаи спонтанного просветления перед входом в газовую камеру. Когда человек видел реально неизбежность конца и тотально смирялся.
Amin
ха ха ха!)))) тоже вариант!)))))))) а даже если не просветлел, то ну его такую жизнь в омрачухе!))))))))))))
Madiha
У Достоевского в Идиоте есть такое описание автобиографического характера: его должны были расстрелять и он полностью смирился с неизбежностью этого события, но за пять минут до расстрела казнь отменили
DASHKA
И что? Я привела пример к тому, что нам не дает покоя второй вариант, все страдания из=за этого. Непринятие. Хочу блин по -другому. А тут уже все! Выхода нет! Впереди камера, и вот такое облегчение происходило, они смеяться начинали. Правда далеко не у всех. Некоторые бились внутри себя видать, все не соглашались. Говорят, что перед смертью тоже иногда случается, опять-таки как сдача перед неизбежным!
Madiha
Так это аналогичный пример: он смирился и принял неизбежность расстрела
Catriona
А я читала как-то как человека акула в пасть заглотила, а потом выплюнула) И как выяснилось, он за эти секунды попрощался с жизнью и со всем смирился, что видимо от такого тотального смирения акулу стошнило)))
DASHKA
))))))))))))не переварила Приятие!!!
Mint
никакого запаха жертвы, понимаешь :))
rezident
это сказки
Catriona
не думаю судя по источнику)
imiay
А мне вспоминается фильм «Остров», история про то как в молодости одному из героев пришлось приянть участие в расстреле товарища и все его мучения совести по этому поводу. Вот такие узоры жизнь иногда складывает…
Rikirmurt
Без судьбы

Посмотрите этот фильм, как раз в тему топика. В конце фильма герой рассуждает о счастье.