29 января 2015, 00:25
Просветление Reloaded
Просветление не является ни результатом духовного поиска, ни его целью, ни «наградой». Строго говоря, оно не имеет к духовному поиску вообще никакого отношения. Поиск — это особая, крайне увлекательная сфера человеческой деятельности, предметом которой является сознание или мир Духа. Этот мир можно исследовать без конца, обнаруживая все новые и новые волнующие и прекрасные грани. Глубины этого мира поистине бесконечны — это превосходно продемонстрировали такие его исследователи, как Шри Ауробиндо или Тимоти Лири. Но путешествие по мирам духа по сути своей ничем не отличается от иных, более «прозаических» путешествий. Так астроном исследует далекие галактики, физик проникает в структуру ядра, биолог расшифровывает код днк. Везде необходимы знания, учение и водительство учителя, терпение, упражнение и страсть. Но точно так же, как проникновение в тайну днк или черной дыры не может заставить исследователя вторично стать тем, что он есть, так и духовные странствия и поиски не в состоянии это сделать. Пробуждение — это нечто по существу случайное, побочное, совсем не имеющее того грандиозного значения, которое ему принято приписывать. Оно ни на что принципиально не влияет, ничего не меняет, не решает никаких проблем, не приносит ни счастья, ни мира, ни успокоения. Прозрение в сущность вещей никак не влияет на сами вещи; ни одно из ожиданий здесь не будет исполнено. Подобные результаты приносит именно духовный поиск с его проникновениями в иные измерения сознания, с переживанием состояний покоя, единения или экстаза. Ничего подобного от пробуждения ждать не стоит; пробудившийся обнаруживает себя там же, где он был и до этого, не обретя ни новых знаний, ни умений, ни переживаний. Пробуждения нельзя достичь, его нельзя передать, ему невозможно научить. Все это присутствует именно в сфере духовного поиска или религии, где рано или поздно исполняются все обещания, кроме одного: духовный поиск не ведет к пробуждению. Я бы сказал, что духовный поиск — это эволюционный процесс, в ходе которого Дух ищет новые, более глубокие и интенсивные способы самовыражения и самопереживания, подвергая себя трансформации и изменению. Подобная трансформация — вещь сложная и глубокая — есть подлинный и вполне заслуженный итог напряженного и честного духовного поиска. Что же касается пробуждения, оно связано всего лишь с осознанием того простого факта, что сущность Духа остается самой собою в любом изменении, как бы далеко оно ни зашло. Это совершенно иной взгляд на вещи — точнее именно вИдение их, но не знание, не изменение. Впрочем, большинство заинтересовано именно в трансформации, поскольку это нечто описуемое, располагаемое во времени и в пространстве. Но увы: ни «плод» Дзогчен, ни Махамудра пробуждением не являются. Можно говорить об этом и дальше, но тогда придется повторить все заново…
6 комментариев
и читать лень)
книг по просветление уже столько наплодили. что они уже перестали восприниматься)
все расписано и так и сяк)
в таких условиях описывать просветление это как пытаться удивить человека каким-нибудь изобретением мобильного телефона, когда и так все про него все знают)
ищут не просветления а развлечения…
что ищет у подножия скалы падающий с неё человек?
… он просто как-то оступился…