11 февраля 2015, 19:02
Окончание Поиска?
Некоторые люди связывают окончание поиска с пробуждением и даже предлагают это в качестве «критерия пробужденности». Мне кажется, здесь сплошное недоразумение. Выскажу свое имхо-мнение насчет. Поиск — это вдохновляющее, интереснейшее занятие, независимо от его причин и обстоятельств. Пока есть живой интерес к теме, поиск продолжается. Просто многие считают «поиском» его, так сказать, теоретическую часть. Она действительно в свое время может отпасть — если исчезнет интерес к теориям. Но, Бог мой, одними лишь ментальными выкладками Вселенная по имени человек не заканчивается! Она бесконечна — как бесконечен космос. Что плохого или зазорного в том, чтобы исследовать эти миры? Что же касается цели поиска, то на разных этапах она разная. Без цели никакое сознательное движение не начнется вообще. Создавать же иерархию целей, делить их на «пробужденные» и «омраченные» тоже, мне кажется, не стоит. Всегда будет какая-нибудь «морковка» — и что? Перед кем провинилась выдуманная морковка, созданная для того, чтобы развлекать ослика?
Что же касается пробуждения, то оно есть скорее прозрение в сущность игры, в ее чудесную природу. Пробуждение не отменяет игру, оно вообще ничто на свете не меняет и не от-меняет. Притом прозрение в сущность всей игры — большая редкость. Обычно прозреваешь в какой-нибудь один из трех базовых аспектов, что делает его исследование гораздо более глубоким, интересным и содержательным. Ведь включить свет в темной комнате — это еще далеко не все. Именно при включенном свете дело, что называется, «стоит свеч». А ведь есть еще комнаты, где свет на зажжен!
Я бы даже сказал, что с пробуждением поиск вообще становится возможным. Ты уже не плутаешь в потемках, натыкаясь на неизвестные предметы и внимая туманным рекомендациям по розыску черной кошки во мраке, но получаешь более-менее четкое представление о том, с чем имеешь дело. Ты начинаешь видеть, как работают те или иные механизмы, как функционируют практики и вообще зачем они нужны. Но говорить о том, что здесь есть какой-то «конец», какая-то финишная ленточка, — предельно абсурдно. Именно после пробуждения и понимаешь, что нигде и ни в чем нет ни начала, ни окончания, — и, самое главное, нет больше никакой необходимости в «финальном достижении». Исчезает это видение «Я», поставившего себя на трон, чтобы заявить: вот, я справился с задачей, ура!
После пробуждения чувствуешь себя гораздо больше учеником, чем — как рисовалось раньше — мастером. Ясно видишь, что тут нет и не было никакого подвига, никакого деяния, достойного Нобелевской премии… и вообще, не о чем сильно шуметь. Становится гораздо интереснее узнавать новое, испытывать вещи «на зуб», исчезает страх сделать ошибку, сбиться с верного пути и т.д. Исчезает вообще этот дико-суеверный страх спокойно сказать: да, я пробужден! И ты, кстати, тоже. И ты, и он, и даже этот самый тип. Понимаешь, что если так скажешь, небо на землю не упадет. Потому что просветление — это то, что есть каждый человек без всяких условий. Другое дело присвоить себе профессорский титул — это уголовно наказуемое безобразие.
Интересно, что совершенно нет желания кого-то чему бы то ни было учить. От самой мысли попытаться нечто объяснить голова идет кругом. Совершенно непонятно, что объяснять, как и — главное — зачем. И возникает сильное уважение к людям, которые дают себе труд заниматься этими объяснениями. Но синдром гурствования, духовная гордыня — это, мне кажется, яснейший признак того, что человек куда-то не туда забрел. Мне кажется, пробуждение и гурствование принципиально исключают друг друга.
Короче говоря, Остапа тоже понесло куда-то прочь от темы. Что я хотел сказать, то сказал задолго до меня Махарадж (вольный перевод с немецкого):
«Пробуждение есть дело мгновения. А исследование этого длится всю жизнь».
Слава Богу, что есть люди, способные к таким лапидарным формулам.
Кстати: назвать себя пробужденным можешь только ты сам. Никакое «подтверждение» со стороны здесь не канает. Это похоже на то, как если тебе звонят по скайпу, и в какой-то момент на мониторе выскакивает окошечко с сообщением о звонке. Менее всего это можно назвать «знанием о том, что я пробужден». Это, повторюсь, как сообщение, которое приходит неизвестно откуда и которое можно только прочитать.
Что же касается пробуждения, то оно есть скорее прозрение в сущность игры, в ее чудесную природу. Пробуждение не отменяет игру, оно вообще ничто на свете не меняет и не от-меняет. Притом прозрение в сущность всей игры — большая редкость. Обычно прозреваешь в какой-нибудь один из трех базовых аспектов, что делает его исследование гораздо более глубоким, интересным и содержательным. Ведь включить свет в темной комнате — это еще далеко не все. Именно при включенном свете дело, что называется, «стоит свеч». А ведь есть еще комнаты, где свет на зажжен!
Я бы даже сказал, что с пробуждением поиск вообще становится возможным. Ты уже не плутаешь в потемках, натыкаясь на неизвестные предметы и внимая туманным рекомендациям по розыску черной кошки во мраке, но получаешь более-менее четкое представление о том, с чем имеешь дело. Ты начинаешь видеть, как работают те или иные механизмы, как функционируют практики и вообще зачем они нужны. Но говорить о том, что здесь есть какой-то «конец», какая-то финишная ленточка, — предельно абсурдно. Именно после пробуждения и понимаешь, что нигде и ни в чем нет ни начала, ни окончания, — и, самое главное, нет больше никакой необходимости в «финальном достижении». Исчезает это видение «Я», поставившего себя на трон, чтобы заявить: вот, я справился с задачей, ура!
После пробуждения чувствуешь себя гораздо больше учеником, чем — как рисовалось раньше — мастером. Ясно видишь, что тут нет и не было никакого подвига, никакого деяния, достойного Нобелевской премии… и вообще, не о чем сильно шуметь. Становится гораздо интереснее узнавать новое, испытывать вещи «на зуб», исчезает страх сделать ошибку, сбиться с верного пути и т.д. Исчезает вообще этот дико-суеверный страх спокойно сказать: да, я пробужден! И ты, кстати, тоже. И ты, и он, и даже этот самый тип. Понимаешь, что если так скажешь, небо на землю не упадет. Потому что просветление — это то, что есть каждый человек без всяких условий. Другое дело присвоить себе профессорский титул — это уголовно наказуемое безобразие.
Интересно, что совершенно нет желания кого-то чему бы то ни было учить. От самой мысли попытаться нечто объяснить голова идет кругом. Совершенно непонятно, что объяснять, как и — главное — зачем. И возникает сильное уважение к людям, которые дают себе труд заниматься этими объяснениями. Но синдром гурствования, духовная гордыня — это, мне кажется, яснейший признак того, что человек куда-то не туда забрел. Мне кажется, пробуждение и гурствование принципиально исключают друг друга.
Короче говоря, Остапа тоже понесло куда-то прочь от темы. Что я хотел сказать, то сказал задолго до меня Махарадж (вольный перевод с немецкого):
«Пробуждение есть дело мгновения. А исследование этого длится всю жизнь».
Слава Богу, что есть люди, способные к таким лапидарным формулам.
Кстати: назвать себя пробужденным можешь только ты сам. Никакое «подтверждение» со стороны здесь не канает. Это похоже на то, как если тебе звонят по скайпу, и в какой-то момент на мониторе выскакивает окошечко с сообщением о звонке. Менее всего это можно назвать «знанием о том, что я пробужден». Это, повторюсь, как сообщение, которое приходит неизвестно откуда и которое можно только прочитать.
(34):
Dragon, veter, andr14, peresvet, Yota, snumra, dimitr76, Aleksey, nick80, Diamir, Natahaalala, Jaisonkrid, liya, Irene, 2b_neman, makara, A_Hu, DASHKA, Oceana, Kapelka, pchelkine, GodFather, sergei-maksimchuk, TVN, Disa, konstruktor, Biryza, Amitola, iglav, vitaly73, Anton_0, lamanarame, Aqua, salik2
13 комментариев
а в общем, искать можно только то, что знаешь, искать неизвестное невозможно. искать неизвестное — это жажда, а не поиск
и сам смысл понятие поиск подразумевает его окончание — поиск, это действия, предшествующие находке. иначе это просто блуждания.
в общем непонятно, что написал))