5 декабря 2011, 00:38

Шанкара

Шанкара — великий мудрец Адвайта-Веданты
автор, философ и учитель
Шанкара (ШанкарАчарйа, Ади-Шанкара) — величайший последователь и автор Адвайта-Веданты. Он написал многочисленные тексты о Боге и богах, о Веданте, разъяснял и комментировал Упанишады, Бхагавад-Гиту и другие ведические тексты, он также — автор многих самостоятельных произведений. Наравне с теорией об имперсональном Брахмане, Шанкара развил теорию личностного Бога, изучил вопрос зла и его происхождения, вопрос ответственности людей, вопросы о Боге о судьбе. Основные тексты — это Брахма-Сутра-Бхашйа и Бхагавад-Гита-Бхашйа.

Шанкара, будучи ведическим философом, был не революционером, а реформатором ведической мысли. Он соединил разрозненные течения своего времени и синтезировал Ведические системы, а также развил учение Адвайта-веданты (недвойственной Веданты).

Есть три мнения о дате его рождения, по одной версии он родился в 788 году. Ади Шанкарачарья родился на юге Индии в Калади (штат Керала). Его рождению предшествовало знамение, из которого явствует, что Шанкара — это аватара Шивы. На восьмом году жизни Шанкара покинул родительский дом. К 10 годам Шанкара постиг основы Адвайты, создал многие шиваитские тексты, философские трактаты и комментарий к «Брихадараньяка-Упанишаде». Затем Шанкара за четыре года создал комментарии ко всем произведениям Прастхана-Трая: к «БрахмаСутрам» Бадарайаны, к «БхагавадГите» и основным Упанишадам. Потом Шанкара в сопровождении нескольких учеников отправился в Варанаси (Бенарес). Именно здесь деятельность Шанкары развернулась особенно широко. Затем Шанкара продолжил свое путешествие и основал в различных частях Индии ведантистские ашрамы.

Шанкара покинул физическое тело на 33 году жизни, окруженный многочисленными приверженцами и учениками. Всего он написал более 400 произведений. Адвайта-веданта (Джняна-Йога) стала и остаётся одним из важнейших направлений духовной жизни и философской мысли. Учение Шанкары провозглашает абсолютное тождество истинного «Я» и Абсолюта ('Атман есть Брахман'). Безличный недвойственный Абсолют, условно характеризуемый как Бытие-Сознание-Блаженство ('Сат-Чит-Ананда') — это единственная реальность. Весь множественный мир с его субъект-объектной двойственностью — это результат иллюзии (майя), скрывающей единство подлинной реальности и развертывающей мнимое многообразие. На высшем уровне существования и знания нет никакой множественности, а есть лишь недифференцированный Абсолют (Брахман). Мудрец, постигший и непосредственно переживший тождество Атмана и Брахмана через интуитивное знание (джняна) освобождается от неведения. Это освобождение и избавление от иллюзии субъект-объектного существования (мокша) и есть цель Адвайты.

4 комментария

alibah
Шри Шанкарачарья-один из основоположников, реформаторов Адвайта-веданты. Есть мнение что он ученик Гаудапады. Шри Гаудападачарья Учитель Адвайты. Хотелось бы, что-нибудь услышать о нём, раз вы уже начали вести такую рублику. Тем более что идеи Гаудапады, на мой взгляд, так напоминают идеи ведущей с „вашего”сайта.
cmananda
Гаудапада — это учитель Говиндапады, а Говиндапада — это учитель Шанкары.
cmananda
вы читали что-то из Шанкары?
alibah
Да согласен с вами, по линии приемственности учения, так пишут. Есть несколько книжных переводов, и из инета. Про переводы Гиты с комментариями наслышан, но неимею. Если есть возможность добавьте в вашем блоге о Гаудападе с его Мандукья кариками.