17 февраля 2015, 17:46
Давайте обсудим!
Terra предложила: внеси тему для коллективного обсуждения. Я подумал… и согласился.
Предлагаю общую тему: МЕТОДОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В АДВАЙТЕ.
Вот несколько конкретных тезисов-вопросов:
1. Что именно является предметом обучения в Адвайте?
2. Как именно ученик узнает о том, что он успешно обучается или уже обучился?
3. Как именно выглядит результат обучения? Как это проверяется / реализуется на практике?
4. Насколько свободен ученик в своем видении / интерпретации предмета обучения, его процесса и его результата?
5. Насколько возможен и целесообразен диалог в процессе обучения?
6. Насколько непогрешим авторитет учителя и где проходят его границы? Насколько и в какой форме допускается критика учителя, учения, методологии?
7. Какова (и предполагается ли) ответственность учителя за «успеваемость» ученика?
8. Кто и при каких обстоятельствах может выступать в роли учителя и почему?
Мне кажется, вопросы достаточно интересные, чтобы инициировать вполне плодотворную дискуссию.
Включайтесь!
Предлагаю общую тему: МЕТОДОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В АДВАЙТЕ.
Вот несколько конкретных тезисов-вопросов:
1. Что именно является предметом обучения в Адвайте?
2. Как именно ученик узнает о том, что он успешно обучается или уже обучился?
3. Как именно выглядит результат обучения? Как это проверяется / реализуется на практике?
4. Насколько свободен ученик в своем видении / интерпретации предмета обучения, его процесса и его результата?
5. Насколько возможен и целесообразен диалог в процессе обучения?
6. Насколько непогрешим авторитет учителя и где проходят его границы? Насколько и в какой форме допускается критика учителя, учения, методологии?
7. Какова (и предполагается ли) ответственность учителя за «успеваемость» ученика?
8. Кто и при каких обстоятельствах может выступать в роли учителя и почему?
Мне кажется, вопросы достаточно интересные, чтобы инициировать вполне плодотворную дискуссию.
Включайтесь!
16 комментариев
либо споришь как надо, перекладываешь ответственность и обвиняешь других.
Чем занимаются мастера когда их никто не видит?
Сколько раз нужно обломаться с поиском тому кто?
Сектор «А» на барабане! Абсолют в студию!
2)оценивая самостоятельно те процессы, что происходят с ним в обучении
3)результат может быть «промежуточный», напримет прекращение поиска, прохождение какого-то «невозвратного»этапа.Я не верю в окончательный результат, поскольку путь постижения духа никто не начинал
и некому закончить
4)обучение-индивидуальный процесс и самостоятельный
5)зависит от уровня доверия
Внешняя критика(других учителей)обоснована, если критик разбирается в предмете, методах и настроен разобраться в вопросе с целью улучшения обучения или понимания
ИМХО
Задал задачку не для первого класса, напиши что думаешь.Хоть станет понятно, чего спросить хотел…
2) Так же как знает все остальное. На то он и сознание, чтобы знать.
3) Выглядит как само-осознающее сознание, проявляется всеми возможными путями.
4) насколько свободно сознание
5) По ситуации
6) Если в адвайте человека привлекает авторитет учителя, то он пока не учится адвайте. Допускается ли критика — кем допускается? Учителем?
7) Отвечает перед своей совестью и ясностью понимания, т.е. отвечает перед собой.
8) Учитель не роль, а само сознание. Если учительство становится ролью или социальный институтом, то тут адвайте не учат и не учатся.
Все или почти все традиционные учения несомненно имеют свой методологический аппарат, пусть и в редуцированном виде. Проблема же неоадвайты в том, что тут методология практически полностью отсутствует — все держится на личных, часто ошибочных, представлениях того или иного мастера о том, кого, чему и как учить. Это, знаете ли, странно, для некоей системы, которая заявляет о себе не как о религии, а скорее как о философии или даже науке. С другой стороны, выработать целостный методологический аппарат в условиях когда «каждый суслик в поле — агроном» скорее всего не представляется возможным.
Но нужна ли методология вообще для того чтобы объяснить нечто принципиально необъяснимое или указать на что-то, что (по заверениям многих) является самым простым и естественным, что с самого начала времен было очевидно и абсолютно доступно? Думаю все же, да, иначе мы обречены на повторение истории из анекдота про муллу Насреддина, причем еще и будем визжать при этом от восторга, называть это «живым» учением (ведь оно меняется в соответствии с запросом), безграничной мудростью мастера и все такое прочее, ну вы знаете, кому я рассказываю :-)
После пятничного намаза муллу Насреддина попросили прочитать проповедь. Он взобрался на кафедру и сказал:
— Правоверные, знаете ли вы, о чём я буду говорить с вами? Прихожане ответили, естественно, что не знают.
— В таком случае, — сказал мулла с достоинством, — я пожалуй воздержусь от попыток обучать таких невежд.
Через неделю Насреддина попросили прочитать проповедь вновь, но прихожане этой мечети уже знали, чего ожидать, поэтому на тот же вопрос муллы ответили, что дескать да, знают о чем будет проповедь.
— Ну раз так, то мне тем более нечего вам сказать, — резко заметил Насреддин и покинул мечеть.
После настойчивых просьб сделать ещё одну попытку Насреддин посетил мечеть ещё раз и снова предстал перед собравшимися.
— О люди! Знаете ли вы, о чём я буду говорить с вами? Так как всем показалось, что Мулла ждёт ответа, люди закричали: «Некоторые из нас знают, а некоторые — нет!»
— В таком случае, пусть те, кто знает, расскажут об этом тем, кто не знает, — произнес Насреддин и покинул зал.