17 марта 2015, 19:46
Философский этюд о реке
Представим себе реку. Прежде всего это, конечно, вода, проявляющая себя как волны. Однако есть еще один фактор, который играет важную роль. Это течение реки. Любая река течет в строго определенном направлении – от истока к устью. Она может петлять как угодно, разливаться почти до состояния болота, замерзать или пересыхать, но ни на базовом качестве течения, ни на его направлении это не сказывается никак.
Свойство реки течь (притом течь от истока к устью) является центральным обуславливающим фактором всей жизни реки. В рамках данной метафоры можно говорить о том, что течение является обуславливающим фактором возникновения волн. Движения и превращения отдельной волны, ее влияние на другие волны – все это не имеет, однако, никакого отношения к самому течению и его направлению.
Способность реки течь от истока к устью не обусловлена (вновь-таки в рамках данной метафоры) вообще ничем! Оно есть универсальный обуславливающий фактор, не подвластный никакому постороннему обуславливанию, а, стало быть, способный быть обусловленным только самим собой, из себя или посредством себя же. То, что не может быть обусловленным, является свободным – но это так, к слову.
Что же такое течение реки? Это ни один из присутствующих в реке феноменов, ни их совокупность, ни даже их отсутствие. Мы говорим «способность, или свойство воды течь» как если бы мы имели в виду некий феномен, однако свойство феноменом быть не может, хотя и являет себя со всей очевидностью. Кроме того, течение реки распространяется на всю реку тотально и одинаково, по сути дела являясь ею, и все же не являясь.
Одним словом, речь идет о том, что я называю Божьей Волей.
Божью Волю нельзя путать с человеческими желаниями – желаниями, устремлениями, выборами отдельной волны. Они все – обусловлены. Воля Божья, однако, является именно обуславливающим фактором, который не обусловлен ничем. То, что обуславливает, действует в строго определенном направлении – на это я хотел бы обратить особое внимание.
Любопытно заметить, что здесь открывается возможность понять суть теологической парадигмы «всемогущества Бога». То, что не обусловлено ничем, но обуславливает все, есть отличное выражение подобного всемогущества. Однако это качество Бога никак не распространяется на «своевольное» изменение порядка вещей. И уж подавно нельзя говорить о том, что за всем этим стоит некий субъект или нечто вещественное, конкретное, обладающее данной Волей.
Очень смешным звучало бы, кстати, в этом контексте заявление любой волны о том, что она действует согласно Воле Божьей. Даже рыба, проплывающая против течения реки многие километры, тотально обусловлена самим фактом наличия данного течения. Нельзя действовать ни согласно Воле Божьей, ни вопреки ей, ибо любое возможное действие и бездействие на сто процентов обусловлено этой Волей.
Не хочется даже и возражать тем, кто считает Божью Волю чем-то противоположным воле человеческой и требует принять ее как нечто «высшее», отвергнув собственную волю. Это ведет в дебри такой теистической дуальности, где любой здравый смысл рассеивается как дым. Лучше будет сказать, что Воля Божья есть базовое, фундаментальное свойство Жизни. В частности, она проявляется как непрестанные перемены, непостоянство, преходящесть. Результатом этого свойства является взаимопронизывающая обусловленность всего всем, однако сам факт того, что мир устроен как нечто беспрерывно меняющееся, не обусловлен абсолютно ничем из того, что присутствует в мире.
Исследуя ум, мы не можем ответить на вопрос, почему он движется. Ни одна мысль не в силах служить обусловливающим фактором своего появления и исчезновения. Мы можем только констатировать факт, что движение сознания имеет место, и это движение непрерывно, лишено пауз. Именно за счет этого первичного свойства возникают иллюзии времени и пространства, которые познающая природа ума описывает через пребывание «кого-то» здесь или там, сейчас или тогда. Тем не менее, все эти выводы вторичны и не описывают, по сути, ничего, кроме самих себя. Сам факт, сама данность движения, Реальность Божьей Воли не может быть зафиксирована сознанием – точно так же, как никакая отдельная волна не может зафиксировать движение реки. Это технически невозможно.
Вернемся, однако, к важнейшей особенности течения реки, а именно: из истока к устью. Мы знаем, что по-другому быть не может, ибо таков порядок вещей. То же самое можно сказать о Божьей Воле: она не есть ни одна из вещей, но именно их «порядок», который, повторюсь, не обусловлен ничем. Здесь важно, что речь идет именно о порядке, структуре, направлении – чем-то наподобие «оси», вокруг которой вращается Земля. Она не существует как феномен, но ее сдвиг всего лишь на пару градусов чреват катастрофическими последствиями.
Вот классический пример того, что не является феноменом, но обладает свойствами. Земная ось неотделима от планеты Земля, но не является ею. А наклон ее служит обуславливающим фактором для нашего родного небесного тела и лично каждого из нас. Это к слову.
В следующем эссе, если ему суждено будет появиться, мы можем попытаться исследовать, в каком именно направлении «течет» Божья Воля, и почему это направление не под силу изменить даже самому Богу.
Свойство реки течь (притом течь от истока к устью) является центральным обуславливающим фактором всей жизни реки. В рамках данной метафоры можно говорить о том, что течение является обуславливающим фактором возникновения волн. Движения и превращения отдельной волны, ее влияние на другие волны – все это не имеет, однако, никакого отношения к самому течению и его направлению.
Способность реки течь от истока к устью не обусловлена (вновь-таки в рамках данной метафоры) вообще ничем! Оно есть универсальный обуславливающий фактор, не подвластный никакому постороннему обуславливанию, а, стало быть, способный быть обусловленным только самим собой, из себя или посредством себя же. То, что не может быть обусловленным, является свободным – но это так, к слову.
Что же такое течение реки? Это ни один из присутствующих в реке феноменов, ни их совокупность, ни даже их отсутствие. Мы говорим «способность, или свойство воды течь» как если бы мы имели в виду некий феномен, однако свойство феноменом быть не может, хотя и являет себя со всей очевидностью. Кроме того, течение реки распространяется на всю реку тотально и одинаково, по сути дела являясь ею, и все же не являясь.
Одним словом, речь идет о том, что я называю Божьей Волей.
Божью Волю нельзя путать с человеческими желаниями – желаниями, устремлениями, выборами отдельной волны. Они все – обусловлены. Воля Божья, однако, является именно обуславливающим фактором, который не обусловлен ничем. То, что обуславливает, действует в строго определенном направлении – на это я хотел бы обратить особое внимание.
Любопытно заметить, что здесь открывается возможность понять суть теологической парадигмы «всемогущества Бога». То, что не обусловлено ничем, но обуславливает все, есть отличное выражение подобного всемогущества. Однако это качество Бога никак не распространяется на «своевольное» изменение порядка вещей. И уж подавно нельзя говорить о том, что за всем этим стоит некий субъект или нечто вещественное, конкретное, обладающее данной Волей.
Очень смешным звучало бы, кстати, в этом контексте заявление любой волны о том, что она действует согласно Воле Божьей. Даже рыба, проплывающая против течения реки многие километры, тотально обусловлена самим фактом наличия данного течения. Нельзя действовать ни согласно Воле Божьей, ни вопреки ей, ибо любое возможное действие и бездействие на сто процентов обусловлено этой Волей.
Не хочется даже и возражать тем, кто считает Божью Волю чем-то противоположным воле человеческой и требует принять ее как нечто «высшее», отвергнув собственную волю. Это ведет в дебри такой теистической дуальности, где любой здравый смысл рассеивается как дым. Лучше будет сказать, что Воля Божья есть базовое, фундаментальное свойство Жизни. В частности, она проявляется как непрестанные перемены, непостоянство, преходящесть. Результатом этого свойства является взаимопронизывающая обусловленность всего всем, однако сам факт того, что мир устроен как нечто беспрерывно меняющееся, не обусловлен абсолютно ничем из того, что присутствует в мире.
Исследуя ум, мы не можем ответить на вопрос, почему он движется. Ни одна мысль не в силах служить обусловливающим фактором своего появления и исчезновения. Мы можем только констатировать факт, что движение сознания имеет место, и это движение непрерывно, лишено пауз. Именно за счет этого первичного свойства возникают иллюзии времени и пространства, которые познающая природа ума описывает через пребывание «кого-то» здесь или там, сейчас или тогда. Тем не менее, все эти выводы вторичны и не описывают, по сути, ничего, кроме самих себя. Сам факт, сама данность движения, Реальность Божьей Воли не может быть зафиксирована сознанием – точно так же, как никакая отдельная волна не может зафиксировать движение реки. Это технически невозможно.
Вернемся, однако, к важнейшей особенности течения реки, а именно: из истока к устью. Мы знаем, что по-другому быть не может, ибо таков порядок вещей. То же самое можно сказать о Божьей Воле: она не есть ни одна из вещей, но именно их «порядок», который, повторюсь, не обусловлен ничем. Здесь важно, что речь идет именно о порядке, структуре, направлении – чем-то наподобие «оси», вокруг которой вращается Земля. Она не существует как феномен, но ее сдвиг всего лишь на пару градусов чреват катастрофическими последствиями.
Вот классический пример того, что не является феноменом, но обладает свойствами. Земная ось неотделима от планеты Земля, но не является ею. А наклон ее служит обуславливающим фактором для нашего родного небесного тела и лично каждого из нас. Это к слову.
В следующем эссе, если ему суждено будет появиться, мы можем попытаться исследовать, в каком именно направлении «течет» Божья Воля, и почему это направление не под силу изменить даже самому Богу.
8 комментариев
Но это уже река Жизни, жизненность. А что же там (прямо здесь), «перед устьем»-«за истоком»:)