13 апреля 2015, 12:32
Три Гарпии Сансары
Что такое ум? Ум – это биологическая система по производству описаний. Принято считать, что таким образом происходит «познание мира», но на самом деле любой «мир», о котором могла бы даже теоретически идти речь, будет неминуемо описан все тем же самым умом. Таким образом, созданные описания не могут претендовать ни на какую реальнность вообще, однако они не подменяют собой реальность, но в буквальном смысле творят ее. «Описание – Есть – Реальность» — так, в моих глазах, формулируется Священная Тайна Бытия. Но остаются еще технические подробности.
Итак, ум создает то, что называется «описанием» — нечто наподобие живой картинки, сотканной из образов и упакованной в слова. Но описание без описываемого предмета – вещь шаткая и зыбкая. Мысли и «кинокадры» приходят и уходят, сам ум подобен продуваемому всеми ветрами открытому простанству, где ничто не может задержаться надолго. Как же сделать так, чтобы реальность описания стала стабильной и «отвердела» до такой степени, чтобы полностью выглядеть как самая что ни на есть всамделишняя «реальность»? Нужны надежные «якоря», закрепленные в переплетении нервных волокон, в надпочечниках, в железах, в гормонах. Нужно, чтобы тело реагировало таким образом, чтобы описание получало стабильное чувственное подтверждение.
В этом нелегком деле нам помогают Три Гарпии Ума – Вера, Надежда и Любовь. Строго говоря, это никакие не «гарпии», а полностью безличные Силы, Энергии или, если угодно, Элементы. Они служат чем-то вроде моста между пустотностью описаний и наполненностью телесного переживания. Пересекаясь, они формируют то, что выглядит затем как «эго», «личность» или «человек»; без них ничто подобное не смогло бы надолго удержаться на ветреных просторах ума.
ВЕРА. Базисный элемент, без которого «колесо сансары» ни за что не смогло бы завертеться. Для того, чтобы бесплотное описание стало реальностью, в него необходимо поверить. Именно Вера делает описание плотным, стабильным, как бы «полным жизни». Это касается не только сложных «систем убеждений» наподобие религиозных или политических. Вера функционирует на гораздо более глубинном уровне, поддерживая «реальность» простейших, элементарных описаний: я, ты, стена, холодильник и т.д. На этом уровне она даже не различается как таковая: мы просто «знаем», что я это я, а холодильник – это холодильник. Ум с его беспощадной познающей способностью способен разъять эту веру на молекулы (как это, скажем, делают буддисты), но в результате неизменно появится новое описание, которое тотчас будет оживлено с помощью все той же самой Веры. Существование в обычном «человеческом» режиме невозможно без Веры, ею пронизана вся психическая сфера. Однако Вера сама по себе слишком «тяжеловата»: она всегда однобока, несколько узколоба, вынуждена отсеивать сомнения и вообще, что называется, тяжела на подъем. Ей необходим катализатор, стимул, движущий принцип. Таковым является
НАДЕЖДА. В узком, чисто «техническом» смысле Надежда нужна для того, чтобы запускать Авторскую Программу. В более широком контексте Надежда создает Время, придавая Вере функцию протяженности, охвата, создавая объекты Веры, которые являются «чистыми» описаниями, т.е. не имеющими связи с «сейчас», вынесенными в будущее. Поскольку реальности вне описания не существует, реальность и целесообразность любых целей также может быть легко поставлена под сомнение (ведь ум – оружие опасное). Надежда призвана заботиться о целях, о перспективах, она делает их «реальными» и побуждает к движению. Надежда окрыляет обещанием «счастья», достижимого вследствие реализации цели, она заставляет тучную тетю Веру что называется «шевелить поршнями». Однако Надежда – подобно Вере, хотя и несколько по-другому – всегда нестабильна, несет в себе некую истерическую нотку, то усиливается, то ослабевает и сама нуждается в «подпитке». Таковую обеспечивает ей
ЛЮБОВЬ. Любовь – это энергия, связующая все воедино, нечто вроде сладкого «клейстера» или «сахарного сиропа», которым пропитана психическая сфера. Любовь – в отличие от Веры и Надежды – обеспечивает энергетические «доказательства» реальности описаний. Это именно то чувство, которое мы обычно связуем с достижением цели, хотя у него есть гораздо больше оттенков, не менее важных. Ради самой малой толики того, что мы переживаем как Любовь, мы готовы пойти практически на все, принять все, отвергнуть все… Именно этот «сладкий яд» делает Веру настолько эффективной, а Надежду – настолько привлекательной и манящей. В общем же смысле, мы любим наши фантомы, любим погоню за ними и т.д. – это то несколько неопределенное жгучее чувство, которое называют «любить жизнь».
Три Гарпии — Вера, Надежда и Любовь — служат абсолютными гарантами того, что созданные умом описания будут наделены максимально возможной реальностью. Это и есть САНСАРА (присутствие иллюзии), которая также является и НИРВАНОЙ (отсутствие иллюзии). И то, и другое – собачье дерьмо, различно упакованное; остается лишь ВЕРИТЬ в то, что есть некая Реальность, принципиально не являющаяся описанием… Но узнать о ее существовании мы можем, к сожалению, все из того же самого «надежного» источника…
Итак, ум создает то, что называется «описанием» — нечто наподобие живой картинки, сотканной из образов и упакованной в слова. Но описание без описываемого предмета – вещь шаткая и зыбкая. Мысли и «кинокадры» приходят и уходят, сам ум подобен продуваемому всеми ветрами открытому простанству, где ничто не может задержаться надолго. Как же сделать так, чтобы реальность описания стала стабильной и «отвердела» до такой степени, чтобы полностью выглядеть как самая что ни на есть всамделишняя «реальность»? Нужны надежные «якоря», закрепленные в переплетении нервных волокон, в надпочечниках, в железах, в гормонах. Нужно, чтобы тело реагировало таким образом, чтобы описание получало стабильное чувственное подтверждение.
В этом нелегком деле нам помогают Три Гарпии Ума – Вера, Надежда и Любовь. Строго говоря, это никакие не «гарпии», а полностью безличные Силы, Энергии или, если угодно, Элементы. Они служат чем-то вроде моста между пустотностью описаний и наполненностью телесного переживания. Пересекаясь, они формируют то, что выглядит затем как «эго», «личность» или «человек»; без них ничто подобное не смогло бы надолго удержаться на ветреных просторах ума.
ВЕРА. Базисный элемент, без которого «колесо сансары» ни за что не смогло бы завертеться. Для того, чтобы бесплотное описание стало реальностью, в него необходимо поверить. Именно Вера делает описание плотным, стабильным, как бы «полным жизни». Это касается не только сложных «систем убеждений» наподобие религиозных или политических. Вера функционирует на гораздо более глубинном уровне, поддерживая «реальность» простейших, элементарных описаний: я, ты, стена, холодильник и т.д. На этом уровне она даже не различается как таковая: мы просто «знаем», что я это я, а холодильник – это холодильник. Ум с его беспощадной познающей способностью способен разъять эту веру на молекулы (как это, скажем, делают буддисты), но в результате неизменно появится новое описание, которое тотчас будет оживлено с помощью все той же самой Веры. Существование в обычном «человеческом» режиме невозможно без Веры, ею пронизана вся психическая сфера. Однако Вера сама по себе слишком «тяжеловата»: она всегда однобока, несколько узколоба, вынуждена отсеивать сомнения и вообще, что называется, тяжела на подъем. Ей необходим катализатор, стимул, движущий принцип. Таковым является
НАДЕЖДА. В узком, чисто «техническом» смысле Надежда нужна для того, чтобы запускать Авторскую Программу. В более широком контексте Надежда создает Время, придавая Вере функцию протяженности, охвата, создавая объекты Веры, которые являются «чистыми» описаниями, т.е. не имеющими связи с «сейчас», вынесенными в будущее. Поскольку реальности вне описания не существует, реальность и целесообразность любых целей также может быть легко поставлена под сомнение (ведь ум – оружие опасное). Надежда призвана заботиться о целях, о перспективах, она делает их «реальными» и побуждает к движению. Надежда окрыляет обещанием «счастья», достижимого вследствие реализации цели, она заставляет тучную тетю Веру что называется «шевелить поршнями». Однако Надежда – подобно Вере, хотя и несколько по-другому – всегда нестабильна, несет в себе некую истерическую нотку, то усиливается, то ослабевает и сама нуждается в «подпитке». Таковую обеспечивает ей
ЛЮБОВЬ. Любовь – это энергия, связующая все воедино, нечто вроде сладкого «клейстера» или «сахарного сиропа», которым пропитана психическая сфера. Любовь – в отличие от Веры и Надежды – обеспечивает энергетические «доказательства» реальности описаний. Это именно то чувство, которое мы обычно связуем с достижением цели, хотя у него есть гораздо больше оттенков, не менее важных. Ради самой малой толики того, что мы переживаем как Любовь, мы готовы пойти практически на все, принять все, отвергнуть все… Именно этот «сладкий яд» делает Веру настолько эффективной, а Надежду – настолько привлекательной и манящей. В общем же смысле, мы любим наши фантомы, любим погоню за ними и т.д. – это то несколько неопределенное жгучее чувство, которое называют «любить жизнь».
Три Гарпии — Вера, Надежда и Любовь — служат абсолютными гарантами того, что созданные умом описания будут наделены максимально возможной реальностью. Это и есть САНСАРА (присутствие иллюзии), которая также является и НИРВАНОЙ (отсутствие иллюзии). И то, и другое – собачье дерьмо, различно упакованное; остается лишь ВЕРИТЬ в то, что есть некая Реальность, принципиально не являющаяся описанием… Но узнать о ее существовании мы можем, к сожалению, все из того же самого «надежного» источника…
15 комментариев
Это моё мнение.