19 июня 2015, 16:26
Донести учение живым. Тартанг Тулку Ринпоче
Глава 2. [В сокращённом варианте]
…
Сл: Хорошо, то, что я пытался делать — это наблюдать наблюдателя, наблюдающего мысли.
Р: Так, что же вы думаете это значит?.. Хорошо, теперь я — вы. Я стал вами. Есть мысль. Я наблюдаю ее. Теперь, что я делаю? Кто же наблюдатель? Давайте пользоваться самым простым языком. Это — моя мысль, и я смотрю туда (указывает на деревянный предмет напротив). Я наблюдаю эту мысль. Теперь, что я делаю?
Сл. 2: Ага, я догадался!
Р: Прекрасно. Вот моя мысль, я вижу ее здесь. Теперь, что я полагаю делать дальше?
Сл. 2: Так, следующее, что я делаю — это говорю: То — не я, а это — я".
Р: ЭТО — другая мысль!
Сл. 2: ЭТО — проблема…
Сл. 3: Просто смотри на наблюдающую мысль личность.
Сл. 1: Да, именно это я и пытался сказать, но когда я делал это, почувствовалось, будто я должен был бы выйти из тела в более пространственное состояние бытия, показавшееся мне страшным.
Р: Хорошо… и все же, когда бы у вас ни возникало чувство, возможно, что ваши мысли — это вид вибрации. Если нет ни мыслей, ни понятий, откуда у вас возьмется чувство? Иными словами, как только вы опознали чувство, вы уже вовлечены в мысль. Если есть узнавание, тогда должен быть и имеющий это узнавание. Вы понимаете, что это значит? Ответьте мне.
Сл: Это тот, кто наблюдает мысли, или же тот, кто воспринимает, что с ним происходит.
Р: Правильно. Вам нужно прыгнуть туда и поймать лицо наблюдателя. Это все. Вы понимаете? Проследить не где-то еще, а прямо там… в самый первый момент… как в охоте на тигра. Когда вы преследуете лицо наблюдателя, нет второй мысли. Когда вы всецело поглощены охотой, вы становитесь переживанием. Оба, преследователь и преследуемый, встретившись вместе, тотчас становятся переживанием. Не возникает никаких других мыслей. Вы встречаетесь лицом к лицу. Если вы проделаете это с каждой мыслью, вы ничего не пропустите.
Более того, можно утверждать: «Опознает мое осознавание». В этом смысле ваше осознавание имеет форму. Оно подобно раковине, особой форме или характерному паттерну, с помощью которого вы примите эту мысль. Вам нужно загнать мысль в эту тотальность. Смотрящий, видящий, принимающий, ощущающий, распознающий… просто поймайте это! Это тотчас становится переживанием. Нет хода «этим путем» или «тем путем». Позади ничего не остается. Каждая мысль принимается в эту тотальность. Не существует другой мысли. В это время, в этот самый момент ваше осознавание мгновенно становится просветленным. Нет разделения между чем-либо. Нет ни того, кто знакомит, ни того, с кем или с чем знакомят. Этот самый начальный момент и становится переживанием.
Как правило, вы мыслите мысли, как будто они приходят откуда-то еще. Мысли не приходят из какого-то другого места. Например, распознающий ловит мысль, а пока он охотится за этой мыслью, он утверждает: «Я — не тот, кто тебя преследует, за тобой охотится кто-то другой!» Это всего лишь трюк. В действительности же первая мысль уже ушла, и переживающий создает другую мысль. Но переживающий настаивает: «Я не тот, я не тот. Вам нужно спросить с кого-то еще». Но на самом деле тот, кто дает ответы, и есть как раз тот, кого вам нужно поймать. Это тот, на кого вы охотитесь и с кем хотите встретиться лицом к лицу. Когда вы в конце концов ловите мысль, нет больше никакого охотника, нет и распознающего. Различающий, наблюдатель становятся переживаниями.
Сл 2: Если я оставлю попытки поймать мысль, которую создает распознающий, значит ли это то же, что и ловля мысли? Я имею в виду предположение, что я целиком оставляю медитацию и забываю все это. Останусь ли я на том же самом месте, если преуспею в этом?
Р: Нет. Я думаю, вы не поняли, какую мысль нужно поймать. Я пытаюсь пояснить, какую мысль вам следует схватить своим осознаванием. Если вы вцепились в правильную мысль, это имеет смысл и ценность. То же, что вы предлагаете, заключается в том, что какую бы мысль, правильную или неправильную, вы не поймали, ваша медитация останется той же самой. Она не та же самая.
Давайте скажем: «Я стараюсь наблюдать любую мысль… о, вот и мысль. Я могу ее видеть. Вот она. Мне нужно поймать ее. Тем временем приходит другая мысль… так как, чтобы поймать ее вашим методом, должна быть другая мысль. Иначе, как узнать, что мысль поймана. Это ваша проблема. Вам нужно построить мысль, чтобы поймать первую мысль. Чем ловить, если нет руки? Есть и еще мысль — кто ловец? Затем мысль — кто будет ловить эту мысль? Так ваши мысли расщепляются каждая своим путем. Это может продолжаться очень долго, и медитация ваша так и не начнется.
Постараюсь объяснить это несколько иначе. Я говорю, я вижу свою мысль. Но на самом деле, вы не видите мысли. Там нет никакой мысли. Это объясняется тем, что в это мгновение проявляется сам видящий. Видящий являет собой мысль. Осознавание есть осознавание видящего, а не мысли. Никакой мысли нет. То, как я вижу ее, и то, как она есть — две разные вещи.
В пределах этою момента я могу интерпретировать: есть мысль — я могу чувствовать ее, видеть ее, облекать ее в конкретную форму и переживать ее. Но в действительности сама мысль есть проекция видящего. Между мыслью и наблюдателем нет промежутка, нет ни слов, ни представлений, ни вторичных мыслей. Когда вы стоите прямо, лицом к лицу с наблюдателем, ваше осознавание и наблюдатель становятся одним. Раковина, отделяющая объект от субъекта, полностью открывается, разбивается. Все, что остается — это само переживание или, можно сказать, — чистая энергия.
Итак, как же вы разбиваете эту раковину? Нам следует обдумать это как можно тоньше, точнее — кто видит? Кто испытывает переживание? Просто сидя очень спокойно, мягко войдите внутрь и наблюдайте мысль. Когда вы целиком становитесь наблюдателем, наблюдатель более не существует в качестве отдельного существа. Ваше осознавание и наблюдатель становится едины. Нет ни отдельности, ни разделения, нет ни объекта, ни субъекта. Когда это происходит, вы буквально ощущаете прилив энергии. Отдельных форм не существует, вы чувствуете что-то в роде шока… это походит на пузырь, который расширяется, расширяется, пока не лопается наконец. Когда вы наблюдаете наблюдателя, нет больше какой либо мысленной формы. Все, что остается — это медитация… Нет ни объекта, ни субъекта, ни двойственного ума. Исчезает мысль, и исчезает наблюдатель. Ум полностью безмолвен. Условно мы говорим — наблюдайте мысль — но в итоге вы поймете, что мысль и наблюдатель — одно и то же.
Прямое и немедленное наблюдение наблюдателя ведет непосредственно к переживанию. Когда вы медитируете, т.е. пребываете в этом, имеет место нечто вроде света, энергии или осознавания. Просто оставайтесь там. Это и есть ваша медитация. Если же вы пытаетесь идти за это, вы создаете еще одну мысль.
Я говорю — вы слышите что-нибудь? Медитируйте на слушающего. Чувствуете что-нибудь? Медитируйте на чувствующего. Что-нибудь видите? Тогда медитируйте на наблюдателя. По мере естественного развития вашего осознавания вы начнете понимать, что на самом деле нет ни наблюдения, ни наблюдателя.
Если у вас несчастье, боль или какая угодно проблема, просто оставайтесь внутри мысли. Какая бы ни пришла мысль: хорошая, плохая, спутанная или мысль-желание, станьте гневом, станьте смущением, станьте привязанностью. В самый первый мысле-момент удержите его живым, почувствуйте его. Когда вы эмоционально расстроены, останьтесь внутри эмоции. Попытайтесь это сделать. Это не так уж трудно. Вам не нужно бежать, отвергать свои чувства или прятаться от них. В такое время не пытайтесь исследовать, анализировать или постигать паттерн своих мыслей или проблем, не старайтесь создавать новые мысли. Просто войдите в центр мысли без попыток оценивать ее. Просто будьте мыслью и целиком принимайте ее, не хватаясь за нее и не удерживая. Постепенно внутри такого переживания разовьется новое осознавание.
Как правило, мы представляем, что медитация должна проходить неким определенным образом… нечто спокойное, свободное от напряжений или прекрасное. Мы упускаем возможность понять, что медитация включает в себя каждое ментальное событие. Когда вы работаете или у вас сильные эмоции, пока есть ум, вы все еще можете медитировать. Нет такого места или времени, которые с необходимостью исключали бы вашу медитацию.
spiritual.ru/lib/uchtartang2.html
…
Сл: Хорошо, то, что я пытался делать — это наблюдать наблюдателя, наблюдающего мысли.
Р: Так, что же вы думаете это значит?.. Хорошо, теперь я — вы. Я стал вами. Есть мысль. Я наблюдаю ее. Теперь, что я делаю? Кто же наблюдатель? Давайте пользоваться самым простым языком. Это — моя мысль, и я смотрю туда (указывает на деревянный предмет напротив). Я наблюдаю эту мысль. Теперь, что я делаю?
Сл. 2: Ага, я догадался!
Р: Прекрасно. Вот моя мысль, я вижу ее здесь. Теперь, что я полагаю делать дальше?
Сл. 2: Так, следующее, что я делаю — это говорю: То — не я, а это — я".
Р: ЭТО — другая мысль!
Сл. 2: ЭТО — проблема…
Сл. 3: Просто смотри на наблюдающую мысль личность.
Сл. 1: Да, именно это я и пытался сказать, но когда я делал это, почувствовалось, будто я должен был бы выйти из тела в более пространственное состояние бытия, показавшееся мне страшным.
Р: Хорошо… и все же, когда бы у вас ни возникало чувство, возможно, что ваши мысли — это вид вибрации. Если нет ни мыслей, ни понятий, откуда у вас возьмется чувство? Иными словами, как только вы опознали чувство, вы уже вовлечены в мысль. Если есть узнавание, тогда должен быть и имеющий это узнавание. Вы понимаете, что это значит? Ответьте мне.
Сл: Это тот, кто наблюдает мысли, или же тот, кто воспринимает, что с ним происходит.
Р: Правильно. Вам нужно прыгнуть туда и поймать лицо наблюдателя. Это все. Вы понимаете? Проследить не где-то еще, а прямо там… в самый первый момент… как в охоте на тигра. Когда вы преследуете лицо наблюдателя, нет второй мысли. Когда вы всецело поглощены охотой, вы становитесь переживанием. Оба, преследователь и преследуемый, встретившись вместе, тотчас становятся переживанием. Не возникает никаких других мыслей. Вы встречаетесь лицом к лицу. Если вы проделаете это с каждой мыслью, вы ничего не пропустите.
Более того, можно утверждать: «Опознает мое осознавание». В этом смысле ваше осознавание имеет форму. Оно подобно раковине, особой форме или характерному паттерну, с помощью которого вы примите эту мысль. Вам нужно загнать мысль в эту тотальность. Смотрящий, видящий, принимающий, ощущающий, распознающий… просто поймайте это! Это тотчас становится переживанием. Нет хода «этим путем» или «тем путем». Позади ничего не остается. Каждая мысль принимается в эту тотальность. Не существует другой мысли. В это время, в этот самый момент ваше осознавание мгновенно становится просветленным. Нет разделения между чем-либо. Нет ни того, кто знакомит, ни того, с кем или с чем знакомят. Этот самый начальный момент и становится переживанием.
Как правило, вы мыслите мысли, как будто они приходят откуда-то еще. Мысли не приходят из какого-то другого места. Например, распознающий ловит мысль, а пока он охотится за этой мыслью, он утверждает: «Я — не тот, кто тебя преследует, за тобой охотится кто-то другой!» Это всего лишь трюк. В действительности же первая мысль уже ушла, и переживающий создает другую мысль. Но переживающий настаивает: «Я не тот, я не тот. Вам нужно спросить с кого-то еще». Но на самом деле тот, кто дает ответы, и есть как раз тот, кого вам нужно поймать. Это тот, на кого вы охотитесь и с кем хотите встретиться лицом к лицу. Когда вы в конце концов ловите мысль, нет больше никакого охотника, нет и распознающего. Различающий, наблюдатель становятся переживаниями.
Сл 2: Если я оставлю попытки поймать мысль, которую создает распознающий, значит ли это то же, что и ловля мысли? Я имею в виду предположение, что я целиком оставляю медитацию и забываю все это. Останусь ли я на том же самом месте, если преуспею в этом?
Р: Нет. Я думаю, вы не поняли, какую мысль нужно поймать. Я пытаюсь пояснить, какую мысль вам следует схватить своим осознаванием. Если вы вцепились в правильную мысль, это имеет смысл и ценность. То же, что вы предлагаете, заключается в том, что какую бы мысль, правильную или неправильную, вы не поймали, ваша медитация останется той же самой. Она не та же самая.
Давайте скажем: «Я стараюсь наблюдать любую мысль… о, вот и мысль. Я могу ее видеть. Вот она. Мне нужно поймать ее. Тем временем приходит другая мысль… так как, чтобы поймать ее вашим методом, должна быть другая мысль. Иначе, как узнать, что мысль поймана. Это ваша проблема. Вам нужно построить мысль, чтобы поймать первую мысль. Чем ловить, если нет руки? Есть и еще мысль — кто ловец? Затем мысль — кто будет ловить эту мысль? Так ваши мысли расщепляются каждая своим путем. Это может продолжаться очень долго, и медитация ваша так и не начнется.
Постараюсь объяснить это несколько иначе. Я говорю, я вижу свою мысль. Но на самом деле, вы не видите мысли. Там нет никакой мысли. Это объясняется тем, что в это мгновение проявляется сам видящий. Видящий являет собой мысль. Осознавание есть осознавание видящего, а не мысли. Никакой мысли нет. То, как я вижу ее, и то, как она есть — две разные вещи.
В пределах этою момента я могу интерпретировать: есть мысль — я могу чувствовать ее, видеть ее, облекать ее в конкретную форму и переживать ее. Но в действительности сама мысль есть проекция видящего. Между мыслью и наблюдателем нет промежутка, нет ни слов, ни представлений, ни вторичных мыслей. Когда вы стоите прямо, лицом к лицу с наблюдателем, ваше осознавание и наблюдатель становятся одним. Раковина, отделяющая объект от субъекта, полностью открывается, разбивается. Все, что остается — это само переживание или, можно сказать, — чистая энергия.
Итак, как же вы разбиваете эту раковину? Нам следует обдумать это как можно тоньше, точнее — кто видит? Кто испытывает переживание? Просто сидя очень спокойно, мягко войдите внутрь и наблюдайте мысль. Когда вы целиком становитесь наблюдателем, наблюдатель более не существует в качестве отдельного существа. Ваше осознавание и наблюдатель становится едины. Нет ни отдельности, ни разделения, нет ни объекта, ни субъекта. Когда это происходит, вы буквально ощущаете прилив энергии. Отдельных форм не существует, вы чувствуете что-то в роде шока… это походит на пузырь, который расширяется, расширяется, пока не лопается наконец. Когда вы наблюдаете наблюдателя, нет больше какой либо мысленной формы. Все, что остается — это медитация… Нет ни объекта, ни субъекта, ни двойственного ума. Исчезает мысль, и исчезает наблюдатель. Ум полностью безмолвен. Условно мы говорим — наблюдайте мысль — но в итоге вы поймете, что мысль и наблюдатель — одно и то же.
Прямое и немедленное наблюдение наблюдателя ведет непосредственно к переживанию. Когда вы медитируете, т.е. пребываете в этом, имеет место нечто вроде света, энергии или осознавания. Просто оставайтесь там. Это и есть ваша медитация. Если же вы пытаетесь идти за это, вы создаете еще одну мысль.
Я говорю — вы слышите что-нибудь? Медитируйте на слушающего. Чувствуете что-нибудь? Медитируйте на чувствующего. Что-нибудь видите? Тогда медитируйте на наблюдателя. По мере естественного развития вашего осознавания вы начнете понимать, что на самом деле нет ни наблюдения, ни наблюдателя.
Если у вас несчастье, боль или какая угодно проблема, просто оставайтесь внутри мысли. Какая бы ни пришла мысль: хорошая, плохая, спутанная или мысль-желание, станьте гневом, станьте смущением, станьте привязанностью. В самый первый мысле-момент удержите его живым, почувствуйте его. Когда вы эмоционально расстроены, останьтесь внутри эмоции. Попытайтесь это сделать. Это не так уж трудно. Вам не нужно бежать, отвергать свои чувства или прятаться от них. В такое время не пытайтесь исследовать, анализировать или постигать паттерн своих мыслей или проблем, не старайтесь создавать новые мысли. Просто войдите в центр мысли без попыток оценивать ее. Просто будьте мыслью и целиком принимайте ее, не хватаясь за нее и не удерживая. Постепенно внутри такого переживания разовьется новое осознавание.
Как правило, мы представляем, что медитация должна проходить неким определенным образом… нечто спокойное, свободное от напряжений или прекрасное. Мы упускаем возможность понять, что медитация включает в себя каждое ментальное событие. Когда вы работаете или у вас сильные эмоции, пока есть ум, вы все еще можете медитировать. Нет такого места или времени, которые с необходимостью исключали бы вашу медитацию.
spiritual.ru/lib/uchtartang2.html
11 комментариев
Никто не верит в то, что его убьют
Особенно если время его истекло
Я долго сидел, курил и думал
Куда нас теперь пошлют?
Послали смотреть через стекло
Там кто-то должен быть в центре
А как же без них?
Как бы страдая
Как бы живя и любя
Потом расположен дым
И ты смотришь в стекло на них
А все остальные при этом глядят на тебя
И самое главное ты упустил
Зато прекрасно видны детали
Ясно видны детали через стекло
Конец света, поверь мне уже наступил
И он совсем не такой, как мы ждали
И мы продолжаем двигаться в такт
Как будто бы ничего и не произошло
А страсти кипят — его уже не уберечь
Сейчас будет идти, ой что она сделает с ним
Наблюдение за наблюдающим — весьма пикантная вещь
И даже приятно, что ты в стране не один
И кажется ты — на пороге мечты
И осталось совсем немного
Еще один шаг — и вот оно, волшебство
И стоит попасть в этот ящик
Тебя завтра признают богом
Или на самый худший конец божеством
И снова самое главное ты упустил
Зато прекрасно видны детали
Ясно видны детали через стекло
Конец света, поверь мне уже наступил
И он совсем не такой, как мы ждали
И мы продолжаем трахаться в такт
Как будто бы ничего и не произошло
И все обман, дядюшка помер весной
Где правда становится сказкой и наоборот
И лед толи движется, толи тает
И дети играют в игру
Где как бы в башню
Как бы попал самолет
И снова самое главное ты упустил
Зато прекрасно видны детали
Ясно видны детали через стекло
Конец света, поверь мне давно наступил
И он совсем не такой, как мы ждали
И мы продолжаем двигаться в такт
Как будто бы ничего и не произошло
И снова, друг мой, ты загрустил
Зато прекрасно видны детали,
Кто наблюдает через стекло?
Конец света, давно уже наступил
И он совсем не такой, как мы ждали
И мы продолжаем трахаться в этом кино,
Как будто ничего и не произошло
Как будто мы зрители в кинозале.
— прямой указатель: либо ты мечешься словно муха на стекле под мухобойкой, либо происходит возврат внимания к свету осознания.
Иных вариантов просто нет. Остальное — дохлая философия.
искателей, то ответы будут разные, а если
первому встречному, то угадать невозможно.
Выйди к автору на сайт и он ответит
тебе совсем не то, что ты или я ожидаю.
Поэзия, как притча, где каждый поймёт в
меру своей обусловленности. Буду
пересдавать у другого преподавателя.
И ежуНуВсеПонятно)
стипендии.