18 августа 2015, 21:49
Неудовлетворенность как движущий мотив
Хотелось бы услышать ваши мудрые мнения по этому посту) автор не я)
Совершенно понятно, что движущей силой для любого развития, да и вообще – любого движения сознания – является ощущение неудовлетворенности своим текущим положением, ощущение того, что возможно более гармоничное, более комфортное состояние, то есть – состояние большего равновесия.
При пристальном рассмотрении нетрудно обнаружить, что причиной этой неудовлетворенности является ограниченность существования – сознание испытывает дискомфорт тогда, когда натыкается на какие-либо ограничения, стеснения своего движения.
Мы уже говорили, что это ощущение ограниченности субъективно воспринимается как неприятное состояние, и сознание в ответ на это ощущение может либо пытаться «смириться» с ним, и даже – получать своеобразное мазохистское удовольствие от страдания, либо – пытаться изменить ситуацию так, чтобы количество ограничений, а значит – и страдания – уменьшилось, и это – и составляет основу развития.
Для того, чтобы установить вектор развития, вводится понятия об источнике и пути развития как способе преодоления ограниченности сознания.
Понятно, что абсолютное отсутствие ограничений возможно только для абсолютно однородной, бесконечной и безграничной субстанции, лишенной свойств как бытия, так и небытия. Миф называет такое состояние Великим Духом (Абсолютом, Брахманом). Возможны разные подходы к пониманию этой абсолютной категории – ее можно понимать либо как «конечную абсолютную Реальность», либо – как умозрительную абстракцию, но в любом случае она является тем базисом, из которого следуют рассуждения об освобождении от ограниченности.
Итак, первоосновой реальности понимается некая универсальная категория, полностью свободная от ограничений, а это, в свою очередь, подразумевает и отсутствие каких-либо проявлений и форм. Она задает «ноль» системы координат, относительно которого выстраиваются дальнейшие рассуждения. Снова-таки, совершенно не важно, считаем ли мы Великий Дух некой «внереальной реальностью» либо – умозрительной концепцией, это никак не меняет того факта, что в своей чистоте Он не имеет никакого отношения к тому, что мы считаем реальностью как миром форм, а значит – и ограничений. Эта абсолютная реальность — при этом и абсолютно нереальна, поскольку в ней отсутствуют любые неоднородности, любые ограничения или движения. В ней также отсутствуют любые качества, любые ограничения, как, впрочем — отсутствуют и их противоположности.
Для описания перехода этой абсолютной категории в актуальную реальность используется представление о «дифференцированности»: переход к «творчеству», к «бытию» начинается с появления Первой двойственности: Бог/мир, Отец/Мать, Трансцендентный/Имманентный лики, Бытие/сознание и т.п. Можно считать, что это некогда «произошло», можно считать это – категорией познания, в любом случае – бытие в том виде, как мы его понимаем – начинается с абсолютного разделения. С точки зрения темы нашего разговора это абсолютное разграничение оказывается также «абсолютным страданием», что выражается на языке Мифа как «жертвоприношение», лежащее в основе мироздания: жертвоприношение Пуруши, Имира, Митры, Осириса, Христа.
Следующим шагом является дробление однородного сознания на дифференциальные аспекты – индивидуальные акты самопознания начальной реальности. Только выходя за пределы этого интегрального единства, Великий Дух может обрести реальность, и он обретает эту реальность в том, что мы называем проявленными мирами. Можно сказать, что как только Великий Дух переходит из своего абсолютного интегрального единства к самопознанию в совокупности своих аспектов, он испытывает «абсолютное ограничение», которое и является абсолютным источником неудовлетворенности, и весь дальнейший процесс направлен на восстановление единства и, соответственно – прекращение страдания от ограниченности. И в очередной раз отметим – не имеет никакого значения, считаем ли мы, что Миф описывает некий реальный процесс, или речь идет о гносеологии – факт остается фактом: чем более развитым оказывается сознание, тем острее оно чувствует свою ограниченность, и, соответственно – ограниченность как таковую.
Хотя очевидно, что именно чувство отдельности является одним из самых существенных факторов, тормозящих развитие, удивительно, что большинство существ так цепляется именно за это ощущение. Получается, что в сознании любого существа сосуществуют два противоречащих друг другу стремления: стремление сохранить свою отдельность и стремление преодолеть свои ограничения. Для того. чтобы преодолеть это противоречие, Миф вводит понятие «индивидуальности» как особого уникального способа восприятия, присущего данному сознанию, причем уникальность этого способа вовсе не означает отдельности, поскольку каждое сознание рассматривается как «точка зрения», особый взгляд реальности на саму себя.
Для того, чтобы избежать страдания, происходящего из ощущения ограниченности, отдельности, развивающееся сознание может либо попытаться игнорировать «относительность» ограниченности, умозрительно воспринимая мироздание с «исходной» позиции Абсолютной нераздельной реальности, либо – пытаться уменьшить страдание как совокупный феномен путем способствования развитию сознания как актуального явления.
Сознание может либо просто заявить: «я есть Бог», «Атман есть Брахман», и закрыть глаза на мировое разнообразие. Вопрос, который остается при этом открытым — заключается именно в исходном «страдании» разделенной реальности.
Фактически, любое развитое сознание сталкивается с этой дилеммой: как быть со страданием всех существ? – можно либо с улыбкой заявить, что их страдание – всего лишь «иллюзия», заблуждение, и меня оно не касается, либо – все-таки пытаться активно сострадать. Чем больше сознание ощущает свою неотделимость от мировой полноты, чем меньше в нем остается отдельности, тем острее оно воспринимает совокупное страдание мира. И если на начальных этапах развития мотивом является уменьшение личной неудовлетворенности своей ограниченностью, то по мере развития эта цель становится все более глобальной, и собственное развитие превращается в инструмент изменения мира – существо понимает, что, уменьшая собственную ограниченность, увеличивая собственную реализованность, оно способствует и уменьшению страдания в мире как таковом.
Совершенно понятно, что движущей силой для любого развития, да и вообще – любого движения сознания – является ощущение неудовлетворенности своим текущим положением, ощущение того, что возможно более гармоничное, более комфортное состояние, то есть – состояние большего равновесия.
При пристальном рассмотрении нетрудно обнаружить, что причиной этой неудовлетворенности является ограниченность существования – сознание испытывает дискомфорт тогда, когда натыкается на какие-либо ограничения, стеснения своего движения.
Мы уже говорили, что это ощущение ограниченности субъективно воспринимается как неприятное состояние, и сознание в ответ на это ощущение может либо пытаться «смириться» с ним, и даже – получать своеобразное мазохистское удовольствие от страдания, либо – пытаться изменить ситуацию так, чтобы количество ограничений, а значит – и страдания – уменьшилось, и это – и составляет основу развития.
Для того, чтобы установить вектор развития, вводится понятия об источнике и пути развития как способе преодоления ограниченности сознания.
Понятно, что абсолютное отсутствие ограничений возможно только для абсолютно однородной, бесконечной и безграничной субстанции, лишенной свойств как бытия, так и небытия. Миф называет такое состояние Великим Духом (Абсолютом, Брахманом). Возможны разные подходы к пониманию этой абсолютной категории – ее можно понимать либо как «конечную абсолютную Реальность», либо – как умозрительную абстракцию, но в любом случае она является тем базисом, из которого следуют рассуждения об освобождении от ограниченности.
Итак, первоосновой реальности понимается некая универсальная категория, полностью свободная от ограничений, а это, в свою очередь, подразумевает и отсутствие каких-либо проявлений и форм. Она задает «ноль» системы координат, относительно которого выстраиваются дальнейшие рассуждения. Снова-таки, совершенно не важно, считаем ли мы Великий Дух некой «внереальной реальностью» либо – умозрительной концепцией, это никак не меняет того факта, что в своей чистоте Он не имеет никакого отношения к тому, что мы считаем реальностью как миром форм, а значит – и ограничений. Эта абсолютная реальность — при этом и абсолютно нереальна, поскольку в ней отсутствуют любые неоднородности, любые ограничения или движения. В ней также отсутствуют любые качества, любые ограничения, как, впрочем — отсутствуют и их противоположности.
Для описания перехода этой абсолютной категории в актуальную реальность используется представление о «дифференцированности»: переход к «творчеству», к «бытию» начинается с появления Первой двойственности: Бог/мир, Отец/Мать, Трансцендентный/Имманентный лики, Бытие/сознание и т.п. Можно считать, что это некогда «произошло», можно считать это – категорией познания, в любом случае – бытие в том виде, как мы его понимаем – начинается с абсолютного разделения. С точки зрения темы нашего разговора это абсолютное разграничение оказывается также «абсолютным страданием», что выражается на языке Мифа как «жертвоприношение», лежащее в основе мироздания: жертвоприношение Пуруши, Имира, Митры, Осириса, Христа.
Следующим шагом является дробление однородного сознания на дифференциальные аспекты – индивидуальные акты самопознания начальной реальности. Только выходя за пределы этого интегрального единства, Великий Дух может обрести реальность, и он обретает эту реальность в том, что мы называем проявленными мирами. Можно сказать, что как только Великий Дух переходит из своего абсолютного интегрального единства к самопознанию в совокупности своих аспектов, он испытывает «абсолютное ограничение», которое и является абсолютным источником неудовлетворенности, и весь дальнейший процесс направлен на восстановление единства и, соответственно – прекращение страдания от ограниченности. И в очередной раз отметим – не имеет никакого значения, считаем ли мы, что Миф описывает некий реальный процесс, или речь идет о гносеологии – факт остается фактом: чем более развитым оказывается сознание, тем острее оно чувствует свою ограниченность, и, соответственно – ограниченность как таковую.
Хотя очевидно, что именно чувство отдельности является одним из самых существенных факторов, тормозящих развитие, удивительно, что большинство существ так цепляется именно за это ощущение. Получается, что в сознании любого существа сосуществуют два противоречащих друг другу стремления: стремление сохранить свою отдельность и стремление преодолеть свои ограничения. Для того. чтобы преодолеть это противоречие, Миф вводит понятие «индивидуальности» как особого уникального способа восприятия, присущего данному сознанию, причем уникальность этого способа вовсе не означает отдельности, поскольку каждое сознание рассматривается как «точка зрения», особый взгляд реальности на саму себя.
Для того, чтобы избежать страдания, происходящего из ощущения ограниченности, отдельности, развивающееся сознание может либо попытаться игнорировать «относительность» ограниченности, умозрительно воспринимая мироздание с «исходной» позиции Абсолютной нераздельной реальности, либо – пытаться уменьшить страдание как совокупный феномен путем способствования развитию сознания как актуального явления.
Сознание может либо просто заявить: «я есть Бог», «Атман есть Брахман», и закрыть глаза на мировое разнообразие. Вопрос, который остается при этом открытым — заключается именно в исходном «страдании» разделенной реальности.
Фактически, любое развитое сознание сталкивается с этой дилеммой: как быть со страданием всех существ? – можно либо с улыбкой заявить, что их страдание – всего лишь «иллюзия», заблуждение, и меня оно не касается, либо – все-таки пытаться активно сострадать. Чем больше сознание ощущает свою неотделимость от мировой полноты, чем меньше в нем остается отдельности, тем острее оно воспринимает совокупное страдание мира. И если на начальных этапах развития мотивом является уменьшение личной неудовлетворенности своей ограниченностью, то по мере развития эта цель становится все более глобальной, и собственное развитие превращается в инструмент изменения мира – существо понимает, что, уменьшая собственную ограниченность, увеличивая собственную реализованность, оно способствует и уменьшению страдания в мире как таковом.
(1):
RunaSoulu
51 комментарий
Всем известен пример Рам Цзы, который четко описывает момент, когда поиск чего-то ещё закинуть или залить в дыру и момент когда начался поиск того, что-кто кидает, что за Сила…
но отдельность не позволяет сострадать другим и тем
самым уйти от отдельного «я», которое иллюзия.
т.е. есть творчество — это движение из любви, и есть движение из страха.
когда творишь ты уже удовлетворен же, прямо в этот момент
хорошо я готовлюсь к его лекциям) пока читаю ваш топик что такое реально. ну тема нерально крутая) всегда меня волновала больше всего. поэтому фильм матрица с темой реальности для меня явл самым лучшим из всех)
блондинки победили!))
Ловкость рук и никакого мошенничества!)))