27 мая 2016, 01:44

О практике Дзадзен.


Здесь кое-что о мелочах в практике дзадзен.
О тех мелочах о которых обычно умалчивают, или предпочитают говорить туманно и многозначительно.
Я собирался написать маленькую памятку в помощь тем, кто практикует в одиночку- особенно дома.
Тем, кто начинает.
И тем, кто уверен что знает практически всё но никогда не утруждал себя сидячими медитациями а сейчас решил что пора.
Текст достаточно длинный, на маленькую брошюрку, поэтому выложен на прозе.ру.
О практике Дзадзен.

Your text to link...

Читайте на здоровье.

Спасибо. :)

42 комментария

DASHKA
Спасибо, Дима)
Isis
Привет! Отлично!
adi-asti
Спасибо! Просто замечательно!
Revati
Спасибо _/\_
Orionus
Спасибо конечно, но что то очень много текста не по делу. Походу ты сам то не особо преуспел в этой практике, раз так много ментального шума.
DASHKA
Нифига се. А ты Олежка преуспел???
Сильный практик подробно описывает все с нюансами, до которых еще нужно досидеться самому.
Как мне не хватало таких руководств когда раньше сидела.
Orionus
Для начинающего ни какие нюансы не нужны. Для начала нужно просто научиться сидеть и следить например за дыханием и следить за тем что отвлекает от этого процесса и все. Все эти длинные описания только усложняют представление о практике. Для начинающего, все описание сводится к одному предложению. Сиди сколько сможешь, следи за дыханием, и следи за тем, что тебя выведет из этого процесса, какие мысли или ощущения выведут тебя из наблюдения.
Orionus
Если не можешь просто следить за дыханием, считай выдохи.
DASHKA
Я например раньше когда замечала, что начала думать страшно себя ругала, что мол типа опять думаю. Пока не прочитала что это нормально, и что то, что я заметила — это уже осознанность и вывод внимания из мышления. И это только один из примеров.
Orionus
Ты продолжаешь делать эту практику или бросила?
DASHKA
Я все вообще бросила, три года тому назад.
Сейчас хочу возобновить, не знаю получится ли.
Причем я думала сходить в Москве к дза дзенщикам, чтобы посадили в практику.
А то у меня все мои благие намеренья как-то не воплощаются, саботируются.
Orionus
Ну да, если начала делать эту практику, лучше продолжать ее делать. Это как утром помыться.
Orionus
Нормально что? Страшно себя ругать или замечать что думаешь?
DASHKA
Нормально что мысли приходят и ты в них погружаешься периодически. Это нормально, и за это можно себя не ругать, как оказалось)
Orionus
Ну ругать себя это тоже нормальное дело, че бы не поругать, раз нравится это дело?
DASHKA
Это было лишнее движение)
Orionus
Это были лишние мысли, которые можно было не думать?
DASHKA
Это были те мысли, что усиливали реальность и так виноватого, двойной накрут.
Sagur
Странно что ты пользуешься компъютером…
Видимо ты не слишком преуспел в духовной жизни если ты живёшь не в пещере. :)))
Но вообще-то ты прав и спасибо за совет.
Никому вообще ничего не надо.
Спасибо за то, что объяснил.
Новичок должен сесть и сидеть.
Штангист например должен камни таскать.
А мы на другой конец страны на лошадях ездить.
И без карт.
Спросил направление а тебе: а ты вот как вышел и иди себе, просто. На указатели набредёшь. Возможно.
Спросил как блюдо приготовить а тебе: а ты пробуй. Возьми какие-нибудь продукты и наблюдай что получится.
Детей в школе зачем учить? Сел и калякай себе. Может глядишь и буквы выйдут. :)))

Позволь тебе заметить: дзадзен не для того чтобы «натренировать внимание» чтобы его на что-то обратить.
Это не средство достижения.

Спасибо. :)
Orionus
По поводу нюансов. Какие могут быть нюансы в тишине?
DASHKA
Нюансы с которыми ты сталкиваешь во время практики.
Catriona
Подробно расписать тему, опыт, и ментальный шум, разные вещи)
Floyd
Сегодня человек настолько умён и эрудирован, что всё это дикое средневековье кажется ему пугающим и отвратительным. И он прав в своих ощущениях потому, что это сама интуиция, которая ему говорит «туда не иди, это пропасть». Ведь что такое дзен? Когда-то по белому свету ходило огромное множество неадекватных буйных и очень гневных людей. Они могли убивать безо всякой на то причины. Их боялись, презирали и ненавидели, но вынужденны были принимать их в своих чертогах, чтобы не вызвать их гнев и не пострадать самим. Потом пришёл Бодхидхарма в Китай и показал им, какими великолепными качествами может обладать существо способное превратить гнев в любовь. Но для этого ему пришлось самому просидеть 9 лет. Этот его метод был хорош по тем временам, когда другого ничего под рукой не было, чтобы донести до людей своё истинное намерение. Сам он был из таких же буйных похлеще любого другого, но чудесным образом преобразился в дзадзен. Его пример был уникальным. Так эта школа стала набирать популярность именно среди таких людей похожих на него своим темпераментом. Этот же метод применяется в тибетской Махамудре, поэтому дзен это только его китайский близнец, окрашенный своим колоритом. Повседневная очевидность нам подсказывает силу подсознания, чтобы понять, что такой варварским метод, как изнурительное сидение в добровольной смирительной рубашке, это удел единиц, и он практически не работает. Потому, что корень гнева не исследован на уровне индивидуального сознания, потому и всегда даст о себе знать. Сегодня существует глобальная информационная сеть, чтобы человек в первую очередь смог развить своё знание и не делать ошибок прошлого.
Orionus
Эта практика может помочь натренировать удержание внимания, которое потом можно направить на Я и исследовать это Я.
Orionus
Точнее сказать может сформировать иллюзию удержания внимания. И возможно эта иллюзия по направлению и удержанию внимания, поможет разобраться со структурой и содержанием Я концепции.
DASHKA
Усилие или Милость?
До сих пор, между адептами, ведутся споры:
Нужно ли усиленно практиковать,
или пробуждение это милость?
Я бы ответил так: ВСЁ происходит по милости,
поэтому любое усилие — это та же милость Сущего.
А кого ж ещё?)
Тулукут)
Именно так!
Нго Ма
Sagur
Спасибо всем за отзывы. :) Если получится буду писать дальше. Возможно-ответы на часто возникающие вопросы. :)
Dragon
Спасибо и тебе, Дорогой!
Bambuka
Очень четко описал! Я помню кк ты описал принцип дзен, словила :) Скажу честно я считала что ритуал и приспособления, а так же позы — лишними. Нет! К моему удивлению другой эффект, чем когда просто сидишь где-то на лавке, в елках. :))
Orionus
Эффект зависит не от того где сидишь, а от твоего настроя и ожиданий. Можно и в электричке сидеть с соответствующим настроем.
Bambuka
НЕт :) ты тогда не врубился в дзадзен.
Orionus
Я не врубился в дзадзен, а это и не нужно, главное что бы дзадзен врубился во мне. :)))
Bambuka
:) ну сначала тебя надо дзадзену прелставить
Sakshe
Наука (как и религия впрочем) познаёт всё при помощи головы
Наука – да, религия (мистическая) – нет.

На глубинном уровне все эти учения (Дзен, Адвайта, Буддизм, Суфизм, Христианство итд)-одно
Верно.

Практика должна приносить удовольствие тоже и поэтому начинать со страшных аскез и болевых сидений в перекрученных позах не стоит.
Верно.

стоит только сесть с мыслью о достижении и делания важного дела и дзадзен упущен.
Верно.

Суть дзен в прстоянном внимании к себе и тому, что происходит. В осознавании ощущения собственного присутствия как центра всего происходящего.

Вернись к себе. Ощути себя.
Начни отсюда.
Вот зачем нам дзадзен. Чтобы укорениться “в себе” и отпустить всё, поняв что нам не нужно контролировать происходящее, нам нужно п е р е ж и в а ть себя в нём.

Часть внимания направлена на сохранение правильной позиции сидения. Ещё часть наблюдает дыхание. И последняя, условно, третья часть его интересуется нашей естьностью здесь и обозревает наше сидение. Все деления на какие-либо части изначально условны, просто таким образом легче описать процесс обволакивания себя своим же вниманием превращения себя в самонаблюдающий кокон в котором все посторонние звуки и образы лишаются своей первоочерёдности.

Наш разворот внимания на самих себя и есть это самое «обращение внутрь».
На мой взгляд, Вы не поняли саму суть дзадзен. И суть эта вовсе не в том, чтобы «ощутить себя», «укорениться в себе», «развернуть внимание на себя», а в том, чтобы вообще «забыть себя», забыть о собственной естьности, о собственном существовании.

Суть дзадзен в том, чтобы «отбросить тело и ум».

Зачем? Для чего?

Мы не знаем как выглядит этот мир.
Мы наблюдаем его сквозь множество призм, проекций и мыслей опирающиеся на информацию поступающую от органов чувств…
невозможно знать мир в его совокупной целостности. Никто не видел мир сразу и весь.

никакой объективности пока каждый смотрит со своей колокольни быть не может.
Нужно «забыть себя», нужно «отбросить тело и ум», для того, чтобы объективно и безъобъектно увидеть мир в его «совокупной целостности», «сразу и весь». Чтобы посмотреть на мир глазами новорождённого и увидеть Своё Истинное Лицо – Лицо Бога, Лицо Абсолюта.

Итак три главных момента. Три пункта:
1. Тянущаяся вверх прямая спина и опущенный подбородок.
2.…
3. Полуприкрытые… глаза.
Неверно.
Чтобы забыть о теле, оно должно быть расслабленным и в нём не должно быть никаких напряжений, а чтобы увидеть Своё Истинное Лицо, нужно смотреть прямо перед собой расфокусированным взглядом.
Sagur
Если всё заключается в «забыть себя» то простого удара в челюсть от боксёра хватит чтобы забыть себя на пару часиков. Это и есть дзадзен? Когда вы спите-вы забываете себя.
Это дзадзен? Что такое «сама суть дзадзен»?
О какой сути идёт речь?
О действии которое...«нужно»??? Как суть дзадзен может заключаться в каких-то действиях? Как только вы садитесь с ЦЕЛЬЮ… отбросить, забыть итд вы напрягаете себя в себе от себя. Занимаетесь отрывом правого от левого. Пытаетесь разбежаться в разные стороны согласно кому-то.
Дзадзен только для того чтобы посидеть с собою в себе и под этим не имеется ввиду разгон энергий в грубом теле.
Нет. С самим ощущением вашего существования.
Забыть себя?
Вы и так забываете обо всём кроме нескольких лучиков мысли на которые вы смотрите не ощущая себя самого.
Куда уже больше?
Отбросить тело и ум?
Куда их отбрасывать?
Сначала вы признаёте их реальными да и ещё и отдельными от вас самих а потом начинаете ими бросаться по сторонам?
Бесполезная игра в правильное усилие.
Теперь давайте поговорим о том, о чём вы слышали но приняли несколько буквально. «Забыть» не означает непомнить.
Забыть значит просто перестать держать в голове образ того, что сейчас происходит.
Есть ощущения от «тела», его не надо «забывать», вы и есть также и тело.
ВЫ ЕСТЬ и тело. Это один и тот же образ. Одна картинка.
Ваша задача перестать играть с этими отбрасываниями неизвестно чего.
Перестаньте связывать ощущения с образом тела которое вам в этот момент не видно.
Если вы слышите звук, то… я как раз об этом и писал кстати, поэтому за отзывв спасибо но вы по всей видимости кроме трёх первых страниц ничего не прочитали.
Забыть собственную естьность это тоже прямо туда же.
Не убежать от себя поганого эгоиста в мир где вас не будет а перестать принимать какой-либо образ себя.
Естьность без естьности это естьность у которой нет границ и нет второго.
Забыть образ тела, ума, и всего остального. Перестать сужать своё внимание перебором и сцепкой ассоциаций.
Судзуки сказал: Сознание Дзен, сознание начинающего.
Почему?
Начинающий-непредвзят.
Метафорически он свободен от оков многих идей и представлений.
Для него всё свежо от мгновения к мгновению.
То, что вы описываете это очень распространённая ошибка и мне наверное надо было уделить ей гораздо больше места.
Суть дзадзен…
Именно в единственно возможном успокоении и отказе от продолжении игры.
В приятии. В укоренении «в себе самом».
Спасибо. :)

Пысы:

Осанка нужна чтобы-таки расфокусировать внимание в поток непосредственных ощущений прямо здесь-минут сто историй и воспоминаний. :)
И.
Поза не самое главное, однако это просто очень хорошая помощь.
Согласно строению нашего телоума. :)
Bambuka
Ла! :)) Радует что все это прям попробовала и вижу. :))
Sakshe
за отзыв спасибо
Пожалуйста.
morene
Здорово, спасибо…
maharish
Спасибо, Сагур, особенно это полезно здесь некоторым, считающим, что раз они услышали, что они — Будда (Абсолют, Брахман), то поиск уже завершён. А ещё у Сюнрю Судзуки в «Практике Дзен» мастер особо подчёркивает, что входить в медитацию надо с мыслью о том, что практикующий её — не личность, но Природа Будды (как потенциальная возможность всего), тогда она приобретает другое качество — не «я медитирую»,«я-делатель», а так проявляется ещё одно качество Природы Будды.