14 июня 2016, 09:54
Пик Надира: психологический кризис как триггер пробуждения
Исследование 161 временных опытов пробуждения показал, что в более чем 23% случаев тяжелый кризис и стресс запустили или сопровождали эти процессы (Тейлор, 2012). Приведены примеры некоторых из этих вызванных кризисом опытов пробуждения, которые иллюстрируют широкое разнообразие задействованного травматического опыта. (Было обнаружено, что тип травмы менее важен, чем ее интенсивность.) Эти временные опыты пробуждения сравниваются с постоянным трансформирующим опытом, вызванным страданиями. Различие проводится между первоначальным сдвигом, включая установление новой эго-системы (что и происходит вследствие постоянного трансформирующего опыта, вызванного страданиями), и вторичным сдвигом, который может произойти после временного опыта пробуждения, когда система эго человека остается в целом нетронутой, но у человека при этом меняется точка зрения или ценности. Обсуждаются возможные причины связи психологического кризиса и опыта пробуждения, исходя из того, что эти опыты нельзя объяснить просто как самообман или психологический защитный механизм. Предполагается, что есть связь между опытом пробуждения вследствие кризиса и разрушением психологических привязок, а также с усилением энергии.
Некоторые люди испытывают мощные длительные позитивные эффекты вслед за периодами интенсивной активации травмы и психологического кризиса. Говоря термином, который ввели Тедески и Калоун (1998), посттравматический рост может включать в себе более позитивные и удовлетворяющие взаимоотношения, более позитивное восприятие себя и отношение к жизни (Фоссе, 2005), возросшее чувство уверенности и компетенции и усиленное ощущение ценности жизни (Cryder, Kilmer, Tedeschi, &Calhoun 2006; Stanton, Bower, &Low, 2006), усиленное ощущение смысла и цели вместе с большей духовной целостностью (Neal, Lichtenstein, &Banner, 1999), а также возросшее чувство ответственности за свою жизнь и больше принятия по отношению к смерти (Kastner, 1998).
Тейлор (2011, 2012а) продемонстрировал, что интенсивный психологический кризис может вызвать в том числе и внезапную и резкую трансформацию – постоянное изменение в сознании и личности. Это было названо вызванный страданием трансформирующий опыт. По своим свойствам эта трансформация подобна посттравматическому росту. Самыми существенными свойствами были увеличение благополучия, обостренное восприятие, чувство связи, улучшение взаимоотношений, менее материалистичный и более альтруистичный подход, больше тишины в уме (то есть меньше случайных или автоматических мысленных диалогов) и ослабление страха смерти. Вызванный страданием трансформирующий опыт могли запустить самые разнообразные кризисы: сильный стресс и потрясение, депрессия, утрата, серьезная болезнь, инвалидность, алкоголизм и встречи со смертью (вследствие болезней или несчастных случаев). Интенсивность кризиса имела большее значение, чем его тип. Почти во всех случаях речь шла об очень сильном и длительном кризисе (Taylor, 2012a).
9journal.com.ua/%D0%BF%D0%B8%D0%BA-%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%B0-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%81-%D0%BA%D0%B0/
Некоторые люди испытывают мощные длительные позитивные эффекты вслед за периодами интенсивной активации травмы и психологического кризиса. Говоря термином, который ввели Тедески и Калоун (1998), посттравматический рост может включать в себе более позитивные и удовлетворяющие взаимоотношения, более позитивное восприятие себя и отношение к жизни (Фоссе, 2005), возросшее чувство уверенности и компетенции и усиленное ощущение ценности жизни (Cryder, Kilmer, Tedeschi, &Calhoun 2006; Stanton, Bower, &Low, 2006), усиленное ощущение смысла и цели вместе с большей духовной целостностью (Neal, Lichtenstein, &Banner, 1999), а также возросшее чувство ответственности за свою жизнь и больше принятия по отношению к смерти (Kastner, 1998).
Тейлор (2011, 2012а) продемонстрировал, что интенсивный психологический кризис может вызвать в том числе и внезапную и резкую трансформацию – постоянное изменение в сознании и личности. Это было названо вызванный страданием трансформирующий опыт. По своим свойствам эта трансформация подобна посттравматическому росту. Самыми существенными свойствами были увеличение благополучия, обостренное восприятие, чувство связи, улучшение взаимоотношений, менее материалистичный и более альтруистичный подход, больше тишины в уме (то есть меньше случайных или автоматических мысленных диалогов) и ослабление страха смерти. Вызванный страданием трансформирующий опыт могли запустить самые разнообразные кризисы: сильный стресс и потрясение, депрессия, утрата, серьезная болезнь, инвалидность, алкоголизм и встречи со смертью (вследствие болезней или несчастных случаев). Интенсивность кризиса имела большее значение, чем его тип. Почти во всех случаях речь шла об очень сильном и длительном кризисе (Taylor, 2012a).
9journal.com.ua/%D0%BF%D0%B8%D0%BA-%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%B0-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%81-%D0%BA%D0%B0/
9 комментариев
Интересно, как в точке кипения страдание меняется на свою противоположность… И то, что структура личности кардинально меняется, только в случае с пиковым переживанием быстро, в случае практики — более растянуто во времени.
И про временность пробуждения вследствие психологического кризиса тоже хорошо — распадается только часть личности, «страдалец», отделённость может остаться, как и доступ к пробуждённому состоянию.