15 ноября 2016, 18:18

К вопросу о Адвайте

Как так случается, что человеку вдруг хочется узнать учение Адвайты?

Не просто услышав слово Адвайта где-то и прочитав по диагонали статью в Википедии, а по настоящему — читать толстые книги, смотреть сатсанги, размышлять думать рассматривать учение с точки зрения своей жизни и понимания и своё понимание и жизнь с точки зрения Адвайты.

Для чего?

Могу допустить, что это может быть просто интерес. Почему нет? Любят же люди разгадывать головоломки, кроссворды и прочие штучки такого рода. Недавно наблюдал взрослого мужчину, едущего в 7 утра на работу в троллейбусе и разгадывающего кроссворд. В троллейбусе было около нуля, а ручку он держал в руках без перчаток. Я не понял такого самозабвенного интереса, но факт есть факт.

Также и с Адвайтой, возможно кто-то любит изучать различные философские учения, мировоззренческие системы, религии. Я сейчас говорю о обычных людях. О тех кому приходится изучать Адвайту по долгу профессиональной или научной деятельности речь не идёт.

Обычный человек вполне может изучать учение, просто потому что ему это интересно.

Возможно что оно ему оно настолько покажется интересным и верным, что он начнёт его примерять к своей жизни, сравнивать со своим пониманием мира и взглядом на то как всё устроено во вселенной.

Но всё же я считаю, что серьёзное изучение учения, возможно только если у человека есть запрос на изменение его жизни.
Человек будет прикладывать усилия только если результат его деятельности для него ценен в том или ином смысле.

А усилия или как минимум время или внимание необходимы.

То есть человек должен увидеть для себя ценность в изучении учения.

Какую же ценность можно увидеть в учении Адвайты. И вот тут я ничего другого не могу придумать как банальное «избавление от страданий».
Только такая «морковка», может мотивировать человека достаточно долго. В пределе всю его жизнь.

Следствием такой мотивации является то, что учение Адвайты на практике собирает под свои знамёна всех тех кому не удалось социализироваться так, чтобы его жизнь приносила ему больше радости чем боли.
Невротики всех мастей и прочие асоциальные личности, страстно желающие уйти от этой реальности в другую, где нет страданий, являются основным контингентом сатсангов и ритритов.

Почему так происходит и предполагалось ли этому быть по другому?
Возможно учение Адвайты и планировалось как убежище для сирых, слабых и убогих с одной стороны и интеллектуальные упражнение для элитарных бездельников браминов? Да, это возможно.

Думаю, тут есть над чем поразмыслить.

Если же сохранить веру в то, что учение Адвайты содержит таки что-то что необходимо человеку и может сделать его жизнь лучше, то здесь нужно по-моему провести одно важное различение.

Это различение размыто в книгах, традициях, речах гуру и в умах ищущих.

Речь идёт о том, чтобы ясно понять, что такое страдание.
Если страдание это физическая и психическая боль, а также последствие невротизированой психики, то это ставит Адвайту в один ряд с прочими системами направленными на изменение ума и психики, для того чтобы сделать жизнь человека лучше.
Сейчас таких систем есть много и среди них много значительно более простых, действенных и методологически/технологически выверенных.
Один из многих примеров, это «Работа» Байрон Кейти.

Также стоит заметить, что несмотря на огромное количество методов, необходимо констатировать, что жизнь так устроена, что боль (физическая, психологическая) в ней заложена как неизвлекаемый инструмент обратной связи.
Поэтому избавиться от трудностей, неприятностей, боли душевной и физической не получится.

То есть, если страдание это психологическая боль (неважно по какой причине возникающая) то Адвайта становится в один ряд с «Работой» Байрон Кейти и другими похожими системами.
Разница будет лишь в том, что Адвайта содержит в себе фрагменты мировоззрения на то как всё устроено во вселенной, которые по моему мнению интересны только интеллектуалам и прочим любителям лелеять свою неотмирность.

Если же страдание это что-то другое то тогда нужно прояснить, что это такое.

Я пока не вижу особой разницы.

11 комментариев

stuikoza
А с чего у тебя оно началось?
Gor
C желания избавиться от страданий :) Реальность в которой очевидно было что страдания никогда не закончатся мне не нравилась :)
Gor
Казалось, что есть способ сделать так чтобы, не страдать. В какой-то момент именно Адвайта казалась тем учением, что может привести к этому
Platonio
Я от невнятного жизненного зуда заинтересовался буддизмом, который лет до 20 вообще слабо отличал от какого-нибудь вудуизма, там наткнулся на Алмазную Сутру, которую зачитала группа товарищей, а в названии была ссылка на Живой Журнал Макса, а там ссылка сюда. Но да, все дело в идее что можно избавиться от страдания.
Bambuka
Прикол в том что мне сразу как-то очень ясно стало что адвайта ничего не даст в этом мире. А еще она про вот это, что сейчас. Там в первой книжке Дракона написано так что нет противоречия. Я не знала что это адвайта. По-моему сложнее всего описания и трактования адвайты. И еще, почему-то не всем понятно что пробуждение не получить, то есть ну это не новое мое воззрение, а как мне нравится говорить нечеловеческое осознание. Я не говорю слово Себя, так как это тоже человеческое воззрение, само слово и понятие есть человеческое даже Я_ЕСТЬ уже человек. От страданий можно избавиться в большинстве случаев, методами цигуна, психологии, холотропа и пр. Адвайта дает вожу в жажде нечеловеческого. Я не знаю это понятно или нет? Ну как бы жажду поиска НЕЧТО в том что есть — и сознание/мир/бытие и вообще всего что может осознаваться.
mikki
Я с Джиду Кришнамурти начал, потом Махарадж, но больше всего Рамеш Балсекар повлиял. Сначала это была интеллектуальная игра, а сейчас… даже и не знаю.
Mint
Но всё же я считаю, что серьёзное изучение учения, возможно только если у человека есть запрос на изменение его жизни.

А мне кажется, что только если все запросы на изменение жизни выявили полную несостоятельность как-то её изменить :)
Jamm
Я пока не вижу особой разницы.

Все практики, терапии, тренинги, коучинги и т.д. — всё это направлено на улучшение себя или облегчение своей жизни. То есть, они все работают с тем набором установок, которым каждый себя считает — потому что социум так сказал.

Адвайта же, на то и адвайта — она показывают человеку иллюзорность этого образа вообще (не путать с минянетством).
Na-Ta
Страдания — это милость, Мастер — это милость. Адвайта без Учителя — это набор букв.
ashtavakra
Страдания это постоянное напоминание о том,ЧТО ты есть:-)
Это «сигнальная лапмочка» о погружении в ментальные дебри, что скрывают Бога, бессмертие, жизнь:)
ashtavakra
То, что называют словом «вина» это «забвение» основы, «истинной природы»:-)