30 ноября 2016, 13:24

Надежда и страх — это отвратительные слова, от которых человечество должно раз и навсегда отказаться.

Невозмутимый профессор Кроули

Надежда и страх — это отвратительные слова, от которых человечество должно раз и навсегда отказаться. Жить надеждами ─ значит обманывать себя. Жить под влиянием страхов могут только безумцы. Нужно реально смотреть на вещи и спокойно относиться к неизбежности. Неизбежна смерть каждого из нас, и неизбежна гибель человеческой цивилизации. И этот конец наступит не через миллионы лет, а очень скоро. Нужно трезво смотреть на развитие событий ─ у человечества нет впереди и трех лет. Все расчёты проверены мной и моей кафедрой досконально. Это неотвратимо: температура на земле будет стремительно повышаться, льды будут таять, уровень океана будет подниматься, огромные участки суши будут затапливаться один за другим. Бурные потоки смоют города и целые страны. Сначала под воду уйдут Мальдивские и Бермудские острова, потом Япония и Голландия, потом Одесса и Евпатория, Флорида и Нью-Йорк. Самое позднее через десять лет человечество исчезнет. Такое уже не раз происходило на Земле, цикл повторится, но Земля не погибнет, микроорганизмы сумеют выжить и создадут новый толчок эволюции.

Так говорил сидящий перед микрофоном спокойно улыбающийся человек с англо-саксонским лицом в светло-сером пиджаке и голубой рубашке, профессор Аризонского университета Джон Кроули. Напротив, перед другим микрофоном сидел молодой и очень нервный мужчина, по-видимому, ведущий передачу журналист, собравший в эту студию на Мэдисон авеню самых близких людей — нескольких своих друзей и сослуживцев, свою жену и детей, а также жену профессора Кроули.

─ Нет, вы только послушайте этого человека, — ведущий непроизвольно гримасничал и буквально корчился, на своём стуле, оглядываясь по сторонам и ища поддержки в лицах собравшихся. Чертики бегали в его глазах, и он говорил уже не с профессором, а с этой группкой, которая, по его мнению, должна была воплощать здравый смысл и понимание абсурдности профессорских фантазий. Но собравшиеся не выражали ему своего сочувствия, они только улыбались, понимая, что любая другая реакция в данной ситуации бессмысленна и бесполезна. ─ Вы только посмотрите, как он спокоен, как будто он говорит нам о каких-то пустяках. Но может быть он просто шутит над нами? Да нет, он не может так шутить, это учёный с мировым именем, он провёл множество исследований и расчётов, и он знает свой предмет досконально.

─ Но что говорят ваши коллеги? — ведущий с надеждой зацепился за эту пришедшую ему в голову мысль. — Неужели все они с вами согласны? Ведь, если память мне не изменяет, они давали человечеству сто-двести лет и предлагали принять какие-то меры, чтобы предотвратить катастрофу. Как вы объясняете их позицию? Вы считаете, что они все ошибаются?

─ Понимаете, в силу углубляющейся специализации во всех сферах знания, и в том числе и в нашей науке, они учитывают только один аспект проблемы, связанный с узкой их специализацией, я же принял во внимание все, включая акселерацию солнечной активности, выбросы из глубины океана метанового газа и, конечно, парниковый эффект, а также многие другие факторы, которые мне было бы сложно объяснить непрофессионалам. Кроме того, все мои коллеги сидят на зарплатах, и им было бы непросто их лишиться.

─ Вы хотите сказать, что ваши коллеги всех нас обманывают?

─ Это слишком мягкое слово для их поведения. Многие из них хорошо знают, что через три года или даже раньше сотни миллионов людей будут в бегах, а через десять лет на Земле не останется не только людей, но и большей части известных нам животных. Между прочим, даже если я ошибся в своих расчётах, то это ошибка определенно не в нашу с вами пользу. Отпущенный нам срок может оказаться короче рассчитанного мною.

─ И мы ничего не в состоянии сделать?

─ Мы можем использовать оставленное нам время, чтобы прожить его осмысленно и полноценно, любить тех, кто нам дорог, помогать тем, кому мы можем чем-то помочь. Больше ничего сделать нельзя.

─ Но думали ли вы о ваших близких, о детях. Что они могут почувствовать, услышав ваш приговор и поверив вам? — ведущий снова обернулся к присутствующей в студии группке, и заметил, что улыбки, ещё не так давно слегка насмешливые или просто глупые, уже не озаряли их лица. Лица большинства побледнели и вытянулись, на них выступили гримасы напряжения и плохо скрываемого страха. Только лицо профессора Кроули, к которому он снова повернулся, было по-прежнему спокойным и радостным.

─ Скажите, что или кто даёт вам силу сохранять вашу радостную невозмутимость? — задал вопрос интервьюер.

─ Вы спросили верно — что и кто? Я отвечу, что — это годы занятий самоуглублением, укрепивших мой дух и создавших во мне безучастность как в отношении моего благополучия, так и относительно судьбы моих близких и тем паче — абстракции человечества, которого я никогда не видел и смутно могу представить, а кто — это мой учитель, который помог мне выработать эти качества. Что касается моей жены, единственно близкого мне человека, у нас с ней полное единодушие по этому вопросу.

─ Позвольте вас спросить, вы член какой-то религии или секты? Или, может быть, вам помогает сохранять вашу странную и пугающую безучастность какое-то особое учение или вера — вы не могли бы поделиться с нашими слушателями этим сокровищем?

─ Я могу поделиться мыслями, но не моим спокойствием. Много лет тому назад в результате серьезного внутреннего опыта я отказался от всех известных мне религий и метафизик и спокойно живу без этих считающихся необходимыми декораций. Одновременно я отказался от чувства свой и чужой вины и потребности осуждать или прощать как себя, так и кого-либо. У меня нет веры в Бога или богов в обычном понимании этих понятий, но есть глубокая убеждённость в сверхразумности моего собственного и окружающего меня мира. Я говорю сейчас о моем теле, моем внутреннем мире и обо всём космосе от микрочастиц и до туманностей и галактик, о которых наша наука почти ничего не знает ─ они выше нашего разума. Все это может быть снова названо древним словом Бог или каким-то другим удобным словом, но смысл этого слова будет совсем другим. Заметьте, я не говорю, что Вселенная разумно устроена, напротив, она сверхразумна и для разума непостижима. Потому наши тревоги и страхи, наш оптимизм и пессимизм, наши мифы и идеи только лишь запутывают наше понимание своей участи и хода событий, как внутренних, так и внешних. Помогают такие вещи как невозмутимость и открытость всему, что с нами происходит. Но эти качества нельзя передать другому при помощи слов, их нужно в себе создать, а для этого необходима особая предрасположенность и особая судьба. И учитель. Не знаю, сумел ли я что-нибудь объяснить и нужно ли это кому-нибудь…

Профессор Кроули оглянулся на группку людей, сидевшую вдоль занавешенных длинными прозрачными занавесками окон, и увидел, что некоторые из них привстали и, отвернувшись от происходившего в студии, смотрят куда-то вниз на улицу. И уже сам нервозный ведущий, оставив свой микрофон, буквально впился в окно, и дергаясь всем телом, разглядывал то, что творилось на улице сорока этажами ниже.

Профессор был единственным, кто спокойно сидел на своем месте перед микрофоном и ожидал продолжения интервью, для которого он приехал в Нью-Йорк из далекого штата Аризона, из города Темпл, стоящего на озере Темпл, где он прожил всю свою жизнь, посвятив ее любимой науке и любимой жене Мелани, разделявшей с ним все: дом, постель, его радостный фатализм и его безучастность в отношении внешних происшествий. И вот теперь он смотрел на суету в студии и радовался тому, что он спокоен, хотя все, и его жена Мелани вместе с другими, испуганно льнули к окнам и, наклонившись, пытались разглядеть то, что происходит на Мэдисон авеню сорока этажами ниже, и лица их не предвещали ничего доброго.

─ Мелани, ─ окликнул жену профессор. Мелани обернулась к нему, и он прочитал на ее лице следы ужаса и отчаяния, которых не видел никогда прежде.

Трясущимися губами она прошептала одно единственное слово:

─ Началось.

Аркадий Ровнер

26.11.16, Москва
  • нет
  • +19

16 комментариев

Felix
─ Я могу поделиться мыслями, но не моим спокойствием. Много лет тому назад в результате серьезного внутреннего опыта я отказался от всех известных мне религий и метафизик и спокойно живу без этих считающихся необходимыми декораций. Одновременно я отказался от чувства свой и чужой вины и потребности осуждать или прощать как себя, так и кого-либо. У меня нет веры в Бога или богов в обычном понимании этих понятий, но есть глубокая убеждённость в сверхразумности моего собственного и окружающего меня мира. Я говорю сейчас о моем теле, моем внутреннем мире и обо всём космосе от микрочастиц и до туманностей и галактик, о которых наша наука почти ничего не знает ─ они выше нашего разума. Все это может быть снова названо древним словом Бог или каким-то другим удобным словом, но смысл этого слова будет совсем другим. Заметьте, я не говорю, что Вселенная разумно устроена, напротив, она сверхразумна и для разума непостижима. Потому наши тревоги и страхи, наш оптимизм и пессимизм, наши мифы и идеи только лишь запутывают наше понимание своей участи и хода событий, как внутренних, так и внешних. Помогают такие вещи как невозмутимость и открытость всему, что с нами происходит. Но эти качества нельзя передать другому при помощи слов, их нужно в себе создать, а для этого необходима особая предрасположенность и особая судьба. И учитель. Не знаю, сумел ли я что-нибудь объяснить и нужно ли это кому-нибудь…
relsam
ЗдОрово)))
Felix
Если понравилось читай сайт там ещё есть arkadyrovner.wordpress.com/
relsam
СПС)))
relsam
Да, там здоровая атмосфера-)

Пушкин был велик именно тем, что никому никаких героев не навязывал. Гринев, Пугачев, Сильвио, Онегин это просто люди. Никто из них не стал примером для подражания, потому что Пушкин не предлагал рецептов, а просто констатировал факт жизни, не говоря, что жизнь это некая болезнь и ее нужно лечить тем или иным способом. Тем не менее образ Онегина, лермонтовского Печорина въелся в сознание многих культурных людей, и сбил их с толку. Книжный интеллектуализм оказался мощным средством пропаганды, и все правительства начали поощрять литературу со своими тайными целями. Была введена цензура, возникла критика, создана была терминология, стали учить литературе. Книга стала фетишем, предметом ментального коллекционирования, и, что хуже всего, иногда руководством к действию. Последнее прекрасно видно на примере литературы тоталитарных идеологических режимов, христианских, нацистского и советского коммунистического.
Сергей Родыгин. ПРОТИВ КНИГ
Felix
Да! Ясность и парадоксальность мысли.
relsam
Плод трезво различающего сознания. И в А.Ровнере это более выделяется.
Sharok
я отказался от всех известных мне религий и метафизик и спокойно живу без этих считающихся необходимыми декораций.
полагаю это более сложным, чем отказаться от курения )
Felix
Как и с курением это может случится.
Sharok
со мной случилось и то, и другое.
Dragon
Сознание не может исчезнуть чтобы не происходило в его содержании, но оно даже не появлялось… вот так шутка!:))
Sharok
Сознание не может исчезнуть
чьё?
Dragon
Здесь о сознании надиндивидуальном.
Felix
Привет! Уточни почему ты написал о сознании?
Dragon
Запах в тексте