8 января 2017, 19:23
В глубинах человеческой души таится единосущная Богу нетварная «искорка».
Мейстер Экхард различал в Боге: Бог в самом себе, сущность Бога, или Божество (die Gottheit), и Бог (der Gott) как природа, его проявленная сущность, то есть Божество, получившее образ. Божество выступает по отношению к Богу как природе в качестве первоосновы и бесконечного источника. Будучи первоосновой для мира, Бог в себе есть безопасность. Бог существует в трёх лицах: — Отец — мысль Бога, в которой выявилась Его природа; — Сын — мысль Бога о самом себе, порождённая Его же природой; — Святой Дух — осознание Отцом и Сыном единства их воли. Раскрытие Бога в трёх ипостасях — вечный процесс, а не единократное событие; творение (природа) ниже Творца (Божества) и не в состоянии полностью выразить его сущность. На пути к Богу душа обычного человека проходит три этапа, освобождаясь сначала от образов рассудка, порождённых чувствами, затем от образов разума и, наконец, милостью Божией сливается с божественной сущностью. Но есть и путь для избранных. По М. Экхарду, в глубинах человеческой души таится единосущная Богу нетварная «искорка». Обычному человеку она служит путеводной звездой, направляя его волю к самосовершенствованию, избранному же открывает прямой путь к глубинам Божества, и тайна его свершения — в освобождении от образов. Человек может постичь божественную сущность, если научится находить в себе нетварное, а значит, необразное бытие, проходя божественное творение мира как бы в обратном порядке, то есть, сводя образное раскрытие Бога к его незримому источнику. «Вполне признавая различие Бога и человеческой души, Экхарт стремился доказать, что оно преодолимо. Для Экхарта долг и предназначение человека — бытие в Боге, а не существование в мире в качестве Божьей твари. Поскольку истинный человек — т. е. его душа — вечен, то единственный путь к спасению — победа над временем. Экхарт постоянно призывает к «отрешению» (Abgescheidenheit) как необходимому условию обретения Бога. Согласно его учению, спасение — это процесс познания истины. Человек близок к спасению в той мере, в какой он познал своё истинное бытие, что прежде требует познания Бога, причины всего сущего. Высший религиозный опыт, обеспечивающий спасение, — это рождение Логоса в душе верующего». Мирча Элиаде, История веры и религиозных идей: от Магомета до Реформации, М., «Академический проект», 2009 г., с. 247.
(1):
Zemlyanin
1 комментарий