28 февраля 2017, 12:54

Брихадараньяка Упанишада

ВТОРАЯ БРАХМАНА

1. Вначале здесь не было ничего. [Все] это было окутано смертью или голодом, ибо голод – это смерть. Он [- зовущийся смертью – пожелал]: «Пусть я стану воплощенным» – и сотворил разум. Он двинулся, славословя, и от его славословия родилась вода. «Поистине, – [сказал] он, – когда я славословил, появилась вода. Поэтому природа ее – арка. Поистине, радость приходит к тому, что знает природу воды арка.

2. Поистине, вода – арка. То, что было пеной воды, затвердело, и это стало землей. Он изнурил себя. И от него, изнуренного и воспламененного, возник блеск, его сущность, который есть огонь.

3. Он разделился на три части: треть – солнце, треть – ветер. Он же – и дыхание, разделенное на три части. Восток – его голова, та и другая стороны – передние конечности, запад – хвост, та и другая стороны – бедра, юг и север – бока; небо – его спина, воздух – брюхо, эта [земля] – грудь. Так твердо стоит он в водах. Кто знает это, твердо стоит там, куда он идет.

4. Он пожелал: „Пусть второе тело родится от меня“. И разумом он – голод или смерть – произвел сочетание с речью. То, что было семенем, стало годом. До этого не было года. Он растил его столько времени, сколько длится год, и затем выпустил его. Когда он раскрыл рот, чтобы съесть рожденного, тот произнес: бхан. И это стало речью.

5. Он подумал: „Если я его убью, у меня будет мало пищи“. Тогда той речью и тем телом он сотворил все, что существует здесь: ричи, яджусы, саманы, заклинания, жертвоприношения, людей, скот. Все, что он произвел, он решил пожрать. Поистине, он поедает все, поэтому природа смерти – адити. Кто знает природу смерти – адити, тот становится поедателем всего, что существует, и все становится его пищей.

6. Он пожелал: „Пусть я снова принесу жертву, еще большую“. Он стал изнурять себя, он воспламенился подвижничеством. И от него, изнуренного и воспламененного, возникли слава и сила. Поистине, слава и сила – это жизненные дыхания. Когда возникли дыхания, тело стало возрастать. И в его теле был разум.

7. Он пожелал: „Пусть это [тело] будет пригодно мне для жертвы и пусть я воплощусь с его помощью“. Тогда [оно] стало конем; возросши, оно сделалось пригодным для жертвы, поэтому жертвоприношение коня зовется ашвамедха. Поистине, кто знает это, тот знает ашвамедху. Оставив его на свободе, он стал думать [о нем] и по истечении года принес его в жертву самому себе, а [других] животных отдал богам. Поэтому и приносят в жертву Праджапати освященного [коня] принадлежащего всем богам. Поистине, ашвамедха – это то, что излучает тепло; его тело – год. Этот огонь – арка; эти миры – его тела. Итак, их двое – жертвенный огонь и жертвоприношение коня. И опять же, они – одно божество: смерть. Тот, [кто знает это], побеждает вторичную смерть, смерть не настигает его, смерть становится его телом, он становится единым с теми божествами.
(1):  Gor

19 комментариев

svarupa
два вопроса-зачем и кому?
ganesh
я сейчас интенсивно занимаюсь темой жратвы, потому и текст.
svarupa
на диету сел… чели
iglav
Ода Сознанию, возникшему вследствии первичного разделения, исход блудного сына, судьба Моисея, тело этого Мира.
ganesh
это отрывок из древнейшей Упанишады, описывающий идею Бытия как Питания. этот круг идей относится к самым первоистокам ведийской философии и мистики. предположительно — это один из немногих сохранившихся фрагментов подлинного Учения Риши, о котором сейчас уже мало что известно. отрывок, как и вся упанишада (в переводе) весьма туманен (что такое «вода — это арка»?). тем не менее, ясно видна центральная тема: творение мира Первоисточником-Брахмо. также это является мистической схемой разворачивания и функционирования Сознания.
xdim
иносказательно-завуалировано, но главный смысл в этом: «смерть становится его телом, он становится единым».
ganesh
я снова обращаю внимание на любимую мной пищеварительную тему…
xdim
«ибо голод – это смерть»
ganesh
обрати особое внимание, что «он» (Брахман) описывается здесь вечно голодным и пожирающим. это интересно!
xdim
это и есть Источник, от туда все появляется и туда все уходит.
если добавить страху, то можно сказать что «он пожирает» :))
ganesh
не совсем согласен. я вижу здесь указатель на скрытую и, тем не менее, огромную роль ЧУВСТВА НЕДОСТАТОЧНОСТИ, так хорошо нам всем знакомого…
xdim
именно.
Источник назван смертью, отсутствием себя, не бытием — таким образом он отделен и вычеркнут из Целого, поэтому и не хватает (недостаточность).
ganesh
интересная точка зрения…
Felix
Всё правильно все древние тексты написаны Сознанием назвавшим себя Богом и этот бог сотворил мир как пищевую цепочку. Но Христос сказал «царствие моё не от мира сего». Поэтому гностики и считали, что он посланец плеромы — недвойственых миров и пришёл, что бы эта возможность бытия без взаимопожирания проникла в этот мир.
ganesh
как только индусы обходились без Христа, ума не приложу…
Felix
Весь мир обходился без Христа и без Будды, это ведь не люди, это символы перемен в коллективном сознании.Имена богов после этого не изменились, а суть стала другой. И вот в Индии Махатма Ганди а в буддизме учение о сострадании и бодхисатвы
ganesh
это не значит, что новое лучше или правильнее старого. а исторический Будда НИКОГДА не проповедовал сострадания.
Felix
Вначале детская жестокость, а когда взрослеют, то некоторые начинают сострадать.
Shine
откуда такая невероятная инфа?