4 апреля 2017, 18:43

Пробуждённый ум

Такова природа всеохватывающего пробуждённого ума, в том, что он не проявлен, ибо запределен проявлениям, но и не пуст, так как находится за пределами пустоты. Он не существует, так как не имеет субстанции и характеристик, но и не отсутствует, ибо пронизывает всю самсару и нирвану. Спонтанно равностное изначальное пространство не ведает существования и несуществования, в нём нет ни крайностей, ни разделений, ни субстанции, ни основания.

Непрерывное осознавание — это сфера просветления. Это изначально всеобъемлющее небесное пространство не подвержено изменениям и трансформациям. Самосуществующая пробуждённость, которая не имеет себе подобных, содержится в едином бинду вне рождения и исчезновения. Неопределённая и всеохватывающая, она полностью лишена всяких крайностей и ограничений.

Спонтанно равностное наследие ваджрной сути неотделимо от высшего состояния безграничного основного пространства, которое недоступно словесным обозначениям. Личное самоосознавание переполняет мудростью тех йогинов, которые свободны от умственных и словесных нагромождений,

И уверены, что здесь нечего приписывать или отписывать. Так как им неведома ни медитация, ни объект медитации, они избавлены от нужды сражаться с «врагами» мыслей, сонливостью и возбуждением.

Природа явлений, унаследованная вами испокон веков, неподвластна понятиям о себе и других, поэтому те самые три мира (самсары) — не что иное, как естественно чистые земли равностности.

Победоносным трёх времён свойственно чистое видение. В единой целостности всего сущего, где нечего отвергать и принимать, нет ни малейшей частицы, обретаемой откуда-то извне. Все явления очевидны в этом великом пространстве природы ума, не покидая равностной реальности ни на миг.

В отсутствии беспокойного появления и исчезновения (мыслей), разделения на внешнее и внутреннее пробуждённый ум в корне устраняет мрак крайних понятий. Когда нечего отвергать, потенциальные ошибки устраняются самопроизвольно.

В силу реализации или отсутствия реализации (осознавания) его энергия непрерывно проявляется либо в чистых каях и мудрости просветления, либо в разнообразных переживаниях существ этого бренного мира,

Заполняющих всё небесное пространство. Либо у вас есть реализация в состоянии Дхармадхату, либо её нет, — благодаря реализации вы получаете чистое видение сугат, а из-за отсутствия реализации вам мерещатся разнообразные переживания, обусловленные неведением и тенденциями двойственного восприятия, которые тем не менее не покидают основного пространства.

Пробуждённый ум — это реальная основа всего сущего. Его непрерывное свойство проявляется в возникающем разнообразии, тогда как его естественная ясность очевидна в основном пространстве чистой природы явлений. В нём нет исключений и разделений, — такова «поступь» неограниченного осознавания.

Беспрепятственная пробуждённость — это самосуществующее открытое пространство, которое светоносно без помрачений и внешних и внутренних сторон, в связи с чем самоосознавание (названо) «великим светом в зеркале ума». В драгоценном всеисполняющем самоцвете Дхармадхату всё возникает само собой без нужды в поисках, так что самосуществующая пробуждённость — это прекрасный источник всего желаемого.

Сколько бы вы ни насчитали великих просветлённых качеств, Все они возникают из основного пространства, восходя в непрерывности высшего метода (упая). Поскольку всё спонтанно совершенно в нерождённом основном пространстве, пробуждённое пространство пустотности затмевает материю, тогда как пробуждённое пространство самоосознавания затмевает пустоту.

В пробуждённом уме никогда не было ни явлений, ни пустоты, невообразимые иллюзии возникают, не требуя от вас цепляний за недвойственность. Нерождённое Дхармадхату, свободное от условностей тех времён, является несотворённым, неизменным и неделимым пространством. Просветление в любом из трёх времён происходит в основном пространстве пробуждённости осознавания. Пробуждённая сфера самоосознавания затмевает двойственное восприятие. Спонтанная открытость природы явлений неделима на внешнее и внутреннее.

2 комментария

Felix
Потеря Действия во Взгляде. Согьял Ринпоче.
Если вы по настоящему усовершенствуетесь в этой практике, карма вообще не будет иметь возможности накапливаться; и в этом состоянии бесцельной, беззаботной непринужденности, которое Дуджом Ринпоче называет «неподавленной, нагой легкостью», кармический закон причины и следствия больше никак не сможет вас связывать.

… Мы часто полагаем, что просто потому, что мы что-то понимаем интеллектом, или думаем, что понимаем, мы уже это осознали. Это великая иллюзия. Тут необходима та зрелость, которую могут дать только годы слушания, размышления, созерцания, медитации и постоянной практики. И никогда не будет слишком частым повторение, что практика Дзогчен всегда требует руководства и поучений квалифицированного мастера.

В противном случае возникает великая опасность, которую в учениях называют «потерей Действия во Взгляде». Такое высокое и мощное учение, как Дзогчен, несет в себе и крайний риск.Обманываясь иллюзией, что вы освобождаете мысли и эмоции, когда на деле вы и близко не подошли к способности это делать, и думая, что действуете с непроизвольностью истинного йога практика Дзогчен, вы на самом деле всего лишь накапливаете огромные горы отрицательной кармы.

Даже и в величайшем йоге по-прежнему появляются печаль и радость, надежда и страх. Различие между обычным человеком и йогом в том, как они рассматривают свои эмоции и реагируют на них. Обычный человек инстинктивно принимает или отвергает их, и тем возбуждает привязанность или отвращение, в результате чего возникает отрицательная карма. Но йог воспринимает все, что бы ни возникло, в его естественном, первозданном состоянии, не позволяя цеплянию проникнуть в свое восприятие.

Согьял Ринпоче
vovannoviy
Еще в тему потери действия в воззрении:
1. Самодовольство, гордыню,

надменность и самомнение

можно принять за божественную гордость,

возникающую при созерцании.

Будь внимателен, не перепутай!

2. Потакание страстям-клешам

и отсутствие самодисциплины

можно принять за практику

спонтанного всеприятия без выбора,

безупречно ведущую к «единому вкусу».

Будь внимателен!

3. Незрелую привязанность к личности Учителя

можно принять за подлинную преданность и Гуру-йогу,

дарующую благословение ума всех святых и сиддхи.

Будь внимателен!

4. Ограниченное высокомерие

и сектантскую замкнутость

можно принять за безупречное соблюдение тайн

и принципов самайи,

желание сохранить чистоту и уважение к Учению.

Будь внимателен!

5. Инертное пребывание вбезмыслии,

наполненноенебольшим блаженством,

можно принять за подлинное пустотное самадхи,

освобождающее от рождения и смерти.

Будьвнимателен!

6. Слепое формальное следование правилам дисциплины,

одержимость обетами без понимания их духа

можно принять за бескомпромиссность в практике Дхармы,

присущую святым древности.

Будь внимателен!

7. Ум, который заклинило в оцепенелом безмыслии

в результате длительной медитации покоя,

можно принять за глубокое состояние сахаджа-самадхи,

дающее истинную свободу.

Будь внимателен!

8. Неспособность соблюдать брахмачарью,

жить одному из-за привязанности,

и неумение контролировать ветры и каналы,

можно принять за глубокую тантрическую практику с партнершей.

Будь внимателен!

9. Поглощенность собственной ясностью,

возникающуюиз-за неуклонного

созерцания «Я есмь» в долгом ритрите,

легко принять за непрерывное поддержание присутствия.

Будь внимателен!

10. Препятствия, возникающие в сновидениях

от тайного Рудры у йогинов с малыми заслугами,

можно принять за благословение Гуру и святых сиддхов.

Будь внимателен!

11. Поглощенность сансарными делами

и мирскими заботами

вследствие отвлечения и цепляний к этой жизни,

можно легко спутать со спонтанной

просветленной лилой – игрой своими качествами

на благо других.

Будь внимателен!

12. Напряженное поддержание мысленных конструкций,

сужающее ум до скорлупы,

можно спутать с безусильным созерцанием,

подобным небу,

опирающимся на тонкое намерение – санкальпу.

Будь внимателен!

13. Жонглирование цитатами из священных книг

и чужими словами о реализации,

подобное попытке насытится едой, видимой в зеркале,

легко спутать с подлинной ясностью,

возникающей в результате личного опыта самадхи

и практики созерцания.

Будьвнимателен!

14. Незрелую захваченностьвнутренними состояниями

и ребячливоежелание самовыражения

можно принять за просветленное вдохновение

и игру на благо других, присущие сиддхам.

Будьвнимателен!

15. Желание бесцельно бродитьтуда-сюда

из-занеспособности к самодисциплине,

отсутствия гибкости и неуживчивого характера

легко можно спутать со спонтанным танцем святого авадхуты,

который подобен облаку или сухому листу.

Будь внимателен!

16. Незрелое бегство от мирских трудностей

в надежде жить спокойной монастырской

беззаботной тихой жизнью

легко принять за глубокое подлинное отречение

от всех забот и дел этой жизни

ради обучения в школе Мастера

и высшего Освобождения.

Будь внимателен!

17. Заурядного человека, обольщенного демонами

и потерявшего трезвость рассудка,

легко спутать со святым безумцем-авадхутой,

опьяненным Богом.

Будь внимателен!

18. Начитанного выскочку,

пару раз побывавшегов Индии,

умеющего жонглировать цитатами из текстов

и повторяющего слова из священных книг,

легко принять за подлинного духовного Учителя,

благословленного богами и сиддхами,

того, кто опирается на личный

внутренний опыт самадхи.

Будь внимателен!

19. Скукоженность ума и обусловленность концепциями,

происходящие от застывших представлений-стереотипов,

неспособности быть в неконцептуальной осознанности

за рамками теорий и слов,

легко спутать с уважением к Учению

и поддержанием линии передачи.

Будь внимателен!

20. Слепое подражание словамУчителя

без пониманиясмысла,

незрелое копирование его действий

легко спутать с подлинным обучением

и уважением к Учителю и Учению.

Будь внимателен!

21. Юношескую жажду приключений

и поиск экзотики в «ашрамах»,

желание найти Учителя потому,

что об этом говорят другие,

можно принять за искреннее

стремление к Освобождению

от круга рождения-смерти.

Будь внимателен!

22. Цепляние за привычный образ жизни,

поглощенность мирскими дхармами и удовольствиями,

неспособность приложить настоящее усердие в практике

легко принять за спонтанное всеприятие любого опыта,

присущее авадхуте, и жизнь без выбора,

присущую подлинному Мастеру тантры.

Будь внимателен!

Не перепутай!
(Свами Вишнудэв)