12 апреля 2017, 14:30
Ещё раз о двух путях ... !!!
Главное различие между созерцанием обусловленного (сагуна) и необусловленного (ниргуна) Брахмана заключается в том, что в первом случае медитирующий видит Его обладающим какими-либо качествами, а во втором отрешается от любых (и положительных, и отрицательных) свойств, которые лишь намекают на Его абсолютную природу. Таким образом, «радостный» не входит в сущность созерцаемого Брахмана; эти свойства просто служат средствами, помогающими постичь Его подлинную природу.
Понятие «ниргуна» не означает, что Брахман — это отрицательный принцип, нечто несуществующее, ничто. Оно значит, что те качества, которые в привычном мире имеют границы, в Брахмане беспредельны. Подобные свойства являются сущностью Брахмана, неотъемлемы от Его сварупы, самосуществования. Брахман лишен свойственных материи преходящих признаков (например, синего цвета ткани), но обладает сразу всеми благоприятными качествами (сарва-кальяна-гуна). Брахман — это ниргуна-гуна. Природа Брахмана трудноуловима. Она утонченнее тысячной доли толщины волоска, расщепленного на тысячу частей. Для постижения Брахмана и медитации на Нем нужно утонченное, спокойное, очищенное, отточенное и сосредоточенное шуддха-буддхи.
В сагуна-медитации человек воспринимает объект поклонения как нечто отличное от себя. Поклоняющийся полностью без сомнений и колебаний отдается Богу. Он почитает и обожает Бога, во всем уповает на Него, благодарит за хлеб насущный, кров и само существование. Он постоянно ищет помощи у иштадэваты. Для такого человека нет ничего, что не зависело бы от Бога. Он сам — орудие в руках Господа. Его руки, ноги, чувства, разум, буддхи, материальное тело — все принадлежит Богу.
Набожному человеку чужды идеи джняны и слияния. Ему нравится существовать отдельно, оставаться слугой, вечно почитать и любить Бога. В отличие от джняни, он не хочет стать «сахаром», ему просто нравится пробовать «сахар». Такую форму поклонения можно назвать способом сжатия. Представьте себя кругом. Вообразите, что сокращаетесь к одной точке, сливаетесь с центром. Это сагуна-медитация. Она подходит эмоционально восприимчивым людям. Большая часть людей способна только на эту форму поклонения.
В ниргуна-медитации ученик считает себя Брахманом. Он отрицает такие ложные, вымышленные придатки, как ощущение собственного «я», разум и тело. Он зависит только от самого себя, смело заявляет об этом, размышляет, осмысляет, исследует, различает и медитирует на своем «я». Он не хочет просто пробовать «сахар» на вкус, ему нужно самому стать «сахаром». Он жаждет слияния. Ему хочется стать Брахманом.
Эту форму можно назвать способом расширения низшего «я». Представьте себе круг, а себя — центром этого круга. Благодаря садхане вы расширяетесь до тех пор, пока не заполните весь круг, не достигнете окружности. Этот вид медитации подходит людям утонченного, смелого, мощного и острого ума, сильной воли. Очень немногие способны на такую медитацию.
Когда сидишь в устойчивой позе в уединенной комнате, медитировать на «Ахам брахма асми» сравнительно легко. Но когда ты идешь по оживленным городским улицам, это невероятно сложно. Если ощущаешь себя Брахманом в течение часовой медитации, а остальные двадцать три часа в сутки считаешь себя телом, садхана не принесет желаемых результатов. Нужно стараться отождествлять себя с Брахманом все время. Это очень, очень важно.
Обыденный разум требует тщательной перестройки, полного психологического изменения. Концентрация и медитация приводят к образованию нового разума, нового образа мышления. Созерцательная жизнь прямо противоположна обыденной. Это полное преображение.
© Свами Шивананда
.
Понятие «ниргуна» не означает, что Брахман — это отрицательный принцип, нечто несуществующее, ничто. Оно значит, что те качества, которые в привычном мире имеют границы, в Брахмане беспредельны. Подобные свойства являются сущностью Брахмана, неотъемлемы от Его сварупы, самосуществования. Брахман лишен свойственных материи преходящих признаков (например, синего цвета ткани), но обладает сразу всеми благоприятными качествами (сарва-кальяна-гуна). Брахман — это ниргуна-гуна. Природа Брахмана трудноуловима. Она утонченнее тысячной доли толщины волоска, расщепленного на тысячу частей. Для постижения Брахмана и медитации на Нем нужно утонченное, спокойное, очищенное, отточенное и сосредоточенное шуддха-буддхи.
В сагуна-медитации человек воспринимает объект поклонения как нечто отличное от себя. Поклоняющийся полностью без сомнений и колебаний отдается Богу. Он почитает и обожает Бога, во всем уповает на Него, благодарит за хлеб насущный, кров и само существование. Он постоянно ищет помощи у иштадэваты. Для такого человека нет ничего, что не зависело бы от Бога. Он сам — орудие в руках Господа. Его руки, ноги, чувства, разум, буддхи, материальное тело — все принадлежит Богу.
Набожному человеку чужды идеи джняны и слияния. Ему нравится существовать отдельно, оставаться слугой, вечно почитать и любить Бога. В отличие от джняни, он не хочет стать «сахаром», ему просто нравится пробовать «сахар». Такую форму поклонения можно назвать способом сжатия. Представьте себя кругом. Вообразите, что сокращаетесь к одной точке, сливаетесь с центром. Это сагуна-медитация. Она подходит эмоционально восприимчивым людям. Большая часть людей способна только на эту форму поклонения.
В ниргуна-медитации ученик считает себя Брахманом. Он отрицает такие ложные, вымышленные придатки, как ощущение собственного «я», разум и тело. Он зависит только от самого себя, смело заявляет об этом, размышляет, осмысляет, исследует, различает и медитирует на своем «я». Он не хочет просто пробовать «сахар» на вкус, ему нужно самому стать «сахаром». Он жаждет слияния. Ему хочется стать Брахманом.
Эту форму можно назвать способом расширения низшего «я». Представьте себе круг, а себя — центром этого круга. Благодаря садхане вы расширяетесь до тех пор, пока не заполните весь круг, не достигнете окружности. Этот вид медитации подходит людям утонченного, смелого, мощного и острого ума, сильной воли. Очень немногие способны на такую медитацию.
Когда сидишь в устойчивой позе в уединенной комнате, медитировать на «Ахам брахма асми» сравнительно легко. Но когда ты идешь по оживленным городским улицам, это невероятно сложно. Если ощущаешь себя Брахманом в течение часовой медитации, а остальные двадцать три часа в сутки считаешь себя телом, садхана не принесет желаемых результатов. Нужно стараться отождествлять себя с Брахманом все время. Это очень, очень важно.
Обыденный разум требует тщательной перестройки, полного психологического изменения. Концентрация и медитация приводят к образованию нового разума, нового образа мышления. Созерцательная жизнь прямо противоположна обыденной. Это полное преображение.
© Свами Шивананда
.
48 комментариев
почитай)
Всё в цвет)
.
но его понимание сути Адвайты (лекционное, а не в его фантазийно-книжных версиях) — превосходно… Лекция с Первого и увы (последнего) Конгресса Адвайта Веданты 2009 от 23 июля 2009 — является идеальным введением в НЕ2, анналогов которому так ни кем из отечественных мастеров и не было создано. Вишнудевананда очень трезво здесь расставляет все акценты (в частности и о двух путях — нети-нети (джняна) и ити-ити (бхакта) — даёт важные, поэтапные рекомендации, и главное не путает как очередность прохождения путей, так и их значимость.
www.advayta.org/4358
… рекомендую,
просто настоятельно рекомендую ознакомиться всем.
_ ^ _
.
это же традиция, причём индийская… кто сказал что должно быть понятно)
Хотя Свами Шивананда очень ясен,
ну просто — очень-ОЧЕНЬ))
* ))
.
но я сча не возьмусь вспомнить где и как, ничего ни под рукой, ни в голове… полная пустота)
* )
.
тад эджати тан наиджати
тад дуре тад в антике
тад антар асйа сарвасйа
тад у сарвасйасйа бахйатах
тат — этот Верховный Господь; эджати — ходит; тат — Он; на — не; эджати — ходит; тат — Он; дуре — далеко отсюда; тат — Он; у — также; антике — очень близко; тат — Он; антах — внутри; асйа — этого; сарвасйа — всего; тат — Он; у — также; сарвасйа — всего; асйа — этого; бахйатах — вовне.
Верховный Господь и ходит, и не ходит. Он далеко и в то же время очень близко. Он пребывает внутри всего, и все же Он вне всего.
Это про наргуна, говорят
Ну вот это и есть — тотальность,
про что утром грили. Са-гуна и гуны (их три) — материальной природы этой тотальности лишены. Гуны вращаются в гунах, так сказано в БГ.
А ниргуна — Чистый Дух и веет где хочет.
.
.
… ага,
и неделимое.
.
не грузи, я сча в покое…
… торчУ)
.
никому не говори…
* )))
.
Даже тут, все говорящие манифестируют чувства и эмоции. Кому она нафик сдалась эта тишина, многовкусовая. :)))
Дело вкуса,
как то раз Дракон сказал, что Покой — это Отстой… Помню, меня это сильно покоробило. Зная Покой — такие фривольности внутренне как то не допустимы. Так что — как то так…
… по жизни — видел (и не одного)
.
Так что Дракон отбирает только то что не настоящее.
даже спорить не буду… это всегда, как проверка на вшивость. Я к тому что ЧТО только не говориться в пылу спора… Слова всегда не много стоют, сААвсем немного.
* )))
.
уже вес имеет…
.
вообще гласные это сила… С абсолютом кста связана гласная — «и»… Иша, Ишвара — если «и» научиться правильно прогуживать можно разрушить иллюзию проявленного мира. Е, о, у, ю, я — это звуки связанные с материальностью, каждый действует по своему (даже на внутренние органы).
.
Говорят, что имя бога не известно,
ну или скрываемо… Я сторонник этой теории.
Но вот то, что гласная — «и» особая ЕГО — знаю.
.
на самом деле это пустое — искать звук идущий оттуда, это ничего не даст, это всего лишь отзвуки… Ищи — тот звук, который вернёт тебя обратно…
Без шуток.
.
И ВСЁ.
.
любишь ты сансару, любишь. ТАМ уже шанса не будет.
Лан, я в люлю)))
ПОКОЙ)
.
причём железобетонно, то что излилось — не есть ТО из чего это было излито. Сия тайна большая есть.
.
И — звук энергии, творящей миры, положить буквувправо или влево-получится полуколоврат.
Условие существования вселенной из Пустоты- Вращение. Тор.
И -т.о.-символ энергии вращения, как буква и действие, как звук.
Было время очень профессионально занимался пранаямой, начал и экспирементировать — в пранояме оч важен только — «выдох», это ед-й рабочий инструмент. Дык вот — соединяя «выдох» с налож. на него опред. гласных звуков очень многое можно узнать и о себе, и о мире. Так и вскрыл «коронный» такскать характер гласной — «и»… Ей можно вращать миры!!!)))
.
Весь остальной «глассарий» у неё на подхвате,
«и» — своего рода — «тор».
.
Тор Майи и её миров, это верно.
Пусть они сами по себе вращаются))))
Майя((((
Ну пусть,
а я там в ленту пост поднял по пранояме…
… ну нет так нет)))
* )))
.
ГыЫ)) В точку)
Очень метко)))))))))))
* )))
.
нет, только вот тот который — «если врубается»…
… всё остальное не из этой оперы.
* )))
.