16 мая 2018, 11:12

Γνῶθι σεαυτόν... Познай самого себЯ.

Самоосознавание и пульсирующее сознание

Утпаладева, объясняя что такое для него осознавание, приводит прекрасную аналогию. Ограниченна душа подобна прекрасной юной девушке, которая, услышав о замечательных качествах молодого человека, влюбляется в него заочно. Желание увидеть его становится таким сильным, что она думает об этом день и ночь. Она так стремится к нему, что ему письмо, где делится своей грустью. И вот, однажды, юноша приходит к ней. Поначалу она не узнает его, но когда понимает кто перед ней, ее сердце наполняется радостью. Затем, соединившись с ним, она, наконец, находит умиротворение. И точно также, несмотря на то что сам Шива сияет внутри каждого живого существа, как их сущностная Самость, это не приносит им радости до тех пор, пока они Его не узнают. Именно благодаря этому узнаванию они получают владычествующую свободу Шивы.

Раджанака Рама сравнивает это с тем, что когда король пренебрежительно и равнодушно относится к своей истинной силе, то становится жертвой интриг, направленных против него. Когда же он начинает понимать свое положение, то решает устранить всех своих врагов. Король здесь подобен непробужденной душе (aprabuddha), а его понимание есть осознание Самости, которое Раджанака называет целью учения спанды. Йогин же достигает этого осознавания через непосредственное постижение (упалабдхи), которое возникает из рассуждений учения спанды. Как пишет Раджанака Рама: “Пробужденный (йогин) является тем, в ком восходит сознание его истинной, неомраченной природы. Он рассекает крепкий узел воплощенной эгоистичности мечом интуиции (праджня), заостренный чудесным точильным камнем практики, соответственно нашему провозглашенному учению. Только он вызывая в уме (свое подлинное состояние сознания) способен постичь (эту истину)”.
Это осознавание, по мнению Раджанаки, по примеру пратьябхиджни, не пассивное. Это узнавание собственной силы, благодаря которому становятся ее хозяевами, а не жертвами. Сила действия, которой обладает каждое живое существо, на самом деле является универсальной энергией сознания, благодаря которой возможно любая активность. Неспособность ее узнать ограничивает душу, тогда как узнавание дает силу, а также приводит к высшему достижению — просветлению.
Источником (причиной) страданий души является неведение (заблуждение), неспособность увидеть свою истинную природу (свасвабхава), которая есть чистое и блаженное сознание. Страдание преодолевается благодаря практике расширения сознания (унмеша), благодаря милости Шивы, благодаря которой понимают, что Он является присущим блаженством истинной природы сознания. Сознание, постоянно развертывающееся во внутреннем субъективном аспекте восприятия, побуждается к этому присущей и естественной силой его энергии. И йогин постигает это, говорит Кшемараджа, благодаря такому интенсивному сосредоточению на этом аспекте, что все объективное растворяется в бесконечном пространстве субъективного сознания. Поглощая своим сознанием все уровни существования и порождая их снова, благодаря практике интровертивного и экстравертивного созерцания, йогин начинает осознавать свою собственную высшую субъективность. Как говорит Кшемараджа: “Наилучший йогин несгибаем… его истинная природа мгновенно и с великой силой манифестируется (сахаса) благодаря достижению великого Расширения. Изумленно, после бесчисленных перерождений, как по мановению волшебной палочки, вся активность (ограниченного состояния) разрушается раз и навсегда благодаря узнаванию его собственной трансцендентной природы, которая является высшей и непрерывной, всегда свежим блаженством”.
Таким образом, по мнению Кшемараджи, осознавание — это одновременно средства и цель. Утпаладева учит, что свобода достигается благодаря узнаванию собственной присущей силы. Кшемараджа и Раджанака Рама понимают это в контексте учения Спанды, как эквивалент высшего достижения, а именно управление “колесом энергий” (чакрешваратвасиддхи), которое вмещает все силы сознания, а также порождающийся и поглощающийся универсум. Раджанака Рама, комментируя последние строфы, делает следующий вывод: “Он осуществляет это через поочередное разрушение и сотворение своего тела, отталкивая и притягивая, в то время как ясно воспринимает, что это неотдельно от его истинной природы и, следовательно, подконтрольно ему через непосредственное, неконцептуальное понимание (нирвикальпатая), что “Только Я есть это свободное и неомраченное сознание, творец обоих тел”. Таким образом, его состояние становится универсальным субъектом, и он достигает того же состояния воспринимающей субъективности, которое свойственно высшей Самости, являющейся чистым воспринимающим и познающим субъектом. И хотя это уже является его изначальным состоянием, он обретает его только после его узнавания (осознавания). Таким образом, узнавая свою собственную истинную природу (сатьямасварупа), он становится Владыкой Колеса”.

Самоосознавание, Самобытие и Самость

В Спанда-кариках среди остальных вещей отмечается активность Шивы, благодаря которой появляются и исчезают все вещи. Весь дискурс пратьябхиджни сосредоточен на свойстве сознания проявляться как все вещи, а также высвечивать их. С этой позиции сознание является единственной реальностью, которая есть чистая светоносность, или манифестируемость, сущностная природа всего проявляющегося, и, следовательно, их абсолютный источник и вместилище. Изменчивая и неустойчивая природа явлений — это сияние света сознания (спхуратта). Пульсация восприятия, которая отмечает ритм манифестации — это “искрящаяся пульсация” света сознания. В строфах представлено такое же идеалистическое воззрение. Здесь постулируется сущностная тождественность между индивидуальной душой как воспринимающим субъектом и миром объективного, опирающаяся на предполагающейся тождественности восприятия и его объектов. В данном контексте спанда является ритмом восприятия в гармонии с которым появляются и исчезают его объекты. Очевидно, что “спанда” и “спхуратта” — это схожие термины.
Теория пратьябхиджни соединяет кажущийся разрыв между концепциями спанды, как движением абсолютного сознания и спхураттой, как светоносностью. В соответствие с этой теорией объекты проявляются до тех пор, пока они обладают качеством манифестации. И хотя это свойственно им больше, нежели чем субъекту, который их воспринимает, они не обладают этим сущностно (т. е. постоянно), иначе они проявлялись бы для каждого и во все времена. Они обладают этими качествами, поскольку погружены в сияние света сознания, который сияет в воспринимающем, как его сущностная природа сознания. Таким образом, они искажают сияющее поле света, которое высвечивается в виде проблеска объектов освещаемых им. Они сияют в поле сознания и кажутся разнообразными в силу различных качеств их собственного проявления. Кажущееся изменение в свете сознания — это его сверкающее сияние (спхуратта) и его динамическая пульсация (спанда). Абхинавагупта пишет об этом так: “Бытие (сатта) — это орган действия бытия (бхаванакртрита); это свобода во всех действиях. Оно великое, поскольку пронизывает все, даже “небесный цветок”. Оно создает время и пространство, а также такие вещи как синий цвет, и не изменяется ими, поскольку только то, что проявляется на том же уровне, как что-то еще, может как-то определять это, также как браслет характеризует того, кто его носит. Но время и пространство не проявляются на том же уровне что и самоосознавание (вимарша). Это невозможно, поскольку первые два проявляются объективно, как “это”, тогда как второе субъективно, как “Я”… Это сущность всех вещей в том смысле, что это всегда реально (атуччхарупа) и, что это сила осознавания, являющаяся природой каждого субъекта и объекта, как свет сознания, который отличает этот свет от непроявленного (апракаша), т. е. его противоположности.” (“Ишварапратьябхиджнявимаршини”)
Одно из главных различий в подходах между Спандой и Пратьябхиджней заключается в различных способах представления природы Самости. В Спанде она выражается в таких субстанциальных и онтологических терминах как “самобытие” (свабхава) любой единичной вещи, которая является “своим собственным самобытием” (свасвабхава), то есть любое живое существо одновременно отождествляется как с Шивой, так и с душой (джива). Феноменология Пратьябхиджни, с другой стороны, имеет дело с явлением сознания, как с тем, что непосредственно проявляется (манифестируется), а также с тем каким образом это представляется, то есть определенные способы познания и понимания конкретной манифестации. И поскольку такое возможно, воспринимающий, также как и объект восприятия, должны локализоваться и ограничиваться без соответствующего влияния на трансцендентальный абсолют, который вмещает в себя любую манифестацию. Как утверждает Абхинавагупта: “Какая бы манифестация (спхурана) ни проявлялась, все сияет во мне и является манифестацией высшего, совершенно чистого Владыки. Это моя Самость. Когда я понял это как есть в реальности, не осталось ничего что нужно было бы делать”. (“Тантрасара”)
Влияние феноменологии пратьябхиджни было настолько обширным в доктринальных формулировках школ кашмирского шайвизма, что похоже нет ни одного их текста где бы не использовались аналогии света для объяснения факта бытия в терминах проявляющейся манифестации. Так, в этих текстах “бытие” часто передается глаголом, которые переводится как “сиять”. Важно отметить, что в первых текстах Спанды об абсолютной Реальности, Самости, Сознании, или Боге никогда не говорится как о свете. В более философских текстах, в отличие от самих сутр, как мы уже отмечали, базовые принципы описываются как “субстанция”, “самобытие” и пр., а не как “проявление”, или “манифестация”. И Абхинавагупта, видя близкую связь этих двух подходов, соединяет их воедино: “Теперь, по нашему мнению, абсолютный объект реализации есть ничто иное как наше собственное бытие (свабхава) и он же есть светоносная природа (пракашарупа) всех существующих вещей (бхава), поскольку нелогично было бы предпологать, что непроявляющееся (апракаша) может иметь некое самосущее бытие. Не является это и множественным, поскольку внутри собственной природы нет никакого разделения, так как совершенно немыслимо чтобы Свет имел какую-то другую природу, отличную от самого себя. Пространство и время также не разделяют его, поскольку этот Свет также является их собственной природой (свабхава). Таким образом тот же самый Свет является сознанием, поскольку, с чем соглашаются все, сознание освещает природу вещей (артхапракашарупа). И снова, этот Свет не зависит ни от чего, ведь по своей сути зависимость соответствует статусу освещаемого (пракашьята), которое является его зависимостью от какого-то другого освещающего Света. Но, поскольку нет никакого другого Света, — этот единый Свет является независимым и свободным (сватантра). Таким образом, в силу этой свободы, а также отсутствия пространственно-временных и материальных ограничений, этот Свет пронизывает все вещи, является постоянным, и его собственная природа является одновременно бесформенной, а также формой всех вещей. И снова, его свобода является силой блаженства, вдохновляемый им восторг — силой воли, его светоносная природа — силой сознания, его способность размышлять и рассуждать (амарша) — сила знания, и его способность многообразного воплощения — сила действия. И несмотря на то что он наделен этими изначальными силами, Свет, который на самом деле необусловлен и обладает силами воли, знания и действия, является Шивой, вмещающем в себе свое присущее ему блаженство. Именно Он благодаря своей свободе манифестируется в виде ограниченной формы и, таким образом, называется индивидуальной душой (ану). Затем он снова манифестируется благодаря собственной свободе таким образом, что освещает свою сущностную природу, которая является необусловленным Светом”. (“Тантрасара”)
Идея присущего, или “собственной природы” как света сознания, который является независимым и самоосвещающим, наполнен божественной творческой и познающей силой, ведет к концепции Самости, а, следовательно, и абсолютного Бытия, как чистого, активного самоосознавания. Такая концепция Самости, как чистого, абсолютного самоосознавания достаточно необычна в истории индийской мысли. Она обнаруживается лишь в школах монистического кашмирского шайвизма и тех традициях (подобно шакта-шривидья), которые находились под их непосредственным влиянием. Придя к этому как к естественному выводу феноменологии пратьябхиджни, мы не ожидаем найти нечто подобное в первых текстах спанды, и там этого конечно же нет. Это факт может показаться удивительным даже для специалистов, которые привыкли читать эти тексты вместе с комментариями, в которые обычно интегрированы идеи пратьябхиджни.

Продолжение…

Your text to link...

Марк Дичковский
Доктрина вибрации и осознавания.

.

11 комментариев

perfektmen
Чистый Кайф…

perfektmen
Адаптация Дэмчога просто гениальна,
просто ахрененна)) с оригиналом же можно ознакомиться здесь…

Your text to link...

.
perfektmen
Ануттараштика

Нет необходимости ни в духовном развитии, ни в созерцании, ни в диспутах или рассуждениях, ни в медитации, ни в сосредоточении, и даже нет необходимости в усиленной молитве.
Пожалуйста, ответь мне ясно: Что есть высшая Истина?
Послушай: Не отвергай ничего, и не стремись к обладанию чем-либо, пребывай в радости абсолютной Реальности и будь таким, каков ты есть!

В действительности, нет никакого мира переселения, так как кто-либо может говорить о 'человеческой зависимости'?
Для того, кто уже свободен, бесполезно пытаться освободиться, потому что он никогда не находился в зависимости.

Все это лишь иллюзия, которая подобна тени призрака, или змее, которую ошибочно увидели в веревке.
Так не отвергай ничего, и не стремись к обладанию чем-либо.
Свободно наслаждайся самим собой, пребывая в своем я, именно таким, каков ты есть!

Какими словами можно описать Непревзойденное? В Абсолюте могут существовать любые различия между поклонением, тем, кто поклоняется и объектом поклонения. Каким образом и в ком может происходить духовное развитие? Какие существуют степени поглощенности?
Иллюзия сама по себе является в конечном счете тем же самым, что и недвойственное Сознание, все, будучи чистой природой Я, переживает самое себя — так не стоит напрасно беспокоиться!

Это блаженство несравнимо с тем, что переживается благодаря богатству, или вину, или даже союзу с возлюбленной.
Проявление этого Света не может быть сравнимо ни со светом лампы, ни с солнцем или луной.
Радость, которую кто-либо переживает, когда он свободен от тяжести скопившихся различий, может быть сравнима только с облегчением, которое кто-либо испытывает, когда садится на землю с тяжелым грузом.

Проявление этого Света подобно обретению потерянного сокровища, состоянию вселенской недвойственности.

Все состояния ума, такие как любовь и ненависть, удовольствие и страдание, появление и исчезновение, для вас кажутся отдельными.
Тем не менее, они являются частью вселенского тела, их природа неразделима. Всякий раз когда вы наблюдаете одно из каких-либо таких проявлений, в тот же момент осознайте их единство: созерцайте в них форму чистого Сознания.
Наполнившись этим созерцанием, разве не испытаете вы радости?

Несуществующее внезапно приводится к существованию; так происходят все состояния бытия в этом мире.
Каким образом, будучи перемешаны благодаря искажению промежуточного состояния, могут они овладеть какой-нибудь реальностью?
Как обрести реальность в нереальном, изменчивом, в разнообразии мирских вещей, в путанице грез или в обманчивой красоте? Выйдите за пределы загрязнения, которое является причиной сомнений и страха и пробудитесь!

Это не Природное Бытие вызывает к жизни эти различные состояния. Они появляются, созданные вами. Несмотря на нереальное, они становятся реальными благодаря моментальной спутанности восприятия.
Великолепие этой вселенной порождено вашей волей.
Она не имеет другого происхождения. Поэтому ваше великолепие сияет во всех мирах.
Несмотря на единственность, Вы имеете много форм.

Как реальное, так и нереальное, простое и сложное, вечное и преходящее, то, которое благодаря иллюзии является нечистым и при этом чистотой Я — все сияет в зеркале Сознания.
Все это воспринимается как имеющее природу чистого света, как сознание возникающее внутри самоосознавания. Осознавая ваше великолепие коренящимся в вашем собственном переживании, станьте участником вселенской силы Господа!

.
perfektmen
Анубхаваниведана
Анубхава-ниведана-стотра (санскр. अनुभवनिवेदनस्तोत्र, anubhavanivedanastotra IAST) «Гимн подношения опыта»

Перевод с санскрита: Ерченков, Олег Николаевич

अनतर्लक्ष्यविलीनचित्तपवनो योगी यदा वर्तते दृष्ट्या निश्चलतारया बहिरसौ पश्यन्नपश्यन्नपि ।
मुद्रेयम् खलु शाम्भवी भवति सा युष्मत्प्रसादाद् गुरो शून्याशून्यविवर्जितं भवति यत् तत्त्वं पदं शाम्भवम् ॥ १॥
anatarlakṣyavilīnacittapavano yogī yadā vartate dṛṣṭyā niścalatārayā bahirasau paśyannapaśyannapi.
mudreyam khalu śāmbhavī bhavati sā yuṣmatprasādād guro śūnyāśūnyavivarjitaṁ bhavati yat tattvaṁ padaṁ śāmbhavam ..1…
Когда йогин внутренним взором ум свой очистил, сделав его неподвижным, и на внешнее глядя, он видит его и не видит. Это и есть Шамбхави Мудра, обретённая по милости Твоей, о Гуру! Лишённая Пустоты и Не-Пустоты. Это – Сущностное состояние Шамбху.
अर्धोद्धाटितलोचनः स्तिरमना नासाग्रदत्तेक्षणश्चन्द्रार्कावपि लीनतामुपगतौ त्रिस्पन्दभावान्तरे ।
ज्योतीरूपमशेषबाह्यरहितं चैकं पुमांसं परं तत्त्वं तत्पदमेति वस्तु परमं वाच्यं किमत्राधिकम् ॥ २॥
ardhoddhāṭitalocanaḥ stiramanā nāsāgradattekṣaṇaścandrārkāvapi līnatāmupagatau trispandabhāvāntare.
jyotīrūpamaśeṣabāhyarahitaṁ caikaṁ pumāṁsaṁ paraṁ tattvaṁ tatpadameti vastu paramaṁ vācyaṁ kimatrādhikam ..2…
[Йогин сидящий] с полуприкрытыми глазами, ум остановив, на кончик носа взор направив, и растворивший «солнце» и «луну» в три спанда-бхаве, обретает состояние Сути, формы Света лишённого внешнего всего, Высшего Единого Пуруши. Что можно более сказать о Том?
शब्दः कश्चन यो मुखादुदयते मन्त्रः स लोकोत्तरः संस्थानं सुखदुःखजन्मवपुषो यत्कापि मुद्रैव सा ।
प्राणस्य स्वरसेन यत्प्रवहणं योगः स एवाद्भुतः शाक्तं धाम परं ममानुभवतः किन्नाम न भ्राजते ॥ ३ ॥
śabdaḥ kaścana yo mukhādudayate mantraḥ sa lokottaraḥ saṁsthānaṁ sukhaduḥkhajanmavapuṣo yatkāpi mudraiva sā.
prāṇasya svarasena yatpravahaṇaṁ yogaḥ sa evādbhutaḥ śāktaṁ dhāma paraṁ mamānubhavataḥ kinnāma na bhrājate… 3…
Всякое слово из уст исходящее есть мантра, превосходящая мир. Всякое положение рождённого тела приятное и неприятное — Мудра. Всякое движение осознаваемой праны — изумительная Йога. Мною переживающему [весь мир] как обитель Шакти, какое имя ему дать, что бы не ошибиться?
मन्त्रः स प्रतिभाति वर्णरचना यस्मिन्न संलक्ष्यते मुद्रा सा समुदेति यत्र गलिता कृत्स्ना क्रिया कयिकी ।
योगः स प्रथते यतः प्रवहणं प्राणस्य सङ्क्षीयते त्वद्धामाधिगमोत्स्वेषु सुधियां किं किं न नामाद्भुतम् ॥ ४॥
mantraḥ sa pratibhāti varṇaracanā yasminna saṁlakṣyate mudrā sā samudeti yatra galitā kṛtsnā kriyā kayikī.
yogaḥ sa prathate yataḥ pravahaṇaṁ prāṇasya saṅkṣīyate tvaddhāmādhigamotsveṣu sudhiyāṁ kiṁ kiṁ na nāmādbhutam ..4…
Мантра является там, где буквы не различимы. Мудра возникает там, где прекращаются все телесные действия. Йога вслед за тем возникает, как прекращается течение праны. В торжестве обретения Твоей Обители, Как, Как мудрому не выразить изумление?

Так завершается Анубхава-ниведана-стотра.

Your text to link...

.
1234
О я на глаз нечаянно нажала, мне вобще про свет всё нравится)) Свечусь читая))
perfektmen
О, да))
таких текстов единицы,
по пальцам можно пересчитать — Кунджед Гьялпо, Девиз верного ума, Дао дэ дзин, Драгоценные сокровищницы Лонгченпы… ну и Абхинавагупта)

.
1234
Да да это правда драгоценные сокровишницы, любуешся каждым бриллиантом… эти переливы невидимых лучей поднимающихся в верх и рассыпающихся по бесконечной вселенной, вибрирующих в потоке вселенского экстаза))
perfektmen
И их посыл прост…

Не отвергай ничего, и не стремись к обладанию чем-либо, пребывай в радости абсолютной Реальности и будь таким, каков ты есть!

Совершенный путь не труден, Кроме тех, что не могут ничему отдать предпочтения;
Только освободившись от любви и ненависти, Он раскрывается перед нами таким, как есть.
Отдавая чему-либо предпочтение, Вы рискуете все потерять, Если вы хотите его узреть, Не имейте мыслей ни «за», ни «против».
Сравнение неприятного с приятным — Это болезнь ума:
advaitaworld.com/blog/zen/15023.html

.
1234
Да солнце!
Не отвергай ничего, и не стремись к обладанию чем-либо, пребывай в радости абсолютной Реальности и будь таким, каков ты есть! 

Прочитал и уже дома))
relsam
relsam
Лучше и не скажешь!!!

“Теперь, по нашему мнению, абсолютный объект реализации есть ничто иное как наше собственное бытие (свабхава) и он же есть светоносная природа (пракашарупа) всех существующих вещей (бхава), поскольку нелогично было бы предпологать, что непроявляющееся (апракаша) может иметь некое самосущее бытие. Не является это и множественным, поскольку внутри собственной природы нет никакого разделения, так как совершенно немыслимо чтобы Свет имел какую-то другую природу, отличную от самого себя. Пространство и время также не разделяют его, поскольку этот Свет также является их собственной природой (свабхава). Таким образом тот же самый Свет является сознанием, поскольку, с чем соглашаются все, сознание освещает природу вещей (артхапракашарупа). И снова, этот Свет не зависит ни от чего, ведь по своей сути зависимость соответствует статусу освещаемого (пракашьята), которое является его зависимостью от какого-то другого освещающего Света. Но, поскольку нет никакого другого Света, — этот единый Свет является независимым и свободным (сватантра). Таким образом, в силу этой свободы, а также отсутствия пространственно-временных и материальных ограничений, этот Свет пронизывает все вещи, является постоянным, и его собственная природа является одновременно бесформенной, а также формой всех вещей. И снова, его свобода является силой блаженства, вдохновляемый им восторг — силой воли, его светоносная природа — силой сознания, его способность размышлять и рассуждать (амарша) — сила знания, и его способность многообразного воплощения — сила действия. И несмотря на то что он наделен этими изначальными силами, Свет, который на самом деле необусловлен и обладает силами воли, знания и действия, является Шивой, вмещающем в себе свое присущее ему блаженство. Именно Он благодаря своей свободе манифестируется в виде ограниченной формы и, таким образом, называется индивидуальной душой (ану). Затем он снова манифестируется благодаря собственной свободе таким образом, что освещает свою сущностную природу, которая является необусловленным Светом”. (“Тантрасара”)

утащу и запущу)