28 августа 2018, 09:01

Различающая мудрость

Различающая мудрость будды — это мудрость владения всеми без исключения объектами знания независимо от их множества; это знание и специфических, и общих характеристик объектов без какой-либо запутанности. В буддийской практике она проявляет себя как трансформация желания (зависимости, привязанность, страсти) в способность ясно осознавать мир явлений, все его детали и то, как они взаимодействуют. Различающая мудрость обретается посредством понимания всех буддийских Колесниц, Трех Поворотов Колеса Дхармы. В Ваджраяне эта мудрость выражается будда-семейством Падма (Лотос), которое возглавляет Будда Амитабха.
Считается, что с каждым видом мудрости связан тот или иной элемент вселенной. Так различающая мудрость, которая в непросветленном уме проявляется как зависимость (привязанность, желание), связана с элементом огня в материальном мире.
Преобразование ядов ума в виды мудрости
Мудрость будды безгранична, в северном буддизме Ваджраяны ее описывают в контексте пяти видов знания, соответствующих трансформации обыденного опыта.
Говорится, что источником мудрости для непросветленного ума на пути к Пробуждению являются мешающие эмоции. Повседневные переживания наполнены самыми разными чувствами, среди которых пять считаются причиной возникновения страдания в мирах сансары. Это неведение, желание, гнев, зависть, гордость. Каждая из этих пяти базовых мешающих эмоций, или ядов ума, трансформируется в буддийских практиках медитации в соответствующий аспект мудрости Просветления.
Зависимость (привязанность, желание) – становится умением проводить различия, и в то же время не терять целостность (различающая мудрость) гнев путем преобразования обусловленного обыденного восприятия узнается как ясное осознавание без искажений (зеркалоподобная мудрость), гордость становится равностной мудростью, ревность превращается в искусство накапливать и усваивать опыт (всесовершающая мудрость), а запутанность – во всепроникающее глубокое видение (всепронизывающая мудрость).
В совокупности эти виды мудрости называются Панча Джняна, «пять мудростей» или «пять знаний». Их олицетворяют Пять Татхагат в союзе со своими супругами (Праджня), пребывающие в своих Чистых странах (буддха-кшетра).

63 комментария

Rezo
автор статьи!
Arhat
Не знаю, в интернете в какой- то книге прочел, понравилось. Решил оставить.
Arhat
Arhat
Хотя, мог не давать тебе ссылку. Ты какой- то дерзкий, сам бы искал:) понятно же что не я автор.
Sharok
понятно же что не я автор.
ага, когда на это показали )
Arhat
Ты ж умный- логик с высоким IQ, сам рпределишь:) а вот эта твоя « писанина» очередные « придирки» во благо любимого эго.
Sharok
логик с высоким IQ
ага, ты не представляешь каким! — 198! ))
« придирки» во благо любимого эго.
ну конечно ради него, любимого ) — но придирки ли? — ведь грешен ты Виталик, грешен )
Arhat
Вот ты подтверждаешь, что все ради эго. А затем споашиваешь «придирки ли», тем самым отрицая это. Ты сам себе противоречишь, разберись уже в себе наконец.
Теперь 2-е: да, все мы не святые. Не осуждай.
Sharok
А затем споашиваешь «придирки ли»
придирки — это когда несправедливо и предвзято, а в данном случае — всё справедливо )
Не осуждай.
это не осуждение, но констатация. Вместе с тем, давать оценку какому либо действию кого либо — естественно для каждого человека.
Rezo
Однажды мне указали на эго.Мне стало смешно.Она спросила-а чё ты смеёшься? Яответил-эго указывает на эго.Уж не помню её реакции.
konstruktor
эго указывает на эго?
konstruktor
нонсенс
Arhat
Привет. Здесь во. Эти вот « терки» это « во благо эго». Эгоистичносу уму это всегда приятно. Фишка в том, что я это осознаю, а некоторые персонажи авше- нет.
konstruktor
а как ты определил что осознаешь?
konstruktor
и что значит осознаешь?
konstruktor
я про себя могу сказать, что я «знаю» или «догадываюсь» или «чую»
Arhat
Прочти в википедии.
Arhat
Вот ты проецируешь то что ты о себе знаешь на других, а я делаю это все реже. Я могу что- то подумать напоимер, а через 5 минут до меня приходит осознани, что все совсем не так.я ничего не знаю наверняка, а некоторые очень даже знают. Эгоистичный ум так работает.
konstruktor
Витал, сдаюсь, сдаюсь.
Arhat
Я не сражаюсь:) просто ответил чтобы ты лучше видел то о чем я говорю.
Bambuka
Так ты слона не продашь :))
Arhat
Ничего страшного:)
Sharok
ага, с таким настроением ))
Sharok
Эгоистичный ум так работает.
эгоистичного ума нет. Есть эго, и есть ум обслуживающий эго. Но тебе этого почему-то не понять.
Arhat
Ум это инструмент, он сам по себе не действует без тебя. Молоток, что, сам гвозди забивает? Ну тогда лан, нет вопросов, все ясно.
Sharok
Ум это инструмент, он сам по себе не действует без тебя.
отлично! — как раз про это я тебе столько времени и трындю. «Молоток» не может быть хорошим или плохим.
Vichara
А меня другой вопрос интересует — как ты видишь что другие персонажи не осознают ваще нет?
Vichara
Так и есть отдельность видит во всем разделение, эго видит эго, эговидья болезнь такая )
Arhat
Ты и эго не две разные вещи
Arhat
Ага.ну ты же мыслишь? Если есть мыслящий- есть эго.
Arhat
Эту тему, кстати, я долго очень прорабатывал в опыте.
Arhat
Она оказалась намного глубже, чем я когда- либо мог себе вообразить.но это ключ!
Bambuka
Хорошо сказал :) так и субхект воображариума воображариумный жилец тамошний.
Vichara
Ум Несет возможность решать твои задачи, анализировать, получать нужную инфу (опосредованный опыт ) разве это Эго? Другое дело, что появляется вторичная петля автора — делателя, где и появляется я -мыслящий, я автор помысленного. Ум освобождённый от притязания помощник и ум это часть меня, часть этого организма тела -ума названого викой, чтобы к этому телу можно было обратится
Vichara
И если спросить Я -ум? Я могу ответить да! Но то что есть Я не является эго
Arhat
Слу, слишком мудрено:) сорри но все гораздо проще простого.
Arhat
Ум это как молоток- инструмент. Без тебя он ничего не может.
Vichara
А со мной он что может?
Vichara
Да? Вроде старалась как могла ))))
Vichara
Значит помолчу
Vichara
А если я перестану мыслить? Эго исчезнет, я именно этим и занималась, мечтала уничтожить ум дабы исчезло эго. Но это такая война развязанная эго, притязание на ум
Arhat
У тя была бесполезная и мучительная погоня. Эго это призма посредством которой ум все видит в эгоистичном ключе. Проще говоря, видит проблему там где ее нет.
Arhat
Есть сущность ума, и есть внешние проявления ума.
Arhat
Часто мы теряеся во внешней составляющей ума…
Arhat
Можно так сказать, в сансаре — в умеапрявленноми на внешнее и затерянном. В своих проекциях…
Arhat
В уме направленном на внешнее
Arhat
Кстати, один великий мастер привел прекрасный пример сего:
«Это как держать слона дома, но ходить в лес в поисках его следов».
Vichara
Вот это понятно — ум направлен на внешнее
Vichara
А как это внешние проявления ума? На меня обижаются за то, что я вопросы задаю, но мне хочется понять как ты это видишь? И как ты видишь сущность кис?
Arhat
Можно так сказать проще: «Пока ты придерживаешься идеи, что ты – это личность внутри тела, все, что ты видишь, будет проявлением твоего собственного ума«.
Vichara
Ой не кис а ума )))))
Arhat
Извиняюсь! Возможно, кому- то мои ответы показались достаточно резкими. Я это осознаю и работаю в этой части своей личности :) всем хорошего дня!