30 декабря 2018, 14:43
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ И ПСИХО-ФИЗИОЛГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ БОГА
«Разговор о физиологическом подходе к реализации Бога может показаться странным. Но мы принадлежим научной эпохе, и для того чтобы исследовать пути к реализации Бога, мы должны исследовать их всесторонне. Перед нами физическая Вселенная разнообразных опытов. Может ли существовать физическое средство реализации Бога? Может ли физическая сторона жизни предложить средство, позволяющее достичь космического сознания? Может ли физическая сторона предложить средство, позволяющее достичь осуществления жизни? Как можем мы прийти к состоянию полного спокойствия среди всей активности? Как можем мы достичь этой вершины человеческого развития с физической стороны жизни?
Чтобы понять, как это возможно, мы должны знать, что состояние божественного существования, божественной жизни, или реализация Бога, является состоянием позитивного опыта. Это опыт, а не причудливая мысль, это не настроение, и это происходит не на уровне мышления. Это позитивный опыт жизни. Это состояние жизни, это Бытие. Для получения любого опыта в нервной системе должна быть создана особая активность. Нервная система должна быть приведена к определенному образу действия. Механизм нервной системы должен достичь особого состояния, чтобы способствовать получению особого опыта. Если мы слышим слово, то процесс восприятия слова есть результат некоторой активности в нервной системе, и эта активность отвечает за получение опыта слова. Если мы видим цветок, и его образ проходит через сетчатку глаза и достигает ума, то в нервной системе происходит чрезвычайно сложная активность, которая обеспечивает восприятие цветка. Если мы ощущаем запах чего-либо, то некоторая активность в особой части нервной системы производит определенный опыт обоняния. Если мы касаемся чего-либо, то опыт прикосновения приводит к определенной активности в той части нервной системы, которая отвечает за этот опыт. Итак, каким бы ни был опыт, он основывается на определенной деятельности нервной системы.
Те, кто медитирует, знают, что во время медитации они познают тонкие состояния мысли. Чтобы познать очень тонкое состояние мысли, должна быть соответственно тонкая активность в более чувствительной области нервной системы. Когда мысль трансцендирована, и ум достигает трансцендентного состояния, он достигает состояния парения и безмолвия и обретает полное осознание чистого сознания. Это позитивный опыт. Хотя это не опыт какого-либо внешнего объекта, это опыт своего собственного рода, где познающий остается наедине с собой. Это состояние чистого сознания, опыт чистого Бытия. Опыт чистого Бытия и состояние Бытия означают одно и то же.
Для того, чтобы этот опыт стал возможным, должно быть определенное состояние в нервной системе, определенное состояние уравновешенного бодрствования, где нервная система не пассивна. Она активна, но не проявляет активности, так как нет восприятия какого-либо объекта. Это не обычное состояние мозга, как в состоянии бодрствования, сновидений или глубокого сна.
Когда мозг не активен во время глубокого сна это состояние неактивности лишает ум способности воспринимать. Но, когда произносится какое-то слово или когда во время медитации познается мысль или повторяется мантра, в функционировании механизма мозга создается определенное состояние. На каждом уровне тонкого восприятия мысли мозг функционирует на соответствующем уровне активности. В состоянии трансцендирования существует особое состояние механизма мозга, которое дает опыт чистого трансцендентного сознания. Точно также, как и при любом другом опыте, мозг должен перейти в особенное состояние для того, чтобы испытать состояние трансцендентного. Он переходит в состояние парения – активности и неактивности. Это, однако, не является обычным состоянием мозга.
Мозг либо активен в бодрствующем состоянии, либо неактивен в глубоком сне, либо активен в состоянии сновидений. Но, поскольку состояние трансцендентного Бытия не является обычным опытом, стиль работы мозга для обеспечения опыта трансцендентного также не является обычным. Такой стиль работы не встречается ни в бодрствовании, ни в сновидениях, ни в глубоком сне.
Один способ создания такого стиля работы мозга – переживание более тонких состояний мысли до тех пор, пока не достигается опыт трансцендентного. Таким образом, шаг за шагом на основе непосредственного опыта, создается особый стиль работы мозга, отвечающий за поддержание трансцендентного сознания. Это происходит с помощью ума. Это умственный подход к реализации Бога. Ум проходит от опыта к опыту, от опыта грубой природы к опыту тонкой природы, чтобы в конце концов, достичь особенный опыт трансцендентного сознания.
Когда тело функционирует длительное время, нервная система устает и наступает сон. Эта усталость – физическое состояние нервной системы, которое появляется в результате продолжительного функционирования без отдыха, и продолжается до тех пор, пока не наступает состояние, которое не может поддерживать восприятие.
Должен существовать какой-то физический способ создания особого состояния нервной системы, соответствующего тому состоянию, которое отвечает за достижение трансцендентного сознания. Точно так же, как, когда нервная система устает и наступает состояние, в котором мозг ничего не воспринимает, должна существовать возможность достижения трансцендентного сознания путём физического стимулирования нервной системы.
Если это возможно, то это составит физиологический подход к реализации Бога.
В Хатха-йоге [Хатха-йога – это путь к просветлению через усиленный контроль тела и тренировку дыхания с целью контроля ума для достижения сознания Бога] мы находим систему, которая существует в Индии с древних времен: физиологический подход к реализации Бога заключающийся в том, что нервная система приводится в состояние, которое заставляет мозг функционировать определенным образом. В этом состоянии мозг дает уму возможность обрести трансцендентное сознание.
Во время глубокого сна, сновидений и бодрствования, и на протяжении получения всех опытов продолжается дыхание. Эта активность должна продолжаться, потому что активность тела зависит от активности мозга. Мы ранее видели, что для достижения трансцендентного сознания, активность мозга должна прекратиться, но мозгу нельзя позволять становиться статичным. Мозг удерживается в подвешенном состоянии активности, которое все же не означает пассивности. Он пробужден и бодрствует в самом себе. Если мозг должен удерживаться, подобно этому, в состоянии парения, тогда все функционирование нервной системы должно находиться в особом состоянии неактивности и непассивности. Для того, чтобы это стало возможным, дыхание нужно удерживать в состоянии не выдоха и не вдоха. Дыхание должно находиться между уровнем, где оно есть и тем уровнем, где оно отсутствует.
Чтобы привести функционирование нервной системы к этому состоянию парения, необходимо тренировать тело, так как обычно оно или остается активным в состоянии бодрствования, или бывает пассивным в состоянии глубокого сна; это нормальное состояние тела. Следовательно, его нужно приучить оставаться в состоянии покоя, не впадая однако, в пассивное состояние. Когда тело функционирует нормально, обычный опыт – это состояние бодрствования или глубокого сна. В какой-то мере мы осознаем, когда наступает сон, так как нами овладевает все возрастающая вялость. Способность к восприятию уменьшается, и мы не знаем, когда, на самом деле, приходит сон. Мы, действительно, чувствуем, когда мы вот-вот уснем, и мы, действительно, чувствуем, что наше сознание постепенно становится более смутным, а затем мы не чувствуем ничего. Сознание сужается до нуля, но мы не воспринимаем окончательного сужения сознания. Это показывает, что тело или ум не функционирует вполне нормально. Если бы вся нервная система была нормальной, то мы были бы способны испытывать тончайшее осознание, то состояние осознания, которое является почти что состоянием глубокого сна, и в то же время почти что тончайшим состоянием бодрствования. Наша постоянная подверженность внешним опытам как будто установила определенный порядок в системе. Нормальным считается, что мы должны ощущать рождение мысли. Это должно быть нашим обычным опытом, если тело совершенно чисто, то есть, если мозг физически совершенно чист. Быть физически чистым означает, что мозг должен быть свободным от вялости и напряжения. Ткань мозга должна быть такой, чтобы мозг был нормальным и в силу своей физической природы и в смысле своего функционирования.
В нашем обычном состоянии ума, когда возникает мысль, ум затеняется. Ум тогда занят этой мыслью. Когда мысль преобразуется в действие, и цель её достигается, желание удовлетворяется. Если мы хотим понюхать цветок, возникает мысль, и когда она достигает сознательного уровня, наш ум говорит руке взять цветок, поднести его к носу, и мы вдыхаем запах цветка. Теперь желание понюхать цветок осуществилось, то есть, желание закончилось. Если мозг функционирует нормально, то, когда желание удовлетворяется, и прежде, чем возникает другое желание, ум познает состояние чистого Бытия, или чистого сознания. Именно это происходит в человеке, достигшем реализации Бога, когда он испытывает желание. Когда одно желание удовлетворяется и прежде, чем возникает другое желание, он наслаждается естественным состоянием Бытия. Так происходит потому, что мозг лишен активности. Будучи свободным от активности, мозг не входит в состояние пассивности. Он наслаждается состоянием Бытия, или чистого сознания. Между двумя мыслями лежит состояние чистого Бытия. Каждая мысль возникает из состояния чистого Бытия, а между двумя мыслями существует пробел. Пробел не должен быть пробелом, не содержащим никакого опыта. Если мозг функционирует нормально, если ум и нервная система чисты, то между каждыми двумя мыслями человек будет испытывать состояние Бытия. Однако, это обычно не происходит. Когда мы устаем, ум становится вялым и прекращает функционировать. Неспособность мозга функционировать есть результат того, что он не чист. Это может произойти в силу физических причин. Алкоголь, например, влияет на мозг и вызывает вялость ума. В процессе жизнедеятельности ум также устает, становится вялым, нервная система истощается в такой мере, что ум не способен познавать даже грубое, не говоря уже о тонком.
Способности нервной системы познавать более тонкие состояния опыта препятствует загрязнение мозгового вещества нечистым физическим веществом в результате усталости или неправильного мышления, что истощает умственную энергию. Основным фактором является усталость. Она не позволяет уму вникать в „тонкости“. Неправильное питание также может сделать ум вялым, может заставить человека заснуть или сделать его раздражительным. Мы едим и пьем, и все, что мы едим или пьем, может содержать какой-нибудь нечистый элемент, который влияет на состояние ума.
Если вещественный фактор может повлиять на ум так, что он станет вялым, то вещественный фактор может повлиять на ум и, таким образом, что он станет острым. Если истощение может сделать ум вялым и вызвать сон, то свежесть и энергия могут освежить ум и сделать его бодрым.
Физиологический подход предназначен для того, чтобы устранить из нервной системы физические факторы, которые вызывают вялость. Он, следовательно, атакует нечистые вещества в теле и причину усталости. Мы хотим очистить нервную систему до такой степени, чтобы это, в конце концов, создало в ней именно то состояние, которое приведет к состоянию трансцендентного сознания. Поэтому мы создаем такое физическое состояние в нервной системе, которое приведет тело в его самое нормальное состояние.
Человеческая нервная система совершенна, так как она обладает способностью достигать трансцендентного сознания. Но неправильное питание и загрязненный воздух приводят к тому, что система становится физически непригодной для достижения трансцендентного сознания. Следовательно, мы обнаруживаем, что физиологический подход к божественному сознанию состоит из: во-первых, выбора пищи правильного качества; во-вторых, выбора правильного вида деятельности; в-третьих, устранения влияния на систему неправильной пищи и неправильной деятельности.
Все это естественно требует строгой дисциплины на всех уровнях жизни. Поэтому такой подход реален только для тех, кто ведет жизнь отшельника. Только они могут позволить себе проводить требуемое количество времени под непосредственным наблюдением учителя. Это, несомненно, не путь для домохозяина, чей образ жизни таков, что он не может использовать утомительные, трудоемкие, требующие значительного времени практики. Существуют, однако, другие пути к просветлению, более подходящие для современного домохозяина.
ПСИХО-ФИЗИОЛГИЧЕСКИЙ подход к реализации Бога:
Психо-физиологический подход к реализации Бога, о чем говорит само название, включает в себя одновременное использование тела и ума.
Мы уже видели в предыдущих главах, как тело и ум тесно взаимосвязаны [см. „Ключ к хорошему здоровью“]. Состояние ума непосредственно влияет на тело, а состояние тела влияет на ум. В описании физиологического подхода к реализации Бога мы видели, что, тренируя тело и дыхание, можно создать в нервной системе состояние бодрствующего покоя так, что индивидуум может познать Бытие. Это приносит надежду на ускорение продвижения по любому пути к реализации Бога – интеллектуальному или эмоциональному, дополняя его физиологическим подходом. Эта комбинация физиологического и интеллектуального или эмоционального путей составляет психо-физиологический подход реализации Бога. Можно сказать, что основной чертой психо-физиологического пути является развитие тела и ума с тем, чтобы достичь одновременно состояния трансцендентного сознания в уме и состояния бодрствующего покоя в теле. Цель: с физической стороны предоставить помощь в развитии ума, а с умственной стороны – в развитии тела. Единственное намерение – прибыть к цели с большей легкостью за самое короткое время.
Рассматриваемый с этой точки зрения психо-физиологический подход представляется привлекательным, так как не существует любящего Бога, или искателя истины, который не испытал бы искушения последовать по пути, предлагающему большую легкость и скорейшую реализацию. Но, как уже было пояснено, физиологический путь, который неизбежно предполагает усиленные практики контроля за физическим состоянием и контроля за дыханием, не подходит образу жизни домохозяина. Итак, несмотря на свой диапазон, психо-физиологический путь не может считаться универсальным. Как мы видели, развитие тела и дыхания требует пристального наблюдения учителя, если принимать во внимание сохранение здоровья ученика. Существуют, однако, легкие дыхательные упражнения и упражнения для тела, которые можно практиковать как дополнение к интеллектуальному или эмоциональному подходам, и которые не требуют строгого персонального наблюдения. Такие упражнения, несомненно, помогли бы ускорить прогресс на пути к реализации Бога.
Психо-физиологический подход к реализации Бога, тем не менее, находит осуществление в практике Ведической медитации, которая одновременно влияет на тело и ум. Без всякого контроля на каком бы то ни было уровне она устанавливает ум в состояние трансцендентного сознания и приводит тело и нервную систему к состоянию бодрствующего покоя, которое существенно важно для состояния просветления.
Умственный и физиологический аспекты психо-физиологического подхода одновременно находят осуществление в практике Ведической медитации. – «Наука Бытия, искусство жизни»
Чтобы понять, как это возможно, мы должны знать, что состояние божественного существования, божественной жизни, или реализация Бога, является состоянием позитивного опыта. Это опыт, а не причудливая мысль, это не настроение, и это происходит не на уровне мышления. Это позитивный опыт жизни. Это состояние жизни, это Бытие. Для получения любого опыта в нервной системе должна быть создана особая активность. Нервная система должна быть приведена к определенному образу действия. Механизм нервной системы должен достичь особого состояния, чтобы способствовать получению особого опыта. Если мы слышим слово, то процесс восприятия слова есть результат некоторой активности в нервной системе, и эта активность отвечает за получение опыта слова. Если мы видим цветок, и его образ проходит через сетчатку глаза и достигает ума, то в нервной системе происходит чрезвычайно сложная активность, которая обеспечивает восприятие цветка. Если мы ощущаем запах чего-либо, то некоторая активность в особой части нервной системы производит определенный опыт обоняния. Если мы касаемся чего-либо, то опыт прикосновения приводит к определенной активности в той части нервной системы, которая отвечает за этот опыт. Итак, каким бы ни был опыт, он основывается на определенной деятельности нервной системы.
Те, кто медитирует, знают, что во время медитации они познают тонкие состояния мысли. Чтобы познать очень тонкое состояние мысли, должна быть соответственно тонкая активность в более чувствительной области нервной системы. Когда мысль трансцендирована, и ум достигает трансцендентного состояния, он достигает состояния парения и безмолвия и обретает полное осознание чистого сознания. Это позитивный опыт. Хотя это не опыт какого-либо внешнего объекта, это опыт своего собственного рода, где познающий остается наедине с собой. Это состояние чистого сознания, опыт чистого Бытия. Опыт чистого Бытия и состояние Бытия означают одно и то же.
Для того, чтобы этот опыт стал возможным, должно быть определенное состояние в нервной системе, определенное состояние уравновешенного бодрствования, где нервная система не пассивна. Она активна, но не проявляет активности, так как нет восприятия какого-либо объекта. Это не обычное состояние мозга, как в состоянии бодрствования, сновидений или глубокого сна.
Когда мозг не активен во время глубокого сна это состояние неактивности лишает ум способности воспринимать. Но, когда произносится какое-то слово или когда во время медитации познается мысль или повторяется мантра, в функционировании механизма мозга создается определенное состояние. На каждом уровне тонкого восприятия мысли мозг функционирует на соответствующем уровне активности. В состоянии трансцендирования существует особое состояние механизма мозга, которое дает опыт чистого трансцендентного сознания. Точно также, как и при любом другом опыте, мозг должен перейти в особенное состояние для того, чтобы испытать состояние трансцендентного. Он переходит в состояние парения – активности и неактивности. Это, однако, не является обычным состоянием мозга.
Мозг либо активен в бодрствующем состоянии, либо неактивен в глубоком сне, либо активен в состоянии сновидений. Но, поскольку состояние трансцендентного Бытия не является обычным опытом, стиль работы мозга для обеспечения опыта трансцендентного также не является обычным. Такой стиль работы не встречается ни в бодрствовании, ни в сновидениях, ни в глубоком сне.
Один способ создания такого стиля работы мозга – переживание более тонких состояний мысли до тех пор, пока не достигается опыт трансцендентного. Таким образом, шаг за шагом на основе непосредственного опыта, создается особый стиль работы мозга, отвечающий за поддержание трансцендентного сознания. Это происходит с помощью ума. Это умственный подход к реализации Бога. Ум проходит от опыта к опыту, от опыта грубой природы к опыту тонкой природы, чтобы в конце концов, достичь особенный опыт трансцендентного сознания.
Когда тело функционирует длительное время, нервная система устает и наступает сон. Эта усталость – физическое состояние нервной системы, которое появляется в результате продолжительного функционирования без отдыха, и продолжается до тех пор, пока не наступает состояние, которое не может поддерживать восприятие.
Должен существовать какой-то физический способ создания особого состояния нервной системы, соответствующего тому состоянию, которое отвечает за достижение трансцендентного сознания. Точно так же, как, когда нервная система устает и наступает состояние, в котором мозг ничего не воспринимает, должна существовать возможность достижения трансцендентного сознания путём физического стимулирования нервной системы.
Если это возможно, то это составит физиологический подход к реализации Бога.
В Хатха-йоге [Хатха-йога – это путь к просветлению через усиленный контроль тела и тренировку дыхания с целью контроля ума для достижения сознания Бога] мы находим систему, которая существует в Индии с древних времен: физиологический подход к реализации Бога заключающийся в том, что нервная система приводится в состояние, которое заставляет мозг функционировать определенным образом. В этом состоянии мозг дает уму возможность обрести трансцендентное сознание.
Во время глубокого сна, сновидений и бодрствования, и на протяжении получения всех опытов продолжается дыхание. Эта активность должна продолжаться, потому что активность тела зависит от активности мозга. Мы ранее видели, что для достижения трансцендентного сознания, активность мозга должна прекратиться, но мозгу нельзя позволять становиться статичным. Мозг удерживается в подвешенном состоянии активности, которое все же не означает пассивности. Он пробужден и бодрствует в самом себе. Если мозг должен удерживаться, подобно этому, в состоянии парения, тогда все функционирование нервной системы должно находиться в особом состоянии неактивности и непассивности. Для того, чтобы это стало возможным, дыхание нужно удерживать в состоянии не выдоха и не вдоха. Дыхание должно находиться между уровнем, где оно есть и тем уровнем, где оно отсутствует.
Чтобы привести функционирование нервной системы к этому состоянию парения, необходимо тренировать тело, так как обычно оно или остается активным в состоянии бодрствования, или бывает пассивным в состоянии глубокого сна; это нормальное состояние тела. Следовательно, его нужно приучить оставаться в состоянии покоя, не впадая однако, в пассивное состояние. Когда тело функционирует нормально, обычный опыт – это состояние бодрствования или глубокого сна. В какой-то мере мы осознаем, когда наступает сон, так как нами овладевает все возрастающая вялость. Способность к восприятию уменьшается, и мы не знаем, когда, на самом деле, приходит сон. Мы, действительно, чувствуем, когда мы вот-вот уснем, и мы, действительно, чувствуем, что наше сознание постепенно становится более смутным, а затем мы не чувствуем ничего. Сознание сужается до нуля, но мы не воспринимаем окончательного сужения сознания. Это показывает, что тело или ум не функционирует вполне нормально. Если бы вся нервная система была нормальной, то мы были бы способны испытывать тончайшее осознание, то состояние осознания, которое является почти что состоянием глубокого сна, и в то же время почти что тончайшим состоянием бодрствования. Наша постоянная подверженность внешним опытам как будто установила определенный порядок в системе. Нормальным считается, что мы должны ощущать рождение мысли. Это должно быть нашим обычным опытом, если тело совершенно чисто, то есть, если мозг физически совершенно чист. Быть физически чистым означает, что мозг должен быть свободным от вялости и напряжения. Ткань мозга должна быть такой, чтобы мозг был нормальным и в силу своей физической природы и в смысле своего функционирования.
В нашем обычном состоянии ума, когда возникает мысль, ум затеняется. Ум тогда занят этой мыслью. Когда мысль преобразуется в действие, и цель её достигается, желание удовлетворяется. Если мы хотим понюхать цветок, возникает мысль, и когда она достигает сознательного уровня, наш ум говорит руке взять цветок, поднести его к носу, и мы вдыхаем запах цветка. Теперь желание понюхать цветок осуществилось, то есть, желание закончилось. Если мозг функционирует нормально, то, когда желание удовлетворяется, и прежде, чем возникает другое желание, ум познает состояние чистого Бытия, или чистого сознания. Именно это происходит в человеке, достигшем реализации Бога, когда он испытывает желание. Когда одно желание удовлетворяется и прежде, чем возникает другое желание, он наслаждается естественным состоянием Бытия. Так происходит потому, что мозг лишен активности. Будучи свободным от активности, мозг не входит в состояние пассивности. Он наслаждается состоянием Бытия, или чистого сознания. Между двумя мыслями лежит состояние чистого Бытия. Каждая мысль возникает из состояния чистого Бытия, а между двумя мыслями существует пробел. Пробел не должен быть пробелом, не содержащим никакого опыта. Если мозг функционирует нормально, если ум и нервная система чисты, то между каждыми двумя мыслями человек будет испытывать состояние Бытия. Однако, это обычно не происходит. Когда мы устаем, ум становится вялым и прекращает функционировать. Неспособность мозга функционировать есть результат того, что он не чист. Это может произойти в силу физических причин. Алкоголь, например, влияет на мозг и вызывает вялость ума. В процессе жизнедеятельности ум также устает, становится вялым, нервная система истощается в такой мере, что ум не способен познавать даже грубое, не говоря уже о тонком.
Способности нервной системы познавать более тонкие состояния опыта препятствует загрязнение мозгового вещества нечистым физическим веществом в результате усталости или неправильного мышления, что истощает умственную энергию. Основным фактором является усталость. Она не позволяет уму вникать в „тонкости“. Неправильное питание также может сделать ум вялым, может заставить человека заснуть или сделать его раздражительным. Мы едим и пьем, и все, что мы едим или пьем, может содержать какой-нибудь нечистый элемент, который влияет на состояние ума.
Если вещественный фактор может повлиять на ум так, что он станет вялым, то вещественный фактор может повлиять на ум и, таким образом, что он станет острым. Если истощение может сделать ум вялым и вызвать сон, то свежесть и энергия могут освежить ум и сделать его бодрым.
Физиологический подход предназначен для того, чтобы устранить из нервной системы физические факторы, которые вызывают вялость. Он, следовательно, атакует нечистые вещества в теле и причину усталости. Мы хотим очистить нервную систему до такой степени, чтобы это, в конце концов, создало в ней именно то состояние, которое приведет к состоянию трансцендентного сознания. Поэтому мы создаем такое физическое состояние в нервной системе, которое приведет тело в его самое нормальное состояние.
Человеческая нервная система совершенна, так как она обладает способностью достигать трансцендентного сознания. Но неправильное питание и загрязненный воздух приводят к тому, что система становится физически непригодной для достижения трансцендентного сознания. Следовательно, мы обнаруживаем, что физиологический подход к божественному сознанию состоит из: во-первых, выбора пищи правильного качества; во-вторых, выбора правильного вида деятельности; в-третьих, устранения влияния на систему неправильной пищи и неправильной деятельности.
Все это естественно требует строгой дисциплины на всех уровнях жизни. Поэтому такой подход реален только для тех, кто ведет жизнь отшельника. Только они могут позволить себе проводить требуемое количество времени под непосредственным наблюдением учителя. Это, несомненно, не путь для домохозяина, чей образ жизни таков, что он не может использовать утомительные, трудоемкие, требующие значительного времени практики. Существуют, однако, другие пути к просветлению, более подходящие для современного домохозяина.
ПСИХО-ФИЗИОЛГИЧЕСКИЙ подход к реализации Бога:
Психо-физиологический подход к реализации Бога, о чем говорит само название, включает в себя одновременное использование тела и ума.
Мы уже видели в предыдущих главах, как тело и ум тесно взаимосвязаны [см. „Ключ к хорошему здоровью“]. Состояние ума непосредственно влияет на тело, а состояние тела влияет на ум. В описании физиологического подхода к реализации Бога мы видели, что, тренируя тело и дыхание, можно создать в нервной системе состояние бодрствующего покоя так, что индивидуум может познать Бытие. Это приносит надежду на ускорение продвижения по любому пути к реализации Бога – интеллектуальному или эмоциональному, дополняя его физиологическим подходом. Эта комбинация физиологического и интеллектуального или эмоционального путей составляет психо-физиологический подход реализации Бога. Можно сказать, что основной чертой психо-физиологического пути является развитие тела и ума с тем, чтобы достичь одновременно состояния трансцендентного сознания в уме и состояния бодрствующего покоя в теле. Цель: с физической стороны предоставить помощь в развитии ума, а с умственной стороны – в развитии тела. Единственное намерение – прибыть к цели с большей легкостью за самое короткое время.
Рассматриваемый с этой точки зрения психо-физиологический подход представляется привлекательным, так как не существует любящего Бога, или искателя истины, который не испытал бы искушения последовать по пути, предлагающему большую легкость и скорейшую реализацию. Но, как уже было пояснено, физиологический путь, который неизбежно предполагает усиленные практики контроля за физическим состоянием и контроля за дыханием, не подходит образу жизни домохозяина. Итак, несмотря на свой диапазон, психо-физиологический путь не может считаться универсальным. Как мы видели, развитие тела и дыхания требует пристального наблюдения учителя, если принимать во внимание сохранение здоровья ученика. Существуют, однако, легкие дыхательные упражнения и упражнения для тела, которые можно практиковать как дополнение к интеллектуальному или эмоциональному подходам, и которые не требуют строгого персонального наблюдения. Такие упражнения, несомненно, помогли бы ускорить прогресс на пути к реализации Бога.
Психо-физиологический подход к реализации Бога, тем не менее, находит осуществление в практике Ведической медитации, которая одновременно влияет на тело и ум. Без всякого контроля на каком бы то ни было уровне она устанавливает ум в состояние трансцендентного сознания и приводит тело и нервную систему к состоянию бодрствующего покоя, которое существенно важно для состояния просветления.
Умственный и физиологический аспекты психо-физиологического подхода одновременно находят осуществление в практике Ведической медитации. – «Наука Бытия, искусство жизни»
0 комментариев