21 марта 2019, 16:14

Омар Хайям.Вино.Аюрведа.

«Рабы застывших истин осмыслить жизнь хотят,

Их споры мертвечиной и плесенью разят.

Ты пей вино! Оставь им незрелый виноград.

Оскомину суждений, сухой изюм цитат.»
Все конечно в курсе о каком «вине» писал мастер.

Начнем с предмета разговора. Что такое алкоголь? Аюрведа говорит о том, что алкоголь представляет собой вид «сверх-сладкого» вещества, которое в процессе обмена веществ переваривается пищеварительным огнем так же, как и сахар. Сладкий вкус, который дает алкоголь, приносит огромное удовлетворение эго или самосознанию человека (ахамкара). Люди, для которых получаемая от алкоголя сладость превосходит все другие формы сладкого, постепенно попадают в зависимость и упорно не желают отказываться от него.
Для того чтобы понять отношение аюрведы к алкоголю, нужно вспомнить одно из определений этой древней науки: «наука о причинах, способствующих продлению жизни, и о причинах, способствующих сокращению жизни». Алкоголь здесь ничем особым не выделяется, так как есть достаточно много других причин, которые делают нашу жизнь более короткой. Более того в аюрведе используются препараты, которые называются «асавы и аришты». Это аюрведические вина, которые получают путем ферментации и сбраживания трав. Аюрведа использует алкоголь в качестве анупаны — вспомогательного вещества, помогающего лекарству достичь определенных органов и тканей.
Небольшие количества красного вина могут стимулировать пищеварительный огонь и улучшать циркуляцию крови. Также изначально алкоголь стимулирует органы чувств и опорно-двигательный аппарат, создавая временный раджастический эффект. Затем это состояние притупляется, что и приводит к выраженному тамасическому эффекту.
Посмотрим, что говорит традиционный аюрведический труд Чарака Самхита об алкоголе и лечении алкоголизма (Мадатьяя Чикитса) в повествовании Атрея Бхагаван.

Стихи 11-12
Следует соблюдать следующие правила перед употреблением алкоголя:
1.Прежде, чем выпить алкоголь, человек должен следовать надлежащим ритуалами (Samskara), и гигиене (Shuchi).
2.Следует нанести приятный аромат и иметь приятное расположение духа.
3.Надо одеть чистую одежду и следовать ритуалам, соответствующим сезону.
4.Надо носить гирлянды из цветов, драгоценности и украшения.
5.Следует вознести молитву Богам и Двиджам или «дважды родившимся» (брахманы, кшатрии и вайшьи).
6.Следует коснуться благоприятных объектов (алтарь, книги и т.п.).
7.Следует принимать алкоголь в проветриваемом помещении, которое окружено деревьями с цветами, которые очень нравятся влюбленным, с очень приятным ароматом, сидя на широких кроватях с удобными подушками;
8.Человеку, удобно сидящему или лежащему, в вышеописанном месте, должен пить алкоголь, подаваемый ему в бокале сделанного из золота, серебряного или дорогостоящего камня, или в других чистых и хорошо подготовленных сосудах.
9.Выпивая алкоголь, следует закусывать восхитительными закусками такими как фрукты, зелень, которые подходят к типу алкоголя и сезону.
10.Наряду с алкоголем, следует принимать различные типы жареного мяса, приготовленных из животных и птиц, обитающих в воде и небе, также другие различные типы еды, приготовленных опытными поварами.
11.Перед питьем он должен вознести молитву за богов и просить их благословений.
12.Прежде чем пить самому, следует полить немного алкоголя с водой на землю для нуждающихся в этом тонких сущностей, приведений и духов (Чанди, Якши и т.п.).

Стихи 21-25
Особенности употребления для различных типов людей.
Вата-конституции следует принимать алкоголь после:
• Abhyanga – массаж
• Utsadana – промасливание
• Snana – ванна
• Dhupana – курение
• Snigdha Anu lepana – применение мазей
• После еды, которая является маслянистой и горячей.
Питта-конституции следует принимать алкоголь после холодных, сладких и маслянистых блюд.
Капха-конституции следует принимать алкоголь после горячих блюд, наряду с пищей, приготовленной из ячменя (перловки), пшеницы и мяса животных, населяющих засушливые местности, с добавлением черного перца.

Правила, описанные выше, предназначаются для богатых людей или для тех, кто собирается достичь богатства (в ближайшем будущем). Однако пить алкоголь полезно для них только тогда, когда выполнены соответствующие предварительные процедуры, и пить следует в надлежащем количестве. Для людей конституции вата полезен алкоголь из тростникового сахара и пшеницы. Для капхи из меда. Для питты из винограда.

Стихи 26-28
Хорошие и плохие стороны алкоголя.
Алкогольные напитки готовятся из различных компонентов, соответственно у них есть различные качества и эффект, они опьяняющие по природе. Поэтому, они имеют и полезные и неблагоприятное свойства для организма. Если алкоголь употребляется в правильном количестве, в подходящее время, в хорошем настроении, то алкоголь действует как божественный нектар.
Далее в Чарака Смхите описываются эти стадии опьянения. Первая считается благотворной, но вторая и третья — разрушительны. Также, речь идет о трех типах людей, саттвика, раджасика и тамасика и о том, как на них действует алкоголь. Саттвики становятся более веселые и позитивные, а Раджасики и Тамасики проявляют деструктивные наклонности, особенно Тамасики, с которыми даже пить не рекомендуется. Описываются люди, с которыми можно пить и нельзя. Вкратце, с хорошими людьми можно, с плохими (тамасика) нельзя.

Описывается разрушающее влияние алкоголя на организм тех, кто пренебрегает нормами, пьет чрезмерно много, тем самым разрушает свое здоровье как физическое, так и психическое (гнев, жадность, бессонница, эпилепсия и пр.). Говорится, что корнем благополучия на небесах и на земле является умиротворение и спокойствие ума, поэтому руководствоваться надо именно этим состоянием и не пить без меры.

Далее сравнивается алкоголь с пищей: если правильно есть, то это нектар, а если переедать, то яд, также и алкоголь. Перечисляются положительные свойства от правильного употребления алкоголя (стих 61):
• Harsha — взволнованность
• Urja — энергия
• Mudam — счастье (умственное удовлетворение)
• Pushti — питание
• Aarogyam — хорошее здоровье
• Paurushyam — превосходное мужество
• Sukha madya — приятное опьянение.

И далее (стих 62) еще много прославляется алкоголь, употребленный правильно: избавляет от страха и половое влечение увеличивает и т.п. Подробно описывается поведение людей Саттвика, Раджасика и Тамасика, о которых уже говорилось выше. Снова говорится о друзьях и о важности правильной компании. Описание людей, кто медленно пьянеет и кто быстро: в целом все просто, медленно пьянеют здоровые, крепкие и сытые, а быстро их антиподы. Описывается этиология алкоголизма для разных конституций, патогенез и даются рекомендации по лечению, различные рецепты. Такие как, например, поедание мясных супов, мяса, овощей, ношение комфортной одежды, объятия молодой, страстной и горячей девушки, рвота и много-много прочих рекомендаций. Среди них массаж, теплые покои. Так как для разных типов нужны разные методы, то для питты рекомендуются охлаждающие процедуры, типа купания в холодной воде. Тогда как для капхи наоборот — теплые ванны. (Чарака Самхита, Чикитсастхана, 24 глава).
Самый главный вывод из этого повествования знания об алкоголе — это то, что алкоголь обладает прямыми противоположными качествами Оджаса. Разрушение Оджаса ведет к смерти. Без Оджаса жизнь не возможна.
(2):  Bambuka, deni

7 комментариев

Bambuka
Хахаха! Супер! С весной тебя!
dervish
Спасибки… Взбодрило йогическое сочетание " объятия молодой, страстной и горячей девушки, рвота и много-много прочих рекомендаций."
Bambuka
Хахаха. А вообще то Зайям говорил о вине еще и иноскащательно. Как об амрите
dervish
«А вообще то Зайям говорил о вине еще и иноскащательно. Как об амрите» -вот так рождаются религии.в Исландии это уже прохавали.
Bambuka
Нене. Хайям был философом. Мудрецом. Аричем тут ритуалы и приседания?
Слушай странные все таки люди. Все время надо на полбса носиться.
Хайям говорил о любви и вине как о дузовном. Иносказательно. Прочти историю.
dervish
«Хайям говорил о любви и вине как о дузовном. Иносказательно.»Мне тоже так показалось, поэтому в конце стиха приписал:«Все конечно в курсе о каком «вине» писал мастер.»Но до конца не был уверен.
Bambuka
Так он сам писал. Чего там гадать? Мы знаем о нем ток то что он сам писал.