30 января 2020, 11:23
Практики работы с умом
Мучила я мучила этот пост. Фиговый он. Ну, попытка не пытка. Извините еслишто.
Когда дело дошло до вопросов жизни и смерти, я была типичным диванным теоретиком, года эдак два. Читала всякое и поначалу даже не эзотерическое, думала. Делала внезапные открытия. Выпнул меня из мысленного ступора Попов своим справедливым посылом «хватит ментально мастурбировать — практикуй».
Разумеется, практиковать я не побежала. Какие-то там медитации, диеты, упражнения, образ жизни — обожэнет, я для этого всего слишком ленива. Мне всегда нравилось думать — вот этим и ограничилась моя практика. Тем не менее, к мозговым экспериментам я всегда подходила ответственно, просто в силу любопытства. А когда заметила пользу — ещё и осознанно.
Я выделяю здесь несколько практик, которые в моём случае шли последовательно, дополняя друг друга. Это просто интеллект и немного психологии, ничего сложного. Сложно делать это )
1. «Спор с самим собой»
Требует: критичность мышления, способность осознавать аргументы других, способность вести спор без эмоций.
Описание: Берёшь проблему, вопрос, явление. Формируешь своё мнение об этом. Находишь или придумываешь иное мнение. Начинаешь спорить с этим мнением, приводя аргументы. Играя одновременно за себя и за противника в споре, становишься на позицию противника, приводя аргументы, опровергающие твою позицию.
На первом этапе полезно достигнуть закрепления в позиции оппонента. Вообразить себя им. Отстаивать его точку зрения так же горячо и убеждённо, как свою. Когда с этим всё будет окей, пробуйте переключаться между позициями. Теперь уже безэмоционально, т.к. эмоции инертны, быстро не выйдет. Проверяйте насколько быстро мозг может переключить бэкграунд аргументации.
Поначалу стоит брать что-нибудь простое, не затрагивающее вашу принципиальность, не пробуждающее ярких эмоций. Справились — берите сложнее. Тонете в эмоциях — берите попроще. Когда решите, что уже научились, попробуйте играть с самыми неожиданными и бредовыми темами. С темами, которые раньше сильно вас сильно задевали.
Польза этого упражнения мне кажется очевидной, но всё же напишу. Однонаправленный ум никогда не достигнет свободы. Вы — это не ваши принципы. Можно отсидеть задницу в медитации, но Бог никогда не войдёт в вас, потому что Бог это не только то, что вы любите и приветствуете, но также и то, что вы ненавидите и отвергаете. Надо уметь подняться над принципами для обретения ясности.
2. «Эмпатия»
Требует: способность хоть немного играть роль, искусственно вызывать у себя какие-то эмоции и ощущения.
Описание: Берёшь любого человека, лучше незнакомого и неподвижного. Мысленно копируешь его позу, выражение лица. Пытаешься придумать бэкграунд, например, мужчина едет с работы домой в автобусе. Предпринимаешь попытку «залезть в его шкуру», перенестись в его голову, стать им. Цель — поймать внутренние ощущения этого человека, любые, от физических до настроения и мыслей. Принимаешь всё, что приходит, о реалистичности приходящего не думаешь.
Здесь есть ловушка. Можно вообразить себя магуем-энергуем, читающим мысли людей, начать пытаться влиять, а то и вредить. Не увлекайтесь этим, это вспухание эго. Практика наоборот работает против эго, не для контроля кого-то, а для потери собственных рамок контроля. Цель — на короткий момент стать кем-то другим. Критерий достижения цели — то, насколько легко, быстро и глубоко у вас это получается.
Практическое применение в жизни широкое, просто в общении с людьми, чтобы понять настроение окружающих. Пытайтесь действовать, исходя из полученного понимания — так получите подтверждение или опровержение того, что почувствовали. Ошиблись? Практикуйте ещё.
Стоит быть осторожным и не погружаться надолго, особенно если возникли неприятные ощущения. В таком случае практика может стать опасна. Держите свои границы, отделяйте чужое по возвращении в себя. Людям со слабыми границами не стоит пробовать эту практику вообще.
3. «Я мог родиться другим»
Требует: допущение самой этой мысли, навыки предыдущих практик.
Описание: Берёшь любого человека. Ты мог родиться этим человеком. Попробуй представить, какая жизнь у тебя была. Какое было детство. Твои отношения с родителями. Какую еду, какие вещи ты любишь или ненавидишь. Что ты думаешь о своей работе. О погоде. Политике. Есть ли у тебя друзья? И т.д.
Развивать, опять же, в сторону лёгкости и быстроты. Можно тренировать, глазея на прохожих в период скуки. Вон дворник прошёл… я мог родиться им. Продавщица хмуро смотрит на тебя из-за кассы… я мог родиться ею. Президент вещает из ящика… да-да.
Теоретически, если сильно углубиться в практику, можно словить ощущение надвигающейся шизы — где Я среди всех этих людей? Эффект полезный, но лучше приостановить погружение. Ты это ты, уже родился, этого не изменить.
Со временем начинаешь понимать что-то вроде структуры других людей. Отношение к ним становится ровным, доброжелательным. Если кто-то бесит тебя — достаточно провернуть с ним эту штуку, отэмпатить, посмотреть как формировались его жизненные принципы, как он вырос таким козлом — и отпускает.
Также приходит осознание, что несмотря на то, что у чужой жизни есть свои плюсы… ты не хочешь себе другую жизнь. Ты хотел именно эту, свою.
4. «Развенчание эго»
Теперь, когда путём разных умственных экспериментов человек научился иногда не быть собой, большинство маркеров важности внутренних мыслей, концепций, убеждений, привязок и т.д. — смягчились автоматически. В этом состоянии можно начинать практиковать что-то из Трансформации, баловаться перепрограммированием и т.д. но я предлагаю простое упражнение.
Оно заключается в том, что в голове поселяется маленький сторож, который ловит за хвост любое твоё МНЕНИЕ. Ловит и засовывает в мусорку. Вот только оно родилось, сразу — оп! — поймал и выкинул. Не нужно. Заткнись. Никого не волнует, что ты думаешь по поводу этой фигни. Это ничего не меняет. Это бессмысленно. Это мешает жить.
Практиковать эту гигиену мыслей нужно непрерывно, в быту, в процессе жизни, быть настойчивым. Первые пару недель будет тяжело. Но со временем кто-то Очень Важный внутри тебя, источник всех этих мнений, начнёт таять, растворяться, исчезать. Он, этот источник, будет сопротивляться. Будет стараться убедить тебя в том, как нужно тебе иметь своё суждение о чём-либо, что без этого невозможна сама жизнь. Не делай ничего с этим источником, работай с его проявлениями и этого будет достаточно, чтобы он исчез.
В процессе практики придёт осознание того, насколько огромный процент твоей якобы жизни происходит просто в твоём уме. Как перманентно реальность подменяется воображением. Как быстро ставятся оценивающие фильтры на любой входящий сигнал. Ты начинаешь замечать «онлайн» как при взгляде, например, на какого-то человека, твоё непосредственное прямое восприятие тут же подменяется твоим МНЕНИЕМ о нём, твоим ВПЕЧАТЛЕНИЕМ, ОТНОШЕНИЕМ, твоим СУЖДЕНИЕМ. И дальше ты живёшь уже вот этим придуманным мусором, воспринимаешь именно его.
Практика возвращает непосредственность восприятию мира, покой уму и чистоту сознанию.
Практика не уничтожает эго и не приводит к просветлению.
Успеха! =)
Когда дело дошло до вопросов жизни и смерти, я была типичным диванным теоретиком, года эдак два. Читала всякое и поначалу даже не эзотерическое, думала. Делала внезапные открытия. Выпнул меня из мысленного ступора Попов своим справедливым посылом «хватит ментально мастурбировать — практикуй».
Разумеется, практиковать я не побежала. Какие-то там медитации, диеты, упражнения, образ жизни — обожэнет, я для этого всего слишком ленива. Мне всегда нравилось думать — вот этим и ограничилась моя практика. Тем не менее, к мозговым экспериментам я всегда подходила ответственно, просто в силу любопытства. А когда заметила пользу — ещё и осознанно.
Я выделяю здесь несколько практик, которые в моём случае шли последовательно, дополняя друг друга. Это просто интеллект и немного психологии, ничего сложного. Сложно делать это )
1. «Спор с самим собой»
Требует: критичность мышления, способность осознавать аргументы других, способность вести спор без эмоций.
Описание: Берёшь проблему, вопрос, явление. Формируешь своё мнение об этом. Находишь или придумываешь иное мнение. Начинаешь спорить с этим мнением, приводя аргументы. Играя одновременно за себя и за противника в споре, становишься на позицию противника, приводя аргументы, опровергающие твою позицию.
На первом этапе полезно достигнуть закрепления в позиции оппонента. Вообразить себя им. Отстаивать его точку зрения так же горячо и убеждённо, как свою. Когда с этим всё будет окей, пробуйте переключаться между позициями. Теперь уже безэмоционально, т.к. эмоции инертны, быстро не выйдет. Проверяйте насколько быстро мозг может переключить бэкграунд аргументации.
Поначалу стоит брать что-нибудь простое, не затрагивающее вашу принципиальность, не пробуждающее ярких эмоций. Справились — берите сложнее. Тонете в эмоциях — берите попроще. Когда решите, что уже научились, попробуйте играть с самыми неожиданными и бредовыми темами. С темами, которые раньше сильно вас сильно задевали.
Польза этого упражнения мне кажется очевидной, но всё же напишу. Однонаправленный ум никогда не достигнет свободы. Вы — это не ваши принципы. Можно отсидеть задницу в медитации, но Бог никогда не войдёт в вас, потому что Бог это не только то, что вы любите и приветствуете, но также и то, что вы ненавидите и отвергаете. Надо уметь подняться над принципами для обретения ясности.
2. «Эмпатия»
Требует: способность хоть немного играть роль, искусственно вызывать у себя какие-то эмоции и ощущения.
Описание: Берёшь любого человека, лучше незнакомого и неподвижного. Мысленно копируешь его позу, выражение лица. Пытаешься придумать бэкграунд, например, мужчина едет с работы домой в автобусе. Предпринимаешь попытку «залезть в его шкуру», перенестись в его голову, стать им. Цель — поймать внутренние ощущения этого человека, любые, от физических до настроения и мыслей. Принимаешь всё, что приходит, о реалистичности приходящего не думаешь.
Здесь есть ловушка. Можно вообразить себя магуем-энергуем, читающим мысли людей, начать пытаться влиять, а то и вредить. Не увлекайтесь этим, это вспухание эго. Практика наоборот работает против эго, не для контроля кого-то, а для потери собственных рамок контроля. Цель — на короткий момент стать кем-то другим. Критерий достижения цели — то, насколько легко, быстро и глубоко у вас это получается.
Практическое применение в жизни широкое, просто в общении с людьми, чтобы понять настроение окружающих. Пытайтесь действовать, исходя из полученного понимания — так получите подтверждение или опровержение того, что почувствовали. Ошиблись? Практикуйте ещё.
Стоит быть осторожным и не погружаться надолго, особенно если возникли неприятные ощущения. В таком случае практика может стать опасна. Держите свои границы, отделяйте чужое по возвращении в себя. Людям со слабыми границами не стоит пробовать эту практику вообще.
3. «Я мог родиться другим»
Требует: допущение самой этой мысли, навыки предыдущих практик.
Описание: Берёшь любого человека. Ты мог родиться этим человеком. Попробуй представить, какая жизнь у тебя была. Какое было детство. Твои отношения с родителями. Какую еду, какие вещи ты любишь или ненавидишь. Что ты думаешь о своей работе. О погоде. Политике. Есть ли у тебя друзья? И т.д.
Развивать, опять же, в сторону лёгкости и быстроты. Можно тренировать, глазея на прохожих в период скуки. Вон дворник прошёл… я мог родиться им. Продавщица хмуро смотрит на тебя из-за кассы… я мог родиться ею. Президент вещает из ящика… да-да.
Теоретически, если сильно углубиться в практику, можно словить ощущение надвигающейся шизы — где Я среди всех этих людей? Эффект полезный, но лучше приостановить погружение. Ты это ты, уже родился, этого не изменить.
Со временем начинаешь понимать что-то вроде структуры других людей. Отношение к ним становится ровным, доброжелательным. Если кто-то бесит тебя — достаточно провернуть с ним эту штуку, отэмпатить, посмотреть как формировались его жизненные принципы, как он вырос таким козлом — и отпускает.
Также приходит осознание, что несмотря на то, что у чужой жизни есть свои плюсы… ты не хочешь себе другую жизнь. Ты хотел именно эту, свою.
4. «Развенчание эго»
Теперь, когда путём разных умственных экспериментов человек научился иногда не быть собой, большинство маркеров важности внутренних мыслей, концепций, убеждений, привязок и т.д. — смягчились автоматически. В этом состоянии можно начинать практиковать что-то из Трансформации, баловаться перепрограммированием и т.д. но я предлагаю простое упражнение.
Оно заключается в том, что в голове поселяется маленький сторож, который ловит за хвост любое твоё МНЕНИЕ. Ловит и засовывает в мусорку. Вот только оно родилось, сразу — оп! — поймал и выкинул. Не нужно. Заткнись. Никого не волнует, что ты думаешь по поводу этой фигни. Это ничего не меняет. Это бессмысленно. Это мешает жить.
Практиковать эту гигиену мыслей нужно непрерывно, в быту, в процессе жизни, быть настойчивым. Первые пару недель будет тяжело. Но со временем кто-то Очень Важный внутри тебя, источник всех этих мнений, начнёт таять, растворяться, исчезать. Он, этот источник, будет сопротивляться. Будет стараться убедить тебя в том, как нужно тебе иметь своё суждение о чём-либо, что без этого невозможна сама жизнь. Не делай ничего с этим источником, работай с его проявлениями и этого будет достаточно, чтобы он исчез.
В процессе практики придёт осознание того, насколько огромный процент твоей якобы жизни происходит просто в твоём уме. Как перманентно реальность подменяется воображением. Как быстро ставятся оценивающие фильтры на любой входящий сигнал. Ты начинаешь замечать «онлайн» как при взгляде, например, на какого-то человека, твоё непосредственное прямое восприятие тут же подменяется твоим МНЕНИЕМ о нём, твоим ВПЕЧАТЛЕНИЕМ, ОТНОШЕНИЕМ, твоим СУЖДЕНИЕМ. И дальше ты живёшь уже вот этим придуманным мусором, воспринимаешь именно его.
Практика возвращает непосредственность восприятию мира, покой уму и чистоту сознанию.
Практика не уничтожает эго и не приводит к просветлению.
Успеха! =)
44 комментария
наверно помнишь… как Ошо принимал участие в публичных дискурсах и один раз оппонент не пришел, он выступил и за него… причем победу присудили как раз позиции его оппонента…
«непосредственное прямое восприятие» проходит через ту же «призму» личной индивидуальной картины мира. Разница в том, что эта «призма» не осознаётся при «непосредственном прямом восприятии», хотя и присутствует во всей своей полноте.
У каждого свой путь:)
Не проходил практику, не знаешь о чём она = обсуждать нечего.
Я задал вопрос, который у меня возник в процессе осмысления вашего топика. Пояснил его суть.
Не понимаю вашу реакцию. Ощущение какой то агрессии.
Есть нежелание теоретизировать о практиках с человеком, понятия о них не имеющем, это да. Я всегда готова обсудить какие-то другие практики, похожие на эти, например. Поделиться опытом. Я всегда готова потеоретизировать по интересным мне теоретическим вопросам. Здесь нет, здесь конкретика.
Где я писала, что что-то полагаю? Это практики. Я так делала. Ты так делал? Если нет, то что обсуждать?
Я нигде не писала, что это кому-то нужно. Если хочешь обсудить, то да, хорошо бы, чтоб было что обсуждать. В общем и целом я эти практики никому не рекомендую, мне их и постить не следовало бы.
Значит не судьба:))
Спасибо
Однако, в любом случае, «нечто» рассматривается через «призму» собственной КМ, которая осознаётся (в случае «модели») или не осознаётся (в случае «прямого опыта»).
Где все эти: я есть то что я знаю и это я знаю )
Для психики, кроме вреда, они ничего не несут.
Я как-то больше привыкла общаться на классическом русском языке, а не на сленге).
Просто еще не заходил
Медитации я никогда нормально не практиковала, тут не могу прокомментировать.
Что касаемо практик в посте, тут конечно всё строго и под контролем осуществляется. О вкусном речь не идёт, здесь всё очень невкусное, неприятное, тяжёлое. Взять вот первую — куча боли и принятия собственной неправоты. Без контроля ум в такую ловушку не загнать. Наверное, это путь мазохистов )