15 августа 2022, 20:26
Иша Упанишада. Внутренний правитель.
Перевод выдержки из книги: Eknath Easwaran. “The Upanishads (Classic of Indian Spirituality).”
Сущность повсюду. Ясность — это Сущность,
Неделимая, не тронутая грехом, мудрая,
Постоянная и трансцендентная. Она это то,
Что держит космос воедино.
[Иша 8]
Если бы все Упанишады и все другие Священные Писания внезапно превратились в пепел, и если бы только первый стих Ишапанишад остался в памяти индусов, индуизм жил бы вечно.
Этими словами Махатма Ганди воздал должное замечательной Упанишаде, которая традиционно стоит в начале большинства индийских коллекций. Этим приоритетом она обязана поэтическому величию и бесконечной глубине своего языка, которым всего лишь в восемнадцати строфах, был заложен фундамент духовного осознания.
Что Ганди имел в виду, он ясно дал понять в своем ответе журналисту, который хотел узнать секрет своей жизни в трех словах: «Отрекись и наслаждайся!» (tena tyaktena bhunjitah), из первой строфы Иша.
Греческий писатель пятого века, которого мы знаем как Дионисий Ареопагит, однажды сказал, что, по мере того, как он становился старше и мудрее, его книги становились все короче и короче. Он бы позавидовал мудрецу этой Упанишады. Он не разбрасывался словами. Центральный раздел, строф 9–14, — это то, что ученые называют «сутью», или чрезвычайно трудным пассажем. Перевод выявляет его практическое значение: материализм приводит нас к потере осознания нашей внутренней жизни, что достаточно плохо; но быть загипнотизированным нашими собственными чувствами и ощущениями и забыть о других и о мире вокруг нас ещё хуже. Живя в осознании обоих этих миров, мы можем подняться над ними к единой Реальности. С последними четырьмя строфами мы выходим на этот высокий план, и Упанишада приобретает атмосферу сильной набожности, что редко встречается даже в более поздней, бого-ориентированной литературе.
Каждая Упанишада идет с призывом, взятым из традиционного набора. Призыв к Ише особенно поразителен. В соответствии со сжатым смыслом самой Упанишады, она превращает обычное слово «полный» (purnam): в неисчерпаемую реальность бесконечного «того» мира, невидимого, и отсылает «этот» мир бесконечного разнообразия, в котором мы живем, без возможности уменьшится. Американская поэтесса Энни Секстон, возможно, думала об этом западающем в памати обращении, когда писала:
Тогда Добро поговорило со мной.
Оно сказало: изобилие черпается из изобилия
Но изобилие остается.
Это прямо Гандианская идея. Материализм усиливает «парадигму нехватки»: всегда будет чего то нехватать, поэтому мы обречены сражаться друг с другом за постоянно уменьшающиеся ресурсы. Духовная экономика начинается не с предполагаемого дефицита материального, а с проверяемой бесконечности сознания. «Подумайте об этом первоисточнике, — сказал Плотин, — как о роднике, самоподпитывающимся, отдающим всего себя рекам и не имея возможности использоваться ими, когда-либо в состоянии покоя». Или, как сказал Ганди: «В мире достаточно всего для нужды; но недостаточно для жадности». Появление дефицита истощает тех, для кого, как говорит Упанишада, «мир без одиночества является реальным». Нет недостатка в любви, уважении, понимании — ресурсах сознания. Такова вечная мудрость Упанишад.
Иша Упанишада
1 Внутренний правитель пребывает в сердце каждого.Эта природа высшая Реальность.
Ищи счастья в нёй через самотречение.
Живи без вожделений. Всё принадлежит этой природе.
2 Действуя так, живи сто лет. Только так вы будете действовать реально свободными.
3 Те, кто отрицает Сущность, перерождаются снова слепыми к Сущности, окутанные тьмой, совершенно лишенные любви к высшему.
4 Сущность единственна. Тем не менее, Сущность быстрее мысли, быстрее чувств. Несмотря на то, что она неподвижна, она обгоняет все стремления. Без Сущности жизнь не могла бы существовать.
5 Сущность, кажется, движется, но всегда неподвижна. Она ощущается далеко, но всегда рядом. Она внутри всего, и она превосходит всё.
6 Те, кто видят всех существ в себе и самих себя во всех существах не знают страха.
7 Те, кто видят всех существ в себе и себя во всех существах не знают горя. Как может разнообразие жизни обольстить того, кто видит её слитность?
8 Сущность повсюду. Ясность — это Сущность, Неделимая, не тронутая грехом, мудрая, Постоянная и трансцендентная. Она это то, что держит космос воедино.
9–11 В темной ночи обитают те, для кого мир без одиночества реален. Ночь ещё темнее для тех, для кого мир внутри одиночества реален. Первое ведет к жизни в действии, второе — к жизни созерцания. Но те, кто объединяет действие с созерцанием, пересекают море смерти через действие и входят в бессмертие через практику созерцания. Это то что мы слышали от мудрых.
12–14 В тёмной ночи обитают те, для кого высшая природа трансцендентна (выходит за пределы). Ночь ещё темнее для кого она имманентна (присутствует постоянно). Но те, для кого она и трансцендентна и имманентна пересекают море смерти с имманентным и вступают в бессмертие с трансцендентным. Это то что мы слышали от мудрых.
15 Лицо истины сокрыто вашей золотой сферой, о солнце. Можете ли вы устранить вашу сферу, чтобы я, кто приклоняется перед правдой, мог видеть Славу истины.
16 О питающее солнце, одинокий странник, контролирующее начало, источник жизни всех существ, распространи свой свет и укроти своё ослепительное великолепие, чтобы я мог увидеть твою благословенную Сущность. Как раз эта Сущность и есть Я!
17 Пусть моя жизнь сольется с Бессмертным, когда мое тело превратится в пепел. О ум, созерцай бесконечно-вечного Брахмана. Запоминай деяния прошлого. Помни, о ум, помни.
18 О, бог огня, веди нас по пути хорошего к вечной радости. Вам известны все наши деяния. Избавьте нас от зла. Тех, кто преклоняется пред вами и умоляет вас снова и снова.
ОМ Шанти Шанти Шанти
7 комментариев