17 декабря 2022, 12:18
А были ли библейские пророки примером для подражания?
Так получилось в моей жизни, Библию я начал читать не так давно. Мы с семьей заезжали на экскурсию в Валаам и там я себе купил на память Библию. Книга небольшая и в поездках было удобно её брать читать в самолёте. Тогда я уже неплохо разбирался в текстах упанишад.
В памяти у меня были такие важные моменты как:
advaitaworld.com/blog/77696.html
В тайной пещере сердца сидят двое у источника жизни. Разделенное эго пьет сладость и горечь. Любит сладкое, не любит горькое. В то время как Высшее самосознание пьет сладкое и горькое. Ни радуясь и ни горюя. Эго щупает во тьме, а Самосознание живет в ясном свете.— Катха упанишада.
dzen.ru/media/id/5c5fa97caf022e00ac885b19/ioga-sutry-patandjali-praktika-sadhana-pada-5e456960a4700360727f80df
Шаблоны мышления в поле ума могут быть окрашены страхом, отвращением, привязанностью, эгоизмом или незнанием нашей истинной природы (пять клеш, описанных в йоге) (шлоки 1.5, 2.3). Эти раскрашенные мысли (вритти) являются препятствиями, блокирующими свет, мир и радость ядра нашего духовного существа. Уменьшение окраски является ключом к непривязанности (вайрагья) и свободе.
И в самом начале, на самых первых страницах книги Бытие, я уловил один важный для меня момент, который нигде и никем никак не освещался и не акцентировался, во всяком случае в моём информационном поле. Тот самый момент окрашивания мыслей на хорошо и плохо. Это описание вкушения плода дерева познания добра и зла. Символизирует познание, в том числе этических категорий, способность осознанно решать, что такое добро и что такое зло.
И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
Дерево познания становится центром сюжета грехопадения, описанного в 3 главе книги Бытия.
И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
То есть идёт явное указание не делить мир на хорошо и плохо, на зло и добро. Иначе человек не будет заниматься предначертанными ему делами. Но Адам ослушался этого указания из за того что поддался искушению.
Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. И нарек Адам имя жене своей: Ева (жизнь), ибо она стала матерью всех живущих.
Жизнь в себя включает всё, и хорошее и плохое, и доброе и злое. И совет держаться дерева жизни — был по факту принимать и горести и радости жизни. Преодолевать трудности, не избегая их. А набивать шишки жизни.
Но если присмотреться, женщины могут начать искать недостатки в других, ну там платье безвкусное или косметика не такая. И могут мужа настроить на это дело.
И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
Вот они захотели быть богами и рассказывать как боги, что такое хорошо, а что такое плохо. Хотя безмолвное начало этим не занимается вообще, ему в общем то всё равно. Оно указывает направление движения, всё что мешает этому процессу — очень быстро уничтожается и выпиливается. Посредники богу наверное не требуются. И сама жизнь и библейские примеры тому подтверждение. Почему же появляются те, кто сомневаются в этом? Вот они показывают нам, почему так делать не нужно и что за этим последует.
И в дальнейшем повествование Библии хранит множество историй, где те или иные герои таки пригубили плодов познания добра и зла и за этим конечно же следовала неминуемая смерть, ещё большие проблемы и трудности.
Тот же Моисей сорок лет скитался с народом по пустыне и в общем то чем ему не жилось там где много лилось воды? Ведь имя Моисей значит извлеченный или спасенный из воды. Но спасенный из воды зачем то героически подался в пустыню. Его мать оставила в корзинке на берегу реки, чтобы мальчика не убили. Там мальчика нашла дочь фараона и взяла на воспитание, а его мать наняла как кормилицу.
Моисей был царевне как сын, но затем бежал из Египта, так как в одной из ссор убил человека. Он женился и стал пасти овец у горы Синай. Но возле воды ему не жилось. Он решил стать пророком и бродить по пустыне с последователями. То есть пригубил плодов познания добра и зла. Стал вещать от бога, что такое хорошо и что такое плохо. Люди вкусившие вместе с ним плодов добра и зла подвергались жуткими испытаниями. Вернулся Моисей через 40 лет уже к другой горе Неро и там же сразу и умер.
Но разве дальше по сюжету ведомым Моисея легче жить стало на новом месте? Там вообще трендец полный настал. Вместо фараонов появились нежданно не гаданно римские прокураторы как Ирод Антипа. покой им только снился и оставалось надеяться только на пророчества, ведь не зря они все метались по жизни? И что мог после себя оставить подобный пророк? Свитки с указаниями что добро, а что зло, с предсказанием появления новой миссии и избавлением от проблем уже с ним. Но проблем меньше у вкусивших плода добра и зла не становилось. По библейскому сюжету проблемы плодились всё больше и больше как головы гидры. Повторялись на новых местах с большим масштабом. Но не решались как надо.
Благими намерениями выстлана дорога в ад.
Можно вспомнить ещё одного пророка, Иоана Крестителя, который крестил самого Христа.
Некоторые иудеи видели в уничтожении войска Ирода (Антипы) вполне справедливое наказание со стороны Господа Бога за убиение Иоанна, которого звали Крестителем.
Ирод умертвил этого праведного человека, убеждавшего иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному, собираться для омовения.
Предупреждали не вкушать плода познания добра и зла? Предупреждали. Иоан послушался — нет. Как и было обещано это сразу же привело к смерти. Иону отрезали голову.
Впрочем и Ирод тут был другой стороной медали и искал зло.
Ирод стал опасаться, как бы его (Крестителя) огромное влияние на массу, вполне подчинившуюся ему, не привело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел упредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно", — писал Флавий.
Поэтому и его постигла та же участь. Две стороны одной медали себя нашли. В исторических материалах Ирод умер от «гангрены» половых органов.
Меня всегда интересовал момент, а это нормально вообще было пророкам становиться посмертными героями от рук местных властей? Разве в этом был пример для подражания? Может это был пример как делать всё таки не нужно?
Деятельность всех современных пророков ни к чему хорошему не привела. Можно вспомнить того же Асахару. История некоторых ничему не учит. И желание быть мессией заразительна. Вот и деятельность Христа завершилась рано и спорно по своему результату. Он шел в уже готовую народную нишу ожиданий перемен к лучшему. Правильно наверное оценивать результат миссии пророков? Люди как страдали с обещаниями прихода новой миссии, так и страдают. Христос оставил после себя указания, что такое зло и что такое добро с надеждами на завтра. Иначе бы его и не распяли. И мне не совсем понятно, с чего многие решили, что Библия в описании жизни пророков даёт пример для подражания? Кто то из нас хочет, чтобы его распяли или отрубили ему голову? Зачем вся эта героическая бравада святых великомучеников? Как не следование ненасилию над собственной природой — ахимса. У меня всегда возникали подобные вопросы и я этого всего не понимал.
Проявленное добро в ненужном месте может породить в последствии очень много зла и принести много горя. Хоть людей и жалко, но лучше их совсем не трогать и не мешать им. Я сделал именно такие выводы.
Но о Христе и его ученике Иуде я напишу в отдельной статье.
10 комментариев
Мои наблюдения показывают, что сам процесс формирования пророков, как вкушение плода добра и зла, топить за всё правильное, исходит от искушения и формирует рядом вокруг толпу искусившихся. С усилением процесса размножения в подобных группах. Часто люди идут на сатсанг, знакомятся и так формируется пара.
Кто-то на кого то обиделся, он плохой, ещё один тебя поддержал, и вот она пара по интересам. Как ускорение сближения. Часто некто уходит в ретрит, там к нему нисходят откровения, и эти откровения заставляют пойти назад в социум и делиться тем что по новому правильно и не правильно. Это всё раскраска клишта-аклишта. И даже этот текст скорее всего таковым является по фактам.
А возле гуру оргии нормальное явление. Что практиковалось в тех же сектах Ошо или Кастанеды. Таковы дары змея искусителя. И сам процесс за всё правильное и против неправильного будет разворачиваться именно в искушении. Я во всяком случае иного не видел.
кто писал Библию?.. имена, фамилии, биографии… там и разберемся!
Существует мнение, что многие дошедшие до нас тексты были отредактированы до такой степени, что восстановление оригинальных документов и определение настоящих авторов не представляется возможным.
К сожалению в моём случае, мне приходится общаться с почитателями Библии. И свои аргументы мне пришлось искать в самой же Библии и я их там нашёл.
Другой подход — это ваше право, но это практически никакого отношения не имеет ни к Библии, ни к христианству. Это ваши фантазии. Плохого в этом ничего нет, развлекайтесь…
Зачем изучать Библию через поклонение Христу я не понимаю.
В большинстве христианских стран индекс рождаемости меньше единицы. Пара после себя оставляет меньше потомков. А в исламских странах этот индекс выше 5.
Объективно, мне пророк Мухаммед видится пока по результатам своей деятельности реализовавшим серьёзный результат. Который доказал делом свои возможности. Упоминания Христа в тексте Корана происходят намного чаще чем пророка Мухамеда. Возможно ислам учёл ошибки пророков прошлого.
Но именно я на всё это смотрю со стороны. Не состою ни в какой религиозной конфессии. И просто делюсь своими дилетантскими впечатлениями. Хотя конечно же по описаниям Христос был добрый человек, любил бескорыстно ближних и… Вот часто это приносит большие несчастья. Я пытался найти объяснения такому.