25 февраля 2023, 02:17
Смерть под дверью у Рамы
Следует намеренно закрыть доступ ко всем видам чувственного восприятия, прекратить работу ума в отношении всех материальных аспектов, направить ум в область межбровия, практиковать садхану, как предписывает Гуру; в результате садхака сможет визуализировать непознаваемую душу и достигнет успеха в практике.
Rathe ca vāmanaṃ dṛishṭā punarjanma na vidyate — это означает, что, если йогин созерцает Ваманадеву (воплощение Вишну) в телесной колеснице, рождение йогина может стать успешным. Тот, кто визуализирует этого Пурушу (Высшее Существо), никогда не подвергнется перерождению и получит вечное освобождение. Он тот самый Пуруша, который описывается в главе «Пурушоттама Йоги» в «Гите», и его осознание позволит садхаку исполнить свою жизнь. Кабирдас очень точно выразил это:
Marte marte jag marā, marnā nā jānā koye,
Aisā marnā koi na marā, jo phir nā marnā hoye.
Marnā haye duye bhāntikā, jo marnā jānā koye,
Rāmaduāre jo mare phirnā marnā hoye.
Здесь в стихотворной форме говорится, что поток смерти постоянен, но никто не переживает смерть такую, какая бы не повторилась. В мире есть два вида смерти. Первый вид смерти — смерть, которая случается постоянно; второй вид — необычная смерть, которая случилась у Рамадуара под дверью у Рамы.
Обычные люди считают, что это фасад храма Рамы. Лахири Махасайя объяснил, что такое Рамадуар в действительности. Рамадуар — это место между бровями, Кутастха. Тот, кто сделает неподвижными прану и ум, удаляется из мирского пристанища, визуализируя Высшее Существо, тот никогда не переродится. Это по-настоящему практическая садхана, а не какое-то дополнительное замечение. И это возможно только для того, кто
придерживается такой практики на протяжении всей жизни. Это и цель, и результат крийя-йога-садханы. Я утверждаю эту истину о всей твердостью потому, что я сам лично наблюдал подобную необычную смерть, — так умер мой отец. Я знаю не понаслышке, я видел все своими глазами. Другие тоже все видели: уникальная смерть. Он словно магнитом собрал всю прану-воздух полностью в области межбровия, направил и ум в эту область, и мой отец ушел. В тот момент все пространство между бровями очень интенсивно дрожало и пульсировало, это было неописуемо. Казалось, будто мраморный шарик хочет вырваться через межбровие наружу. Прямо в момент смерти у
отца было такое безмятежное выражение лица, спокойное тело, и, казалось, что что все его тело обрело розоватый оттенок, как у свежей розы.
Prayāṇakāle manasācalena bhaktyā yukto yуgabalena caiba,
Bhrubormadhye prвṇбmāveṡya samyak sa taṃparaṃ pъrushamupaiti
divyam.
Иными словами, во время смерти, словно посредством йоги, его ум и прана переместились в область межбровия, Кутастху, с благоговением, Высшее Существо проявилось, и он достиг высшего состояния.
Это было удивительное зрелище, словно Сам Мухадева лежал там. Пока Кутастха дрожала и тепетала, Бансидхар Кшеттри, ученик моего деда, сказал мне: «Посмотри, Сатья Бабу, сравни это с восьмой главой «Гиты», где говорится, что только Рамадуар — постоянное обиталище Брахмы». Такого состояния не достигнешь, практикуя несколько дней, для этого требуется практиковать йога-садхану на протяжении всей жизни. Как говорится в «Гите»: «Svadharme nidhanaṃ ṡreyaḥ paradhбrma bhayāvahaḥ».
«Svadharma» («свадхарма») — религия души, то есть, если человек практикует религию души крийя-йогу, то, когда он умирает, лучше умереть так, чем в парадхарме, пребывая в теле, в положении активности органов чувств, что ужасает из-за неизбежности цикла рождения и смерти.
За последнее время только Лахири Махасайя и никто другой вел такой образ жизни, благодаря которому он был способен войти в духовное царство.
Шри Сатьячаран Лахири, Введение в книгу «Пурана Пуруша»
Rathe ca vāmanaṃ dṛishṭā punarjanma na vidyate — это означает, что, если йогин созерцает Ваманадеву (воплощение Вишну) в телесной колеснице, рождение йогина может стать успешным. Тот, кто визуализирует этого Пурушу (Высшее Существо), никогда не подвергнется перерождению и получит вечное освобождение. Он тот самый Пуруша, который описывается в главе «Пурушоттама Йоги» в «Гите», и его осознание позволит садхаку исполнить свою жизнь. Кабирдас очень точно выразил это:
Marte marte jag marā, marnā nā jānā koye,
Aisā marnā koi na marā, jo phir nā marnā hoye.
Marnā haye duye bhāntikā, jo marnā jānā koye,
Rāmaduāre jo mare phirnā marnā hoye.
Здесь в стихотворной форме говорится, что поток смерти постоянен, но никто не переживает смерть такую, какая бы не повторилась. В мире есть два вида смерти. Первый вид смерти — смерть, которая случается постоянно; второй вид — необычная смерть, которая случилась у Рамадуара под дверью у Рамы.
Обычные люди считают, что это фасад храма Рамы. Лахири Махасайя объяснил, что такое Рамадуар в действительности. Рамадуар — это место между бровями, Кутастха. Тот, кто сделает неподвижными прану и ум, удаляется из мирского пристанища, визуализируя Высшее Существо, тот никогда не переродится. Это по-настоящему практическая садхана, а не какое-то дополнительное замечение. И это возможно только для того, кто
придерживается такой практики на протяжении всей жизни. Это и цель, и результат крийя-йога-садханы. Я утверждаю эту истину о всей твердостью потому, что я сам лично наблюдал подобную необычную смерть, — так умер мой отец. Я знаю не понаслышке, я видел все своими глазами. Другие тоже все видели: уникальная смерть. Он словно магнитом собрал всю прану-воздух полностью в области межбровия, направил и ум в эту область, и мой отец ушел. В тот момент все пространство между бровями очень интенсивно дрожало и пульсировало, это было неописуемо. Казалось, будто мраморный шарик хочет вырваться через межбровие наружу. Прямо в момент смерти у
отца было такое безмятежное выражение лица, спокойное тело, и, казалось, что что все его тело обрело розоватый оттенок, как у свежей розы.
Prayāṇakāle manasācalena bhaktyā yukto yуgabalena caiba,
Bhrubormadhye prвṇбmāveṡya samyak sa taṃparaṃ pъrushamupaiti
divyam.
Иными словами, во время смерти, словно посредством йоги, его ум и прана переместились в область межбровия, Кутастху, с благоговением, Высшее Существо проявилось, и он достиг высшего состояния.
Это было удивительное зрелище, словно Сам Мухадева лежал там. Пока Кутастха дрожала и тепетала, Бансидхар Кшеттри, ученик моего деда, сказал мне: «Посмотри, Сатья Бабу, сравни это с восьмой главой «Гиты», где говорится, что только Рамадуар — постоянное обиталище Брахмы». Такого состояния не достигнешь, практикуя несколько дней, для этого требуется практиковать йога-садхану на протяжении всей жизни. Как говорится в «Гите»: «Svadharme nidhanaṃ ṡreyaḥ paradhбrma bhayāvahaḥ».
«Svadharma» («свадхарма») — религия души, то есть, если человек практикует религию души крийя-йогу, то, когда он умирает, лучше умереть так, чем в парадхарме, пребывая в теле, в положении активности органов чувств, что ужасает из-за неизбежности цикла рождения и смерти.
За последнее время только Лахири Махасайя и никто другой вел такой образ жизни, благодаря которому он был способен войти в духовное царство.
Шри Сатьячаран Лахири, Введение в книгу «Пурана Пуруша»
6 комментариев
Смахивает на «перенос Сознания»(пхова) из 6 йог Наропы. Только там рекомендуют на 7-й чакре сосредотачиваться в момент смерти или визуализировать, как из 4-й чакры тигле поднимается к 7-й и вылетает. Т.е. душа в момент смерти должна выйти через 7-ю чакру. Это освобождает от перерождений в нижних мирах.
Если через нижние чакры выйдет, то переродишься в нижних мирах.
Пхову себе делают перед смертью, если не раскрыл Ясный Свет при жизни. Если раскрыл Ясный Свет, то умираешь в Ясном Свете, пхова не нужна.
С другой стороны, сосредоточением на аджна-чакре можно ввести праны в центральный канал, пережить Единство Пустоты и Блаженства и в результате этого начнётся йога Ясного Света. И в результате йоги Ясного Света раскрывается Нерождённое Сознание Ясного Света.
Тут нужно понимать, что перенос Сознания не Освобождает от перерождений. Душа идёт в мир Будд, там получает наставления и возвращается в один из миров сансары в соответствии со своей кармой.
Т.е. не совсем понятно, каков будет результат от сосредоточения на аджне в момент смерти. Я думаю, всё зависит от состояния Ума в момент смерти. Т.к. от сосредоточения на аджне много чего может быть, от грубого до наитончайшего.
Хотелось бы более подробных разъяснений.
Никто не встречал в текстах такую тему? Поделитесь.
Воображать Пурушу в аджане и пребывать вниманием в аджане — совершенно разные вещи.
В принципе, мы и так всегда что-то воображаем перманентно, и конечно вниманием выделяем области тела — тоже перманентно.
Это же опять разные интерпретации однонаправленного внимания…
Совершенно без разницы где ты будешь пребывать вниманием — в пальце левой ноги или в аджане…
Совершенно без разницы что ты визуализируешь — точку, тибетскую а, русскую а или Пурушу.
Все ощущения и переживания при однонаправленном внимании на объект называются ПРОХОЖДЕНИЕМ ЧЕРЕЗ ОПОРУ.
Не помню как на санскрите уже…
При прохождении через опору внимания при однонаправленным внимании всегда происходят «чудеса», в зависимости от опоры нимания.
Тогда говорят, что опора внимания окрашивает переживаниями сам процесс.
И садхак в большинстве случаев клюет на «чудеса» этого процесса, наделяя все это безусловной реальностью.
Тут тебе и Пуруша и ясный свет и иллюзорное тело… И все остальное.
Побочные технические флуктуации становятся истиной и реальностью.
Именно поэтому, например, Будда Шакьямуни требовал от своих садхаков простые опоры внимания, чаще всего закрепленные за органами чувств, кроме зрения… А сам этап прохождения через опору призывал делать быстрым и мощным…
Можно просто сосредоточиться на аджне, а можно визуализировать там белый шарик, или Гуру или Божество. Эффект будет тот же. Может это имеется ввиду под «визуализировать Пурушу».
Далее пишет:
Тут уже используется термин "осознание Пуруши". Это более подходит.
Осознавать можно и Сознание Блаженства, и Сознание Ясного Света. О каком Пуруше идёт речь?
Тут использует термин «проявилось», что более подходит. Пуруша проявился от сосредоточения на аджна-чакре. Что это может быть?
Выше писал:
Т.е. результатом сосредоточения на аджна-чакре может быть вход пран в центральный канал с переживанием Единства Пустоты и Блаженства.
Свами Шивананда в книге «Кундалини-йога» пишет:
Но, сначала, лучше научиться вводить прану в центральный канал с «опорой на тело», т.е. на чакры.
Тогда, да, возможно освобождение от перерождений.
Т.е. всё зависит от опытности йога.
Понятно, что йог без году неделя практики умирает и сосредотачивается на аджне и что? На ничего это ему не даст. Как минимум он должен уметь вводить праны в центральный канал сосредоточением на аджне.