23 октября 2023, 02:36

О внутреннем эликсире (нэйдань)

Традиционная работа внутреннего эликсира (нэйдань гун) – это Великое Дао золотого эликсира, также называемое Высочайшим Дао, Великим Дао, Путем эликсира (дань Дао), внутренним эликсиром или методом совершенствования в Истине. Это большой метод парного совершенствования истинной Природы (Син) и Судьбы (Мин), которому тайно обучали и который передавали сердцем истинные люди и святые Учителя минувших династий. Это является наивысшим методом даосской семьи по совершенствованию в Истине, внутренней работой высшей колесницы Сокровенных врат![1] Это Учение благородных мужей презрения Судьбы, где утверждается: «моя Судьба зависит от меня, а не от Неба»! Это искусство вскармливания жизни и увеличения долголетия, которое не могли отыскать правители и министры, именитые сановники и высокопоставленные люди.

В отношении истоков традиционная работа нэйдань исходит от Хуан-ди, узнавшего о Дао от Гуан Чэн-цзы. Сущность передачи разбросана в таких древних канонах, как «Канон о внутреннем» (нэй цзин), «Канон о внешнем» (вай цзин), «Канон о Дао и Дэ» (Дао Дэ цзин) и «Чжуан-цзы». На сегодняшний день она имеет уже более чем 5000-летнюю историю.

Методы работы исходили от мастеров древней медицины и передались даосской семье. К периоду Весны и Осени (770 – 476 г. до н.э.) и эпохе Воюющих Царств (403-221 г. до н.э.) Лао-цзы собрал великие достижения и положил начало Даосской семьи (Даоцзя). С тех пор линия Дао не прерывалась, взрастив блестящие успехи истинных людей, святых Учителей и преемников передачи прошлых эпох, таких как: Гуан Чэн-цзы, Ци Бо, Хуан-Ди, Лао-цзы, Чжуан-цзы, Инь Си, Ле-цзы, Гуй Гу-цзы, Чжэн Сыюань, Сюй Сюнь, Дун Фаншо, Ван Сюаньфу, Вэй Боян, Чжунли Цюань, Люй Дунбинь, Лю Хайчань, Цуй Сифань, Ма И, Шао Канцзе, Чжан Бодуань, Ван Чунъян, Чэнь Туань, Чжан Саньфэн, Хуан Юаньцзи. Вместе с тем образовалась выдающаяся традиционная культура китайской нации, где «Дао» стало сердцевиной. В период династии Восточная Хань (25 — 220 гг.) истинный человек Вэй Боян, основываясь на исторических условиях того времени, опираясь на «Книгу Перемен», доктрины Хуан-ди и Лао-цзы, а также теории о печи и огне (прим. пер: теория плавки внешнего эликсира), образно описал совершенствование в Дао, назвав «плавкой эликсира» (лянь дань). С тех пор и до сегодняшнего времени Великое Дао также именуют Путем эликсира или работой внутреннего эликсира.

Относительно принципа работы традиционный нэйдань опирается на древнюю философию и теорию даосской семьи Китая, основываясь на коренном принципе тренировки «искусства переворачивания», которому Гуан Чэн-цзы обучил Хуан-ди, на законе «досконально исследовать принцип и постичь истинную Природу-Син, чтобы дойти до Мин»[2]. В начале же совершенствуют Син для установления Мин, затем совершенствуют Мин для осуществления Син, и в конце Син с Мин соединяют вместе, «берут из Кань и залатывают Ли», семью возвращениями и девятью оборотами подтверждают результат вхождения в святость и восхождения к Истине!

В области способа работы метод традиционного нэйдань «соединяет три изначальных»[3], а эликсир «различает девять оборотов». Начинают от человеческого изначального (жэнь юань), а затем идут к земному изначальному (ди юань) и оттуда к небесному (тянь юань), формируя человеческого бессмертного (жэнь сянь), земного (ди сянь) и небесного (тянь сянь). Эликсирные методы трех изначальных всецело заключаются в работе над своим телом и сердцем. В них нет вреда парного совершенствования мужчины и женщины – искусства «завоевания в схватке трех пиков»; также нет и заботы об «обжиге пырея и поднятии треножника»[4] или о плавке минералов и вознесении к Небесам[5]! Вначале восполняют утечки для того, чтобы заложить основу этого; затем выплавляют цзин, чтобы превратить в ци, плавят ци для превращения в дух-шэнь; потом завязывают зародыш и вскармливают зародыш, младенец проявляет свою форму; и в конце выплавляют дух-шэнь и возвращают в Пустоту, плавят Пустоту и соединяются с Дао. Эликсир образует девять оборотов, и тогда сам подтверждаешь титул истинного человека!

В отношении способа передачи традиционный нэйдань имеет строгий закон и ритуал передачи Дао. Каждый этап эликсирных методов имеет форму устной передачи, избегая вреда самодеятельности и возникновения отклонений. Отсюда проистекает его отличие как от заурядного цигун, так и от даосских искусств боковых школ.

Кроме этого традиционный нэйдань очень большое значение придает пониманию Дэ, уважению Дэ и совершенствованию в Дэ. Это означает уделять внимание совершенствованию и накоплению «Дао Дэ»[6], «постоянному Дэ»[7] и «тайному Дэ»[8]. В традиционном нэйдань также очень важно почитание Учителя и уважение Дао. Изучение нэйдань также называют совершенствованием в Дао, совершенствованием в Истине, плавкой внутреннего эликсира. Оно имеет сильный эффект устранения болезней и восстановления здоровья, устранения хронических заболеваний; вскармливания жизни и предотвращения болезней (у обычным практикующих); увеличения знаний и открытия мудрости (например, для молодых изучающих); улучшения внешнего вида (для практикующих женщин); запасания ци и увеличения силы (для изучающих воинское искусство); возвращения молодости и продления лет (для практикующих среднего и пожилого возраста); открытия духовных способностей (у тех, кто достаточно углубится в изучение); превосхождения обыденного и вхождения в святость (у кого достаточно воли для становления истинным человеком). Каждый из этих эффектов имеет научное обоснование и убедительную причину. Поэтому нэйдань подходит для изучающих разного возраста.

Исходя из главной идеи «повсеместного распространения среди тех, кто имеет судьбу», автор передает раздел «заложение основы» (чжуцзи гун). Такие разделы, как эликсирные методы «круговые небеса» (чжоутянь гун) и «завершение Дао» (чэн Дао), по-прежнему передаются в форме «выборочной передачи»[9]”.

——————————————————————————————————————-

[1] Сокровенные врата «Сюань мэнь» (玄门) или Учение о сокровенном «сюань сюэ» (玄学) – второе название даосского Учения.

[2] «Книга Перемен» гласит: «穷理,尽性,以至命» — «досконально исследовать Принцип и постичь Природу-Син, чтобы дойти до Мин».

[3] Три изначальных «сань юань» (三元): небесный изначальный (тянь юань), земной (ди юань) и человеческий (жэнь юань).

[4] «Обжигать пырей и поднимать треножник»: методы сексуального гунфу

[5] Имеется ввиду внешний эликсир (вай дань).

[6] Дао Дэ (道德): высшая форма Дэ. «Дао Дэ цзин» гласит: «высшее Дэ не добродетельна, потому обладает Дэ».

[7] Постоянное Дэ «чан Дэ» (常德): это пять добродетельных качеств Усин (дерева, огня, металла, воды и почвы), связанных с пятью внутренними органами человека.

[8] Тайное Дэ «инь Дэ» (阴德): творение добра втайне – «делать благо и не оставлять имени».

[9] «Заложение основы», также называемые «100 дней заложение основы» (чжуцзи гун, 筑基功), «методы круговых небес» (чжоутянь гун, 周天功) и «завершение Дао» (чэн Дао, 成道部) являются тремя большими этапами Пути эликсира.

Автор: Учитель Мудрого Ян

Перевод с китайского языка и комментарии: Константинов В.А.

Источник статьи
(1):  Zemlyanin

10 комментариев

Erofey
Все это, конечно, здорово. Только обычный читатель не поймет из написанного ничего.
Да и от переводчика многое зависит. Помимо того, что сам китайский язык очень образный, тексты по даосской алхимии писались иносказательно… Извлечь полезные сведения, которые далее будут использоваться в практике почти не возможно :/
AjnaYoga
Да, нужны комментарии опытного практика. А потом комментарии на комментарии и т.д.
AjnaYoga
Вначале восполняют утечки для того, чтобы заложить основу этого; затем выплавляют цзин, чтобы превратить в ци, плавят ци для превращения в дух-шэнь; потом завязывают зародыш и вскармливают зародыш, младенец проявляет свою форму; и в конце выплавляют дух-шэнь и возвращают в Пустоту, плавят Пустоту и соединяются с Дао.

Мне кажется я понимаю эту формулу. Очень похоже на Аннутара-йога-тантру и на мой опыт.
Попробую расшифровать:
восполняют утечки
Это начальная работа с энергией, чтобы более-менее привести себя в нормальную форму
выплавляют цзин, чтобы превратить в ци
Это вход пран в центральный канал. В том числе втягивают семя (цзин).
плавят ци для превращения в дух-шэнь
Нужно продолжать вводить праны в центральный канал и удерживать их там. В результате этого раскрывается индивидуальное Сознание (дух-шэнь).
потом завязывают зародыш и вскармливают зародыш, младенец проявляет свою форму
Тут говорится про «рождение», «взросление» индивидуального тонкого тела.
выплавляют дух-шэнь и возвращают в Пустоту
Пребывая в индивидуальном тонком теле, пребываешь также в индивидуальном Сознании (Чит-Ананда). В результате этого раскрывается Пустота-Блаженство-ЧмстыйСвет. Индивидуальное Сознание (дух-шэнь) растворяется в ЧистомСвете(Пустоте). Но, это временно. По-этому
плавят Пустоту
т.е. нужно пребывать в Чистом Свете (Пустоте).
Тогда оставшиеся нечистые отпечатки ума, которые и выдёргивают из Пустоты(Чистого Света) растворяются окончательно. И пребывание в Чистом Свете становится непрерывным днём и ночью. Т.е.
соединяются с Дао
Ну а далее, индивидуальное тонкое тело растворяется в Чистом Свете.

Вот ещё интересная схема:
Начинают от человеческого изначального (жэнь юань), а затем идут к земному изначальному (ди юань) и оттуда к небесному (тянь юань), формируя человеческого бессмертного (жэнь сянь), земного (ди сянь) и небесного (тянь сянь).
Я так понимаю это про тонкие тела вплоть до Тела Света.
AjnaYoga
Если перевести на язык Адвайты, то сначала от работы с энергией раскрывается Ананда — Блаженство пран (от входа пран в центральный канал).
Пребывая в Блаженстве пран (Ананда) раскрывается Блаженство Сознания (Чит-Ананда). Также раскрывается индивидуальное тонкое тело.
Пребывая в Блаженстве Сознания и индивидуальном тонком теле, раскрывается Сат-Чит-Ананда(Пустота-Блаженство-ЧистыйСвет)[Блаженство Брахмана-Брахмананда]
Пребывая в Блаженстве Брахмана и инд. тонком теле раскрывается Блаженство мира-Вселенной(Джагатананда)[Божественное тонкое тело]
Вот вам разные уровни Ананды. :)
AjnaYoga
плавят ци для превращения в дух-шэнь; потом завязывают зародыш и вскармливают зародыш, младенец проявляет свою форму
Erofey(Саша), вот в этом отрывке пишут, что сначала дух-шэнь, а потом зародыш-младенец-форма.
Т.е. получается, что сначала инь-шэнь, а потом из неё и тончайшей энергии рождается зародыш-младенец-форма, т.е. среднее иллюзорное тело.
Как прокомментируешь?
Erofey
Насколько я понимаю, инь-шень есть у всех. И в момент смерти он от тела и отваливает. Если где то застрял, то вот вам призрак, привидение и без мотора :)

В практике мы укрепляем инь-шень, и нарабатывает контролируемую способность выходить из тела. Это даёт возможность шире познавать мир и устраняет страх смерти. Вот теперь я уже точно не тело. И это проверено опытом.

Вот с зародышем младенцем я затрудняюсь.
Понимаешь, Минтан называет душой вот этот самый инь-шень.
Но мне очень сдается, что в нем есть некая янская структура.
Это чисто моя интерпретация!!! Не претендую на авторитетность в этом вопросе.
И вот она, эта янская структура, как бы загрязнена.
(Возможно, это то, что ты называешь клещи, омрачения)
Мне сложно соотнести все эти описания с теми тактильными и визуальными образами, которые накопил. :/
Вот эту структуру я бы назвал «душой». Она имеет янскую природу.
Кстати, в белковом теле глаза — наиболее янский орган.
Фразеологизм «глаза — зеркало души» не случаен. Хотя, понятно, что взгляд отражает скорее эмоциональное состояние, а оно является интегральным. Если я злюсь, у меня реально зеленеют глаза ( гнев — эмоция печени, а цвет энергии печени зелёный), это мне говорили другие люди…
Ушел от темы :)))
AjnaYoga
Но мне очень сдается, что в нем есть некая янская структура.
И вот она, эта янская структура, как бы загрязнена.
(Возможно, это то, что ты называешь клещи, омрачения)
Получается, что инь-шэнь — это «загрязнённый» ян-шэнь.
Erofey
Думаю, нет. Это лень другого качества.
Но несёт в себе свою противоположность.

Кстати, библейское: бог есть свет и нет в нем никакой тьмы, мне не кажется верным. Как тогда бог осознает себя?
Ян несёт в себе зародыш инь, инь несёт в себе зародыш Ян.
Но это так… рассуждения… ;)
Erofey
Какие то ассоциации с тем, что даёт Минтан есть.
У него все существенно проще. Тем более что он сознательно адаптирует систему для нетерпеливых европейцев, которые хотят сначала услышать модель и рассказ о результате, который они получат :)))

«Плавить пустоту» я вообще не понял.
Все эти аллегорические выверты… Даже человек, хорошо знающий язык оригинала, не может правильно отразить суть написанного, если он сам не прошел все стадии практики и не получил подтверждения от учителя, что вот этот феномен и есть вот именно это, а не что то иное.
А где же найти практика с глубоким знанием языка? Вот мы и читаем… хрен пойми что.
Но не суть.
Я глубоко уверен, что если человек практикует и у него случается некий феномен, то и объяснение произошедшему он получит тем или иным образом.
Safiya
Я вижу неполные совпадения в терминологии и последовательности с тем что я ранее смотрела. Поэтому не смогу прокомментировать. Возможно есть не один вариант учения