18 ноября 2023, 14:42
Дхьяна или самадхи? В чём разница?
Объясню такую ошибку, когда дхьяну выдают за самадхи. Так в чём же разница?
Для этого вспомним 8-ми ступенчатую Йогу Патанджали:
яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи.
Яма-нияма — это «что такое хорошо, что такое плохо».
Асана — положение тела.
Пранаяма — управление энергией через дыхание.
Здесь остановимся. Подробнее объясню.
Дыхание состоит из вдоха, выдоха и задержки дыхания. Именно задержка дыхания очищает энергетические каналы. Задержка дыхания бывает двух видов: искусственная, с усилием и естественная, безусильная. Практика начинается с искусственной задержки дыхания. А конечный результат пранаямы — естественная, безусильная задержка дыхания (кевала кумбхака). Запомним это.
И продолжим объяснять ступени Йоги Патанджали.
Пратьяхара — это направление внимания от внешних объектов чувственного восприятия к внутренним.
Дхарана — это сосредоточение на объекте.
Дхьяна — медитативная поглощённость объектом.
В чём разница между дхараной и дхьяной?
Сосредоточение по-началу слабое и непродолжительное, а отвлечение сильное и длительное. Когда пройдёте 9 стадий сосредоточения, сосредоточение станет естественным, лёгким, безусильным, продолжительным, то оно перейдёт в медитативную поглощённость объектом. Если вы способны 1 минуту сосредоточиться без отвлечения, то это дхарана. А если 10-20 минут сосредоточения без отвлечений, то дхарана перерастёт в дхьяну.
Есть несколько стадий в дхьяне. Отличаются степенью поглощённости. На последней стадии дхьяны дыхание останавливается естественным образом. Это и есть кевала-кумбхака, только в результате контроля внимания. «Кевала» переводится как естественное или Абсолютное.
После естественной остановки дыхания праны входят в центральный канал и начинается самадхи.
Объясню подробнее, что это за праны и каналы. Раз мы изучаем и практикуем Йогу, то нужно знать йогическое устройство тонкого тела. Центральный энергетический канал расположен в позвоночнике и, кстати, называется «Абсолютный канал». Слева и справа от центрального канала расположены «левый» и «правый» канал. В обычном состоянии прана течёт по левому и правому каналу. А когда дыхание останавливается, то прана из левого и правого канала входит в центральный канал. По-другому говорят «пробудилась Кундалини». Но, Кундалини должна ещё подняться от 1-й чакры до 7-й. Это переживается как Жар, Блаженство, Свет и т.д. Тогда говорят, что кармические праны преобразовались в Пробуждённые праны. В этом состоит разница между разными уровнями самадхи.
Если дыхание остановилось, Кундалини пробудилась, но не поднялась, при этом осознанность отключилась, то это Джада-самадхи.
Если дыхание остановилось, Кундалини пробудилась и поднялась, осознанность сохранилась, то это Чайтанья-самадхи. Которое делится в свою очередь на савикальпа, нирвикальпа и сахаджа. Ранее об этом рассказывал.
Вот вам и критерий, чем отличается самадхи от дхьяны:
Если в результате сосредоточения дыхание остановилось естественным образом, пробудилась и поднялась Кундалини, то это самадхи. А если нет, то это в лучшем случае дхьяна. А может и дхарана, если сосредоточение слабое.
Для этого вспомним 8-ми ступенчатую Йогу Патанджали:
яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи.
Яма-нияма — это «что такое хорошо, что такое плохо».
Асана — положение тела.
Пранаяма — управление энергией через дыхание.
Здесь остановимся. Подробнее объясню.
Дыхание состоит из вдоха, выдоха и задержки дыхания. Именно задержка дыхания очищает энергетические каналы. Задержка дыхания бывает двух видов: искусственная, с усилием и естественная, безусильная. Практика начинается с искусственной задержки дыхания. А конечный результат пранаямы — естественная, безусильная задержка дыхания (кевала кумбхака). Запомним это.
И продолжим объяснять ступени Йоги Патанджали.
Пратьяхара — это направление внимания от внешних объектов чувственного восприятия к внутренним.
Дхарана — это сосредоточение на объекте.
Дхьяна — медитативная поглощённость объектом.
В чём разница между дхараной и дхьяной?
Сосредоточение по-началу слабое и непродолжительное, а отвлечение сильное и длительное. Когда пройдёте 9 стадий сосредоточения, сосредоточение станет естественным, лёгким, безусильным, продолжительным, то оно перейдёт в медитативную поглощённость объектом. Если вы способны 1 минуту сосредоточиться без отвлечения, то это дхарана. А если 10-20 минут сосредоточения без отвлечений, то дхарана перерастёт в дхьяну.
Есть несколько стадий в дхьяне. Отличаются степенью поглощённости. На последней стадии дхьяны дыхание останавливается естественным образом. Это и есть кевала-кумбхака, только в результате контроля внимания. «Кевала» переводится как естественное или Абсолютное.
После естественной остановки дыхания праны входят в центральный канал и начинается самадхи.
Объясню подробнее, что это за праны и каналы. Раз мы изучаем и практикуем Йогу, то нужно знать йогическое устройство тонкого тела. Центральный энергетический канал расположен в позвоночнике и, кстати, называется «Абсолютный канал». Слева и справа от центрального канала расположены «левый» и «правый» канал. В обычном состоянии прана течёт по левому и правому каналу. А когда дыхание останавливается, то прана из левого и правого канала входит в центральный канал. По-другому говорят «пробудилась Кундалини». Но, Кундалини должна ещё подняться от 1-й чакры до 7-й. Это переживается как Жар, Блаженство, Свет и т.д. Тогда говорят, что кармические праны преобразовались в Пробуждённые праны. В этом состоит разница между разными уровнями самадхи.
Если дыхание остановилось, Кундалини пробудилась, но не поднялась, при этом осознанность отключилась, то это Джада-самадхи.
Если дыхание остановилось, Кундалини пробудилась и поднялась, осознанность сохранилась, то это Чайтанья-самадхи. Которое делится в свою очередь на савикальпа, нирвикальпа и сахаджа. Ранее об этом рассказывал.
Вот вам и критерий, чем отличается самадхи от дхьяны:
Если в результате сосредоточения дыхание остановилось естественным образом, пробудилась и поднялась Кундалини, то это самадхи. А если нет, то это в лучшем случае дхьяна. А может и дхарана, если сосредоточение слабое.
29 комментариев
В части центральным каналом назван канал в позвоночнике.
В другой части канал в центре туловища между макушкой и промежностью, которому тоже придают большое значение, поскольку он соединяет все три котла, точку небесные врата и точку жизни и смерти.
Я знаю задне-срединный канал (в области позвоночника), соединяет так называемые «корни» чакр. И переднесрединный канал, соединяющий так называемые «цветки» чакр.
А 3 котла соединяет другой канал, передне-срединный.
Котлы расположены в центр5туловища.
Их проекции соединяет переднесрединный канал.
Важно и очень! И последовательность важна.
Почему исихасты запрещали концентрироваться на животе? Энергия копится к нижнем котле и стремится уйти через секс. Потерял энергию, нечего преобразовывать. Сексуальное желание называли вратами дьявола. Их нужно пройти. Дойти до этапа, когда происходит преобразование энергии семени в ци, накопив некое критическое количество.
Преобразованная энергия стремится вверх, из нижнего котла в средний и верхний. Для этого и нужно проработать центральный канал.
Для практики кундалини есть специальные приемы и даже мантры.
Может быть кундалини активизируется от любой практики, но я этого не наблюдал :/
Поднять Кундалини через сосредоточение на чакре намного проще, чем через сосредоточение на промежутке между мыслями. По-этому методы «постижения Пустоты» лучше делать после того, как получил результат в методах работы с чакрами, каналами, пранами и т.д.
Я делаю вывод уже с позиции своего многолетнего опыта. Я делал все эти методы от простого к сложному и вышел за пределы метода. Я намеряно проверяю на себе методы разных школ, чтобы убедиться, что результат тот же.
Кстати, я проверил. Пробовал визуализировать этот канал от промежности к макушке. Результат тот же — «подъём Кундалини».
Но, послушав мои красивые рассказы не стоит бросать свою практику и объявлять всё иллюзией (как некоторые товарищи по Дхарме). В любом случае придётся пройти всю последовательность методов и опытов от простого к сложному.
Знаки, возникающие посредством практики стадии завершения
В этом тексте хорошо объясняется последовательность методов «подъёма Кундалини»(Чандали).
Сначала с опорой на йогу чакр, каналов, ветров, капель. И только после достижения стабильного результата можно приступать к методам «постижения Пустоты». И результатом методов «постижения Пустоты» будет опять же «подъём Кундалини».
У меня были иные феномены.
А хочется всё и сразу, и желательно бесплатно. :) Адвайто-наивность удивляет. :)
Многие же адвайто-учителя не имеют полной реализации. Это мне и не нравится)
Я практикую так, как мне объяснял мой Мастер.
А тебе как объясняли? Так и практикуй!
Спроси у Amin'а. ;)