10 февраля 2024, 07:57

АТМА БОДХА Шанкарачарья

1.Это — Атма Бодха — предназначено для тех искателей Освобождения, которые длительным тапасом уже очистили себя от загрязнений, достигли умиротворенности ума и свободы от желаний.
2.Из всех средств достижения Освобожтения только знание является прямым средством — столь же существенным, как огонь для приготовления пищи; без него Освобождение не может быть достигнуто.
3.Не будучи противоположной неведению карма его не разрушает. С другой стороны, знание, безусловно, разрушает неведение, как свет прогоняет тьму.
4.Из-за неведения Атман сейчас кажется как бы спрятанным; при устранении неведения чистый Атман засияет Сам, как солнце после рассеивания туч.

5.Джива запутана в неведении. Постоянной практикои знания джива становится чистой, так как знание исчезает (совместно с неведением), как очищающий воду орех вместе с загрязнениями — в воде.
Сомнение: Но здесь существует мир; как может только истинное Я быть реальным и недвойственным?
6.Ответ: Сансара полна привязанностей и отвращений и других противоположностей. Подобно сну, она кажется реальной некоторое время; однако при пробуждении она исчезает, поскольку не обладает реальностью.
Сомнение: Я понимаю, что сон нереален, так как он опровергается пробуждением; однако мир сохраняется и я нахожу только его реальным.
7.Ответ: До тех пор пока недвойственный Брахман — основа всего — не виден, мир кажется реальным, подобно иллюзорному серебру в жемчужной раковине.
Сомнение: Но мир столь разнообразен, а Вы говорите, что существует только единство.
8.Ответ: Подобно пузырям на поверхности океанских вод, все миры возникают, пребывают и растворяются в Высочайшем Бытии [Парамеша], которое является причиной причин и опорой всего.

9.Во всепроникающем Бытии-Сознании-Блаженстве все эти предметы и индивидуальности появляются (как феномены) словно различные украшения, сделанные из золота.
Сомнение: Да; но что сказать о бесчисленных индивидуальных душах?
10.Ответ: Точно как всепроникающий акаша (эфир) кажется разделенным в различных объектах (яме, кувшине, доме, театральном холле и т. п.), но остаётся без видоизменений при отсутствии ограничений, так остаётся и единый, недвойственный Правитель чувств (кажущийся функционирующим как боги, люди, скот и т. п.).
Сомнение: Однако люди имеют отличающиеся черты и действуют сообразно обстоятельствам.
11.Ответ: Эти черты также являются наслоениями. Чистая вода (сама по себе безвкусная) становится сладкой, горькой и солёной в зависимости от того, что к ней примешано [упадхи]. Подобным образом раса, имя, статус и т. п. — всё это наложено на недвойственный Атман всего. Каковы же эти упадхи, которые производят такой обман в восприятии Атмана? Как описано здесь, они бывают грубыми, тонкими и очень тонкими.

12Грубое тело, произведённое из пяти грубых элементов (земли, воды, огня, воздуха и эфира), предназначено пожинать плоды прошлых действий в форме удовольствия и страдания.
13.Тонкое тело, состоящее из пяти дыханий, ума, интеллекта, десяти чувств и произведённое из тонких элементов, также предназначено для наслаждения (как во сне).
14.Невыразимым и безначальным незнанием зовётся причинное тело (состояние глубокого сна). Познай, что Атман отличается от этих трех упадхи.
Сомнение: Если это так, то почему Атман не открывается мне? Кроме того, в шрути говорится: “Этот Пуруша возник из аннараса (сущности пищи)”.
15.Ответ: Так же как чистый кристалл (сам по себе бесцветный) кажется красным, синим, желтым и т. д. в соответствии с его фоном, так и Атман, чистый и незапятнанный, кажется отождествлённым с телом, чувствами, умом, интеллектом и блаженным неведением [панча коша], когда контактирует с ними.

16.Так же как очистка шелухи высвечивает внутри зерно (риса), точно так же следует каждому рассудительно отделять чистый Атман от скрывающих Его слоев.
Сомнение: Говорят, что Атман — везде. Почему же следует рассудительно искать Его внутри пяти слоев?
17.Ответ: Всегда и везде присутствуя, Атман не сияет в любом месте. Так же как свет отражается только в прозрачной среде, так и Атман ясно видится только в интеллекте.

18.Атман осознаётся в интеллекте как свидетель деятельности ума, тела, чувств и грубой природы [пракрити], как король в отношении к придворным.
Сомнение: Атман кажется участником их деятельности, поэтому Он не может ни отличаться от них, ни быть их свидетелем.
19.Ответ: Как луна кажется движущейся при движении облаков вокруг, точно так же Атман кажется активным для нераспознающих, в то время как, воистину, активны чувства.
Сомнение: Для активности — тело и пр. должны также быть разумными; но они, как говорят, инертны. Как же могут они действовать без участия в их деятельности разумного Атмана7
20.Ответ: Так же как люди исполняют свои обязанности при свете солнца (но солнце не участвует в них), так и тело, чувства и др. функционируют в свете Атмана без Его участия.
Сомнение: Действительно только Атман интеллектуален. Я знаю себя как рожденного, растущего, стареющего, счастливого или несчастливого и т. д. Прав ли я?
21.Ответ: Нет. Характеристики тела (рождение, смерть и т. д. ) и чувства наложены на Бытие-Сознание-Блаженство, как синева в небе — для тех, кто не различает.

22.Точно так же свойства ума, такие как активность и пр., из-за незнания накладываются на Атмана, словно движение воды на луну, отраженную в ней.

23.Страдание и радость, удовольствие и неудовольствие ощущаются лишь тогда, когда проявлен интеллект. В глубоком сне интеллект остается скрытым и они не чувствуются. Поэтому они относятся к интеллекту, а не к Атману (истинному Я). Вот реальная природа Атмана.

24.Подобно тому как свет — сущность солнца, прохлада — воды, жар — огня, так же и вечное, чистое Бытие-Сознание-Блаженство есть само истинное Я.
Сомнение: Иногда так или иначе, каждый чувствует: “Я счастлив”, и тогда восприятие Бытия-Сознания-Блаженства очевидно. Как можно сделать этот опыт постоянным и неизменным?
25.Ответ: Бытие-Сознание относится к Атману, образ “Я” или видоизменение относится к интеллекту; они четко отличаются друг от друга. Однако, благодаря неведению, человек смешивает их думает “я знаю” и поступает соответственно этому.

26.Нет ни изменений (или действия) в Атмане, ни знания в интеллекте. Только джива обманывается, принимая себя за знающего делающего и видящего.

27.Человек ощущает страх, по ошибке принимая дживу за Атман, словно видя змею в веревке. Если же человек узнает, что он не джива, а высочайшее Я, то он будет всегда свободен от страха.

28.Только Атман освещает чувства, интеллект и пр., подобно лампе, освещающей предметы, например горшки. Атман не освещается ими, так как они инертны.
Сомнение: Если Атман не может быть познан интеллектом, то не будет познающего, чтобы познать Его, и Атман окажется недоступным для познания.
29.Ответ: Чтобы видеть свет, не нужно другого света. Поэтому и Атман, будучи самолучезарным, не требует других средств для Его познания. Он сияет Сам по Себе.
Сомнение: В этом случае каждый должен уже осознать себя, без усилий, однако это не так.
30.Ответ: На основе учения Вед, утверждения “Не это, не это”, устрани все наслоения [упадки] и с помощью Великих изречений [махавакьи] осознай тождественность дживатмы (индивидуального “я”) с Параматманом (Высочайшим Я).

31.Весь объективный мир, и тело в том числе, порожден неведением и быстротечен, словно пузыри на воде. Познай, что Атман отличается от него и тождествен Брахману (Высочайшему).

32.Рождение, смерть, старость, болезнь и пр. не относятся ко мне, ибо Я отличен от грубого тела. Не будучи чувствами, Я не связан с предметами чувств, как, например, со звуком и пр.

33.Шрути провозглашают: “Я — не жизненный ветер [прана], не ум, а чистое Бытие”. Не будучи умом, Я свободен от любви и ненависти, страха и пр.
34.“Я свободен от качеств и действий, вечен, един, незапятнан, неизменен, бесформен, вечно свободен и чист”.
35.“Подобно эфиру, Я всегда проникаю всё изнутри и снаружи, незыблемый, уравновешенный, чистый, незапятнанный, ясный и непоколебимый”.

36.То, что остаётся вечным, чистым, всегда свободным, полностью одиноким, ненарушимым в блаженстве, недвойственным, Бытие-Сознание-Блаженство, Трансцендентальный Брахман — есть Я.

37.Продолжительная постоянная практика медитации “Я есть только Брахман” разрушает все васаны (скрытые тенденции), порождённые неведением, подобно тому как могущественное лекарство [расаяна] устраняет болезнь.
38.Будь бесстрастным, контролируй чувства и не позволяй блуждать уму; сядь в уединенном месте и медитируй на Атмане как Бесконечности и Одном-без-второго.
39.Сохраняй чистоту ума; проницательным интеллектом устрани все объекты в Атмане и всегда медитируй на Атмане как на чистом и единственном, словно эфир.
40.Отвергнув все имена, формы и т. п., ты станешь знающим Высочайшее Бытие и останешься совершенным Сознанием-Блаженством.
41.Для ставшего Сознанием-Блаженством нет больше никаких различий, как, например, познающий и познаваемое; и только Атман сияет Сам Собой.

42.Если в процессе постоянной медитации Атман и эго будут приведены в соприкосновение, подобно двум кускам дерева, то пламя огня знания полностью сожжёт любое невежество.
43.Знанием разрушая незнание, словно светом зари, рассеивающей тьму ночи, Атман поднимется, как солнце, во всём Своём великолепии.
44.Воистину — Атман всегда здесь и теперь, однако Он не очевиден из-за неведения. С разрушением неведения Атман кажется как бы достигнутым — словно ожерелье на собственной шее.

45.Как в темноте, ошибаясь, столб за вора принимают, так же и Брахман по неведению принимают за дживу. Если же усмотрена истинная природа дживы, то заблуждение исчезает.
46.Знание, возникающее из переживания Реальности, мгновенно разрушает невежественное восприятие — “я” и “мое”, которое схоже с обманчивым путем в темноте.

47.Джняни, кто есть полностью осознавший Себя йогин, видит оком мудрости все объективные феномены пребывающими в Атмане и исходящими из Него и таким образом Атман как Единственное Бытие.
Сомнение: Как тогда он действует в мире?
48.Ответ: Так же как глина — только материал для изготовления различной утвари (горшка, кувшина и т. п.), так он видит, что Атман тоже составляет всю вселенную и нет ничего, кроме Атмана.

49.Для того чтобы обрести Освобождение еще при жизни, Мудрецу следует полностью отбросить все наслоения [упадхи] и таким образом достичь истинной природы Бытия-Сознания-Блаженства, подобно личинке, превращающейся в осу.
50.Переплыв океан иллюзии и умертвив демонов привязанностей и отвращения, йогин, обретший шанти (Покой), находит наслаждение в Атмане и пребывает в Его собственной Славе.
51.Дживанмукта (из стиха 49), освобождённый от всех желаний преходящего, внешних радостей, наслаждается в своем родном Я и остаётся чистым и устойчивым, словно пламя светильника, поставленного в сосуд.

52.Как акаша (эфир) не затрагивается предметами, находящимися в нем, так и муни (Мудрец) остаётся незапятнанным наслоениями [упадхи], охватывающими его. Будучи всезнающ, он остаётся, словно неведающий, и движется, как ветер, не оскверняемый объектами, которых касается.
53.После растворения всех наслоений (тела, чувств и т. п.) Мудрец тотчас же освобождается от особенностей, погружаясь во всепроникающее Бытие (Вишну), словно вода — в воду, эфир в эфир или огонь — в огонь.

54.Не существует достижения более высокого, чем такое достижение, нет радости более значительной, чем такое блаженство, нет знания, превосходящего это знание, познай — это Брахман.
55.ТО, с видением которого ничего не остаётся для видения, с приходом которого нет возвращения в сансару, со знанием которого нечего больше знать, познай — это Брахман.
56.Что наполняет всё, вверху, внизу и вокруг, само есть Бытие-Сознание-Блаженство, недвойственное, бесконечное, вечное, всегда единственное, познай — это Брахман.
57.Что остаётся незыблемым, ненарушимым Блаженством, Единственным, что даже Писания косвенно обозначают процессом устранения как “Не это, не это”, познай — это Брахман.
58.Зависимые от доли неисчерпаемого блаженства Атмана, все боги, например Брахма, наслаждаются блаженством в соответствии с их рангом.

59.Словно масло в молоке, объективная вселенная находится в Нём; все деятельности основываются только на Нём; следовательно, Брахман — всепроникающ.
60.Что ни тонко, ни грубо, ни коротко, ни длинно, ни рожденное, ни гибнущее, что лишено формы, атрибутов, касты и имени, познай — это Брахман.
61.Чьим светом сияют солнце и другие светила, но который Сам не освещается ими и в чьем свете всё это видимо, познай — это Брахман.

62.Подобно огню в докрасна нагретом куске железа, Брахман пронизывает изнутри и извне весь мир, освещая его, и к тому же сияет Сам Собой.
63.Брахман отличен от вселенной, однако нет ничего отдельного от Брахмана. Если что-либо кажется не Брахманом, то это только иллюзия, подобная воде в мираже.
64.Всё, что видно или слышно, не может отличаться от Брахмана. Истинное знание обнаруживает Брахмана как Бытие-Сознание-Блаженство и Одно-без-второго.
65.Только око Мудрости может видеть Вездесущее Бытие-Сознание-Блаженство, но не глаз неведения, ибо слепой не может видеть солнце.

66.Словно золото, освобождённое от окалины, джива [садкак] сожгла все свои нечистоты на огне Знания, вспыхивающего пламенем, разжигаемым шраваной, мананой и нидидхьясаной (слушание, размышление и медитация), и теперь сияет сама по себе.
67.Так как поднялось Солнце Знания, гонитель Темноты, то Атман сияет в пространстве Сердца как Вездесущий Вседержатель и освещает всё.
68.Тот, кто купается в чистых, теплых, вечно освежающих водах Атмана, который, будучи всегда всюду, здесь и теперь, не нуждается для поиска в особых центрах и периодах, ничего не совершает. Он — знающий всё; он проникает всё и вечно бессмертен.

Шанкарачарья
Атма Бодха (Познание Атмана)

54 комментария

Amitola
А я думал, что у Дракона началась эпоха поближе к жизни и от Хатабычей открестились)))
bodh45
там же в начале написано — не для всех)
Amitola
Не уж то на Форумк все такие стали, что пора приняться и за Хотабычей)))
bodh45
я сам не очень это все люблю. но тут настройка классная дается и когда есть опыт, то сразу отправляет куда надо)
Amitola
Всё звучит как Хоббит — лэнд. Пустошь Смогуа, долина.....)))
bodh45
а «неужто пишется» слитно:))
Sofa
63.Брахман отличен от вселенной, однако нет ничего отдельного от Брахмана.

Бред.Брахман не может быть отличен от Вселенной, она из него и сделана.
А это что за противоречие?
.Всё, что видно или слышно, не может отличаться от Брахмана.

… вселенная и воспринимаемое разные вещи что ли? Брахман отличается от Вселенной, но не отличается от видимого и слышимого что ли?
bodh45
все не то, чем кажется. Но если смотреть из опыта физического тела, или ментальных концепций(как ты), то конечно это кажется бредом. Поэтому здесь не зря упоминается «око мудрости». Опыта тебе не хватает Ален, а для опыта нужно практиковать…
Vit7
и какая разница в том, что все не такое, как кажется?:))
Тебе должно быть по барабану кажется тебе или не кажется…
вся жизнь видимо проходит в аналитическом кошмаре «реальности и кажимого»?))
Sofa
В опыте просветления исчезают Бодхи, Алёны и все остальные, видится миражность отличных друг от друга персонажей сновидения.А раз до сих пор идёт присваивание опыта и деления на я-Бодха и неЯ-Алёна...-опыта просветления(недвойственного видения, сатори) не было и в помине.Держаться за опыты и бахваляться ими в-вершина невежества/сатанизма.У сновидимого персонажа Бодха как раз проходит стадия сатанизма, которую никак нельзя избежать.Ты на правильном пути, идёшь к смерти своей.Бог не войдёт, пока не умрёшь духом.

Sofa
Просветление -это твоя смерть как индивида и рождение как источника всего воспринимаемого.Брахман-это дважды рождённый, первый раз как душа в теле, второй как безначальное Божество.
bodh45
и индивид никуда не девается, пока не умрет конечно)
Kap-Lin
Софа не кури учебники!
неси зачетку — 8 баллов за сочинение на тему Рождение Бессмертия или убийство мертвеца.
Sofa
Всё равно придётся пройти смерть души, её не избежать.
Sofa
Душа-это и есть эго, а эго уже с рождения приговорено к смерти.
Kap-Lin
Расскажи о своем опыте смерти души
Sofa
«Своим» опыт называет именно душа.Поэтому при смерти души всё «моё» так же умирает.Что можно назвать своим, если ты и так всем являешься?
Sofa
Остаются сами опыты без обладателя ими.
Kap-Lin
я знаю что ты поняла о чем я тебя попросил рассказать
Sofa
Ты знаешь своё воображение, вне твоего воображения ничего нет.
Kap-Lin
Лже «Пробужденные» становятся такими ебанутыми… теперь не спросить, не попросить.
Куда уходит из них обычная человечность?!
Давно хочется ткнуть тебя карандашом в глаз… и посмотреть как ты будешь воображать боль и вопли, сопли, слюни.
Vit7
садист…
не так нужно тыкать и не тем!
Sofa
Я нахожусь в твоём воображении, больше меня нигде нет.И если веришь, что ты тело, то и миражи будут соответствующие, будут другие тела, в которых будешь думать, что кто то в них живёт и чувствует боль.Мир-это отражение твоих спонтанных фантазий, другие только в твоём уме существуют.Вне твоего ума ничего не существует
bodh45
это все твои сказки или неправильно переданное послание… ты никуда не исчезаешь, просто переживаешь бога во всем и в себе. Ты божье творение, сознание(сын) и потому ты тоже вечно как сознание. Просто становишься божественным сознанием. Вот так это в опыте.
Sofa
Именно исчезаешь как отличный от опыта индивид, ты и опыт одно и то же.Сейчас ты считаешь себя кем-то, считаешь, что есть ты и есть отличные от тебя другие и Вселенная.На самом деле кроме тебя никого нет.Ты вначале должен осознать своё тотальное одиночество, пройти чёрную ночь души и исчезнуть.Потом всё возвращается, и индивид, и различные опыты, но ты уже знаешь, что всё из тебя сделано, а твоё отличие от других и Вселенной имеет природу сновидения, иллюзии.Якает эго и присваивает опыты оно же.Посмотри сколько раз говоришь «я» и «моё', считаешь себя обладателем.
bodh45
во наговорила срашилок:)) ну — «по вере вашей! как говорится. Алена, я не собираюсь оспаривать твои концепции. Нравятся — пользуйся. Только все это чушь…
Sofa
Для тебя просветление-вечное наслаждение для я-личности?)Неа, для личности просветление-её смерть.Позиция Айнаны тоже считает просветление приобретением бессмертия для личности).
Sofa
Бог видит себя с разных позиций.Алёна, Бодх, Ерофей, Землянин и другие, являются разными позициями самовосприятия Бога.Где есть место личностям? В Боге только Бог, личности воображаются и имеют природу сновидения.
Vit7
ты уже знаешь, что всё из тебя сделано,
и чё?
дальше то что?
Sofa
Какое ещё дальше, если есть только сейчас? Времени больше нет
Sofa
Сейчас не имеет ни начала, ни конца.
Vit7
это же ад:))
Radha
ты не знаком с долинным оргазмом)
Vit7
я сейчас вам дам исчерпывающее знание! Коротко и ясно!
Всё тщетно. Всё заканчивается и рассыпается на атомы и песок.
А то что вечно и неизменно — вас не знает, и вы это тоже никогда не узнаете. Можете воображать сколько угодно «свои знания»…
Это всё!
Дальше сами:))
bodh45
крепкая обывательская позиция:))
Vit7
почему обывательская?
Эта позиция как-то защищает обывателя?
Может быть это твоя позиция того, что ты чем-то станешь вечным, освобожденным и блаженствующем — и есть обывательство?:))
bodh45
обываетельская потому, что показывает твой уровень прозрения)
Vit7
у меня нету никакого прозрения.
Как можно «прозреть», будучи иллюзией?
Ты видимо так и не понял, шта такое Брахман?
bodh45
мне больше нет необходимости понимать, было переживание)
Vit7
вся жизнь — переживание… не стоит выделять фрагменты:))
bodh45
ну да… одни переживают страдания, а другие — брахман! И разница кардинальна, поверь мне)
Amitola
А что значит переживание Брахман? Конкретно типа легкость в теле, тепло в груди и т.д? А не абстрактное «спокойствие»)))
bodh45
Когда переживается единственное, абсолютное Я во всем. Еще это называют Бог.
Amitola
Какие при этом чувства, ощущения?
bodh45
Радость узнавания и блаженство.
Vit7
мне лень расписывать…
Но есть деперсонализация, а есть персонализация до состояния «я во всем»…
Оба этих ввергают в блаженство. Правда временно… Чаще всего периодически на отрезке времени.
И то и другое — расстройство психики, причем полученное многими в результате «практик» и ознакомления с «духовной литературой».
С чего ты решил, что твое «переживание» какая-то истина или что-то ещщё важное — это большой вопрос…
В общем ежели ты попадешь к хорошему психиатру (просто поговорить и пройти тесты) то будешь удивлен…
bodh45
не надо расписывать, мне пофиг
Kap-Lin
Тут как говорят — Нет моста. Ты мире этом, но не от мира этого.

Поэтому так много описаний и все неудачные и шансов нет рассказать, но пытаться можно… а сколько это вызвало путаницы среди желающих понять умом, а понять невозможно, все понимания в костер… зато возможно прожить разок, хоть долю секунды и сразу все становиться ЯСНО на что так было много намеков и все неудачные.