25 июня 2024, 20:12

За 1, за ниродху-саммапати

Ниродха-саммапати с позиции абидамы.

В  этом случае человек последовательно входит в  возвышенные достижения, начиная с первой джхāны, и затем, после выхода из них(в готрабху-читте), он с прозрением созерцает обусловленные состояния в каждом из этих достижений(джханах).
Проделав эту работу (мастерство джханы) вплоть до сферы ничто, он уделяет внимание подготовительным обязанностям, таким как решимость и т.д., и входит в сферу ни восприятия ни не-восприятия. После двух моментов джаван 4й арупа-джханы погружения, поток сознания приостанавливается.
Тогда говорится, что достигнуто прекращение.

Достижение прекращения  — это медитативное достижение, в  котором поток сознания и  ментальных факторов, баванги на какое-то время полностью прекращается. Достигнуто оно может быть только не-возвращающимися или арахантами, овладевшими всеми тонкоматериальными и нематериальными джхāнами. Более того, оно может быть достигнуто только в сенсорном мире(камалока) или в мире тонкоматериальной среды(рупалока). Оно не может быть достигнуто в нематериальном мире, так как там не  существует возможности достижения четырёх тонкоматериальных джхāн, являющихся необходимым инструментарием для входа в прекращение.
Для входа в  прекращение медитирующий должен достичь, в  соответствующей последовательности, каждой из  четырёх джхāн. После выхода из  каждой из  них он созерцает её факторы как временные(аничча), приносящие страдание(дуккха) и бесхозные(анатта). Данная процедура выполняется таким образом вплоть до сферы ничто. После выхода из сферы ничто медитирующий принимает четыре решения:

1)  что любые чужие принадлежности, которые у него есть, не должны быть уничтожены в  течение данного достижения (его собственные принадлежности автоматически становятся защищёнными самим достижением);
2) что он должен выйти, если его услуги понадобятся Сангхе.
 3) что он должен выйти, если его призовёт Будда (во время жизни Будды)
 4) что он не умрёт в течение семи дней
 
После принятия этих решений он входит в  четвёртую нематериальную джхāну, которая возникает на протяжении двух моментов джаван. Сразу же после этого он достигает прекращения, в котором поток сознания временно приостанавливается.

Выход из прекращения. В момент выхода (из прекращения) в случае не-возвращающегося один раз случается сознание плода не-возвращающегося, в случае араханта — сознание плода арахантства (случается один раз), после чего происходит впадение в  жизнь-континуум(баванга). Вслед за этим возникает знание перепросмотра.

Стоит отметить, что в ниродхе перерождается асанья-сатт, тк достигнув мастерства джхан и серьезно манифестировав невозмутимость и безмятежность, он не занимаясь прозрением в три характеристики порождают уникальный вид вибава-танхи, что связан с отречением от намы, перерождаясь полностью материей, без возможности порождения звука. Остальные случаи вибава- танхи про стремление уничтожить рупу, и как следствие либо аннигиляция, либо перерождение в нематериальной сфере.

(1):  LiFoxy

9 комментариев

Gross_Kino
муз. Eurythmics — Sweet Dreams (Сладкие cны **сделаны из этого**)
LiFoxy
Кое-что в тексте непонятно, в плане терминологии, но выдвину предположение…

Я подозреваю, что ниродха-самапатти является именно трансовым, медитативным состоянием (без активностей тела) — из-за телесного эго… если оно в теле остается. Тогда — для достижения ниббаны необходим транс (проход через бессознательное такого тела). Это, кстати, соответствует фразе про «поддержание телесной жизненной силы» (у Архатов). И про критерии понятно, где было непонятно, я про «по природе не может». Потому и не может… а что-то просто не замечается, скрытое в теле…
advaitaworld.com/blog/80656.html#comments

То есть, если телесное эго исчерпано — то ниббана может случиться без медитации…

знание перепросмотра.
www.theravada.ru/Teaching/Glossary/insight-knowledge.htm
Понравилось…
LiFoxy
Слышала еще версию, что это не просто транс, а смерть физического тела, с возвратом в тело. Ну это, видимо, только клиника сможет показать, на успешном практике, буде оно случится…
Gross_Kino
возможно позже еще что-то добавлю; здесь с точки зрения именно абидаммы — а это одна из «корзин» тхеравады как раз; все это дело рассмотрено.

Т.е. этого могут *достичь причем правильно только анагами и араханты.

Что касается других традиций — йогинов, йогочарьи — то здесь упомянуто про «асанья-сатт» — как раз про это пост оформить была следующая мысль, но пока времени нет...

Да и как-то тут задержались если честно уже, как-то надолго...:DDD

Кому-то пригодиться/пригодилось это и то норм.
О буддизме, именно о Дхамме Будды, а это тхеравада конечно.
Gross_Kino
Понравилось…

Да, это конечно тоже значимая часть Дхаммы. Очень хорошо выделено это.

Но нужно понимать, что это все, как правило проходится и возникает уже на пути конкретном.


В-целом даже концептуальная заинтересованность и какое-то понимание, конечно же, тоже что-то да дает.
С «Буддой» тоже чтоб столкнуться весьма благая камма должна была быть / заслуги какие-то образно говоря.


Это как с «адвайтой» зачастую говорят..."… вы даже не представляете, сколько вам пришлось пройти, чтобы это услышать, столкнуться с этим.." и тп. :DD
Gross_Kino
Пока могу только сказать, что «по-настоящему» в ниббану *уходит только архант (будда)...

Ведь в конечном счете-то речь не просто о ниббане и т.п.; а именно о правильном освобождении.

В буддизме она происходит за счет прозрения прежде всего; а джханы — это только 8 шаг Благородного Восьмеричного пути.
Gross_Kino
То есть, если телесное эго исчерпано — то ниббана может случиться без медитации…


С точки зрения абидаммы вопрос конечно не верный такой, например, — «Куда уходит арахант?»… т.к. это все еще цепляние к какому-то там я/Я..
Но можно сказать так — причина в том, что отсечена жажда и неведение в перерождающей читте, т.е.

***
Причина «ухода»: отсечение возможности возникновения неведения и жажды в
перерождающей читте после достижения плода, и как следствие благотворные и
неблаготворные джаваны не возникают в текущем существовании.
Вместо них уже функциональные джаваны не копят камму, и потому перерождающей
каммы не возникает. ***

***
Условие: анантара/саманантара. не срабатывает условие близости/смежности после
смерти, и коллапс читт, что приводит к ниббане без остатка (прекращение
дальнейшего процесса). Напомним, что читта перерождения — это результат
(випака/махавипака), и последняя когнитивная серия араханта перед смертью не
способна его дать.***
— вот более наглядно в традиции.

****


Здесь (на сайте) практически все об «адвайте» опять же, поэтому не могу утверждать с т.з. этого), как там.

Моему уму она пригодилась как этап, например, в качестве Р. Адамса, за что ему отдельная благодарность.

Но само рассмотрение жизни и полный спектр — «что есть что» — по-адвайте мне не зашло (слишком много не согласованности в недвойственных учениях)

Но тут как-говорится «на поговорить» общение тоже неплохо может быть для кого-то временами.
Gross_Kino
случится ниббана может, например, кратко и у сотопанны… и как-раз путь и плод обретается соответсвующий — вступивший в поток.
Но с т.з. адвайты не знаю как это зовется… т.к. это другая традиция.

К ниббане точно и безповоротно идут только 4 арья/личности; про остальных сложно сказать...))
Vit7
а теперь по русски и желательно подберите самые точные термины:))