Вчера в 11:36

просто говорим да или нет

вопрос:
— это ниббана?

Когда мы позволяем психическим событиям естественным образом пребывать в подобном небу Уме, они растворяются как облака в небе.
Надо созерцать в состоянии этого воззрения, используя небо в качестве примера, без колебаний.
Созерцайте ум в живой ясности и чистоте без сонливости и возбуждения.
Созерцая таким образом, вы постигнете проявления как пустоту, подобную радужному свету.

~ Лонгчен Рабджам

— это она?

Что такое Ниббана (Нирвана)? — Бхиккху Песала

Содержание

● Предисловие

● Что такое ниббана?
● Беспричинное. Необусловленное
● Способ восприятия Ниббаны
● Блаженство ниббаны
● Описание ниббаны
● Осуществление ниббаны
● Где находится Ниббана?
● О Милинда Паньхе
● Как достичь ниббану?
● Ключевые моменты о пути к Ниббане

Предисловие

Ниббана — понятие чрезвычайно тонкое, сложное, и его трудно описать. Ниббана не похожа на небеса или рай. Араханты и Будды не «входят» в ниббану, когда умирают. Ниббана не является уничтожением самости, поскольку так называемого «я» не существует, хотя достижение ниббаны влечет за собой уничтожение эгоизма. Это блаженство, но нет никакого чувства, связанного с ним. На самом деле, поскольку в ниббане нет чувств и ощущений, она действительно безмятежна. Только Благородные могут знать, на что в действительности похожа ниббана, но мы можем достаточно хорошо понять это путем умозаключения и постоянной практики медитации прозрения.

Чем больше мы понимаем, что такое страдание, тем лучше мы можем оценить ценность ниббаны, которая является концом страдания. Например, если вы обожжёте руку, вам будет очень больно в течение некоторого времени после этого. Однако, когда ожог заживает, вы больше уже не чувствуете боль. Отсутствие боли — это тонкий вид счастья; и поскольку сейчас у вас нет боли, вы чувствуете себя спокойно.

Чтобы почувствовать вкус ниббаны, мы должны быть постоянно осознанны. Тот, кто практикует постоянную осознанность тела, знает вкус ниббаны. Когда ум выходит из-под контроля, как обычно, мы не испытываем никакого реального покоя. Весь день мы заняты этим и тем: мышлением, планированием, интригами, беспокойством, раздражением, воспоминаниями, фантазиями и т.д. Когда мы действительно внимательны, ум почти замолкает и он в значительной степени очищен от умственных загрязнений. Если вы сможете обрести хорошую концентрацию в течение одного или двух часов, вы сможете понять, какой будет блаженная ниббана. Тогда вы непременно будете стремиться достичь этого и отказаться от мирских способов мышления и всех мирских амбиций.

Во-первых, мы должны понять, насколько желательна ниббана и насколько глубоко неудовлетворительны чувственные удовольствия. Некоторые люди спрашивают: «Не является ли желание ниббаны просто еще одним видом влечения?» Нет. Желание ниббаны означает желание быть свободным от жадности, ненависти и заблуждения. Это духовный поиск, жажда которого скрыта глубоко в каждом человеке. Мы должны пробудить нашу жажду постижения. Стремление к освобождению — это полезное психическое состояние, называемое «чанда иддхипада», которое противоположно желанию.

Ниже приведены некоторые выдержки о ниббане из книги «Беседы с царем Милиндой», в которых я сократил перевод Милинда Паньхи. Милинда Паньха — это древняя книга на пали, составленная в форме диалога между буддийским мудрецом Нагасеной и греческим королем Бактрии, Милиндой или — Менандром. Есть веские основания полагать, что диалоги, описанные в Милинда Паньхе, действительно имели место, по крайней мере, в некоторой форме.

— Бхиккху Песала

Что такое ниббана?

«Это прекращение ниббана?»
«Да, о король. Все глупые мирские жители получают удовольствие от чувств и их объектов; они находят в них удовольствие и цепляются за них. Следовательно, они уносятся потоком [страсти] и не освобождаются от рождения и страдания. Однако мудрый ученик из благородных людей этим не восхищается. Так жажда в нем прекращается. Отсюда прекращается привязанность, прекращается становление, прекращается рождение, прекращается старость, смерть, горе, скорбь, боль, печаль и отчаяние. Таким образом, это прекращение есть ниббана».

«Все ли достигают ниббаны?»
«Не все, о царь; но тот, кто ведет себя праведно, кто понимает, что должно быть понято, воспринимает то, что должно быть воспринято, оставляет то, что должно быть оставлено, развивает то, что должно быть развито, и понимает, что следует реализовать; он достигает ниббаны».

«Может ли тот, кто не достиг ниббаны, знать, что это блаженство?»
«Да, действительно, о король. Как те, кому не отрезали руки и ноги, могут знать, насколько болезненно это состояние по воплям тех, у кого оно есть; поэтому те, кто еще не достиг ниббаны, знают, что это блаженно, слушая радостные слова тех, кто достиг этого».

Беспричинное. Необусловленное

«Нагасена, в мире есть вещи, которые возникли благодаря камме, другие являются результатом причины, а другие порождены временем года. Скажите, есть что-нибудь, что не подпадает ни под одну из этих трех категорий?
«Есть две такие вещи, о царь; пространство и ниббана».
«Не, Достопочтенный Нагасена, не портите слова Завоевателя и не отвечайте на вопрос, не зная, что вы говорите!»
«Что я сказал такого, о царь, что ты говоришь со мной таким образом?»

«Достопочтенный, это правильно, что вы говорите о космосе, но с сотнями причин и условий Благословенный провозгласил своим ученикам путь к реализации ниббаны, и все же вы говорите, что ниббана не является результатом какой-либо причины».
«Правда, о царь, во многих нюансах Благословенный указал путь к реализации ниббаны, но он не указал причину возникновения ниббаны».

«Здесь, Нагасена, мы идем от тьмы к большей тьме; от неуверенности к полному замешательству. Если есть отец ребенка, мы ожидаем найти отца отца. Точно так же, если есть причина для реализации ниббаны, мы ожидаем найти причину ее возникновения».
«Ниббана, о царь, никем и ничем не создана, поэтому не было указано причины её возникновения.
О ниббане нельзя сказать, что она возникла или может возникнуть; что это прошлое, настоящее или будущее; или что она познаваема глазом, ухом, носом, языком или телом».

«Тогда, Нагасена, ниббана — это состояние, которого не существует!»
«Ниббана существует, о царь, и может быть познана разумом. Благородный ученик, чей ум чист, возвышен, искренен, беспрепятственен и свободен от жажды, может достичь ниббаны».

«Тогда объясни с помощью сравнений, что такое ниббана».
«Есть ли такая вещь, как ветер?»

«Да, есть.»
«Тогда объясни с помощью сравнений, что такое ветер».

«Невозможно объяснить, что такое ветер, с помощью сравнений, но он все равно существует».
«Точно, о царь, ниббана существует, но ее невозможно описать».

Способ восприятия Ниббаны

«Что рождено в камме, в чем причина, и в какое время года? Что это ни что из этого?
«Все существа, о царь, рождены в камме. Огонь и все, что вырастает из семян, порождаются причинами. Земля, вода и ветер рождаются в свой сезон. Пространство и ниббана существуют независимо от каммы, причины и времени года. О ниббане, о царь, нельзя сказать, что она воспринимается пятью чувствами, но она воспринимается умом. Ученик, чей ум чист и свободен от препятствий, может воспринимать ниббану».

Блаженство ниббаны

«Является ли ниббана полностью блаженной или частично болезненной?»
«Ниббана совершенно блаженна».

«Но это я не могу принять. Те, кто ищет этого, должны практиковать аскетизм и физическую нагрузку, воздержание от пищи в неподходящее время, подавление сна, ограничение чувств, и они должны отказаться от богатства, семьи и друзей. Это блаженные, которые наслаждаются удовольствиями чувств, но вы сдерживаете и предотвращаете такие удовольствия, и таким образом испытываете физический и умственный дискомфорт и боль».
«О царь, ниббана не испытывает боли; то, что вы называете болью, не является ниббаной. Это правда, что те, кто ищет ниббаны, испытывают боль и дискомфорт, но после этого они испытывают чистое блаженство ниббаны. Я скажу вам причину этого. Есть ли, о царь, такая вещь, как блаженство суверенитета королей?

«Да, есть.»
«Это смешано с болью?»

«Нет.»
«Но почему же тогда, о царь, что, когда пограничные провинции восстали, короли вынуждены выходить из своих дворцов и идти по неровной земле, мучаясь от комаров и горячих ветров, и вступать в ожесточенные бои, рискуя своей жизнью?»

«Это, досточтимый Нагасена, не блаженство суверенитета. Это только предварительный этап в достижении этого блаженства. Именно после того, как они выиграли это, они наслаждаются блаженством суверенитета. Это блаженство, Нагасена, не смешано с болью».
«Точно так же, о царь, ниббана — это чистое блаженство, и в этом нет никакой боли».

Описание ниббаны

«Возможно, Нагасена, указать на размер, форму или продолжительность ниббаны сравнением?»
«Нет, это невозможно; нет другой такой вещи как это.»

«Есть ли тогда какой-либо атрибут ниббаны в других вещах, который можно продемонстрировать сравнением?»
«Да, это можно сделать.

«Поскольку лотос не смачивается водой, ниббана не загрязняется загрязнениями.

«Как вода, она охлаждает лихорадку загрязнений и утоляет жажду.

«Подобно лекарству, оно защищает существ, отравленных загрязнениями, лечит страдания и питает их, как нектар.

«Поскольку океан пуст от трупов, ниббана пуста от всех загрязнений; поскольку океан не увеличивается всеми реками, впадающими в него, ниббана не увеличивается всеми существами, которые достигают его; это обитель великих существ [арахантов], и она украшена волнами знания и свободы.

«Как пища, которая поддерживает жизнь, ниббана отгоняет старость и смерть; она увеличивает духовную силу существ; она придает красоту добродетели, устраняет страдания от загрязнений, избавляет от всех страданий.

«Как пространство, оно не рождается, не разлагается и не погибает, оно не приходит здесь и не возникает в другом месте, оно непобедимо, воры не могут его украсть, оно ни к чему не привязано, это сфера Благородных, которые как птицы в космосе, когда он беспрепятственный и бесконечный.

«Как драгоценный камень, исполняющий желания, он исполняет все желания, вызывает восторг и сияет.

«Как и красное сандаловое дерево, его трудно достать, его аромат несравненный, и его хвалят хорошие люди.

«Как топленое масло узнаваемо по его особым атрибутам, так и у ниббаны есть особые атрибуты; так как у гхи сладкий аромат, у ниббаны сладкий аромат добродетели; поскольку у гхи есть восхитительный вкус, у ниббаны есть восхитительный вкус свободы.

«Как горная вершина, она очень высокая, неподвижная, недоступная для загрязнений, в ней нет места, где могут расти загрязнения, и она не имеет фаворитизма или предубеждений».

Осуществление ниббаны

«Вы говорите, Нагасена, что ниббана не является ни прошлым, ни настоящим, ни будущим, ни возникшим, ни не возникшим, ни плодотворным. В этом случае человек, который осознает ниббану, осознает что-то уже произведенное, или он сам сначала производит это, а затем осознает это?»
«Ничего из этого, о царь, но ниббана не не-существует».

«Не надо, Нагасена, отвечать на этот вопрос, делая его неясным! Проясните это и объясните это. Это точка, в которой люди сбиты с толку и теряются в сомнениях. Сломай этот дротик неопределенности.
«Элемент ниббаны существует, о царь, и тот, кто правильно практикует и кто правильно понимает образования в соответствии с учением Завоевателя, он, благодаря своей мудрости, осознает ниббану.

«Как показать ниббану? Она есть освобождение от страданий и опасности, она является чистотой и прохладой. Как человек, испуганный и ужаснувшийся падением среди врагов, почувствовал бы облегчение и блаженство, когда он убежал в безопасное место; или как человек, упавший в яму грязи, будет спокоен и рад, когда он выйдет из ямы и очистится; или как тот, кто попал в лесной пожар, будет спокойным и прохладным, когда достигнет безопасного места. Страшным и ужасающим следует считать беспокойство, возникающее снова и снова из-за рождения, старости, болезней и смерти; в качестве мерзости следует рассматривать завоевание, почести и славу; как горячий и жгучий вы должны рассматривать тройной огонь желания, ненависти и заблуждения.

«Как тот, кто практикует, правильно постигает ниббану? Он справедливо постигает циклическую природу всех образований, и в этом он видит только рождение, старость, болезни и смерть; он не видит ничего приятного или приятного в какой-либо его части. Не видя ничего, за что можно было бы ухватиться, как на раскаленном железном шаре, его разум переполняется недовольством, и его тело охватывает жар; безнадежный и без убежища он испытывает отвращение к повторяющимся жизням. Тому, кто видит ужас беговой дорожки жизни, возникает мысль: «В огне и огне — это колесо жизни, полное страданий и отчаяния. Если бы только мог быть конец этому, это было бы мирно, это было бы превосходно; прекращение всех психических образований, отказ от цепляния, разрушение жажды, бесстрастие, прекращение, ниббана!»

«При этом его ум прыгает вперед в состояние, в котором нет становления. Затем он обрел мир, затем ликует и радуется мысли: «Наконец-то найдено убежище!» Он стремится по пути к прекращению формирования, ищет его, развивает и делает большую часть этого. С этой целью он поднимает свою внимательность, энергию и радость; и снова и снова обращая внимание на эту мысль [отвращения к ментальным образованиям], превзойдя беговую дорожку жизни, он останавливает цикл. Говорят, что тот, кто останавливает беговую дорожку, осознал ниббану».

Где находится Ниббана?

«Есть ли место, Нагасена, где хранится ниббана?»
«Нет, нет, но он существует. Поскольку нет места, где может храниться огонь, его можно получить, потерев друг о друга две сухие палки.

«Но есть ли место, где человек мог бы встать и осознать ниббану?»
«Да, есть; добродетель — это место; стоя на этом основании и с чистым разумом, где бы он ни находился, будь то в стране скифов или бактрийцев, в Китае или Тибете, в Кашмире или Гандхаре, на вершине горы или на самых высоких небесах; тот, кто правильно практикует, осознает ниббану».

«Очень хорошо, Нагасена, ты учил о ниббане, ты объяснил о реализации ниббаны, ты похвалил качества добродетели, показал правильный путь практики, поднял вверх знамя Дхаммы, установил Дхамму ведущим Принцип, не бесплодный и не бесплодный — усилия тех, кто имеет правильные цели!»

О Милинда Паньхе

Милинда Паньха была написана более двух тысяч лет назад, вскоре после времени Будды. Преподобный Нагасена считался арахантом, хотя я полагаю, что Милинда (Менандр), будучи греческим королем Бактрии, не был буддистом с рождения. Из ряда его вопросов видно, что он хорошо знал буддийские учения. Хотя диалоги, вероятно, действительно имели место — но, возможно, не в точности в той же самой форме, которую мы сейчас имеем. Милинда Паньха могла быть составлена буддийским ученым, чтобы угодить греческому королю, возможно, основываясь на разговорах во дворе греческого короля. Каким бы ни было её происхождение, она включена в Палийский канон и рассматривается тхеравадинами как пример виртуозного изложения Дхаммы Будды.

50 комментариев

relsam
господа буддисты иже дамы, мое скромное мнение таково: в подаваемой здесь нирване=ниббане нет ничего кроме крайней степени разделения
relsam
прекрасно знаю «место» состояния крайнего расширения сознания, выходящее за пределы потока, потоков, но и они есть не что иное как крайняя производная сам потоков, то есть Небеса завязаны на солнечных потоках неразрывным узлом, освещены именно солнечными потоками

то есь) — сами потоки расширяясь вверх творят собою Небеса, их нельзя рассматривать отдельно

И! главное:
-Небеса Нирваны это НЕ АБСОЛЮТ.

ибо то, что поднялось однозначно падает обратно, становясь противоположностью (круговорот буквально воды в природе), небеса также имеют свою длительность пребывания
relsam


вот картинка, здесь показан абсолют, если вы не знаете себя как ВСЮ эту картинку, говорить о ниббане, освобождении, не имеет никакого смысла
sergiy
Моё понимание:

1 вариант.
Есть суета ума.
Есть понимание этого.
С этим нужно работать.

Второй вариант.
Есть объективные причины беспокойства.
(Нету денег на элементарные вещи)
Нужно бороться с беспокойством?
Серьёздный вопрос.
Вроди нужно.
И делать работу нужно.

12.01_26.09.2024 Сергий Чернышов
relsam
ОСТАВЬ КАК ЕСТЬ)
relsam
борись работай выживай
relsam
знай, что этим сейчас занят Сам Бог Абсолют;) в виде Черныша
sergiy
Минус!
sergiy
На пенсию ещё не заработал!
relsam
Не понятно, кто конкретно не заработал?)
LiFoxy
Ответ на первый вопрос (после отрывка Лонгчена Рабджама) — это не ниббана. Это можно назвать тем, с чего начинается практика мачопа Дзогчен. Или, что открывается при передаче Дзогчен.
Сам Лонгчен, однако, это ниббаной не называл.
LiFoxy
Что касается второй части… на мой взгляд, озвученное в начале предложения постигнуть ниббану посредством умозаключений — нелепо (однако, это то, чем любят заниматься буддисты).

При этом вот Нагасена, судя по описанию — ниббану переживал. И, кстати, указывает на то, что ее можно пережить (это я в противовес тем, кто пишет про прекращение чувствование и восприятия, есть там восприятие, хоть и специфическое).

Однако что касается заявлений того же Нагасены о ниббане, как о блаженстве…

Это похоже на заявление человека, который был болен страшной болезнью, приносящей сильную боль (ну, типа онкологии). И которому вкололи морфин.

После укола он почувствовал уход боли, и стал всем, в том числе — здоровым людям — рассказывать, каким блаженством является морфин. Сам он делает все (активно практикует) — чтобы получить новый «укол».

А здоровые люди его слушают и начинают считать, что морфин — блаженство. И начинают практиковать. Хотя им, здоровым людям, морфин и вовсе не нужен.
LiFoxy
«Это прекращение ниббана?»
«Да, о король. Все глупые мирские жители получают удовольствие от чувств и их объектов; они находят в них удовольствие и цепляются за них. Следовательно, они уносятся потоком [страсти] и не освобождаются от рождения и страдания. Однако мудрый ученик из благородных людей этим не восхищается. Так жажда в нем прекращается. Отсюда прекращается привязанность, прекращается становление, прекращается рождение, прекращается старость, смерть, горе, скорбь, боль, печаль и отчаяние. Таким образом, это прекращение есть ниббана».

А вот это — вообще огонь, особенно в контексте нижеследующего абзаца про отрезанные руки и ноги.

Следуя той же аналогии, приведенный в цитате подход предлагает сначала самому (!) отрезать себе руки и ноги — а потом становиться в очередь за уколом того же морфина, чтобы перестать страдать.

Что сказать… очень умнО…
relsam
ну здорово:-) продолжаем наводить резкость
relsam
— когда уже свое определение дашь?)
LiFoxy
Определение чего? Ниббаны?
relsam
Да.
LiFoxy
Корректно определить ниббану как что-то — невозможно.

Мое описание — здесь, там же приведена «прикладная» психоаналитическая версия того, что есть ниббана
advaitaworld.com/blog/81073.html
relsam
Мда, маловасто информации) — как насчет шуньяты?

Шуньята (санскр. शून्यता, IAST: śūnyatā, пали: suññatā, кит. 空, яп. 空, монг. хоосон чанар, букв. «пустота»[1]; от санкскр. śūnya, пали suñña — «пустой», также «ноль»[2]) — центральное понятие буддийской школы мадхъямака и всего махаянского буддизма[3][4], обозначающее «отсутствие постоянного „я“ у личности» и «самобытия» у явлений[4]; отсутствие собственной природы вещей и феноменов (дхарм) ввиду их взаимозависимости, обусловленности и относительности: то, что возникло сложением факторов и со стечением обстоятельств, пусто (шунья)
relsam
Шуньята (санскр. शून्यता, IAST: śūnyatā, пали: suññatā, кит. 空, яп. 空, монг. хоосон чанар, букв. «пустота»[1]; от санкскр. śūnya, пали suñña — «пустой», также «ноль»[2]) — центральное понятие буддийской школы мадхъямака и всего махаянского буддизма[3][4], обозначающее «отсутствие постоянного „я“ у личности» и «самобытия» у явлений[4]; отсутствие собственной природы вещей и феноменов (дхарм) ввиду их взаимозависимости, обусловленности и относительности: то, что возникло сложением факторов и со стечением обстоятельств, пусто (шунья)
relsam
пардон)

Реализация Шуньяты сознанием адепта считается оптимальным способом познания «вещей как они есть» и духовной терапии, освоение которой сопровождается культивированием совершенств терпения, сострадания и духовной силы, но одновременно и устранённости от иллюзорного в конечном счёте мира, что вместе составляет систему основных достижений в «пути бодхисаттвы»
relsam
а такая постановка вопроса тебе близка?

КАК ПРОХОДИТ ЖИЗНЬ В ЭПОХУ КАЛИ-ЮГИ

; Сейчас идет Кали-юга, эпоха деградации и раздоров, которая длится всего 432 000 лет. Еще задолго до начала этого периода великий мудрец Вьясадева записал ее признаки в одном из основных произведений ведической литературы – в «Шримад-Бхагаватам» (Песнь 12, глава 2).

Действительно, большинство признаков налицо. Вот некоторые:

; День ото дня будут ослабевать религия, правдивость, чистота, терпение, милосердие, продолжительность жизни, физическая сила и память.

; Богатство будет считаться определяющим признаком хорошего рождения, правильного поведения и хороших качеств человека, а закон и справедливость будут устанавливаться тем, кто сильнее.

; Мужчины и женщины будут сожительствовать лишь по причине сиюминутного влечения, а успех в делах будет зависеть от умения обманывать.

; Женственность и мужественность будут определяться лишь сексуальностью, а брахманом будут считать того, кто просто носит шнур.

; О духовном положении человека будут судить только по внешним атрибутам, и переход из одного духовного уклада в другой будет заключаться лишь в их смене.

; Человеку будут доверять, только если он достаточно зарабатывает, а выдающимся ученым будет считаться тот, кто искусно жонглирует словами.

; Человек будет осуждаем, если у него нет денег, лицемерие станет добродетелью, а в брак будут вступать просто по устному согласию. Люди перестанут украшать тело знаками и атрибутами, и чтобы пристойно выглядеть будет достаточно омовения.

; Удалённый водоём будет расцениваться как святое место, а о красоте будут судить по причёске.

; Чревоугодие станет целью жизни, а наглость будут принимать за правдивость.

; Принципы религии будут соблюдаться только для поддержания репутации.

; По мере того, как землю наводнит неблагочестивое население, власть будет брать сильнейший, независимо от сословия.

; Подданные будут сильно страдать от холода, ветра, жары, дождя и снега. Кроме того, их будут мучить раздоры, голод, жажда, болезни и невыносимые тревоги.

; Путь Вед будет совершенно забыт человеческим обществом.

; Почти все цари превратятся в воров, основными занятыми людей станут кражи, ложь и бессмысленное насилие, а все общественные уклады опустятся до низшего уровня шудр.

Приведенные выше слова помогут каждому задуматься о происходящем в мире и своем месте в нем. И, быть может, даже завершить эпоху Кали-юги в его собственном сознании, избрав путь благочестия и тем самым повлияв на весь мир.

Каждому из нас сейчас особенно важно постараться поддерживать хотя бы тот небольшой запас культуры и благочестия, который мы пока еще имеем, расти духовно и совершенствоваться, каждое мгновение жизни помнить о своей божественной природе, а потому уважать себя и других людей, природу, видеть божественное во всем;;

Важность этого человеческого тела
Это человеческое тело было обретено после стольких трудностей. Только после того, как вы приняли 84 лакха (миллиона) рождений и служили человечеству, вы получили это рождение. Манго растет на дереве и предлагается человеку. Тень, отбрасываемая деревом, полезна людям, равно как и древесина, которую оно дает. Во многих отношениях деревья и все виды живых существ стремятся служить человечеству, поскольку все они считают человека Богом.
Это человеческое тело, заработанное тяжелым трудом, было получено, и теперь для этого тела существуют два пути, которые могут быть приняты. Один из них — это путь освобождения (т.е. Самореализация), а другой путь ведет Высшее Я через этот бесконечный цикл рождений и смертей. Если затем достигается освобождение, человек становится Богом богов. Но если этим пренебречь, тогда это Высшее Я / параматма снова попадает в этот цикл мирского существования, где ему пришлось пережить рождение за рождением, будучи лошадью, ослом, собакой, свиньей и т. д.
После обретения этого человеческого тела у вас остается единственная обязанность — стать Богом и тем самым обрести Высшее Блаженство. Еда и сон являются общими для животных и людей, но Знание Себя возможно только в этом человеческом рождении. Таким образом, только Знание Себя отличает вас от остального животного царства, и поэтому его следует обрести. В противном случае это будет просто: «Он пришел таким, каким ушел», и это человеческое рождение будет потрачено зря. Поэтому спросите себя: «Кто я? Откуда я пришел? Зачем я пришел сюда и куда я иду?» Если вы узнаете ответ на все эти вопросы, только тогда вас можно будет назвать человеком. Не тратьте впустую это драгоценное человеческое тело, не зная этих вещей. Если однажды вы не получите что-то, что наполняет живот, это не потеря; для животных смыслы рождений были только в еде. Теперь, когда у вас есть это тело, используйте его не только для еды и обретите это знание Атмана.
Выполняйте свои мирские дела, но используйте эту жизнь для обретения Знания Себя. Вы — это Высшее Я, поэтому не посвящайте эту жизнь только мирским делам. Это «Я», в котором отсутствуют мысли, приняло себя за тело и стало не лучше лошади. Но не используйте эту лошадь только для приобретения мирских объектов; будьте ее всадником и достигнете Знания Себя. В противном случае вы станете совсем как лошадь, и вас побьют. Человечество сядет на вас, и когда вы захотите пить, они дадут вам есть траву, а когда вы захотите поесть, они поставят перед вами воду. Раньше это «Я» не обращало внимания на Святых и поэтому превратилось в дживу, и ей пришлось выдержать столько избиений. Чему вы научились из всего этого? Посмотрите вокруг и посмотрите на это состояние пребывания в качестве дживы; слушайте, что говорят Святые, и используйте это тело, чтобы стать мудрыми. В этом мире страдания встают перед вами, чтобы вы могли стать мудрыми. Поэтому в этот самый момент пробудитесь. Пробудись!
Но если вы слишком ленивы чтобы приобретать эти знания, то что тогда случится, скажите мне? Что ж, однажды ты зевнешь и с широко открытым ртом умрешь. Ваши миллионы бесполезны для вас, когда вы умираете. И ни ваши любимые, ни родственники, никто не сможет вас спасти. Единственной пользой от вашей жены, братьев и других людей – будет оплакивать вас. Теперь поймите, что этот мир заинтересован только в получении и предоставлении удовольствий и ни в чем другом.
Вы прилагаете столько усилий, чтобы хорошо есть и пить, но ничего не делаете для этого Абсолютного Достижения / парамартха. Из-за своей лени вам наскучивают эти беседы и бхаджаны, а затем, когда вы возвращаетесь домой, что вы делаете? Только едите, спите и храпите — что-нибудь еще? Здесь мы говорим о знании, которое освободит вас от этого цикла
рождений и смертей, но вы плачете, как ребенок, которому нужно принять горькое лекарство от своей матери. Я говорю о том, что избавит вас от этой болезни, называемой мирским существованием, и хотя вы стоите на виселице времени, вы все равно не можете перестать смотреть на свои часы.
Ценность этой человеческой жизни и сказанного слова просто не понята. Только в момент смерти вы придете к пониманию. Если очень богатый человек умирает и есть доктор, который может заставить его прожить еще пятнадцать минут и заставить его немного поговорить, то его родственники готовы потратить десятки тысяч рупий на эти пятнадцать минут и два-четыре слова. Теперь просто подсчитайте, исходя из этого, насколько ценна эта жизнь, которую вы пропускаете в бесполезных надеждах, планах и пустых разговорах. Тогда вы можете осознать, что эта драгоценная жизнь просто выброшена, если вы не приложите усилий, чтобы познать себя!

Сиддхарамешвар Махарадж
sergiy
Это всё метафоры.
«Раньше было лучше...»
А было и хуже.
И без тысяч лет.
LiFoxy
Знаешь, я к таким вот пророчествам отношусь… с долей скепсиса.

Это такой набор из разряда «все будет совсем плохо».

Кроме того, прям очень далеко не все можно отнести к нашему времени, например. Многие проблемы из перечисленных — УЖЕ не актуальны.

Ну например того, что касается обеспечения физического тела, продолжительности жизни, обеспечения законности… что-то прям не очень верится, что тогда, когда это писалось, в Индии, было сильно лучше, чем сейчас, в Европе (да и в той же Индии, я полагаю, хотя бардак с экологией, например, там знатный). С коровами все тоже неплохо, до размера коз они мельчать не хотят. Деревья, вон, растут…

А многое из остального — я полагаю, что было всегда.

При этом, идея «вот будет совсем плохо, а потом...» — вообще свойственна всем религиям и всем пророчествам. Которве, при этом, нехило так между собой противоречат.

Причем, с точки зрения приверженности последователей практике — это хорошо.

Плюс, вообще, есть версия, что «плохо уже было» — одна вторая мировая чего стоит. И, например, гонения на веру в СССР.

В общем, если теья мое мнение интересует — мне больше Апокалипсис нравится))
Safiya
Верно. Все станет плохо, духовность и другое измельчает, а потом придёт спаситель Нео.
да посмотреть на историю, так веками и было, да и похуже по многим аспектам. Может уже часы повернули на лучшие времена…
LiFoxy
В описании — Шуньята похожа на ниббану.

По крайней мере, оттуда можно точно и верно говорить и об остутствии постоянного я, и об отсутствии собственной природы вещей (у меня это звучало как несотворенность, опыт породил сомнение в сотворенности мира)

Я, однако, считаю заблуждением все, что связано с тенденцией ухода «в туда» насовсем. Пережить, попробовать, изучить — да, круто.

А жить хорошо здесь, для этого жизнь и создавалась (если она создавалпсь) — а не для ухода в небытие.
LiFoxy
Добавлю, однако, что Шуньяту=ниббану могут путать и с той пустотностью-ясностью, на которую дают настройку в Дзогчен.

Те, кто не переживал ниббану — вполне может принять за нее состояние Дзогченовской пустотности
sergiy
«Шунята» насколько помню,
это чистый конкретно ум.

А потом Разум…

Со всем справились.

А денег нету например,
и что тогда?
LiFoxy
Я считаю, что изначально Шуньято = ниббана.

Большинство тех, кто говорят про «чистый ум» наверняка имеет в виду иное. Например, то, что под Турией подразумевал Рамана (и что не равно ниббане).
sergiy
Вы всё в одну кучу.
sergiy
Мысли возникают… и уходчт… наблюдайте за указательным пальцем…

Если пребывать в таком
состоянии свидетельствования постоянно,
это приводит к утере способности
к направленному вниманию…

Туда же «Нирвана»,
которая так и поясняема как угасание.

И «Деменция» похожее дело
но без ястности и на отрицании.

То есть «Деменция» -это недо-Нирвана.
sergiy
… это если абсолютизировать.

А так это
может быть и полезным,
если отдых чередовать
с полезной деятельностью.
Например умственной.
Gross_Kino
Не совсем понимаю о чем тут? В комментариях предложено обсуждать?

Типа попытка все свести к одному?

Могу только повторить, что в Дхамме Будды нет никакой равности ниббаны и сансары.

Странно тут как-то хотят ниббану просто выдернуть и как-то применить, скомпоновать и тп к сансаре :D

Текст о Милинде и разговоре с Нагасеной это как-раз из стандартного т.с. буддизма, то что включили.


При жизни — это ниббана с остатком — т.е. нет оков у арахантов. Но сила каммы остаточной остается, т.е. тело ум столько сколько положено существуют.
При смерти — это полное угасание тела/ума процессов — "… не будет нового рождения, святая жизнь была прожита мной..." и тп говорилось порой арахантами; т.к. нет в уме уже условий для возникновения перерождений и тп, т.е. формирования вновь процессов — обусловленных реальностей. Нет жажды, неведения, недоброжелательности.
Ниббана это не место. Это угасание, угасание страданий.
Gross_Kino
Могу подкинуть немного...
Раз тут Дхамму вспомнили)


***
… Заурядный человек

… Восприняв землю как землю, он измышляет [себя как] землю, он измышляет [себя в] земле, он измышляет [себя отдельным] от земли, он измышляет землю «своей», он радуется земле. И почему? Потому что он не полностью понял её, я говорю вам.

Он воспринимает воду как воду…
Он воспринимает огонь как огонь…

Он воспринимает единое как единое. Восприняв единое как единое, он измышляет [себя как] единое, он измышляет [себя в] едином, он измышляет [себя отдельным] от единого, он измышляет единое «своим», он радуется единому. И почему? Потому что он не полностью понял его, я говорю вам.
Он воспринимает множественное как множественное. Восприняв множественное как множественное, он измышляет [себя как] множественное, он измышляет [себя в] множественном, он измышляет [себя отдельным] от множественного, он измышляет множественное «своим», он радуется множественному. И почему? Потому что он не полностью понял его, я говорю вам.
Он воспринимает всё как всё. Восприняв всё как всё, он измышляет [себя как] всё, он измышляет [себя во] всём, он измышляет [себя отдельным] от всего, он измышляет всё «своим», он радуется всему. И почему? Потому что он не полностью понял его, я говорю вам.
Он воспринимает ниббану как ниббану. Восприняв ниббану как ниббану, он измышляет [себя как] ниббану, он измышляет [себя в] ниббане, он измышляет [себя отдельным] от ниббаны, он измышляет ниббану «своим», он радуется ниббане. И почему? Потому что он не полностью понял её, я говорю вам.

Ученик

… находится [в процессе] высшей тренировки, чей ум ещё не достиг цели и кто всё ещё устремлён к непревзойдённой защите от подневольности, напрямую знает землю как землю. Напрямую познав землю как землю, ему не следует измышлять [себя как] землю, ему не следует измышлять [себя] в земле, ему не следует измышлять [себя отдельным] от земли, ему не следует измышлять землю «своим», ему не следует радоваться земле. И почему? Потому что он должен полностью понять её, я говорю вам.

Он напрямую знает воду как воду…

Он напрямую знает ниббану как ниббану. Напрямую познав ниббану как ниббану, ему не следует измышлять [себя как] ниббану, ему не следует измышлять [себя] в ниббане, ему не следует измышлять [себя отдельным] от ниббаны, ему не следует измышлять ниббану «своим», ему не следует радоваться ниббане. И почему? Потому что он должен полностью понять её, я говорю вам.

Арахант

… чьи пятна [загрязнений ума] уничтожены, который прожил святую жизнь, сделал то, что следовало сделать, сбросил тяжкий груз, достиг своей цели, уничтожил оковы существования и полностью освободился посредством окончательного знания, также напрямую знает землю как землю. Напрямую познав землю как землю, он не измышляет [себя как] землю, он не измышляет [себя] в земле, он не измышляет [себя отдельно] от земли, он не измышляет землю «своим», он не радуется земле. И почему? Потому что он полностью её понял, я говорю вам.
Он также напрямую знает воду как воду… Он также напрямую знает ниббану как ниббану… он не радуется ниббане. И почему? Потому что он полностью её понял, я говорю вам.
Он также напрямую знает воду как воду… Он также напрямую знает ниббану как ниббану… он не радуется ниббане. И почему? Потому что он освобождён от страсти посредством уничтожения страсти...

Татхагата

… Напрямую познав землю как землю, он не измышляет [себя как] землю, он не измышляет [себя] в земле, он не измышляет [себя отдельно] от земли, он не измышляет землю «своим», он не радуется земле. И почему? Потому что он понял, что [подобная] радость – это корень страдания, и что с существованием [как условием] имеет место рождение, и что для всего, что возникло, имеет место старение и смерть. Поэтому, монахи, с полным уничтожением, угасанием, прекращением, отбрасыванием и оставлением [всех видов] жажды Татхагата пробудился в наивысшее полное просветление, я говорю вам.
Он также напрямую знает воду как воду… Он также напрямую знает ниббану как ниббану… он не радуется ниббане. И почему? Потому что он понял, что [подобная] радость – это корень страдания… пробудился в наивысшее полное просветление, я говорю вам..
***
Мулапарийяя-сутта: Корень всех вещей
relsam
Ну а допустить то хоть можешь, что то что здесь написано есть неполное знание. Корня вещей?))
relsam
Или крайние степени полярности подобное отсекают?)
relsam
Никто ещё не ставил оценок араханту в качестве краев шизофрении?
LiFoxy
Ставил. Я.
relsam
Вот. И у тех учителей с определенной впечатляющей энергетикой как правило массы последователей.
LiFoxy
Именно потому.
Я сейчас про всех великих Учителей и Пророков, как ты, я полагаю, понимаешь.

Начиная с себя и заканчивая собой.
LiFoxy
Вспомни также, кого называли на Руси «Божьими людьми»
LiFoxy
Добавлю, что без этого невозможно нормально чувствовать, заявлять и презентовать себя в таком качестве. Вспомни про отсутствие страха.

Что, впрочем не заставляет меня утверждать, что они НЕ являются теми, кем себя заявляли.

И, напомню, во всех религиях/Учениях, Майтрея — один. И он — последний…

Если говорить в озвученной тобой парадигме — тот самый, кто… зашел дальше всех)))
LiFoxy
И именно, поэтому, кстати, айкидо… оно лишено недостатков других Путей, в части дополнительной нагрузки на ум, либо возможных заблуждений в эмоциональной части, наоборот. А вот то, что оно предлагает — как обеспечивает необходимую практику, так и внедряет в психику те ценности, которые необходимы для того, что я обозначила как суть айкидо…
LiFoxy
Ну и, именно потому — второе направление, которое я обозначила в статье как «возможное практическое применение». :)
Gross_Kino
И Будде и буддизму много что ставили :D Это думаю и так понятно.


Даже если просто сказать, например, что нигилизм/атеизм или как его там? Это лучшее из худших воззрений. Там лишь предполагается наличие какого-то там «я», которое якобы было, а затем просто так разрушилось и все.
У Будды это конечно не так.
Плюс сам путь, как река к ниббане и нравственность и мудрость и медитацию включает.
Gross_Kino
Про 4-ю истину о пути сказано не зря. Это 8-й путь, который также зовется и срединным. Т.е. крайний аскетизм, как и потакание чувственному, к прозрению не ведет.
Gross_Kino
Для начала нужно понять саму истину о страдании.