12 декабря 2024, 20:11
Базовые эмоции
Сделаю небольшой экскурс в природу базовых эмоций человека, но только тех эмоциях, которые связаны с основной категорией социальной жизни — а именно, с тем, что мы называем «своё».
Их всего четыре.Рассмотрим все возможные действия субъекта по отношению к нему (своему). Для этого надо ответить на вопрос, что вообще можно сделать с тем, что мы называем «своим», или что с ним может произойти?
Существует три основные формы действий, которые возможно совершить по отношению к «своему». Их можно выразить словами сохранить, отнять и вернуть. Каждому из этих действий соответствует импульс, побуждающий его совершить, то есть некая эмоция. Кроме того, одной из возможных форм поведения является отказ совершать какие-либо действия, подпадающие под эти три категории, и этому отказу тоже соответствует определенный эмоциональный импульс.
Все базовые эмоции являются отрицательными: испытывать их неприятно. Это связано с тем, что они являются импульсами к совершению действия, причем совершение мотивированных ими действий (и получение результата) их прекращает. Если бы они были приятными переживаниями, человек не стремился бы избавиться от них, и задерживал бы действие, вместо того, чтобы его совершать.
Желание сохранить своё: страх.
Сохранение — это поведение, направленное на то, чтобы своё осталось своим, то есть не было бы повреждено, уничтожено, или присвоено другими. Группа эмоциональных импульсов, побуждающих к подобному поведению, называется страхом. Таким образом, страх — это всегда страх перед потерей (жизни, имущества, свободы, чего угодно).
Страх всегда направлен на некоторое возможное будущее, на то, что может произойти: невозможно бояться того, что уже произошло или происходит сейчас. Таким образом, будущее является универсальным объектом страха.
В социальной жизни страх всегда связан с возможными действиями — своими или чужими. Строго говоря, боятся не кого-то, а чего-то. В частности, можно бояться собственных будущих действий (например, рискованного прыжка через пропасть, или предстоящей тяжелой работы).
Страх является простейшей базовой эмоцией. Для того, чтобы испытать страх, достаточно просто понимать разницу между ситуацией обладания своим и ситуацией лишения этого. При этом совершенно не предполагается какое-либо представление о «не-своём», «чужом». Для страха безразлично, будет ли «своё» просто уничтожено, или присвоено другим: главное здесь — это чувство возможного лишения.
Желание присвоить чужое: зависть.
Присвоение — это поведение, направленное на то, чтобы нечто чужое (или ничьё) стало своим. Группа эмоциональных импульсов, побуждающих к подобному поведению, часто называется просто «желанием». Мы используем термин зависть, понимая его в самом широком смысле слова — как всякое желание обладать чем-то, сделать его своим (собственностью, правом, положением, чем угодно).
Зависть всегда направлена на нечто, существующее сейчас, то есть на настоящее. Разумеется, возможно испытать зависть к чему-то, имевшему место в прошлом или возможному в будущем, но для этого требуется вообразить это существующим сейчас — или вообразить себя существующим тогда. Обобщая, можно сказать, что настоящее является универсальным объектом зависти.
Зависть связана не с действиями, а с отношениями. Зависть — это всегда зависть к чему-то, причем не к действиям, а именно к отношениям (как правило, к отношениям обладания или участия).
Зависть является более сложной эмоцией, нежели страх, поскольку предполагает не только различение ситуаций обладания и лишения, но и представления о том, что обладать чем-то могут и другие (или никто), то есть представления о «чужом» (или «ничьём»).
Желание вернуть своё: ненависть.
Желание вернуть своё принципиально отличается от желания присвоить чужое. Оно возникает в ситуации, когда своё продолжает признаваться субъектом именно своим, а тот факт, что им обладает кто-то другой, воспринимается как помеха. С этой точки зрения объект ненависти не обладает тем, что субъект считает своим, а просто мешает субъекту обладать тем, что ему принадлежит. Поэтому единственным способом вернуть себе возможность обладания своим является не «обратное присвоение» (своё не признается чужим), а уничтожение помехи, препятствующей должному отношению к своему (например, ненавидимого человека). Ненависть предполагает, что «правильное положение вещей» восстановится само, как только будет убрана помеха.
Ненависть всегда направлена на прошлое. Невозможно ненавидеть кого-то или что-то за то, чего ещё не произошло. С этой точки зрения прошлое в целом является универсальным объектом ненависти.
Ненависть является личным чувством: ненавидят не что-то, а кого-то. Ненависть — это ненависть к участникам отношений.
Ненависть является наиболее сложной из всех базовых эмоций, поскольку предполагает понимание разницы между отношениями и их реализацией, а также зависимость отношений от действий их участников.
Безразличие к своему: скука (пофигизм).
Особой формой поведения следует признать безразличие по отношению к своему. Отказ от усилий по удержанию, присвоению или возвращению своего также мотивирован эмоциональным импульсом. Соответствующую базовую эмоцию можно называть по-разному. Наиболее характерные ее формы — это скука, отчаяние, пофигизм.
Следует отличать безразличие от невнимания. Невнимание к чему-то может быть случайным. Безразличие — это сознательный отказ уделять внимание данному объекту. В таких случаях человек обычно говорит, что «это его не интересует». В той ситуации, когда он по какой-то причине все же вынужден направлять внимание на то, что не вызывает у него страха, зависти или ненависти, он чувствует «отсутствие интереса», то есть «скуку», «желание отвлечься».
Крайним случаем «желания отвлечься» является отчаяние. Это ситуация, когда необходимость направлять внимание на что бы то ни было настолько неприятна, что единственным выходом начинает казаться прекращение деятельности сознания, то есть его разрушение, смерть, или трансформация самой его структуры. В этом смысле отчаяние не обязательно парализует всякую деятельность человека: в некоторых случаях оно является импульсом к совершению действий, которые не способны мотивировать ни одна из перечисленных выше базовых эмоций.
А теперь время подумать не торопясь.
Их всего четыре.Рассмотрим все возможные действия субъекта по отношению к нему (своему). Для этого надо ответить на вопрос, что вообще можно сделать с тем, что мы называем «своим», или что с ним может произойти?
Существует три основные формы действий, которые возможно совершить по отношению к «своему». Их можно выразить словами сохранить, отнять и вернуть. Каждому из этих действий соответствует импульс, побуждающий его совершить, то есть некая эмоция. Кроме того, одной из возможных форм поведения является отказ совершать какие-либо действия, подпадающие под эти три категории, и этому отказу тоже соответствует определенный эмоциональный импульс.
Все базовые эмоции являются отрицательными: испытывать их неприятно. Это связано с тем, что они являются импульсами к совершению действия, причем совершение мотивированных ими действий (и получение результата) их прекращает. Если бы они были приятными переживаниями, человек не стремился бы избавиться от них, и задерживал бы действие, вместо того, чтобы его совершать.
Желание сохранить своё: страх.
Сохранение — это поведение, направленное на то, чтобы своё осталось своим, то есть не было бы повреждено, уничтожено, или присвоено другими. Группа эмоциональных импульсов, побуждающих к подобному поведению, называется страхом. Таким образом, страх — это всегда страх перед потерей (жизни, имущества, свободы, чего угодно).
Страх всегда направлен на некоторое возможное будущее, на то, что может произойти: невозможно бояться того, что уже произошло или происходит сейчас. Таким образом, будущее является универсальным объектом страха.
В социальной жизни страх всегда связан с возможными действиями — своими или чужими. Строго говоря, боятся не кого-то, а чего-то. В частности, можно бояться собственных будущих действий (например, рискованного прыжка через пропасть, или предстоящей тяжелой работы).
Страх является простейшей базовой эмоцией. Для того, чтобы испытать страх, достаточно просто понимать разницу между ситуацией обладания своим и ситуацией лишения этого. При этом совершенно не предполагается какое-либо представление о «не-своём», «чужом». Для страха безразлично, будет ли «своё» просто уничтожено, или присвоено другим: главное здесь — это чувство возможного лишения.
Желание присвоить чужое: зависть.
Присвоение — это поведение, направленное на то, чтобы нечто чужое (или ничьё) стало своим. Группа эмоциональных импульсов, побуждающих к подобному поведению, часто называется просто «желанием». Мы используем термин зависть, понимая его в самом широком смысле слова — как всякое желание обладать чем-то, сделать его своим (собственностью, правом, положением, чем угодно).
Зависть всегда направлена на нечто, существующее сейчас, то есть на настоящее. Разумеется, возможно испытать зависть к чему-то, имевшему место в прошлом или возможному в будущем, но для этого требуется вообразить это существующим сейчас — или вообразить себя существующим тогда. Обобщая, можно сказать, что настоящее является универсальным объектом зависти.
Зависть связана не с действиями, а с отношениями. Зависть — это всегда зависть к чему-то, причем не к действиям, а именно к отношениям (как правило, к отношениям обладания или участия).
Зависть является более сложной эмоцией, нежели страх, поскольку предполагает не только различение ситуаций обладания и лишения, но и представления о том, что обладать чем-то могут и другие (или никто), то есть представления о «чужом» (или «ничьём»).
Желание вернуть своё: ненависть.
Желание вернуть своё принципиально отличается от желания присвоить чужое. Оно возникает в ситуации, когда своё продолжает признаваться субъектом именно своим, а тот факт, что им обладает кто-то другой, воспринимается как помеха. С этой точки зрения объект ненависти не обладает тем, что субъект считает своим, а просто мешает субъекту обладать тем, что ему принадлежит. Поэтому единственным способом вернуть себе возможность обладания своим является не «обратное присвоение» (своё не признается чужим), а уничтожение помехи, препятствующей должному отношению к своему (например, ненавидимого человека). Ненависть предполагает, что «правильное положение вещей» восстановится само, как только будет убрана помеха.
Ненависть всегда направлена на прошлое. Невозможно ненавидеть кого-то или что-то за то, чего ещё не произошло. С этой точки зрения прошлое в целом является универсальным объектом ненависти.
Ненависть является личным чувством: ненавидят не что-то, а кого-то. Ненависть — это ненависть к участникам отношений.
Ненависть является наиболее сложной из всех базовых эмоций, поскольку предполагает понимание разницы между отношениями и их реализацией, а также зависимость отношений от действий их участников.
Безразличие к своему: скука (пофигизм).
Особой формой поведения следует признать безразличие по отношению к своему. Отказ от усилий по удержанию, присвоению или возвращению своего также мотивирован эмоциональным импульсом. Соответствующую базовую эмоцию можно называть по-разному. Наиболее характерные ее формы — это скука, отчаяние, пофигизм.
Следует отличать безразличие от невнимания. Невнимание к чему-то может быть случайным. Безразличие — это сознательный отказ уделять внимание данному объекту. В таких случаях человек обычно говорит, что «это его не интересует». В той ситуации, когда он по какой-то причине все же вынужден направлять внимание на то, что не вызывает у него страха, зависти или ненависти, он чувствует «отсутствие интереса», то есть «скуку», «желание отвлечься».
Крайним случаем «желания отвлечься» является отчаяние. Это ситуация, когда необходимость направлять внимание на что бы то ни было настолько неприятна, что единственным выходом начинает казаться прекращение деятельности сознания, то есть его разрушение, смерть, или трансформация самой его структуры. В этом смысле отчаяние не обязательно парализует всякую деятельность человека: в некоторых случаях оно является импульсом к совершению действий, которые не способны мотивировать ни одна из перечисленных выше базовых эмоций.
А теперь время подумать не торопясь.
(1):
AjnaYoga
66 комментариев
коль они есть эначит они нужны
зачем они нужны?
чему служат?
что обеспечивают Жизни?
можете показать ваше видение этих аспектов?
жизни индивида
не понял вопроса
да, конечно. Что интересует конкретно?
Жизнь по сути своей разумна. Если в ней что то появляется м закрепляется то оно зачем то нужно
Зачем Жизни нужны негативные, разрушающие эмоции, что они обеспечивают
вы считаете нужны выживанию и служат жизни индивидуума
не могли бы вы развить свой взгляд и показать как, на ваш взгляв, они служат жизни и выживанию индивидуума
конкрегно интересует ваше видение предназначения приведедённых вами механизмов
Зависть мотивирует к экспансии — больше ресурсов — больше шансов выжить. Ненависть — убей врага, или он лишит тебя жизненных ресурсов.
Все эмоции негативные, понуждают индивида погасить их напряжение, избавиться. Избавиться можно только совершив то, что снимет напряжение. Это кратко.
это так. почему вообще аозникла потребность в напряжении? неужели нет других решений, решений мирной спокойной жизни? или других не военных, негативных решений?
есть. Речь о роботе с заданным программированием. Человек же живое существо, а потому пользует биологические законы выживания. Без напряжения «хочу» и без снятия его удовлетворением потребности живое не живет.
то есть вы выделяете группу живых существ
кто или что относится к этой группе? по каким признакам?
Это так. Абсолютно всё взаимодействие основано на волнах «хочу». Без «хочу» жизни нет.
Признаки живых существ:
— клеточная структура: все живые организмы состоят из клеток, которые являются основными единицами жизни;
— метаболизм: живые существа способны обмениваться веществами и энергией с окружающей средой, что включает процессы, такие как дыхание, пищеварение и выделение;
— рост и развитие: живые организмы растут и развиваются на протяжении своей жизни, проходя различные стадии;
— реакция на стимулы: живые существа способны реагировать на изменения в окружающей среде (например, свет, температура, химические вещества);
— размножение: живые организмы способны воспроизводить потомство, что может происходить как половым, так и бесполым способом;
— адаптация: живые существа могут адаптироваться к изменениям в окружающей среде, что обеспечивает их выживание;
— генетическая информация: все живые организмы содержат генетическую информацию (ДНК или РНК), которая определяет их наследственные характеристики.
Полагаю, достаточно?
Неплохая группа живого, но слишком узкая
Абсолютно всё — живое
Как поступать, как реагировать как себя проявлять при любых воздействиях
Всё это знания
Любые объекты субъекты явления это в первую очередь знания
Камень, растения, гравитация… принципиально не отличаются. Это всё различные виды знаний
Всё живут реагируют воздействт
Извини, но эти твои заявления ни о чем. Они голословны. Пусты. Неживые. Если это просто твое мнение — все давно его услышали, оставшись при своем. Нет смысла ретранслировать его годами. Если это ещё заявление — доказывай.
Я говорю о своей концепции
И о следствиях из нее
Кто хочет может её рассмотреть и как то приспособить к своей. Не хочет — как хочет. Насильно мил не будешь
Снимите очки своей км
Есть те что как то меня понимают
Становится похожим на идею-фикс Сергия с его никому ненужным бессмысленным поршнем, который он хвалит, но не показал ни расчетов (теории), ни результатов испытаний (практики). То есть — фикция.
Ну я сейчас ляпну «тебя нет». И что? Ты поймешь о чем это? Тебя нет здесь? нет в списке? нет вообще? итд. Как ты на это среагируешь, если ощущаешь себя живым? То есть задашься вопросом «в каком смысле?». Вот подобные вопросы я тебе и задаю. Но уже стал уставать ))
Есть разные км, где то есть только Абсолют остальное иллюзия где-то по другому
Это нормально
Всё как физическая сущность и все как все объекты субъекты явления
Всё это знания
Хранятся и происходят в сознании
Может что то прояснится
Хотя я сомневаюсь
Похоже вы слишком закрыты в своем мире
Знание в общем смысле это программа поведения при любых обстоятельствах
Сразу всплывает четвёртая, точно описываемая одним русским словом ‘проебать’, более направленная версия слова ‘потерять’.
И, самое витиеватое, правила / договорённости, они в рамках мира людей, попробуй качнуть за ‘своё’ с природой, со стихией или с хищником на его территории ).
Вспомнился не умеющий плавать Дон XY, которого его Нагваль Хулиан швырнул в бурлящих поток весенней реки с последними в догонку словами: «Только не ненавидь реку ради бога»! ))
Нет.
Спор на сайте ведётся за абстрактное, за попытку сохранить в другом свой образ себя. Только и всего. Зачем вам оное, фз, но баталии порой по серьёзке кипят. Замыслитесь внимательнее. Не покеру ли?!
Скажем, о чём вообще можно говорить, ежли пиплос слова транслируемые прямо в голову называет ‘своими мыслями’?
в каком «другом»?
кто транслирует?
Образ ‘Альфа-деда’
svarupa777
Кчто спрашивает?!
При каких, условно, обстоятельствах человек имеет свои личные мысли?
У меня недавно вышел диспут с одной женщиной
Вот она утверждала, что хорошо, когда дети живут все в одной комнате. Это воспитывает командный дух, чувство плеча и т.д.
А я ей сказала, что плохо, когда дети не имеют отдельной комнаты, потому что они не умеют думать своей головой, а полагаются на коллегиальные решения чаще, что есть инфантилизм.
Так вот… вы как думаете?
Но не возбраняется отвечать никому
Пожалуйста, если есть желание)
Пример мысли: Е=мс2
Пример эмоции: дурак какой!
человек получает готовые мысли, которые соотвествуют всем его предпочтениям, даже неосознанным, и перебирает их уточняя свои предпочтения
лично мне нравится эта концепция
в ней сочетается абсолют «всё уже было» и свобода выбора человека
а как для вас такая концепция?
Мыш на ‘ты’ после «бох это всё, бох — это носки»?! )))))))
Думать, ‘ходить’ вниманием по пройденным (проторенным) тропинкам.
Мыслить, использовать образы и их связи, которых ещё нет в твоей памяти. Идея. Мечта (идея+чувство).
40-ая симфония Моцарта, сначала, родилась в реальности Моцарта, и лишь потом проявилась в действительности.
Коллективные решения программируют определённые модели поведения. Их стоит знать, чтобы избегать.
В моём случае, сейчас было дУмствование.
НЛП невероятно эффективно для управления массами
Собственность возможна ТОЛЬКО на вещь, на объект, и то только на известный отрезок времени когда во плоти. Всё. Оно всё равно, что висящее на кухне радио скажет, что это мои мысли. лЫбно, ну пусть.
Ок, на 'ты" мы были всегда…
Ёл… помнит
Мыслить это рождать мысли, значит
Идеи в воздухе витают, только успевай — лови
Плюс чувства
Вот тут и прикол?
Чувств чем больше, тем мыслительность выше? Так выходит?
Я б мечту в намерения отнесла
Оно в паре. Не в девичьем теле, но полагаю есть различия по ‘первичности’ ). Когда на чердаке по радио пробегает какая-то мысль, и она нашла вдруг отклик внизу, в чувственном, то точно ОНО, Она всегда узнает Его.
Удел детей — игра. Удел Человека — творчество.
Прям планета детей не собирающихся взрослеть )).
Прилетела мысль и нашла отклик в сердце
В этом случае будет творение
Т.е. можно сказать, что это та самая связка тело-ум? А то я никак не могла понять до конца эту фразу. Вроде все понятно, но схемы именно не видела.
Спасибо)
Вот схема из сакральной геометрии, раз хочется увидеть. Разворачивание Куба, момент, когда дух распирает сам себя в человеке, зарождая Третью сферу и, начинается эволюция энергетического Креста. У Розенкрейцеров роза в перекрестии, как символ Любви, начало Процесса. А как известно, за цветком последует и плод. Сам назвал это Мадвушкой, от русской матрёшки. Предки скрыли замысел в детской игрушке, в идеале имеющей три-сферную форму. Чтобы увидеть так, нужно Землю перестать видеть как объект во вселенной объектов, как снимок Гагарина, иллюминатор и земля в иллюминаторе. Земля начинается с тебя, с твоих ног.
По-твоему можно сказать тело-ум-сердце. Живой контур работает начинаясь (возникая) из любой сферы, заканчивая импульс в двух других.
Ну а касаемо «прозрения» Будды в части это ж быть может плодом его воображариума. Непогрешимых нет.
Фишка еще в том, что вообразить ранее не прожитое практически нереально (я о здоровых людях). Мы живем уже прожитыми образами и вновь встречаемые сравниваем с уже имеющимися. И если не совпадает — чаще всего новое отбрасывается, не воспринимается. Только ищущий новое способен это новое увидеть.
Не совсем так. Норбеков вылечивал детей от диабета так — Они представляли, что в них много сахара и они лежат в ванне и он там растворяется. Со взрослыми вылечивание не протсходило так.
Кто-то воображает себя Наполеоном, кто-то, что его нет. Удивительный мир))
Все остальные, страх и т.д. отпадают.
Полагаю в свой ум смотрел, анализировал, делал выводы?
Очень близко подошёл. Ты уже почти буддист. ;)
В Буддизме описывается 3 тенденции ума: притягивание, отталкивание, безразличие.
То, что нам нравится, мы притягиваем. То, что нам не нравится, мы отталкиваем.
И 3 яда ума, связанные с этими тенденциями: страсть(притягивание), гнев(отталкивание), тупость (безразличие).
И цель Буддизма — освободиться от этих ядов ума.