15 сентября 2011, 21:26

Упадеша Сара Шри Бхагавана Раманы Махарши .

ज्ञानवर्जिताऽज्ञानहीन चित् ।
ज्ञानमस्ति किं ज्ञातुमन्तरम् ॥ २७ ॥

27. jJAna-varjitA-‘jJAna-hIna cit |
jJAnam-asti kiM jJAtum-antaram ||

jJAna – знание; varjitA – лишённый; ajJAna – незнание; hIna – лишённый; cit – сознание; jJAnam – знание; asti – есть; kiM – как?; jJAtum – для знания; antaram – другое.

Сознание лишено мысли о знании или незнании. Есть ли знание, отличное от Сознания, чтобы знать Себя?

Сама эта основа стоит за знанием и незнанием, освещая их своим светом своего Сознания и делая их воспринимаемыми. Она сама не затрагивается ни знанием, ни незнанием, у неё нет заинтересованного на них взгляда. Невозможно сказать, что эта основа даже знает саму себя, потому что для этого должно существовать разделение. Как невозможно сказать, что солнце видит свой собственный свет. Это просто пребывание в своей собственной природе, бытие тем, чем оно является. Солнце просто пребывает самим собой. За счёт этого человек, наблюдатель со стороны видит в его свете различные объекты и мысли. И вот точно так же, как солнце, эта основа пребывает сама в себе, лишённая любых мыслей по поводу того, чем она является. И только глядя на неё со стороны, мы говорим, что это источник света, источник сознания. Потому что здесь, в моём мире его свет освещает всё то, что я знаю и то, что я не знаю. Сам этот источник за пределами и знания, и незнания.
Как-то я летела в самолёте, ночью, и смотрела в иллюминатор. На крыле самолёта есть фара, и ночью самолёты летят со включенными фарами. И в пустом воздухе абсолютно невозможно сказать включен или не включен свет этой фары. Самолёт полностью находится в темноте, он летит и контуры крыла даже не видно. Фара направлена вперёд, не мне в глаз, а вперёд, туда, куда самолёт летит. Свет фары не освещает само крыло и не помогает его видеть. И только входя в какую то облачность, этот свет фары резко становится очевидным, он освещает что-то, водяную пыль. Он встречается с препятствием, это препятствие отражает свет, свет попадает в мой глаз, и я это вижу. Когда нет объекта, который он освещает, этот свет абсолютно не свет. То есть невозможно сказать, что это свет, невозможно сказать, что эта фара включена или выключена.
Когда я говорю о Сознании, которое даёт возможность существования всему, это именно с относительной точки зрения, где существуют слова. В моём мире всё освещается благодаря этому свету Сознания, благодаря ему мы можем вести умные разговоры о нём. Это не значит, что само Сознание знает себя как Сознание. Для знания чего-то необходимо разделение. Даже то, что мы называем эту основу сат-чит-анандой, это только с точки зрения нашего мира. В нашем мире оно проявляется как сат-чит-ананда, в другом месте оно может проявляться по-другому. Само по себе То, Основа, Бесконечность и Реальность лишено любых мыслей о том, что оно сознательно или бессознательно, существует оно или не существует, является ли оно полным или является оно не полным, оно просто есть, без объектов и понятий, как свет самолетной фары в отсутствие освещаемого объекта. Все мысли — это только то, что существует в свете этого Сознания, это то, что он освещает. Сознание просто есть то, что оно есть, и больше этого о нём сказать абсолютно ничего невозможно, и даже эти слова для него самого не существуют и его не затрагивают.
И с этой точки зрения даже слова «я есть То» — это только слова. Слова — это двойственность, разделение, придавание смыслов. Слово «истина» истиной не является. Сат-чит-ананда — это слова, которые самой сат-чит-анандой не являются и являются указателем только для конкретного нашего видимого разделённого мира. Они из этого мира указывают на нечто, что лежит за пределами всех слов, за пределами всех понятий, и в то же время что является всеми понятиями, всеми объектами и всем миром. И даже то, что мы называем его сознательным существованием — это с точки зрения того, что существует в свете этого Сознания.
Само по себе оно никакое. Оно не обладает ни одним из известных нам качеств. Любое качество — это уже точка зрения этого мира, взгляд на него как бы со стороны, попытка охарактеризовать его с точки зрения этого мира. Это как солнце является причиной дня и ночи на этой земле. Оно является дающим свет, оно является дающим тепло. Но если мы придём к солнцу и спросим или попытаемся поблагодарить его за это, — «спасибо, что ты даёшь нам день и ночь, спасибо за то, что ты даёшь нам свет…», оно очень сильно удивится! «Кто ты? Откуда ты? О каком дне и ночи идёт речь? И о каком свете идёт речь?» Солнце — просто есть то, что оно есть. И ему абсолютно нет дела до того, что вокруг него вращается небольшая планета, которая ещё к тому же вращается вокруг собственной оси, и на этой планете живёт кто-то, кто обогревается этим теплом и чувствует от этого блаженство и благодарность. Солнце не затронуто тем, что происходит в его лучах. Точно также эта основа абсолютно не затрагивается тем, что в его свете каким-то образом появляется понятие «я существую» и из этого понятия выстраивается весь мир. С его точки зрения это иллюзия — есть только оно, даже не иллюзия — мира просто нет. С его точки зрения, нашего мира и наших сомнений нет; а с точки зрения понявшего основу всего, мир — это то, чего не может быть, потому что не может быть никогда, но что ощущается и потому есть!
И вот, узнавая источник, узнавая то, откуда является всё в этом мире, ощущается неизбывный восторг и неизбывное удивление по поводу того, что оно существует в этом мире, существует то, чего не может быть никогда. Его нет, но оно ощущается, достоверно и воспроизводимо ощущается, и тем не менее, не существует. С точки зрения тотального, всего этого нет. И мы логически можем доказать, что этого никак не может быть, и его нет. И тем не менее — вот оно! Это чудо, которое всегда с тобой, фокус, который ты делаешь сам. И ты знаешь, как ты делаешь этот фокус, но ты знаешь это не на уровне слов, не для того, чтобы описать это: «делай раз, два, три, четыре, пять, повторяй за мной»; а ты знаешь и делаешь это каким-то абсолютно невозможным образом; как абсолютно невозможным образом существует этот мир в том, что не разделено; каким-то невозможным образом возникает то, что никогда в нём не может существовать. И, тем не менее, это возникающее ощущается как вполне очевидное, создаёт мне проблемы, доставляет мне приятности или неприятности, и вообще создаёт вот такой вот огромный мир, где существую я, где существуешь ты, где существует ещё множество других ограниченных существ, где существует Бог, и огромное множество Богов. Всё, что угодно существует, хотя оно абсолютно не имеет ни права существовать, ни возможности существовать. И это подарок, который всегда с тобой, то, что постоянно изумляет. Это ощутимое существование ограничений в том, что ограничений не может иметь по определению, и ты знаешь и одно, и ты знаешь и другое, это такой побочный эффект, такой небольшой подарок для ограниченного несуществующего сознания, пока живо его тело, это удивление всегда будет с ним, если известна Основа…

Комментарии
Свамини Видьянанды Сарасвати.
(1):  nimec77

2 комментария

Lesya
Хорошо сказано