10 марта 2015, 23:16
Прана-видья, Брахма-Видья, Санньяса
«Но видья — это видение мира, как он есть еще не Атмавидья и не Брахмавидья!..»
Дракон
advaitaworld.com/blog/free-away/41487.html
Шанкара:
Поскольку Атмаджняна (Атмавидья) имеет отношение только к Высшей Реальности, — коей является Сам Атман/Брахман, — и которая кардинально противоположна карме и всем второстепенным факторам. Средство достижения Бессмертия — Осознание Атмана (т.е. Само-Осознание); Атман — это Высшая Реальность за пределами всех имен, форм и действий. И если какое-либо знание продолжает оставаться связанным с какими-то вторичными результатами (внутри сансары), — то это значит, что оно не может напрямую относиться к Реальности Атмана, которая свободна ото всех различий/дифференциаций, атрибутов, свойств, итд. Подлинное Знание/Джняна искореняет все различия и обусловленности, обнажая Абсолютное Недвойственное Единство всего Сущего. Никакая карма не помогает в Само-Осознании/Брахмавидье, и в тексте Ваджасанейя-Брахманы, начинающемся с «Когда все становится его Атманом/Само-Сущностью» (Бр., 2.4.14.), все эмпирические/материальные факторы, включая действия, какие-либо принадлежности (для совершения действий) и плоды (действий), были исключены/отброшены и признаны бесполезными для Просветленной Души; текст же «Там, где сохраняются двойственные представления» (Бр., 4.4.14.) показывает, что сансара, состоящая из действий, орудий (деятельности) и плодов/кармапхал — это удел непросветленного/порабощенного человека; Брахмавид далек от всего этого (т.е. мирских дел).
Логика (кредо) Веданта-Шастры такова: «Я буду излагать (в Упанишадах) то Абсолютное Знание (Параджняну) о Все-пронизывающей Реальности (т.е. о Брахмане), которое приводит человека к Бессмертию. Но прежде этого, — в той части Вед, которая предшествует Упанишадам/Веданте, — я опишу плод кармы, заключающийся в погружении в Прану, которая существует/функционирует в сансаре, и которая образована из вещей, подверженных голоду, жажде, итд.»
Далее, существует Ведический текст: «Мир людей достается с помощью сына; мир предков — с помощью ритуалов; а мир Богов — с помощью медитации» (Бр., 1.5.16.), который определяет средства достижения для каждого из трех миров. И эти три средства являются своего рода препятствиями/барьерами, которые необходимо преодолеть тому (непросветленному человеку), кто хочет получить в них пропуск. Но для мудрого человека, стремящегося только к Миру Атмана (Атмалоке), не существует никаких препятствий, барьеров и обязательств перед кем бы то ни было — «Зачем нам (санньясинам) нужны дети, какая нам от них польза?», итд. (Бр., 4.4.22.). Также есть еще тексты Школы Каушитаки: «Итак, древние Риши Кавашейины, после Осознания Брахмана задались вопросом: 'Зачем нам карма?'» (Кауш., 2.5.) и «В древности, Просветленные Души, познавшие Брахман, не имели надобности совершать ритуалы (Агнихотру итд.)» (там же).
Возражение:
Получается, что Просветленный человек не имеет права стать санньясином до тех пор, пока он не исполнит эти три долга?
Шанкара:
Нет, ваше предположение неверно, потому что человек берет на себя какие-либо обязательства лишь в момент вступления в статус домохозяина/грихастхи; до этого момента (т.е. до начала семейной жизни) человек свободен. Если же, предположим, человек становится должником независимо от данных обязательств, — то тогда все люди всегда находятся под бременем задолженностей и обязательств. Но это абсолютно неприемлемо, поскольку воплощение данного утверждения в жизнь привело бы ко множеству неприятных и нежелательных последствий.
В соответствии с текстом «После периода жизни в статусе домохозяина, нужно стать лесным отшельником, а затем нужно принять монашество/санньясу; или же можно стать монахом сразу же после периода жизни в статусе брахмачарьи, или домохозяина, или лесного отшельника» (Джабала-Упанишада, 4.), даже для того, кто живет в статусе домохозяина, весьма желательно принять монашество/санньясу, поскольку санньяса — это могущественное средство/дисциплина на пути к достижению Бого-Осознания. Те же тексты, которые говорят об исполнении ритуальных обязанностей на протяжении всей жизни, предназначены только для непросветленных людей, не стремящихся к Освобождению из оков сансары. В некоторых вариантах Чхандогьи содержится текст, который утверждает, что нужно прекратить совершение Агнихотры после того, как исполнишь ее двенадцать ночей подряд. Что касается того мнения, что монашество/санньяса подходит только для тех (калек и инвалидов), кто не может в силу определенных (физических) причин совершать кармы, — то это просто детский лепет, поскольку для санньясинов есть вполне конкретное предписание: «Потух ли у тебя огонь, или он вообще не загорался, — Становись санньясином (т.е. принимай монашество) в тот самый день, когда полностью избавишься от желаний» (Нарада-Паривраджака-Упанишада, 3.77.). Более того, всем ведь известно, что Смрити в общем разрешают человеку принимать любой статус жизни по выбору, хотя чаще рекомендуют пройти все стадии постепенно, одну за другой. Далее, если выдвигается такой аргумент: «Какая разница, будет ли Просветленный человек продолжать жить домохозяином, или он удалится в лес, — он все равно не подвластен никому и ничему, включая Писания; Просветление обретено им добровольно (т.е. по его собственному желанию), — поэтому он сам имеет право решать, в каком статусе пребывать после достижения Просветления», — то и это неубедительно, ведь Просветление и отречение взаимозависимы. Мы уже указывали, что вовлеченность в любую стадию жизни, обусловленную кармой, — это результат авидьи и камы, а отречение означает простое отсутствие авидьи и камы (т.е. избавление от невежества и вожделений). Кто-то опасался, что Просветленный человек мог бы вести себя недостойно и неблагородно, — но это совершенно беспочвенное опасение. Почему? Потому, что греховно, недобродетельно и неблагородно ведут себя только непросветленные люди. Итак, дурное поведение свойственно злым и глупым людям, — но Просветленный человек не страдает этими недостатками. Брахмавид превосходит даже Шастры по своей Святости; Он не ориентируется на чьи-либо распоряжения, — будь то даже предписания Шастр, которые с Абсолютной точки зрения в некоторых случаях выглядят довольно сомнительно, — Его пробужденное Сознание великолепно и гармонично управляет всей ситуацией и не дает Ему сбиться с пути Дхармы. Например, если человека одолевали галлюцинации из-за лунатизма или болезни глаз (тимиры), то когда человек излечивается от болезней, у него вместе с этим исчезают и галлюцинации, которые были симптомами нездоровья. Также и в случае Просветленного человека, который никогда (после обретения Просветления) не будет вести себя дурно, — ведь все причины дурного поведения удалены вместе с удалением невежества. Поэтому, учитывая все высказанное ранее, мы считаем доказанным то принципиальное положение, что Просветленный Осознанием Атмана/Брахмана человек не будет никогда совершать дурных поступков и не будет никогда заниматься какой-либо кармической деятельностью, но будет всегда пребывать в отречении (от материального мира).
Дракон
advaitaworld.com/blog/free-away/41487.html
Шанкара:
Поскольку Атмаджняна (Атмавидья) имеет отношение только к Высшей Реальности, — коей является Сам Атман/Брахман, — и которая кардинально противоположна карме и всем второстепенным факторам. Средство достижения Бессмертия — Осознание Атмана (т.е. Само-Осознание); Атман — это Высшая Реальность за пределами всех имен, форм и действий. И если какое-либо знание продолжает оставаться связанным с какими-то вторичными результатами (внутри сансары), — то это значит, что оно не может напрямую относиться к Реальности Атмана, которая свободна ото всех различий/дифференциаций, атрибутов, свойств, итд. Подлинное Знание/Джняна искореняет все различия и обусловленности, обнажая Абсолютное Недвойственное Единство всего Сущего. Никакая карма не помогает в Само-Осознании/Брахмавидье, и в тексте Ваджасанейя-Брахманы, начинающемся с «Когда все становится его Атманом/Само-Сущностью» (Бр., 2.4.14.), все эмпирические/материальные факторы, включая действия, какие-либо принадлежности (для совершения действий) и плоды (действий), были исключены/отброшены и признаны бесполезными для Просветленной Души; текст же «Там, где сохраняются двойственные представления» (Бр., 4.4.14.) показывает, что сансара, состоящая из действий, орудий (деятельности) и плодов/кармапхал — это удел непросветленного/порабощенного человека; Брахмавид далек от всего этого (т.е. мирских дел).
Логика (кредо) Веданта-Шастры такова: «Я буду излагать (в Упанишадах) то Абсолютное Знание (Параджняну) о Все-пронизывающей Реальности (т.е. о Брахмане), которое приводит человека к Бессмертию. Но прежде этого, — в той части Вед, которая предшествует Упанишадам/Веданте, — я опишу плод кармы, заключающийся в погружении в Прану, которая существует/функционирует в сансаре, и которая образована из вещей, подверженных голоду, жажде, итд.»
Далее, существует Ведический текст: «Мир людей достается с помощью сына; мир предков — с помощью ритуалов; а мир Богов — с помощью медитации» (Бр., 1.5.16.), который определяет средства достижения для каждого из трех миров. И эти три средства являются своего рода препятствиями/барьерами, которые необходимо преодолеть тому (непросветленному человеку), кто хочет получить в них пропуск. Но для мудрого человека, стремящегося только к Миру Атмана (Атмалоке), не существует никаких препятствий, барьеров и обязательств перед кем бы то ни было — «Зачем нам (санньясинам) нужны дети, какая нам от них польза?», итд. (Бр., 4.4.22.). Также есть еще тексты Школы Каушитаки: «Итак, древние Риши Кавашейины, после Осознания Брахмана задались вопросом: 'Зачем нам карма?'» (Кауш., 2.5.) и «В древности, Просветленные Души, познавшие Брахман, не имели надобности совершать ритуалы (Агнихотру итд.)» (там же).
Возражение:
Получается, что Просветленный человек не имеет права стать санньясином до тех пор, пока он не исполнит эти три долга?
Шанкара:
Нет, ваше предположение неверно, потому что человек берет на себя какие-либо обязательства лишь в момент вступления в статус домохозяина/грихастхи; до этого момента (т.е. до начала семейной жизни) человек свободен. Если же, предположим, человек становится должником независимо от данных обязательств, — то тогда все люди всегда находятся под бременем задолженностей и обязательств. Но это абсолютно неприемлемо, поскольку воплощение данного утверждения в жизнь привело бы ко множеству неприятных и нежелательных последствий.
В соответствии с текстом «После периода жизни в статусе домохозяина, нужно стать лесным отшельником, а затем нужно принять монашество/санньясу; или же можно стать монахом сразу же после периода жизни в статусе брахмачарьи, или домохозяина, или лесного отшельника» (Джабала-Упанишада, 4.), даже для того, кто живет в статусе домохозяина, весьма желательно принять монашество/санньясу, поскольку санньяса — это могущественное средство/дисциплина на пути к достижению Бого-Осознания. Те же тексты, которые говорят об исполнении ритуальных обязанностей на протяжении всей жизни, предназначены только для непросветленных людей, не стремящихся к Освобождению из оков сансары. В некоторых вариантах Чхандогьи содержится текст, который утверждает, что нужно прекратить совершение Агнихотры после того, как исполнишь ее двенадцать ночей подряд. Что касается того мнения, что монашество/санньяса подходит только для тех (калек и инвалидов), кто не может в силу определенных (физических) причин совершать кармы, — то это просто детский лепет, поскольку для санньясинов есть вполне конкретное предписание: «Потух ли у тебя огонь, или он вообще не загорался, — Становись санньясином (т.е. принимай монашество) в тот самый день, когда полностью избавишься от желаний» (Нарада-Паривраджака-Упанишада, 3.77.). Более того, всем ведь известно, что Смрити в общем разрешают человеку принимать любой статус жизни по выбору, хотя чаще рекомендуют пройти все стадии постепенно, одну за другой. Далее, если выдвигается такой аргумент: «Какая разница, будет ли Просветленный человек продолжать жить домохозяином, или он удалится в лес, — он все равно не подвластен никому и ничему, включая Писания; Просветление обретено им добровольно (т.е. по его собственному желанию), — поэтому он сам имеет право решать, в каком статусе пребывать после достижения Просветления», — то и это неубедительно, ведь Просветление и отречение взаимозависимы. Мы уже указывали, что вовлеченность в любую стадию жизни, обусловленную кармой, — это результат авидьи и камы, а отречение означает простое отсутствие авидьи и камы (т.е. избавление от невежества и вожделений). Кто-то опасался, что Просветленный человек мог бы вести себя недостойно и неблагородно, — но это совершенно беспочвенное опасение. Почему? Потому, что греховно, недобродетельно и неблагородно ведут себя только непросветленные люди. Итак, дурное поведение свойственно злым и глупым людям, — но Просветленный человек не страдает этими недостатками. Брахмавид превосходит даже Шастры по своей Святости; Он не ориентируется на чьи-либо распоряжения, — будь то даже предписания Шастр, которые с Абсолютной точки зрения в некоторых случаях выглядят довольно сомнительно, — Его пробужденное Сознание великолепно и гармонично управляет всей ситуацией и не дает Ему сбиться с пути Дхармы. Например, если человека одолевали галлюцинации из-за лунатизма или болезни глаз (тимиры), то когда человек излечивается от болезней, у него вместе с этим исчезают и галлюцинации, которые были симптомами нездоровья. Также и в случае Просветленного человека, который никогда (после обретения Просветления) не будет вести себя дурно, — ведь все причины дурного поведения удалены вместе с удалением невежества. Поэтому, учитывая все высказанное ранее, мы считаем доказанным то принципиальное положение, что Просветленный Осознанием Атмана/Брахмана человек не будет никогда совершать дурных поступков и не будет никогда заниматься какой-либо кармической деятельностью, но будет всегда пребывать в отречении (от материального мира).
2 комментария