25 февраля 2017, 17:45

Свами Даянанда Сарасвати "Средства и Цель"

Предисловие
Катха упанишада описывает человеческую жизнь как путешествие, цель которого – достижение безграничного. Все необходимое для этого путешествия дается человеку. В его распоряжении – колесница в виде тела, кони в виде органов чувств, вожжи в виде разума и разум-колесничий. С помощью этой колесницы каждый непрестанно путешествует по жизни и попадает в разные места, достигая разнообразные цели. Но путешествие, т.е. жизнь, становится полной только при достижении той цели, для которой и предназначена колесница. Поэтому сначала необходимо понимание цели, или садхьи. Средства, или садхана, обретают смысл только когда человек знает свою цель, садхья. Размышления о садхане обязательно требует и понимания садхьи.
Каждый является искателем, стремящимся к полноте жизни. Но большинство людей или совсем не знают, или не понимают ясно, какова их цель, что они на самом деле ищут. Значительное непонимание существует даже в так называемой духовной среде, где видится огромный выбор разнообразных путей, т.е. средств, садхан, которым следуют искатели без ясного понимания, соответствуют они или нет тому, к чему они стремятся. Чтобы пролить свет на это непонимание относительно средств, садханы, Свамиджи Даянанда Сарасвати прочел несколько лекций о садхане, в соответствии с тем, как эта тема объясняется в писаниях, т.е. в Упанишадах, Бхагавад Гите и т.д. Эта книга в основном основана на этих лекциях и является результатом большой работы по транскрипции лекций, печати, редактуры и т.д., проведенной учениками Свамиджи.
Свамиджи объясняет, что садхана, — это ничто иное, как раскрытие того, что есть, потому что садхья, безграничное, воистину, является мной самим. То, что я являюсь целью, к которой я устремлен, должно быть обнаружено. Некоторые препятствия внутри меня не позволяют мне знать себя и быть своим реальным Я. Садхана является ничем иным, как избавлением от этих препятствий, которые создают иллюзорную дистанцию между мной как искателем и мной как искомой целью поиска. Это уникальное путешествие, для которого нет необходимости в путешествии.
Свами Видитатмананда,
Для Шри Гангадхарешвар Траста.

Искатель и искомое
Слово садхана имеет несколько значений, но самое распространенное – «средства, которыми что-то достигается». Поэтому садхана обозначает то, с помощью чего достигается желанная цель*,1потому что то, к чему стремятся, всегда желанно. Цель, которую желают достичь, называется садхья, и поэтому садхана естественным образом проливает свет на садхью. Тот, кто желает достичь желанной цели, называется садхакой. Садхья, или желаемая цель, всегда подразумевается садхаком, или искателем, который связывается с целью, садхьей, через садхану, средства. Когда цель достигнута, искатель становится сиддхой, или достигшим. Когда искатель достигает желанной цели, он перестает быть искателем.

Жизнь-поиск
На жизнь можно посмотреть как на цепочку целей, садхья, которые были уже достигнуты и которые еще не достигнуты. Обычно, для достижения каждой каждой конкретной цели подходит не одно средство, а несколько. Эти средства могут быть правильными и благими, когда искатель принимает вов внимание права и требования других. Человек имеет возможность выбора, и поэтому может выбрать средства, которые считает наиболее подходящими. Мое появление здесь для лекций – это мой выбор. У вас тоже есть выбор, приходить ли сюда, — вы можете выбрать вместо этого поспать или сделать что-то другое. Если я хочу попасть в определенное место, я могу пойти пешком, поехать на машине или сесть в автобус. Точно также и в случае любых целей, — я могу выбрать сделать действие одним образом, другим образом или вообще его не делать **.
Когда мы анализируем то, что предпринимается в жизни, мы обнаруживаем, что цель или искомое всегда отдельно от искателя, — то, что я хочу достичь, отдельно от меня. Целью могут быть деньги, жена, дети, имя, слава, власть и т.д., которых у меня нет в настоящее время и которые надо обрести. Если цель отлична от меня, т.е. отделена от меня во времени, пространстве или как-то еще, тогда и она, и средства ее достижения, могут мной выбираться. Когда цель жизни не понята, средства постоянно меняются. На какое-то время очень маленькая цель обретает пропорции ОГРОМНОЙ ЦЕЛИ. Но, когда она достигнута, она уступает свое место другой цели, и процесс повторяется. Цели становятся бесконечными и в конце концов наступает конец жизни человека. Перед смертью у него нет ощущения, что он достиг всего, чего хотел достичь. У каждого обычно остается длинный список того, чего бы ему хотелось достичь, несмотря на уже достигнутое, потому что главная цель жизни остается недостигнутой. Похоже, что я брожу темными тропами, ничего не обретая, и не могу остановиться, хотя прошел уже так много.

Искомое
Что же это за настоящая цель, и что такое я постоянно ищу, но оно всегда избегает меня? Это должна быть цель, искомое, которая освободила бы меня от всех желаний, потому что ни одно из желаний не ради самого желания. Все желания – ради меня. Я только хочу избавиться от желания. Желая, никто не становится счастливым. Мы желаем не для того, чтобы желание продолжалось, а для того, чтобы обрести желаемое и окончить желание. В наших размышлениях о садхане, это именно та цель, которую мы должны исследовать, а не ограниченные цели, подобные богатству, славе и т.д., которые только продолжают желание. Мы заинтересованы в такой цели, которая могла бы быть названа Целью. И относительно этой цели человек не имеет свободы выбора. Это та же самая Цель, к которой стремились наши предки, и та же Цель, к которой устремлены современники, и это та же Цель, которую будут искать будущие поколения. Это та Цель, достичь которойжелают все, во все времена, во любом месте и при любых обстоятельствах. Даже если кажется, что человек стремится к разным целям, за всеми этими целями стоит эта самая Цель. Средства достижения этой Цели мы называем садханой в этом исследовании.
Жизнь должна иметь смысл и цель. Я должен видеть смысл жизни, и только затем вся жизнь становится средством достижения этого смысла. Жизнь обретает цель, когда она становится ясной. Если я знаю эту Цель, остальные цели в жизни – покупка дома, работа, жена или муж – будут видеться в правильной перспективе. Они все становятся средствами для достижения высшей Цели. Если цель жизни не ясна, я обнаруживаю, что я ничего не достиг, несмотря на все достигнутое.Садхана, средство достижения, обретает смысл только тогда, когда я знаю садхью, цель. Если я хочу видеть цвет, средством будет открыть глаза. Если я хочу услышать звук, то все, что мне необходимо сделать – это применить свой слух и включить разум за органами слуха. Когда цель ясна, средства тоже становятся ясными.
Как мы сказали ранее, настоящая Цель за всеми целями – прекратить желание. Есть три подхода к прекращению желания – 1) обретением объекта желания; 2) отказ от желания путем превращения его в нежелательное; 3) перерасти желание. Тот, кто следует первому пути избавления от желания, называется самсари, следующий второму пути называется тьяги и следующий третьим путем называется саньяси.
Тот, кто стремится удовлетворить желания, как только они появляются в разуме, обнаруживает, что все больше желаний появляется даже до того, как обретается одно. Он всегда остается желающим. Никакая цель не может его удовлетворить, потому что он обнаруживает, что цель теряет свое значение к тому времени, как она достигается. Он оказывается зависимым от объектов своего желания, и чем более желает, тем больше зависит. Никакая цель не дает ему свободы от зависимости. Такой человек, обнаруживающий себя в зависимости от обретения желаемого, является самсари, мирским человеком, вне зависимости от того, женат (замужем) он или нет.Тьяги, отрекшийся, — это тот, кто отказался от объекта или желания или из-за какой-то идеи, или из-за желания получить что-то лучшее. У такого человека по-прежнему остается влечение к объекту. Возьмем кпримеру мальчика, играющего в стеклянные шарики. Они очень дороги ему и он ни за что не согласится их отдать, даже за деньги. Если отец попросит мальчика прекратить игру, он может послушаться, потому что ценит желания своего отца или потому что ему пообещали лучшую вещь, если он прекратит играть с шариками. В таком случае ребенок отказывается от шариков, но продолжает их ценить и желать. Он может продолжать хотеть играть шариками с другими детьми, которые играют на улице. Этот ребенок по отношению к шарикам – отрекшийся, тьяги. Многие из нас, кто отказались от удовольствий или объектов, могут быть тьяги, т.е. внутреннее стремление к этим объектам по-прежнему остается. Это не очень зрелый способ избавиться от желаний, потому что зависимость не уничтожается полностью.
Но тот же самый мальчик, когда подрастет, теряет весь интерес к шарикам. Он вырос из этого желания. Они его больше не привлекают, даже если их ему предложеть. Он может поиграть шариками со своим сыном, но он не будет чувствовать себя счастливее при выигрыше, и не будет страдать от того, что потеряет или проиграет шарики. У него нет ни привязанности (рага), ни отвращения (двеша) по отношению к шарикам. Он не привязан к этим шарикам, он свободен в этом отношении. Он – саньяси по отношению к шарикам. Бхагавад Гита описывает саньяси как не имеющего ни привязанностей, ни отвращений *. Саньяси – это тот, кто вырос из желаний и поэтому наслаждается настоящей свободой. Саньяси не зависит ни от какого внешнего объекта или ситуации для своего счастья.
Каждый из нас – саньяси по отношению к некоторым вещам. Например, мы все саньяси по отношению к мусору, как только мы посчитаем что-то мусором! По отношению к некоторым другим вещам, мы – тьяги, в том смысле что с сожалением отказались от чего-то, но продолжаем это ценить. И есть некоторые другие вещи, без которых мы не можем обойтись; мы зависим от них и по отношению к ним мы являемся самсари.
В нашей жизни, садхья и садханы продолжают изменяться, но одно остается постоянным – сам искатель, или садхака. Хочу ли я постоянно оставаться искателем? Хочу ли я оставаться зависимым от объектов и ситуаций для своего счастья или же я хочу быть свободным? Несомненно, каждый хочет быть счастливым, но также каждый хочет быть и свободным. В свободе есть счастье и в зависимости – несчастье **, и поэтому каждый хочет быть саньяси, который для своего счастья ни от чего не зависит. Никто не может быть счастливым, будучи зависимым. Даже у ребенка мы видим это желание свободы и независимости. Когда ребенок учится ходить, он не хочет ходить по стенке или держаться за руку матери. Стремление к независимости заставляет его даже принять риск падения. Ребенок держится за руку только до тех пор, пока ему это необходимо. Точно также и с каждым человеком – каждый хочет быть полностью свободным. Эта полная свобода называется мокшей, что означает свободу или освобождение от зависимости. Любовь к свободе, мокше, — это изначальное стремление в каждом. Во всем я хочу быть независимым. Я хочу быть свободным от желаний, поэтому я должен быть свободным поддерживать любое желание, которое я хочу иметь! Моя жизнь не должна быть зависимой от выполнения желания. Только когда я узнаю в себе полноту, богатство и великолепие, которое есть ничто иное, как я сам, я ощущаю полноту – не случайную полноту, которая покидает меня и оставляет меня воодушевленным и бессильным. Это должна быть свобода, которая изначальна для меня, не отдельна от меня. Садхана должна быть такой, чтобы с ее помощью можно было достигнуть садхью, цель, мокшу или вечную полноту, к которой стремится каждый, для которой каждый трудится и борется.

Перевод с английского Свами Видьянанды Сарасвати, полный текст книги advaitavedanta.ru/sadhana-i-sadhya/

2 комментария

Lemon
Рассуждения этого достойного учителя о садхане исходя из его собственной недостаточности имеют негативный посыл.

Послушай мою историю.
Как-то раз мама сказала мне самому завязать шнурки. И ушла. Я завязал шнурки первый раз в жизни и так этому обрадовался… Меня буквально переполняла эта радость! Это счастье!
Я осмотрелся вокруг и понял, что мне совершенно не с кем этой радостью поделиться.
И с тех пор я ищу того с кем делиться радостью и счастьем. Это моя невыполнимая садхана.
tnc
И с тех пор я ищу того с кем делиться радостью и счастьем. Это моя невыполнимая садхана.
Моя жизнь не должна быть зависимой от выполнения желания. Только когда я узнаю в себе полноту, богатство и великолепие, которое есть ничто иное, как я сам, я ощущаю полноту – не случайную полноту, которая покидает меня и оставляет меня воодушевленным и бессильным.