5 марта 2017, 22:33
Шунья и сахаджа
Существуют два фундаментальных понятия, принципа, от понимания которых зависит наш духовный путь как садху, йогов на пути Освобождения, Мокша Дхармы, на недвойственном пути раджа, джняна и лайя-йоги и на пути «ниргуна-бхакти».
Это шунья (пустота) и сахаджа (естественная, врожденная мудрость).
На двойственных путях преданности и поклонения, на пути сагуна-бхакти и вайшнавачары пустота не считается важной и отрицается как Путь, поскольку приводит ум бхакты в замешательство, ибо он должен почитать форму.
Но для нас, следующих недвойственной традиции, понимание пустоты и не-пустоты (шунья-ашунья), понимание единства пустоты и формы (шунья-рупа), понимание Абсолюта как Пустоты и одновременно не-пустоты, понимание пустотности Ишвары, ишта-дэваты, своего я и всей сансары является очень-очень важным.
Ибо без них, как говорится, на пути Освобождения в джняна и лайя-йоге — делать нечего.
Пустота — синоним Брахмана без качеств, имени и формы (ниргуна).
Когда мы переживаем пустоту в медитации покоя, нас можно поздравить с первым просветлением.
Внутри нас растворяются наши шаблоны ума, кармические двойственные установки, держащие нас в оковах, и зачинается ребенок внутреннего осознавания.
Но истинное просветление приходит гораздо позже, когда мы, «вынашивая пустоту», способны пережить пустоту как естественное состояние во время не сидения и медитации с принудительной остановкой ума, а без усилий, обычного движения ума, речи и тела.
И это и есть пробуждение внутри нас истинного освобождающего недвойственного опыта осознанности — атмаджняна, брахма-видья.
ПУСТОТА
Пустота, шунья — это из имен и качеств Абсолюта в Веданте, в тантрическом шиваизме — это одно из имен и качеств Шивы.
Если мы стремимся понять «как все устроено на самом деле», нам необходимо и интеллектуальное понимание пустоты, и личный мистический опыт пустоты, испытанный в медитации.
Пустота — это постижение самого тонкого, недвойственного светоносного слоя ума.
Она постигается в сидячей медитации сосредоточения и покоя или в созерцании пустоты, когда ум остановлен.
Вот, что говорит Шива Парвати в одной из малых агам:
«Тот, кто не медитирует на эфирной всепроникающей Пустоте,
сам запутывается в сансаре,
словно шелковичный червь в собственном коконе.
Как бы ни были благоприятны условия,
в которых человек рождается в мире,
есть бесконечные страдания для личности, снова и снова,
в каждом рождении;
чтобы отвратить их, следует медитировать на бесконечной Пустоте.
Путь предписан только для достижения джняны, знания.
Оставь любые виды йоги, включающие действия, и медитируй на Пустоте.
Только те герои, кто стрелой Пустоты пронзили все сферы
от высочайшей до нижайшей,
признаны Знатоками этой Пустоты.
Сосредоточением блуждающего ума на абсолютно пустой Пустоте достигается нирвана».
(агама Дэвикалоттара)
Медитация на Пустоту позволяет отсечь все иллюзии дуального ума и понять себя, мир и процесс восприятия как пустотные.
До тех пор, пока пустота не будет познана, наши суждения, восприятие мира будет иметь примеси от ума.
Святые любых недвойственных традиций — это прежде всего знатоки Пустоты.
Пустота — синоним Абсолюта, Брахмана.
Однако сам Абсолют не исчерпывается пустотой.
Мы не ищем пустоту ради пустоты непроявленного, мы ищем пустоту как сущность всего проявленного во вселенной, чтобы жить, играя как в проявленном, так и в непроявленном.
Абсолют — это не бездеятельная пустота, а пустота, обладающая потенциалом и постоянно эманирующая энергию в виде вселенных, с мирами, богами и существами.
«Не пусто оно, но пустым представляется» — так говорится в текстах.
Святые, испытавшие опыт пустоты, освобождаются от неведения.
Однажды брахман Прабхакара привел к Шанкаре своего сына.
Он объяснил, что мальчик с детства нем и что он свободен от любви и ненависти, чувства похвалы и порицания, что он полностью бездеятелен. Гуру сам поднял мальчика и спросил его радостно:
«Кто ты? Чей ты ребенок? Куда идешь? Как твое имя? Откуда ты пришел? О дитя! Я хотел бы услышать ответы на эти вопросы”.
Так сказал Шри Шанкарачарья мальчику, и Хастамалака ответил нижеследующее.
»Я – ни человек, ни бог, ни якша, ни брахман, ни кшатрий, ни вайшья, ни шудра, ни брахмачарин, ни домохозяин; ни живущий в лесу, ни санньясин, но Я – только чистое Сознание...".
(Хастамалака-стотра, перевод Шри Раманы с тамили)
Путь постижения пустоты — дхьяна, медитация в покое.
Когда вы способны достичь сначала пятой, затем шестой, седьмой, восьмой дхьяны — то, что зовут «асампраджнята-самадхи», пустота становится сутью вашего «Я».
САХАДЖА
Сахаджамарга, Сахаджия, Сахаджья, Сахаджаяна, сахаджаавастха, естественное состояние…
Как много значат эти слова для того, кто понимает их истинный смысл.
Это переживание пустоты Абсолюта, соединенное с восприятием имен и форм, это недеяние в действии.
Это — йога «не-медитации», йога безусильного естественного созерцательного недеяния.
Это — единство с Богом, слияние с Брахманом при жизни.
Это ананда — принцип переживания Бога, Брахмана как естественно присущего, врожденного осознавания, как высшего счастья и полной, безусловной, естественной и абсолютной свободы, той свободы, которую ищет каждое существо: кто в любви к семье, детям, кто в славе и богатстве, кто в служении своей стране, патриотизме, кто в эгоистичных удовольствиях и наслаждениях, кто — в магических силах, кто — в храмах, священных текстах и местах паломничества, а кто — в занятиях йогой.
… истинная свобода не в этом, она глубже – в природе нашего «Я», и она, одновременно, рядом, не далее собственной ладони.
Она так близко, что в нее трудно поверить, она так безыскусна, что ее трудно принять, она так запредельно шокирующа, что о ней невозможно думать или сказать что-либо, это – великая надежда на Освобождение в течение одной жизни.
Сахаджа означает, что мы можем переживать ежемгновенно, ежесекундно пустоту, быть в пустоте не только сидя в медитации покоя, махашанти, но и в движении, когда ум движется, речь, тело движутся, когда есть восприятие.
Есть переживание шуньи, но есть и переживание энергии.
Мы не отделяем себя ни от энергии, ни от движения, ни от процесса восприятия органов чувств.
Наша медитация и осознанность ничего не отрицает, все объединяет, никогда не прерывается и все в себя включает.
И это — самое чудесное, естественное состояние устойчивого пребывания в Абсолюте — Брахма-ништха, которое врожденно присуще нам, поэтому его зовут «сахаджа».
Это — сущность ума Даттатрейи.
Из сатсанга Шри Гуру Свами Вишнудевананда Гири
Это шунья (пустота) и сахаджа (естественная, врожденная мудрость).
На двойственных путях преданности и поклонения, на пути сагуна-бхакти и вайшнавачары пустота не считается важной и отрицается как Путь, поскольку приводит ум бхакты в замешательство, ибо он должен почитать форму.
Но для нас, следующих недвойственной традиции, понимание пустоты и не-пустоты (шунья-ашунья), понимание единства пустоты и формы (шунья-рупа), понимание Абсолюта как Пустоты и одновременно не-пустоты, понимание пустотности Ишвары, ишта-дэваты, своего я и всей сансары является очень-очень важным.
Ибо без них, как говорится, на пути Освобождения в джняна и лайя-йоге — делать нечего.
Пустота — синоним Брахмана без качеств, имени и формы (ниргуна).
Когда мы переживаем пустоту в медитации покоя, нас можно поздравить с первым просветлением.
Внутри нас растворяются наши шаблоны ума, кармические двойственные установки, держащие нас в оковах, и зачинается ребенок внутреннего осознавания.
Но истинное просветление приходит гораздо позже, когда мы, «вынашивая пустоту», способны пережить пустоту как естественное состояние во время не сидения и медитации с принудительной остановкой ума, а без усилий, обычного движения ума, речи и тела.
И это и есть пробуждение внутри нас истинного освобождающего недвойственного опыта осознанности — атмаджняна, брахма-видья.
ПУСТОТА
Пустота, шунья — это из имен и качеств Абсолюта в Веданте, в тантрическом шиваизме — это одно из имен и качеств Шивы.
Если мы стремимся понять «как все устроено на самом деле», нам необходимо и интеллектуальное понимание пустоты, и личный мистический опыт пустоты, испытанный в медитации.
Пустота — это постижение самого тонкого, недвойственного светоносного слоя ума.
Она постигается в сидячей медитации сосредоточения и покоя или в созерцании пустоты, когда ум остановлен.
Вот, что говорит Шива Парвати в одной из малых агам:
«Тот, кто не медитирует на эфирной всепроникающей Пустоте,
сам запутывается в сансаре,
словно шелковичный червь в собственном коконе.
Как бы ни были благоприятны условия,
в которых человек рождается в мире,
есть бесконечные страдания для личности, снова и снова,
в каждом рождении;
чтобы отвратить их, следует медитировать на бесконечной Пустоте.
Путь предписан только для достижения джняны, знания.
Оставь любые виды йоги, включающие действия, и медитируй на Пустоте.
Только те герои, кто стрелой Пустоты пронзили все сферы
от высочайшей до нижайшей,
признаны Знатоками этой Пустоты.
Сосредоточением блуждающего ума на абсолютно пустой Пустоте достигается нирвана».
(агама Дэвикалоттара)
Медитация на Пустоту позволяет отсечь все иллюзии дуального ума и понять себя, мир и процесс восприятия как пустотные.
До тех пор, пока пустота не будет познана, наши суждения, восприятие мира будет иметь примеси от ума.
Святые любых недвойственных традиций — это прежде всего знатоки Пустоты.
Пустота — синоним Абсолюта, Брахмана.
Однако сам Абсолют не исчерпывается пустотой.
Мы не ищем пустоту ради пустоты непроявленного, мы ищем пустоту как сущность всего проявленного во вселенной, чтобы жить, играя как в проявленном, так и в непроявленном.
Абсолют — это не бездеятельная пустота, а пустота, обладающая потенциалом и постоянно эманирующая энергию в виде вселенных, с мирами, богами и существами.
«Не пусто оно, но пустым представляется» — так говорится в текстах.
Святые, испытавшие опыт пустоты, освобождаются от неведения.
Однажды брахман Прабхакара привел к Шанкаре своего сына.
Он объяснил, что мальчик с детства нем и что он свободен от любви и ненависти, чувства похвалы и порицания, что он полностью бездеятелен. Гуру сам поднял мальчика и спросил его радостно:
«Кто ты? Чей ты ребенок? Куда идешь? Как твое имя? Откуда ты пришел? О дитя! Я хотел бы услышать ответы на эти вопросы”.
Так сказал Шри Шанкарачарья мальчику, и Хастамалака ответил нижеследующее.
»Я – ни человек, ни бог, ни якша, ни брахман, ни кшатрий, ни вайшья, ни шудра, ни брахмачарин, ни домохозяин; ни живущий в лесу, ни санньясин, но Я – только чистое Сознание...".
(Хастамалака-стотра, перевод Шри Раманы с тамили)
Путь постижения пустоты — дхьяна, медитация в покое.
Когда вы способны достичь сначала пятой, затем шестой, седьмой, восьмой дхьяны — то, что зовут «асампраджнята-самадхи», пустота становится сутью вашего «Я».
САХАДЖА
Сахаджамарга, Сахаджия, Сахаджья, Сахаджаяна, сахаджаавастха, естественное состояние…
Как много значат эти слова для того, кто понимает их истинный смысл.
Это переживание пустоты Абсолюта, соединенное с восприятием имен и форм, это недеяние в действии.
Это — йога «не-медитации», йога безусильного естественного созерцательного недеяния.
Это — единство с Богом, слияние с Брахманом при жизни.
Это ананда — принцип переживания Бога, Брахмана как естественно присущего, врожденного осознавания, как высшего счастья и полной, безусловной, естественной и абсолютной свободы, той свободы, которую ищет каждое существо: кто в любви к семье, детям, кто в славе и богатстве, кто в служении своей стране, патриотизме, кто в эгоистичных удовольствиях и наслаждениях, кто — в магических силах, кто — в храмах, священных текстах и местах паломничества, а кто — в занятиях йогой.
… истинная свобода не в этом, она глубже – в природе нашего «Я», и она, одновременно, рядом, не далее собственной ладони.
Она так близко, что в нее трудно поверить, она так безыскусна, что ее трудно принять, она так запредельно шокирующа, что о ней невозможно думать или сказать что-либо, это – великая надежда на Освобождение в течение одной жизни.
Сахаджа означает, что мы можем переживать ежемгновенно, ежесекундно пустоту, быть в пустоте не только сидя в медитации покоя, махашанти, но и в движении, когда ум движется, речь, тело движутся, когда есть восприятие.
Есть переживание шуньи, но есть и переживание энергии.
Мы не отделяем себя ни от энергии, ни от движения, ни от процесса восприятия органов чувств.
Наша медитация и осознанность ничего не отрицает, все объединяет, никогда не прерывается и все в себя включает.
И это — самое чудесное, естественное состояние устойчивого пребывания в Абсолюте — Брахма-ништха, которое врожденно присуще нам, поэтому его зовут «сахаджа».
Это — сущность ума Даттатрейи.
Из сатсанга Шри Гуру Свами Вишнудевананда Гири
5 комментариев
Однако сам Абсолют не исчерпывается пустотой.
Мы не ищем пустоту ради пустоты непроявленного, мы ищем пустоту как сущность всего проявленного во вселенной, чтобы жить, играя как в проявленном, так и в непроявленном.
«Не пусто оно, но пустым представляется» — так говорится в текстах.
Святые, испытавшие опыт пустоты, освобождаются от неведения.