20 марта 2013, 11:44

Адьяшанти : Чувство превосходства

Одно из наиболее распространенных заблуждений,
которые возникают после пробуждения, — это чувство
превосходства или мания величия. Это очень частая про-
блема в духовных кругах. Конечно, чувство превосходст-
ва может овладеть человеком и в обычном состоянии,
когда он не пробужден. В эту ловушку люди попадают
и в состоянии сна, а не только когда совершают переход
от временного пробуждения к окончательному. Однако
после пробуждения эгоистический ум может начать ис-
пытывать особое чувство превосходства, как будто про-
буждение сделало его лучше, чем все остальные. Такое
очень часто случается — это, фактически, неотъемлемая
часть процесса.
В основе этого заблуждения лежит ощущение, что
мы знаем что-то особенное. Поскольку мы пробудились,
мы это знаем. Поскольку мы пробудились, мы правы. По-
скольку мы пробудились, мы всегда правы. На этой стадии
эго — создатель состояния сна — может использовать от-
крывшиеся знания для формирования того, что я называю
просветленным эго. Нет ничего отвратительнее просвет-
ленного эго. Это эго, которое считает себя просветленным,
эго, которое думает, что оно пробудилось, эго, которое ис-
пользует энергию пробуждения и новые знания для еще
большего самоутверждения.
Я знал людей, которые, пережив подлинный момент
пробуждения, начинали отрекаться от всего, что они не
хотели видеть. Они говорили: «Адья, но ведь нет никакого
эго, „меня“ нет. А раз меня нет, то ничего и нельзя сделать».
Я говорил: «Да, но разве ты не замечаешь, что иногда ве-
дешь себя ужасно глупо?» На что человек отвечал: «Может
быть это и так, но что тут можно поделать — ведь никого
нет. Все происходит само собой, это спонтанный процесс.
А думать, что я должен что-то с этим делать — лишь оче-
редное заблуждение спящего ума».
Очень трудно что-либо объяснить человеку, который
оказался в таком положении — когда он ухватился за оп-
ределенные открывшиеся ему знания и прячется за ними.
По-настоящемупробужденный человек никогда не исполь-
зует то, что он осознал, для отрицания чего-либо в самом
себе. Он все выводит на свет. Как только вы заметите, что
пытаетесь с помощью новых внутренних знаний оправ-
дывать свое бессознательное поведение, необходимо тут
же признать, что вы впали в заблуждение.
Как я уже говорил, с точки зрения абсолюта все вер-
но. Отдельного действующего не существует, эго — всего
лишь иллюзия. В конечном счете, нет никакого отдельно-
го существа, которое могло бы что-либо делать, и, дейст-
вительно, все происходит спонтанно. Но есть еще более
глубокая истина. Проблема в том, что эту более глубокую
истину очень трудно выразить словами.
В буддийской традиции есть одна сутра, которая на-
зывается «Сутра сердца». Она звучит так: «Нет рождения,
нет старости, нет смерти, и нет конца рождению, старости и
смерти». Это очень важная часть сутры. Нет рождения, нет
старости и нет смерти. Это верно с точки зрения абсолюта.
Однако наше знание не будет полным, если мы не осознаем
также, что нет конца рождению, старости и смерти. А ког-
да знание неполное, эго всегда начинает прикрываться им
и использовать его для оправдания всевозможных непро-
светленных форм поведения.
Это очень распространено на пути духовности. Очень
часто эго начинает говорить себе: «О, я пробудилось, те-
перь я знаю, что все происходит спонтанно, а поэтому я ни
за что не отвечаю. Если вам что-то не нравится, это ваши
проблемы — вы просто не познали истинной природы ре-
альности». Это эгоистическое заблуждение, основанное на
чувстве превосходства. Как я говорил, это заблуждение
очень распространено, и именно поэтому я все время пов-
торяю, что лучшим нашим союзником на пути от времен-
ного пробуждения к окончательному является глубокая
и полная искренность. Только искренность поможет нам
распознать, что это чувство превосходства является просто
высокомерием, что наш ум использует полученные знания
как прикрытие.

Объяснить это людям — трудная задача для духовного
учителя. Такого рода заблуждение обычно поддержива-
ется хорошо укрепленной структурой эго, через которую
очень сложно пробиться.
Самые неподатливые эго бывают именно у тех людей,
которым открылось видение реальности. Казалось бы, если
человек увидел реальность, пусть даже на одно мгновение,
его эго уже не должно быть таким прочным. Однако это не
так. Иногда люди впадают в глубочайшие заблуждения
даже после проблеска пробуждения.
За годы своего учительства я заметил, что людям, ко-
торыми завладела мания величия, очень важно, чтобы их
услышали, чтобы все узнали о том, что они знают. Им не-
обходимо, чтобы с ними все соглашались, и, что еще более
важно, чтобы все знали, что они просветленные. Бывали
случаи, когда я читал лекцию, и кто-нибудь выскакивал
на сцену, хватал микрофон и начинал рассказывать ауди-
тории свою версию истины. В такие моменты я чувст вовал,
что я, пожалуй, ничего не смогу объяснить этим людям,
со временем сама жизнь заставит их понять. Все устро-
ено таким замечательным образом, что если наш образ
дейст вия расходится с истиной, в конце концов, он даст
сбой, он не будет работать. Так или иначе, жизнь поставит
нас на колени, нам придется встретиться с самими собой.
Вечно заблуждаться невозможно — жизнь этого не до-
пустит.
Каждый из нас должен посмотреть на себя и разо-
браться, не ставим ли мы себя выше других, не смотрим
ли свысока на тех, кого считаем непробужденными. Если
вы обнаружите в себе чувство превосходства, знайте: это
не позиция подлинного пробуждения — это позиция эго,
которое присвоило себе пробуждение и изображает из себя
пробужденного.
Но важно также знать, что в определенной степени такое
ощущение превосходства после пробуждения — нормаль-
ное явление. В дзен мы называем это «опьянением пусто-
той». Сама энергия и красота пробуждения слегка опьяняет
человека. Конечно, если бы в результате пробуждения вся
структура эго полностью растворилась, никакого опьяне-
ния не было бы, потому что не было бы эго. Но это редкое
явление. В большинстве случаев то, что остается от струк-
туры эго, буквально пьянеет от откровений пробуждения.
Я не говорю, что это плохо, я просто говорю, что это про-
исходит, явно или скрыто.
Если вы заметите то же самое, просто отметьте это. Если
вы будете ужасаться, это поможет не больше, чем если вы
будете поглощены этим чувством превосходства. Просто
воспринимайте его как практически неизбежную часть про-
цесса пробуждения — как оно и есть на самом деле.
Если вы будете вполне искренни, вы поймете, что ни-
какое чувство превосходства не может быть истинным.

И тогда вам нужно просто выяснить, что вы говорите
себе — что говорит ваш ум такое, что вызывает в вас чувст-
во превосходства. Не забывайте: это только ум вводит нас
в заблуждение. Все заблуждения начинаются в уме. Все
заблуждения основаны на том, что мы говорим себе, а за-
тем сами в это верим.
Чтобы разоблачить любое заблуждение, которое вво-
дит нас в состояние разделения, нужно выяснить его про-
исхождение. Что мы говорим себе такое, что вызывает в
нас чувство разделения, будь то чувство превосходства
или что-либо еще
?
Когда Иисус увидел группу людей, которые забрасы-
вали женщину камнями, он сказал: «Пусть тот, у кого нет
ни одного греха, первым бросит камень». Иисус говорил из
состояния неразделенности, он не считал себя лучше той
женщины, в которую бросали камни, независимо от того,
какой проступок она совершила. Он имел в виду, что ни
один человек не безгрешен. Грех означает промах — ник-
то не избавлен от ошибок. Мы все иногда совершаем та-
кие поступки, о которых потом жалеем. Мы все в какие-то
моменты ведем себя непросветленным образом. Никто не
является исключением. А поэтому, когда мы смотрим на
все из состояния неразделенности, всякое чувство превос-
ходства у нас исчезает.
Если вы заметите в себе чувство превосходства, самое
главное — это не верить в него. Не пытайтесь от него из-
бавиться, но и не поддавайтесь. Если вы будете оставаться
в таком состоянии, когда вы не принимаете чувство пре-
восходства, но и не отгоняете его от себя, оно само раство-
рится. Помните, когда мы что-то отталкиваем, чему-то со-
противляемся, оно тоже начинает сопротивляться в ответ.
Отталкивая что-то, мы это только укрепляем.
У меня в жизни была история, которая, на мой взгляд,
очень хорошо иллюстрирует, как может возникнуть скры-
тое чувство превосходства и как с ним можно справиться.
Когда мне было двадцать пять лет, я пережил свой пер-
вый подлинный опыт духовного пробуждения. Он оказал
на меня огромное воздействие и принес удивительное
чувство освобождения. И вот я, двадцатипятилетний мо-
лодой человек, вдруг потерял всякий страх. Я знал, что
я бессмертен, и ничто не может причинить мне никакого
вреда, все врожденные инстинкты самосохранения у меня
начисто исчезли.
Через несколько месяцев после этого озарения я от-
правился к моему учителю. Наши встречи всегда прохо-
дили по воскресеньям утром. Мы сидели и медитирова-
ли, потом она что-то говорила, мы еще немного медити-
ровали, а затем мы все вместе завтракали. На этот раз,
когда я сидел в комнате вместе с другими учениками, во
мне вдруг возникло это чувство превосходства. Я сам был
удивлен. Потом я стал называть это ощущение «Великим
Человеком».
Я медитировал, и вдруг появился этот «Великий Че-
ловек». Я осмотрелся вокруг, и у меня возникло чувство,
что все эти люди, сидящие в комнате, ничего не знают. Они
ничего не знают об истине, ничего не знают о реальности.
У меня же было такое великое озарение. Я сам испугался,
поскольку, к моему счастью, знал, что это ложное чувство.
В момент самого озарения я осознал, что всякое превос-
ходство — лишь сон, фантазия эго. Однако это не мешало
появляться «Великому Человеку»
.
Мой ум, используя факт пробуждения, создавал чувст-
во превосходства. И в то же время я знал, что это чувс-
тво не имеет никакого реального основания. Я пытался
всякими способами избавиться от «Великого Человека».
Сначала я пытался просто напоминать себе, что это ложное
чувство, и я возвращался на тот внутренний уровень, где
превосходству нет места. Но все равно каждый раз, когда
я приходил на медитацию, это чувство опять возникало.
Я перепробовал все. Я пытался ненавидеть это чувство.
Потом я пытался любить его, принимать, позволять ему
быть — в надежде, что оно само уйдет. Я исследовал, как
и почему оно возникает. Неделю за неделей я применял
разные стратегии, которые только мог придумать, чтобы
избавиться от этого чувства, но ничего не помогало. Каж-
дое воскресное утро, когда я приходил и садился медити-
ровать, приходил и «Великий Человек».
В конце концов, однажды утром я осознал, что, на самом
деле, ничего не могу поделать с этим. У меня было ощуще-
ние полного поражения. Я понял, что перепробовал уже
все, что только можно было, и все оказалось бесполезно.
Я ничего не мог сделать.
Это не означает, что я отстранился, решил не замечать
этого чувства. Нет, это было подлинное, искреннее осозна-
ние: момент полного поражения. Я понял, что каким бы ни
было мое внутреннее знание, все равно что-то может взять
надо мной верх. Все равно во мне может возникнуть что-то
неистинное, от чего я не способен избавиться, несмотря на
свое пробуждение.
Я сидел и просто ощущал свое поражение. Так я ме-
дитировал какое-то время, а потом встал вместе со всеми,
и мы стали завтракать. И когда мы сели за стол, я заме-
тил, что чувство превосходства исчезло. Оно исчезло не
потому, что я вдруг что-то понял — никакой причины не
было. Я просто осознал, что ничего не могу сделать. Тогда,
осознав, что я не способен избавиться от высокомерия, как
бы ни старался, я впервые убедился в тщетности личной
воли — позже я убеждался в этом еще много раз.

Так что если после пробуждения вы заметите в себе
чувство превосходства, не пытайтесь его отогнать. Не пы-
тайтесь отгонять никакие негативные чувства. Но и не
поддерживайте их. Просто понимайте, что это такое — вот
что самое главное.

24 комментария

Dragon
Очень хороший текст! Только надо учесть, что теми, кто испытывает постоянно чувство недостаточности, чувство ущербности, практически любой, кто не испытывает подобного, будет рассматриваться через призму зависти и вполне может быть назван «гордецом»!:) Так что это способ не думать о «других», а заглянуть в глубь себя и честно признать «большой человек» превосходящий «других» уже мвячит!!!
rezident
Dragon
ну вот скажи друг, что тебя так глушит изнутри?! что за жаба там живет? когда исследовать начнешь?! а то ведь сожрет!
rezident
просто я читал пост, потом прочитал Ваш комментарий на этот пост, потом вспомнил все Ваши эпитеты в мой адрес, потом у меня возникла такая ассоциация, потом я её выложил. Чукча что думает, то и пишет. Про жабу не думалось.
Dragon
предлагаю проследить эту цепочку и найти: КОГО ЭТО ЗАДЕВАЕТ, ЧТО ТАМ ЗА ОБИЖЕННЫЙ?!
rezident
А я предлагаю:
1. разместить этот пост в блог формации;
2. обязать мастеров формации перечитывать этот пост какждый раз перед тем как что-то написать
TVN
Кстати, тебе тоже бы не мешало бы вникнуть:
Бывалислучаи, когда я читал лекцию, и кто-нибудь выскакивал
на сцену, хватал микрофон и начинал рассказывать ауди-
тории свою версию истины.
))))
Dragon
А я вам предлагаю лишь одно — начать самоисследование, КОГО ЭТО ТАК ВОЛНУЕТ, что там у кого не так, тем более у мастеров?!
Alika
Так что это способ не думать о «других», а заглянуть в глубь себя и честно признать «большой человек» превосходящий «других» уже мвячит!!!
Для этого и выкладывалось, Мастер. Был такой этап, сейчас это вызывает только улыбку))
Andrew
Ооо я испытвал «пробуждение» не в мере просветления, а в мере пробуждения от сна… и дойдя да отчаяния меня вывернуло наизнанку, после чего я обгадился и понял что ничего не понял. колбасило месяц, думал схожу с ума. После чего ум это взял за божетсвенный знак))))))) и я еле остановил себя… только недавно избавился от того, что я понимающий))) тыдыжьь Я ПОНИМАЮЩИЙ и ЗНАЮЩИЙ… всем на пол!!! руки за спину!!! идет зачистка ваших псевдопредставлений!!! Я ЗНАЮЩИЙ)) ммм… знал одно — что карандаш — это карандаш, но описывал его витиевато, а следовало бы просто промычать и промолчать. Но знания всегда требуют выхода наружу для набора следующих знаний, конструктивность и пылесос ума устроен ПОБЕЖДАТЬ)) ну и побеждают других холуев и холопов, что ему перечат в его осведомленности о ТОМ.
Andrew
все пути похожи. Например я делал себя добрым, боролся с негативными чувствами, пока жизнь не сделалась невыносимой… я осмелился войти в невыносимость и сдатся ей… и она растаяла! я сдался жизни, на бери и стал наблюдать. И я так же пытался ОСОЗНАВАТЬ по пути ума, ну то есть наблюдать умом за умом, понимая это за принятие и осознанность. Как оказалось ум наблюдал за умом и осознавал себя сам.)))) Выстраиласьв голове некая концепция по пути, и я ее выполнял. И был за это побит.
atmanika
а как сейчас?
Nau
Алика, здравствуй!!!

Спасибо большое за текст! Очень-очень!
Есть два предложения:
Разместить его в блоге посвященному Адьяшанти, что бы было легко найти его, ну и возможно добавить его имя в название топика.
Всё по твоему желанию. Это лишь предложения.

Спасибо!!!
Nau
Кажется когда-то у Адьяшанти прочитал, что вроде такого (своими словами): «если бы я допустил (в размышлениях), что возникновение омрачения никогда не возникнет, то это было бы признаком что омрачение уже здесь»…
В последнее время постоянно вижу как ум пытается создать тёплое местечко и уверовать в правдивость нового представления… но по какому-то чуду иногда это видится…

Алика, спасибо ещё раз за текст! И Адьяшанти Спасибо!
Alika
Разместить его в блоге посвященному Адьяшанти
а как его туда переместить? не пробовала с этим разобраться=)
Nau
Для этой возможности нужно зайти в блог посвященный Адьяшанти — ссылка или слева кликнуть на его имени. И там сверху будет написано «вступить в этот блог». После клика, у тебя появится возможность там размещать тексты. Для в новом (или существующем) посте теперь в выпадающем списке можно выбрать где разместить — в своём личном или в обще-доступных :)
Nau
Для этого в новом (или существующем) посте теперь в выпадающем списке можно выбрать где разместить — в своём личном или в обще-доступных :)
Radha
отличный текст! спасибо:)
Platonio
tiptop
Та просто бык, сука, книгу не читал. ;)
tiptop
Или наоборот, прочитал и, приняв все описанные способы спасения к сведению, изобрёл новый, которого в книге не было.
Короче, шансов у «песателя» после написания книги уже не было. ;)
Не следовало ему их разглашать через книгу! ;)