1 февраля 2012, 09:48
Сила обусловленности
Но почему же пробуждение бывает неустойчивым?
Главным образом, это связано с нашей обусловленностью.
Некоторые наши части настолько обусловлены, что даже
пробуждение поначалу не может их затронуть. А значит,
мы не освобождаемся полностью.
Обусловленность еще называют кармой. «Карма» —
восточное слово, и если не вдаваться в тонкости эзотери-
ческого смысла, оно означает «причина и следствие». По
существу, это наша обусловленность, накопленный жиз-
ненный опыт — все, что нам нравится или не нравится,
определяется нашим прошлым опытом.
Обусловленность в основном складывается из того,
в какой семье мы воспитывались, какую жизнь вели, в
каких ситуациях оказывались, какой у нас был жизнен-
ный опыт. Родители и общество обусловливают наши ум
и тело посредством своих взглядов, убеждений, нравст-
венных норм и правил. Они приучают нас любить одно
и не любить другое, желать одних ситуаций и избегать
других, стремиться к славе или к богатству, к деньгам,
духовности или любви.
Все это — наша обусловленность. Это немного похоже
на компьютерную программу. Когда вы загружаете в ком-
пьютер какую-то программу, вы «обусловливаете» ком-
пьютер, и он начинает вести себя определенным образом.
То же самое с человеческой обусловленностью: жизненные
обстоятельства, условия воспитания и все остальное обус-
ловливают или программируют человека, так что он ведет
себя определенным образом.
Вы, наверное, замечали, что когда вы с кем-то сближа-
етесь, хорошо узнаете какого-то человека — становитесь
близкими друзьями, любовниками или супругами — вы
также узнаете его обусловленность. Благодаря этому вы
можете с большой точностью предсказать, как он поведет
себя в тех или иных обстоятельствах — что он захочет,
чего не захочет, чего постарается избежать, к чему будет
Когда мы узнаем обусловленности друг друга,
наше поведение становится предсказуемым.
У большинства людей все их самовосприятие, их об-
раз «Я», основывается на их обусловленности. Все, что
они знают о себе, им сказали, их так научили, обусловили.
Вы считаете себя хорошим или плохим, достойным или
не достойным, привлекательным или непривлекатель-
ным — все это обусловленности, которые создают лож-
ный образ «Я».
Точно так же обусловлено наше видение мира. Нас
научили видеть мир определенным образом. Некоторые
считают мир прекрасным, другие думают, что он полон
опасностей. Некоторые относятся ко всему довольно тер-
пимо, другие более консервативны. Все это составляет
часть обусловленности нашего ума и тела, все это состав-
ляет дуалистический взгляд на мир и на себя. Говоря об
обусловленности, я имею в виду именно этот дуализм.
Однако в момент подлинного пробуждения Дух, со-
знание, освобождается от обусловленности — внезапно он
пробуждается от своего обусловленного «Я» как ото сна.
И только пробудившись от этого обусловленного, иллю-
зорного «Я», мы узнаем, какой это тяжелый груз.
В момент пробуждения и, возможно, какое-то вре-
мя после него нам может казаться, что обусловленность
больше никогда не вернется. Это один из признаков
пробужденного состояния — уверенность в том, что мы
больше никогда не отождествимся с обусловленным «Я».
Нам трудно себе даже представить, чтобы мы когда-ни-
будь снова оказались в состоянии разделения. Состоянию
пробужденности присуще такое ощущение окончатель-
ности.
И все же большинство людей, переживших пробуж-
дение, в какой-то момент обнаруживают, что их обус-
ловленность возвращается. Конечно, пробуждение гасит
значительную часть обусловленности — оно буквально
выдувает ее из нашей системы. Но вот какую часть оно
гасит — это у всех бывает по-разному. Некоторые люди
освобождаются от 10 процентов своей обусловленности,
другие от 90, а у третьих может быть что-то среднее. Труд-
но сказать, почему пробуждение по-разному действует
на обусловленность у разных людей. Я мог бы высказать
некоторые предположения и пуститься в метафизичес-
кие рассуждения, но, в конечном итоге, «почему» не так
важно. В любом случае нам приходится иметь дело с тем,
что есть. Очевидно, что у каждого человека свое кармичес-
кое наследие, каждый несет определенный кармический
груз. И нет смысла сетовать на свой кармический груз,
будь он тяжелее или легче, чем у кого-то другого — ка-
кой есть, такой есть. Наша способность пробудиться не
так уж сильно зависит от кармического груза, но вот то,
что начинает происходить сразу после момента пробуж-
дения, может от него зависеть.
Главным образом, это связано с нашей обусловленностью.
Некоторые наши части настолько обусловлены, что даже
пробуждение поначалу не может их затронуть. А значит,
мы не освобождаемся полностью.
Обусловленность еще называют кармой. «Карма» —
восточное слово, и если не вдаваться в тонкости эзотери-
ческого смысла, оно означает «причина и следствие». По
существу, это наша обусловленность, накопленный жиз-
ненный опыт — все, что нам нравится или не нравится,
определяется нашим прошлым опытом.
Обусловленность в основном складывается из того,
в какой семье мы воспитывались, какую жизнь вели, в
каких ситуациях оказывались, какой у нас был жизнен-
ный опыт. Родители и общество обусловливают наши ум
и тело посредством своих взглядов, убеждений, нравст-
венных норм и правил. Они приучают нас любить одно
и не любить другое, желать одних ситуаций и избегать
других, стремиться к славе или к богатству, к деньгам,
духовности или любви.
Все это — наша обусловленность. Это немного похоже
на компьютерную программу. Когда вы загружаете в ком-
пьютер какую-то программу, вы «обусловливаете» ком-
пьютер, и он начинает вести себя определенным образом.
То же самое с человеческой обусловленностью: жизненные
обстоятельства, условия воспитания и все остальное обус-
ловливают или программируют человека, так что он ведет
себя определенным образом.
Вы, наверное, замечали, что когда вы с кем-то сближа-
етесь, хорошо узнаете какого-то человека — становитесь
близкими друзьями, любовниками или супругами — вы
также узнаете его обусловленность. Благодаря этому вы
можете с большой точностью предсказать, как он поведет
себя в тех или иных обстоятельствах — что он захочет,
чего не захочет, чего постарается избежать, к чему будет
Когда мы узнаем обусловленности друг друга,
наше поведение становится предсказуемым.
У большинства людей все их самовосприятие, их об-
раз «Я», основывается на их обусловленности. Все, что
они знают о себе, им сказали, их так научили, обусловили.
Вы считаете себя хорошим или плохим, достойным или
не достойным, привлекательным или непривлекатель-
ным — все это обусловленности, которые создают лож-
ный образ «Я».
Точно так же обусловлено наше видение мира. Нас
научили видеть мир определенным образом. Некоторые
считают мир прекрасным, другие думают, что он полон
опасностей. Некоторые относятся ко всему довольно тер-
пимо, другие более консервативны. Все это составляет
часть обусловленности нашего ума и тела, все это состав-
ляет дуалистический взгляд на мир и на себя. Говоря об
обусловленности, я имею в виду именно этот дуализм.
Однако в момент подлинного пробуждения Дух, со-
знание, освобождается от обусловленности — внезапно он
пробуждается от своего обусловленного «Я» как ото сна.
И только пробудившись от этого обусловленного, иллю-
зорного «Я», мы узнаем, какой это тяжелый груз.
В момент пробуждения и, возможно, какое-то вре-
мя после него нам может казаться, что обусловленность
больше никогда не вернется. Это один из признаков
пробужденного состояния — уверенность в том, что мы
больше никогда не отождествимся с обусловленным «Я».
Нам трудно себе даже представить, чтобы мы когда-ни-
будь снова оказались в состоянии разделения. Состоянию
пробужденности присуще такое ощущение окончатель-
ности.
И все же большинство людей, переживших пробуж-
дение, в какой-то момент обнаруживают, что их обус-
ловленность возвращается. Конечно, пробуждение гасит
значительную часть обусловленности — оно буквально
выдувает ее из нашей системы. Но вот какую часть оно
гасит — это у всех бывает по-разному. Некоторые люди
освобождаются от 10 процентов своей обусловленности,
другие от 90, а у третьих может быть что-то среднее. Труд-
но сказать, почему пробуждение по-разному действует
на обусловленность у разных людей. Я мог бы высказать
некоторые предположения и пуститься в метафизичес-
кие рассуждения, но, в конечном итоге, «почему» не так
важно. В любом случае нам приходится иметь дело с тем,
что есть. Очевидно, что у каждого человека свое кармичес-
кое наследие, каждый несет определенный кармический
груз. И нет смысла сетовать на свой кармический груз,
будь он тяжелее или легче, чем у кого-то другого — ка-
кой есть, такой есть. Наша способность пробудиться не
так уж сильно зависит от кармического груза, но вот то,
что начинает происходить сразу после момента пробуж-
дения, может от него зависеть.
0 комментариев