2 февраля 2012, 16:27

Интервью с Адьяшанти (Сан-Жозе, Калифорния, 2007)

Книга «Конец твоего мира» состоит из записей лекций,
сделанных во время трехдневного курса, который прохо-
дил в Сан-Жозе, Калифорния, в августе 2007 года. После
окончания курса Тэми Саймон, главный редактор изда-
тельства «Sounds True», взял у Адьи интервью и задал
вопросы, связанные с его учением. Вот запись их беседы.

Тэми Саймон: Давайте вернемся к вашей метафоре
с ракетой. Вы сравниваете пробуждение с космическим
кораблем, который стартовал и оторвался от земли. Как
узнать, действительно ли космический корабль нашего
бытия взлетел? Легко предположить, что у кого-то могут
возникнуть заблуждения на этот счет. Как узнать навер-
няка, что мы взлетели?

Адьяшанти: Это сложный вопрос. Единственный ответ,
который я могу дать, это еще раз повторить, что представ-
ляет собой пробуждение.
Момент пробуждения очень похож на момент, когда вы
просыпаетесь утром. Вы как будто вдруг оказываетесь в
другом мире, начинаете видеть совершенно другой кон-
текст. Именно такое ощущение возникает в момент про-
буждения. Ваше отдельное «Я», которое вы считали реаль-
ным, и даже весь мир, который казался вам объективным,
все оказывается не настолько реальным, как вы думали.
Я не говорю, что все это сон, но вы начинаете воспри-
нимать это именно так. После пробуждения вы начинаете
воспринимать жизнь как сон. Пробуждение — это не погру-
жение в огромное, бесконечное пространство, не ощущение
бесконечного расширения, блаженства или чего-то подоб-
ного. Все эти ощущения могут сопутствовать пробуждению,
но это не само пробуждение. Пробуждение — это измене-
ние перспективы, изменение видения. Все, что мы раньше
считали реальным, теперь видится нам нереальным — оно
больше похоже на сон, который происходит в бесконечном
пустом пространстве. Реальным является только это беско-
нечное пустое пространство. Подобно тому, как ночью мы
видим сон, и этот сон не является реальностью, потому что
реален только ваш ум, который видит этот сон.

ТС: Рассказывая о своем собственном жизненном опы-
те, вы говорите, что космический корабль вашего бытия
взлетел в определенный момент времени — когда вам было
двадцать пять лет. Но возможно ли такое, чтобы чей-то кос-
мический корабль взлетал, допустим, на протяжении ряда
лет? Может это произойти не в какой-то определенный
момент, а совершаться постепенно, подобно восходу сол-
нца, пока ваш корабль не окажется за пределами Земли?

Адья: С такими случаями я тоже сталкивался. Я знал
людей, которые осознавали, что пробудились только спус-
тя какое-то время, как будто пробуждение овладело ими
незаметно. Они не могли вспомнить какого-то определен-
ного, явного момента, когда произошел этот переход. Они
как будто незаметно выскользнули из сна или оказались в
открытом космосе, а потом в какой-то момент вдруг поня-
ли: «О, да когда же это случилось?» Они не могут назвать
какой-то определенный момент, но начинают осознавать,
что действительно произошло радикальное изменение.
Так что пробуждение может произойти и таким образом,
незаметно для вас.

ТС: Используя ту же метафору, можно ли сказать, что
космическому кораблю для взлета требуется определенное
топливо, и если да, что это за топливо?
Адья: К сожалению, я не могу сказать, что это за топ-
ливо. Едва ли это вообще возможно сказать, поскольку
пробуждение зависит не только от самого человека. Про-
буждение не обязательно случается с теми, кто этого дейст-
вительно хочет. Не всегда пробуждение случается лишь с
теми, кто искренне к нему стремится. Иногда оно случается
и совершенно неожиданно. Я встречал людей, которые во-
все не интересовались духовностью. Я даже встречал лю-
дей, которые отрицали всякую духовность, а потом вдруг
раз! — и совершенно неожиданно они пробуждались. Та-
ких людей нельзя назвать искренними искателями, нельзя
сказать, что они стремились к духовной реализации или
хотя бы проявляли какой-то интерес к ней. Конечно, подав-
ляющее большинство людей, переживших пробуждение,
имели глубокое внутреннее устремление, сильное желание
пробудиться и познать истинную природу реальности. Это
так, но проблема в том, что как только мы начинаем гово-
рить, что нужно «то» или нужно «это», обязательно появ-
ляются исключения. Пробуждение — это тайна. Здесь не
действует прямой закон причины и следствия. Как бы нам
этого ни хотелось, но он не действует.

ТС: Используя метафору космического корабля, вы
также говорили о временном и окончательном пробужде-
нии — в том смысле, что окончательное пробуждение оз-
начает полный выход за пределы гравитационного поля
состояния сна, полное освобождение от нашей привычной
склонности обособляться в отдельное «Я». А вы сами вы-
шли за пределы этого гравитационного поля?

Адья: Я всегда затрудняюсь отвечать на подобные
вопросы, но я попробую вам ответить. На самом деле, я не
могу сказать: «Да, я за пределами гравитационного поля».
Все немного не так. Здесь метафора не вполне отвечает
действительности. Но таковы все метафоры, таковы лю-
бые описания — это только метафоры, и они имеют опре-
деленные ограничения.
Я бы сказал, что я больше не верю в мысли, которые у
меня появляются. Я просто уже не способен верить в ка-
кую-либо мысль. Я не пытаюсь контролировать свои мысли,
но ни одну мысль я не могу считать правильной, истинной
или важной. И само это — то, что ни одна мысль не кажется
мне правильной, истинной или важной — создает опреде-
ленное ощущение, ощущение свободы.

Если кто-то назовет это «выходом за пределы грави-
тационного поля состояния сна», прекрасно, я же обычно
остерегаюсь делать какие-либо заявления. Я всегда гово-
рю, что я знаю только то, что есть сейчас. Я не знаю, что
будет завтра. Может быть, завтра меня захватит какая-то
мысль, прилипнет ко мне, вновь затянет меня в разделе-
ние, в заблуждения. Я не знаю, что произойдет. Я никак не
могу этого знать. Все, что я знаю — это сейчас.
Поэтому я никогда не говорю: «Да, я достиг цели, пере-
сек финишную черту», — просто я вижу все иначе. Может
казаться, что я учу, передаю какие-то знания, но это лишь
ограничения речи. Единственное, что я знаю наверняка,
это что я не знаю. Я знаю, что нет никаких гарантий. Я не
знаю, что может случиться завтра или через мгновение…
Может быть, в следующий момент я впаду в заблуждение.
Я не могу этого знать — вот единственное, что я знаю.

ТС: Хорошо, допустим, вы не знаете, что произойдет в
дальнейшем — в плане того, когда вами может завладеть
навязчивая мысль. Но если посмотреть назад, когда такие
мысли появлялись у вас в последний раз?

Адья: На самом деле, я не говорю, что у меня не бы-
вает навязчивых мыслей. Иногда какая-то мысль может
на мгновение завладеть мной, вызвать некоторое ощуще-
ние разделения. Я не говорю, что этого не может со мной
произойти, или что этого не происходит. Я говорю лишь о
том, что когда это происходит, я очень быстро это заме-
чаю — промежуток очень короткий. Я не знаю, возможно
ли вообще для человека такое состояние, чтобы подобные
«прилипчивые» мысли, такие моменты фиксации никогда
не возникали. Я думаю, что в человеческом теле и в чело-
веческом уме подобный опыт неизбежен. Различие состо-
ит лишь в том, что в определенном состоянии промежуток
между возникновением «прилипчивой» мысли и ее исчез-
новением становится настолько коротким, что возникнове-
ние и исчезновение мысли происходит почти одновременно.
Так что я не могу сказать, что я совсем избавлен от на-
вязчивых мыслей. Просто их действие настолько коротко,
что почти не заметно. Многие, наверное, думают, что про-
светление — это такое состояние, в котором никогда не про-
исходит ничего неприятного, никогда не возникает ника-
ких заблуждений. На самом деле, само это представление
является заблуждением. В действительности все не так.
Да это, собственно, и не важно. Когда время действия
мысли становится таким коротким, когда она практически
сразу распознается, это тоже становится частью свободы.
Ты осознаешь, что нет разницы, была у тебя мысль или нет,
поскольку она не завладела тобой надолго. И в этом твоя
свобода. Я думаю, все остальное не имеет к просветлению
никакого отношения. Я понимаю, что после моих лекций
у многих людей может сложиться некое представление о
непрерывном осознании. На самом деле, просто тот разрыв
в осознании, когда появляется разделяющая мысль, и вы
начинаете в нее верить, практически исчезает.

1 комментарий

ALEXVVMAN
Единственное, что я знаю наверняка, это что я не знаю…
… Да это, собственно, и не важно. Когда время действия мысли становится таким коротким, когда она практически сразу распознается, это тоже становится частью свободы.
Ты осознаешь, что нет разницы, была у тебя мысль или нет,
поскольку она не завладела тобой надолго. И в этом твоя
свобода.
:)))