2 февраля 2012, 16:35

Интервью с Адьяшанти 2 (Сан-Жозе, Калифорния, 2007) (продолжение)

ТС: Какие ситуации доставляют вам беспокойство? Вы
как-то говорили, что иногда расстраиваетесь из-за компью-
тера, когда, например, возникают проблемы с Интернетом
или принтер не работает. Что вы делаете в таких случаях?

Адья: Я просто знаю, что огорчаюсь. Я испытываю огор-
чение, но не выношу никаких суждений по этому поводу.
Весь секрет в этом. Я не имею в виду, что я отрицаю это или
не обращаю внимания, но просто никак не оцениваю. Что-
то приходит, я переживаю это, не вынося никаких сужде-
ний, и это проходит. Я не придаю этому никакого значения.
У меня не возникает никаких вторичных мыслей вро-
де: «О, я не должен был расстраиваться» или «Почему я
так расстроился?» Какие-то мысли, несомненно, участву-
ют, поскольку именно мысли порождают огорчение, но я
не принимаю их за истинные. И поскольку я не считаю их
истинными, огорчение рассеивается.
Раньше этот процесс длился у меня гораздо дольше.
Мне приходилось проводить тщательное исследование,
и это действительно требовало моего внимания. Но, как
я сказал, этот период сейчас существенно сократился, и
все происходит почти автоматически. Это как в музыке:
вы занимаетесь, совершенствуете свое мастерство, совер-
шенствуете, совершенствуете и, в конце концов, достига-
ете такого уровня, что начинаете играть практически без
сознательного усилия. То же самое происходит с самоис-
следованием. Со временем оно начинает происходить само
собой, без вашего сознательного участия.

ТС: Вы часто говорите, что мысли и чувства — как две
стороны одной монеты. Но разве не бывает чувств, кото-
рые не связаны ни с какими мыслями? Как насчет момен-
тов возвышенного благоговения или восхищения красотой,
когда на глазах сами собой наворачиваются слезы? Может
быть, в такие моменты у нас нет никаких мыслей, а что-то
просто поднимается на уровне чувств? Или вы считаете,
что мысли все равно есть, но только на скрытом, подсозна-
тельном уровне?

Адья: Действительно, существует то, что можно на-
звать чистым чувством или чистой эмоцией — это знают
все, кто переживал моменты благоговения или был очаро-
ван красотой. Существует чистое сенсорное восприятие,
чувство, не обусловленное никакими мыслями. Это быва-
ет. Однако подавляющее большинство эмоций, которые
переживает большинство людей, дублируют мыслитель-
ный процесс — это мысли, преобразовавшиеся в эмоции.
Но есть и чистые эмоции, чистые чувства, которые
возникают, минуя мыслительный процесс. Они являются
результатом того, как наш чувственный инструмент, этот
замечательный чувственный инструмент, который мы на-
зываем телом, взаимодействует с окружающим миром. Это
чистое взаимодействие, не виртуальное.

ТС: А мышление всегда виртуально?

Адья: Конечно, мышление всегда виртуально.

ТС: Но если существуют чувства, не обусловленные
мышлением, тогда, наверное, возможно и некое внутрен-
нее чутье, ощущение на уровне инстинктивной природы,
которое тоже не связано с мышлением?

Адья: Внутреннее чутье является еще одним спосо-
бом чувственного восприятия мира. Люди иногда говорят:
«Я нутром чувствую». Это своего рода интуитивное знание,
инстинктивное чувство — когда мы воспринимаем окру-
жающее определенной областью тела. Внутренняя часть
тела, область живота, является органом чувств интуиции.
Конечно, некоторые чувства могут дублировать то, что
происходит в уме — всевозможные опасения и страхи,
гневные мысли, противоречия, ограничивающие мысли, —
но, кроме того, этот орган чувств, «нутро», способен также
непосредственно реагировать на происходящее.
Когда мышление нас не ограничивает, мы можем ис-
пытать подобный интуитивный опыт. Допустим, вы подхо-
дите к краю обрыва — вы смотрите вниз и видите огромное
пространство. В такой момент может возникнуть страх, но
если вы достаточно чувствительны, вы заметите также и
другое чувство — что ваше сознание способно заполнить
все это пространство. Обычно, когда мы видим огромные
просторы, мы делаем вдох, верно? И с этим вдохом мы
чувствуем, как наше сознание открывается, впуская в
себя окружающее пространство. Мы вдыхаем в легкие, в
сердце, в живот. Все наше существо, все наше тело при-
ходит в гармонию с окружением. Такого рода раскрытие
сердца, когда наши легкие переполняются восторгом от
расширяющегося сознания, происходит вовсе не благо-
даря мышлению. Оно происходит в результате непос-
редственного взаимодействия сознания с окружающим
миром. Именно это я подразумеваю под чистым ощу-
щением, чистым чувством. И, конечно, внутреннее чутье
здесь тоже участвует. Это очень интенсивный и очень,
очень красивый опыт.
И это интимное переживание. Наше существо пережи-
вает глубочайшую близость с самим собой. Я не говорю,
что не нужно этим делиться, но как только мы начинаем
что-то говорить, как только поворачиваемся к другу, что-
то меняется. Чаще всего, такое переживание длится долю
секунды, а затем мы поворачиваемся к кому-то и говорим:
«Какая красота!» Не то чтобы это было неправильно — я
тоже иногда так делаю. Но в тот же миг — если вы чувст-
вительны, вы это заметите — ваше внутреннее состояние
изменяется, вы начинаете ощущать то, что только что
сказали. И это уже несколько отличается от того момен-
та благоговейного трепета, момента, когда все ваше тело
участвовало в восприятии.

ТС: Хорошо, когда человек испытывает чистое чувство
в момент переживания благоговения и восхищения при-
родой, это одно. Но возможно ли чистое чувство в случае
таких эмоций как гнев? Возможно ли переживать гнев,
который не является дубликатом мысли?

Адья: Конечно, конечно. Представление о том, что про-
светленные люди все время сидят с глупыми блаженными
улыбками, полная иллюзия. В опровержение этого я обыч-
но привожу такой пример: представьте, что мы в совре-
менной церкви, и вот кто-то входит через заднюю дверь и
приходит в неудержимую ярость, как Иисус когда-то —
он начинает выгонять менял и кричать во всю мощь сво-
их легких: «Как вы смеете осквернять дом Отца Моего?»
Я хочу сказать, что Иисус испытывал праведный гнев. Он
был расстроен. Он не притворялся. Он действительно был
расстроен и выражал это.
Так значит можно быть расстроенным даже в нераз-
деленном состоянии? Конечно, можно. Нам доступны все
эмоции. Пробуждение не означает, что мы лишаемся ка-
ких-то эмоций. Посредством эмоций через нас проявля-
ется существование. Просто есть форма гнева, которую
испытывают люди в разделенном состоянии, а есть форма
гнева, которую испытывают пробужденные.

ТС: Но как различить, какую форму гнева ты испыты-
ваешь — разделенную или неразделенную?
Адья: Надо почувствовать, разделен ты внутри или нет.

ТС: То есть, если я весь охвачен гневом, это неразде-
ленный гнев?

Адья: Я думаю, каждому из нас такое знакомо, когда
нас полностью охватывает гнев, но при этом мы все равно
чувствуем внутренний конфликт, разделение. Однако су-
ществует такой вид гнева, который, как бы это сказать, яв-
ляется совершенной формой гнева. В тибетской традиции,
например, есть изображения гневных божеств с пылающи-
ми мечами, огненными волосами и пламенным взором. Они
выглядят очень гневными, свирепыми и устрашающими,
но что-то в этих изображениях отличается от того обыч-
ного, противоречивого гнева, который испытываем мы. Это
трудно объяснить, но когда смотришь на эти изображения,
видишь гнев совершенно другого рода. Это не негативное
неистовство, а позитивное неистовство. Может быть, я не
очень понятно объясняю, но в целом я хочу сказать, что
даже гнев может исходить из чистоты.

ТС: Меня особенно интересует эта тема, поскольку я
сам никогда не отличался богатым эмоциональным вы-
ражением. Сейчас я начинаю открывать для себя гораздо
более широкий спектр эмоционального опыта, оказывает-
ся, это так интересно, так восхитительно! И поскольку вы
говорите, что большая часть эмоций является дубликата-
ми мыслей, мне хотелось бы все-таки разобраться, какие
эмоции производны, основаны на концепциях, а какие яв-
ляются чистым эмоциональным опытом. Как их различить?

Адья: Пожалуйста, не поймите меня неправильно. Я не
говорю, что виртуальные эмоции не должны существовать,
что они неправильны или второстепенны. Например, я могу
думать о своей жене Мукти, я могу мысленно представить
ее, и я почувствую, как меня захватывает удивительная,
потрясающая волна любви. Я знаю, что это виртуальный
эмоциональный опыт. Я знаю, что создаю его в уме, бук-
вально при помощи мыслей. Но в этом нет ничего непра-
вильного. Вот если бы я принял данное эмоциональное пе-
реживание любви за подлинную любовь, тогда это было бы
иллюзией — пусть восхитительной, но все-таки иллюзией.
Да, я могу создавать подобные образы в уме и иногда
это делаю — когда в моем уме появляется образ жены или
мысли о ней, я ощущаю в своем сердце чудесное ощущение
расширения. Так что, прежде всего, нужно понять, что если
эмоциональный опыт исходит из ума, это еще не делает его
плохим или чем-то нежелательным.
Если посмотреть внимательно, можно увидеть, что по-
давляющее большинство эмоций, которые мы испытываем,
основывается на том, что мы говорим себе в данный момент.
Это не значит, что все эти эмоции плохие или неправиль-
ные — просто они есть. Даже когда мы смотрим на что-то
и высказываем свое мнение, у нас возникает определен-
ная эмоциональная реакция. Но если мы исследуем свой
эмоциональный опыт, мы поймем, что в действительности
переживаем мысль, которая говорит нам: «Это красиво»
или «Это безобразно».
Как понять, является эмоция чистым чувством или она
порождена мыслью? Нужно посмотреть, сопутствует ли
эмоции какая-то история, какие-то образы. Если вы обна-
ружите определенный образ или историю, можете быть
уверены — ваша эмоция создана мыслями, которые вы
держите в уме. И это нормально, абсолютно нормально.
Проблема лишь в том, что мы можем впасть в заблужде-
ние, если будем основывать на этом свое представление о
реальности.

0 комментариев