18 марта 2012, 20:54

БХАГАВАД ГИТА . Избранное . Рамеш Балсекар



Глава II/46


«Веды имеют значение лишь до момента пробуждения. Для пробужденного мудреца – Брахмана – Веды полезны не больше, чем сосуд для воды во время наводнения.»
_________________________

Для духовного ищущего Веды являются первостепенным источником истинных знаний, и каждый должен обращаться к этой священной книге для их приобретения – точно так же, как селянин должен ежедневно ходить к колодцу для пополнения своих запасов питьевой воды. Однако во время наводнения сам сосуд для набора воды теряется в водяной массе. Подобным образом, и Веды имеют значение лишь до тех пор, пока ищущий не достигает определенного уровня понимания, пока индивидуум не освобождается от желаний, связанных с чувственным удовлетворением. Но для ищущего, который на собственном опыте имел переживание Брахмана, знание Вед теряется в совершенстве Высшего Я, которое адепт переживает на практике.

*************************

Глава II/69


«То, что является ночью для пребывающего в неведении, для обладающего знанием Атмана является временем полного пробуждения и осознания. Те, кто пребывают в неведении, находятся в состоянии бодрствования в дневное время, являющееся для мудреца ночью.»
__________________________

В этом стихе противопоставляется видение мира отождествленного индивидуума и пробужденного джнани. Все, что воспринимается чувствами пребывающего в неведении индивидуума, кажется ему реальным – и для него реально лишь то, что воспринимается через его органы чувств. Для мудреца же все видимые объекты не являются реальными, они представляют собой лишь изменяющиеся проявления неподвластного чувственному восприятию Реального. Другими словами, эгоцентричный, отождествленный индивидуум, полностью пробужденный к миру чувственного восприятия, пребывает во сне по отношению к реальному, Атману, переживанием которого наслаждается мудрец. До тех пор пока индивидуум продолжает оставаться в своем мире желаний, Реальное – Атман – остается для него полнейшей тайной. Лишь когда он приходит к постижению того, что ум – это не что иное, как набор нескончаемых желаний, наступает возможность его пробуждения от ночи отождествления с чувствами к миру джнани.

Рамана Махарши сказал: «Есть только две вещи: сон и мироздание. Когда вы засыпаете, все перестает существовать; вы просыпаетесь, и все появляется. Если вы научились «спать» во время бодрствования, вы можете быть просто наблюдателем. Это истина».

***********************

Глава VIII/20, 21


«За проявленным и непроявленным находится Ноуменальное сознание, вечное и неизменное, не растворяющееся даже во время общего космического растворения. Это неподвластное уничтожению Непроявленное Сознание описывается как высшее состояние Бытия. Те, кто достигаю Его, не возвращаются обратно.»
__________________

Святой Джнанешвар в своей «Анубхавамрите» (Переживание Бессмертия) говорит об этом: о возникновении сознания – Я есть –из изначального состояния пленума, или чистой потенциальности, когда сознание не осознает себя. Лишь когда из изначального первичного состояния единственности возникает ощущение присутствия – Я есть – тогда сознание приходит в движение и порождает в пределах самого себя тотальность проявленного мира. Это движение сознания одновременно порождает концепцию знания, видьи (Я есть – ощущение безличностного присутствия), и неведения, авидьи ( когда это безличностное сознание или ощущение присутствия отождествляется с каждым живым объектом, образуя обособленную сущность). Единственность потенциального пленума – Я-субъект – в процессе возникновения проявленной вселенной подвергается дихотомии и разделяется на субъект и объект, при этом каждый объект считает себя субъктом-наблюдателем в противовес всем другим наблюдаемым объектам. Именно это – отождествление в виде индивидуальной личности – и является концептуальной «связанностью» индивидуума как обособленной сущности. «Освобождение» заключается в постижении того, что нашей истинной природой является безличностное сознание (Я есть То; То есть Ты), а не индивидуальный организм тела-ума, с которым сознание себя отождествило. Когда происходит такое постижение – трансформация, или паравритти – псевдосубъект перестает быть объектом и освобождается от наложенных друг на друга противоположностей (субъект/объект); и посредством этой пустоты, или «ничего», псевдосубъект возвращается к изначальной субъективности, являющей собой потенциальный пленум.

Джнанешвар объясняет, что Абсолют – Ноумен – Субъект не может быть объектом для самого себя или кого-то еще, ибо он представляет собой чистое бытие. Он есть извечный субъект – субстрат – который объективно проявляет себя, растягиваясь в концептуальном пространстве-времени с тем, чтобы стать воспринимаемым в виде феноменальных объектов. Эта тотальная потенциальность – Я-субъект – не может быть целью процесса познания, ибо в этом случае она была бы объектом. Глаз может видеть все, но он не может видеть самого себя!

*********************

Глава IX/2, 4


«Это знание, выше которого нет ничего, это высшая тайна, дающая совершенную чистоту. Это знание дает истинную добродетель, и практика его относительно легка, но видимо оно лишь для глаза мистика. Так человек приходит к вечной Истине.

Вся вселенная пронизана Мною в той извечной форме, которая не воспринимаема чувствами. Все существа пребывают во мне, но Я – не в них.»
___________________

В этом стихе Господь Кришна называет Адвайту высшим знанием, высшей тайной, с помощью которой человек приходит к главной, вечной Истине. Самоисследование является относительно легким методом, поскольку оно не требует формального выполнения какой-либо дисциплины в течение предписанного периода времени: постижение может произойти путем непосредственного переживания Высшего Я, и как только это непосредственное переживание происходит, ощущение себя исполнителем, «я» полностью и навсегда уничтожается.

Этот высший метод является великим очищающим фактором, поскольку он не требует выполнения какой-либо строгой дисциплины и тем не менее способствует внутреннему очищению ищущего. Однако он доступен не для всех: постичь его может лишь мистик, тот, кто обладает восприимчивостью по отношению к этому учению. Те, кого природа наделила стремлением к обретению материальных благ или власти, не будут даже испытывать интерес к поиску своего Высшего Я.

Таким образом, данное учение (о том, что вся вселенная пронизана Им в Его вечной непроявленной форме, неподвластной восприятию органами чувств) недоступно для тех, чья дхарама, комплекс природных характеристик, не позволяет открыться этому учению. Как выразился святой Джнанешвар, это учение будет доступно только тому, что способен видеть свое лицо без помощи зеркала!

Наконец, Господь Кришна говорит в этом стихе о том, что все существа пребывают в Нем, но Он – не в них. Одной этой фразой Господь Кришна дает описание принципов имманентности и трансцендентности. Все существа представляют собой часть отражения или проявленного выражения непроявленного: таким образом, непроявленное имманентно присутствует во всех существах, и в то же время находится вне пределов всего мироздания. Субстанция может существовать без тени, но тень не может существовать без субстанции: то есть субстанция имманентно присутствует в тени, и вместе с тем – находится вне ее пределов.
полностью читать здесь: Your text to link...

0 комментариев