3 февраля 2020, 16:29
ВСЯ ВАША ЖИЗНЬ - КОМЕДИЯ, ФАРС
ВСЯ ВАША ЖИЗНЬ — КОМЕДИЯ, ФАРС
Однажды вечером один из посетителей начал разговор такими словами: — Махарадж, Вы иногда говорите, что весь проявленный мир — это иллюзия, он подобен кинофильму или спектаклю, и что…
Махарадж, засмеявшись, перебил его:
— Но это не обычное кино, снятое с определенной целью; это — потрясающая комедия, настоящий фарс, если Вы только можете ясно видеть все это, как оно есть.
Посмотрите, вот я, у себя дома, никого не трогаю, делаю то, что естественно приходит мне в голову.
Предположим, однажды у моих дверей появляется полицейский и обвиняет меня в нападении и грабеже, совершенных в Калькутте тогда-то и тогда-то.
Я отвечаю ему, что никогда никуда не уезжал из своего родного города, не говоря уже о том, чтобы быть в Калькутте и принимать участие в нападении и грабеже.
Уверенность, с которой я говорю это, уменьшает его решительность, он продолжает допрос и обнаруживает, что сказанное мною — правда.
И тогда он извиняется и оставляет меня в покое.
Так должно быть.
Но теперь начинается комическая часть.
Вам также предъявляют подобное обвинение; Вы также никогда не были в Калькутте, но присутствие полицейского вселяет в Вас такой страх, что Вы не в состоянии сказать что-либо в свою защиту и позволяете ему арестовать Вас.
Позже, находясь за решеткой, Вы сокрушаетесь по поводу своего заточения и плачете о свободе!
Разве не смешно?
В своем изначальном состоянии единства и целостности я даже не знал, что существую.
И вот однажды мне сказали, что я «родился», что определенное тело является «мной»; а такая-то супружеская пара — моими родителями.
С тех пор я начал принимать всю дальнейшую информацию о себе как истинную, день за днем, и таким образом я принялся возводить целую псевдо-личность; и все только потому, что я принял обвинение в рождении, хотя я полностью осознавал, что у меня не было переживания того, что я родился, что я никогда не давал свое согласие на то, чтобы рождаться и мое тело было навязано мне.
Постепенно обусловленность становилась все сильнее и сильнее, и, наконец, углубилась до такой степени, что я не только принял обвинение в том, что я был рожден как конкретное тело, но я принял и то, что когда-то в будущем я «умру», и само это слово «смерть» стало для меня ужасающим, символизируя какое-то травматическое событие.
Может ли быть что-нибудь более смешное?
Так что более устрашающей иллюзией является не столько само событие, известное как рождение-жизнь-смерть и длящееся какой-то период того, что известно как «время», сколько принятие себя объективной сущностью, которая якобы должна пережить это концептуальное событие.
А основная иллюзия, которая делает возможной эту иллюзию — это иллюзия пространства, в котором объекты могли бы быть растянуты, и концепция времени (продолжительности), в котором растянутые в пространстве объекты могли бы быть воспринимаемы.
Теперь Вы понимаете, почему я сказал, что жизнь — это комедия, фарс?
Сделайте еще один шаг и посмотрите до какой степени Ваша концептуальная сущность вовлекается в этот фарс.
Вы не только не видите, что Вы являетесь лишь актером, играющим роль в этом фарсе, но и продолжаете считать, что Вы имеете свободу выбора и действия в этой пьесе (именуемой «жизнью»), которая на самом деле должна, со всей очевидностью, разворачиваться строго в соответствии с заранее написанным сценарием.
И когда события происходят таким образом, в естественном и обычном порядке, эта концептуальная сущность, которой является человек, позволяет себе подвергаться их воздействию и поэтому страдает.
Тогда он начинает думать о «рабстве» и «освобождении».
Освобождение представляет собой постижение того, что жизнь — это фарс, и осознавание того, что ты не можешь быть сущностью с какой-либо формой или именем.
Освобождение — это достижение осознания того, что живые существа являются частью проявления тотальности феноменального мира и не имеют обособленной индивидуальности.
Это осознание — то, чем «Я» являюсь, — есть чувствительность всех чувствующих существ, сознательное присутствие как таковое.
Освобождение — это осознание того, что Я, Абсолют, в своем феноменальном выражении являюсь функционированием (видением, слышанием, чувствованием, ощущением вкуса и запаха, мышлением) без присутствия каких-либо других актеров-индивидуумов.
Теперь Вы понимаете, почему Вы «страдаете»?
Потому что Вы представляете собой случай ошибочного отождествления или скорее потому, что Вы приняли то, что явно является ошибочным отождествлением!
Один из посетителей спросил:
— Если проблема «рабства» и «освобождения» действительно является следствием ощущения отождествления с телом, то как и почему это отождествление вообще произошло?
Затем он добавил (наверное, по принципу «семь бед — один ответ»), что не понимает, зачем человеку нужны духовные знания, если в конце жизни результат один и тот же как для джняни, так и для человека, пребывающего в неведении: тело возвращается к пяти элементам, а Сознание входит в состояние Ниргуна.
Махарадж начал говорить:
— Давайте вначале рассмотрим основные факты.
Вся проявленная Вселенная — это видимость в Сознании.
Если Вы находитесь в бессознательном состоянии, мир для Вас не существует, поскольку Вы не можете ничего познавать.
Это Сознание (в котором человек познает феноменальную Вселенную) — все, чем мы являемся.
Пока мы пребываем в феноменальном мире, мы можем познавать только это; мы не можем быть тем-что-мы-есть, пока мы не пробудимся от сновидения феноменальности, пока мы не поймем, что сновидение — это сновидение и не перестанем концептуализировать и объективизировать.
Это основной факт.
Ноумен является субстанцией, феномен — просто отражением; они не отличны друг от друга.
Следующий момент, который необходимо понять, состоит в следующем: когда «Вы» видите «его» в феноменальном мире, и тот, и другой являются объектами, воспринимаемыми друг другом как видимые проявления в Сознании.
Но нет никакого субъекта, который бы видел другого как объект.
Есть только видение, которое представляет собой функционирование как аспект ноуменального потенциала.
Это относится ко всему остальному — слышанию, осязанию, ощущению вкуса и т.д.
Все по сути является «функционированием».
Давайте пойдем дальше: это «функционирование»происходит посредством физической формы, психосоматического механизма, который как феномен сам является проявлением и, следовательно, также аспектом ноумена, как тень является аспектом предмета, ее отбрасывающего.
До тех пор пока нет речи об индивидуальной сущности, принимающей на себя свободу выбора действия, все феноменальное функционирование происходит спонтанно и вопрос о «рабстве» и «освобождении» не возникает.
Но происходит то, что психосоматическая форма наделяется ложной субъективностью как обособленное существо, хотя оно само по себе является лишь объектом, ведь единственный субъект — это ноумен.
Так создается псевдосущность, которая якобы рождается, живет и умирает, а также обладает независимым волеизъявлением, для того, чтобы делать выбор и принимать решения.
И вместе с этой мнимой независимой свободой воли принимается также ответственность за все, что происходит в функционировании проявленного мира, то есть за страдания в этом мире, грехи и заслуги, а также за являющиеся следствием этого «рабство» и необходимость в «освобождении».
Теперь Вам ясно положение дел? То-чем-мы-являемся отождествляется с тем-чем-мы-не-являемся – с псевдосущностью.
«Рабство» возникает как раз из этого отождествления.
И именно эта псевдосущность страдает от вины и связанности и стремится к освобождению.
Любое переживание, приятное или неприятное, может быть пережито лишь фантомом, объектом ошибочного отождествления, именуемым «я».
И наконец, поймите, что происходит в случае с джняни.
Кажется, что он живет так же, как любой другой человек, но существенное отличие состоит в том, что он устранил отождествление себя с псевдосущностью, и поэтому у него нет переживаний, вызывающих страдание.
В случае же с человеком, который подвержен неведению, псевдосущность (сама являющаяся иллюзией) продолжает жить в мире-сновидении (которым является проявленное) как независимая сущность с мнимой свободой воли.
И она страдает, поскольку вовлекается в идею причинности, известную как карма и включающую в себя концепцию перевоплощения.
Абсолют проявляет себя через миллионы форм, которые создаются и разрушаются каждое мгновение, и в этом спонтанном функционировании нет никакого места идее о какой-либо сущности. Поэтому любое действие -позитивное или негативное — основанное на концепции автономной, независимой сущности, подразумевает непонимание основных положений Адвайты.
Пока есть псевдосущность, считающая себя ищущим и стремящаяся к «освобождению», она будет оставаться в «рабстве».
Должно быть достигнуто глубокое, интуитивное осознавание того, что ищущий — это искомое.
Когда это происходит, ищущий исчезает.
Задумайтесь на мгновение: кто размышляет в терминах трансформации, превращения из одного состояния в другое, в терминах самосовершенствования?
Конечно же, это не что иное, как видимое проявление в Сознании, действующее лицо в фильме, индивидуум во сне — снящаяся псевдосущность, считающая себя подверженной действию кармы.
Как может такой снящийся персонаж «усовершенствовать» себя до чего-то иного, нежели снящееся «я»?
Как может тень усовершенствовать себя до состояния того, что ее отбрасывает?
Как может быть какое-то «пробуждение» ото сна, кроме того, что сновидящий обнаруживает истинную природу источника сновидений, всего проявленного?
И «пробуждение» состоит в постижении того, что нет никакого индивидуума, воспринимающего феноменальный мир, что природа и цель всех «существ» — просто восприятие феноменов, то есть функционирование в этом-здесь-сейчас.
Рамеш Балсекар
Однажды вечером один из посетителей начал разговор такими словами: — Махарадж, Вы иногда говорите, что весь проявленный мир — это иллюзия, он подобен кинофильму или спектаклю, и что…
Махарадж, засмеявшись, перебил его:
— Но это не обычное кино, снятое с определенной целью; это — потрясающая комедия, настоящий фарс, если Вы только можете ясно видеть все это, как оно есть.
Посмотрите, вот я, у себя дома, никого не трогаю, делаю то, что естественно приходит мне в голову.
Предположим, однажды у моих дверей появляется полицейский и обвиняет меня в нападении и грабеже, совершенных в Калькутте тогда-то и тогда-то.
Я отвечаю ему, что никогда никуда не уезжал из своего родного города, не говоря уже о том, чтобы быть в Калькутте и принимать участие в нападении и грабеже.
Уверенность, с которой я говорю это, уменьшает его решительность, он продолжает допрос и обнаруживает, что сказанное мною — правда.
И тогда он извиняется и оставляет меня в покое.
Так должно быть.
Но теперь начинается комическая часть.
Вам также предъявляют подобное обвинение; Вы также никогда не были в Калькутте, но присутствие полицейского вселяет в Вас такой страх, что Вы не в состоянии сказать что-либо в свою защиту и позволяете ему арестовать Вас.
Позже, находясь за решеткой, Вы сокрушаетесь по поводу своего заточения и плачете о свободе!
Разве не смешно?
В своем изначальном состоянии единства и целостности я даже не знал, что существую.
И вот однажды мне сказали, что я «родился», что определенное тело является «мной»; а такая-то супружеская пара — моими родителями.
С тех пор я начал принимать всю дальнейшую информацию о себе как истинную, день за днем, и таким образом я принялся возводить целую псевдо-личность; и все только потому, что я принял обвинение в рождении, хотя я полностью осознавал, что у меня не было переживания того, что я родился, что я никогда не давал свое согласие на то, чтобы рождаться и мое тело было навязано мне.
Постепенно обусловленность становилась все сильнее и сильнее, и, наконец, углубилась до такой степени, что я не только принял обвинение в том, что я был рожден как конкретное тело, но я принял и то, что когда-то в будущем я «умру», и само это слово «смерть» стало для меня ужасающим, символизируя какое-то травматическое событие.
Может ли быть что-нибудь более смешное?
Так что более устрашающей иллюзией является не столько само событие, известное как рождение-жизнь-смерть и длящееся какой-то период того, что известно как «время», сколько принятие себя объективной сущностью, которая якобы должна пережить это концептуальное событие.
А основная иллюзия, которая делает возможной эту иллюзию — это иллюзия пространства, в котором объекты могли бы быть растянуты, и концепция времени (продолжительности), в котором растянутые в пространстве объекты могли бы быть воспринимаемы.
Теперь Вы понимаете, почему я сказал, что жизнь — это комедия, фарс?
Сделайте еще один шаг и посмотрите до какой степени Ваша концептуальная сущность вовлекается в этот фарс.
Вы не только не видите, что Вы являетесь лишь актером, играющим роль в этом фарсе, но и продолжаете считать, что Вы имеете свободу выбора и действия в этой пьесе (именуемой «жизнью»), которая на самом деле должна, со всей очевидностью, разворачиваться строго в соответствии с заранее написанным сценарием.
И когда события происходят таким образом, в естественном и обычном порядке, эта концептуальная сущность, которой является человек, позволяет себе подвергаться их воздействию и поэтому страдает.
Тогда он начинает думать о «рабстве» и «освобождении».
Освобождение представляет собой постижение того, что жизнь — это фарс, и осознавание того, что ты не можешь быть сущностью с какой-либо формой или именем.
Освобождение — это достижение осознания того, что живые существа являются частью проявления тотальности феноменального мира и не имеют обособленной индивидуальности.
Это осознание — то, чем «Я» являюсь, — есть чувствительность всех чувствующих существ, сознательное присутствие как таковое.
Освобождение — это осознание того, что Я, Абсолют, в своем феноменальном выражении являюсь функционированием (видением, слышанием, чувствованием, ощущением вкуса и запаха, мышлением) без присутствия каких-либо других актеров-индивидуумов.
Теперь Вы понимаете, почему Вы «страдаете»?
Потому что Вы представляете собой случай ошибочного отождествления или скорее потому, что Вы приняли то, что явно является ошибочным отождествлением!
Один из посетителей спросил:
— Если проблема «рабства» и «освобождения» действительно является следствием ощущения отождествления с телом, то как и почему это отождествление вообще произошло?
Затем он добавил (наверное, по принципу «семь бед — один ответ»), что не понимает, зачем человеку нужны духовные знания, если в конце жизни результат один и тот же как для джняни, так и для человека, пребывающего в неведении: тело возвращается к пяти элементам, а Сознание входит в состояние Ниргуна.
Махарадж начал говорить:
— Давайте вначале рассмотрим основные факты.
Вся проявленная Вселенная — это видимость в Сознании.
Если Вы находитесь в бессознательном состоянии, мир для Вас не существует, поскольку Вы не можете ничего познавать.
Это Сознание (в котором человек познает феноменальную Вселенную) — все, чем мы являемся.
Пока мы пребываем в феноменальном мире, мы можем познавать только это; мы не можем быть тем-что-мы-есть, пока мы не пробудимся от сновидения феноменальности, пока мы не поймем, что сновидение — это сновидение и не перестанем концептуализировать и объективизировать.
Это основной факт.
Ноумен является субстанцией, феномен — просто отражением; они не отличны друг от друга.
Следующий момент, который необходимо понять, состоит в следующем: когда «Вы» видите «его» в феноменальном мире, и тот, и другой являются объектами, воспринимаемыми друг другом как видимые проявления в Сознании.
Но нет никакого субъекта, который бы видел другого как объект.
Есть только видение, которое представляет собой функционирование как аспект ноуменального потенциала.
Это относится ко всему остальному — слышанию, осязанию, ощущению вкуса и т.д.
Все по сути является «функционированием».
Давайте пойдем дальше: это «функционирование»происходит посредством физической формы, психосоматического механизма, который как феномен сам является проявлением и, следовательно, также аспектом ноумена, как тень является аспектом предмета, ее отбрасывающего.
До тех пор пока нет речи об индивидуальной сущности, принимающей на себя свободу выбора действия, все феноменальное функционирование происходит спонтанно и вопрос о «рабстве» и «освобождении» не возникает.
Но происходит то, что психосоматическая форма наделяется ложной субъективностью как обособленное существо, хотя оно само по себе является лишь объектом, ведь единственный субъект — это ноумен.
Так создается псевдосущность, которая якобы рождается, живет и умирает, а также обладает независимым волеизъявлением, для того, чтобы делать выбор и принимать решения.
И вместе с этой мнимой независимой свободой воли принимается также ответственность за все, что происходит в функционировании проявленного мира, то есть за страдания в этом мире, грехи и заслуги, а также за являющиеся следствием этого «рабство» и необходимость в «освобождении».
Теперь Вам ясно положение дел? То-чем-мы-являемся отождествляется с тем-чем-мы-не-являемся – с псевдосущностью.
«Рабство» возникает как раз из этого отождествления.
И именно эта псевдосущность страдает от вины и связанности и стремится к освобождению.
Любое переживание, приятное или неприятное, может быть пережито лишь фантомом, объектом ошибочного отождествления, именуемым «я».
И наконец, поймите, что происходит в случае с джняни.
Кажется, что он живет так же, как любой другой человек, но существенное отличие состоит в том, что он устранил отождествление себя с псевдосущностью, и поэтому у него нет переживаний, вызывающих страдание.
В случае же с человеком, который подвержен неведению, псевдосущность (сама являющаяся иллюзией) продолжает жить в мире-сновидении (которым является проявленное) как независимая сущность с мнимой свободой воли.
И она страдает, поскольку вовлекается в идею причинности, известную как карма и включающую в себя концепцию перевоплощения.
Абсолют проявляет себя через миллионы форм, которые создаются и разрушаются каждое мгновение, и в этом спонтанном функционировании нет никакого места идее о какой-либо сущности. Поэтому любое действие -позитивное или негативное — основанное на концепции автономной, независимой сущности, подразумевает непонимание основных положений Адвайты.
Пока есть псевдосущность, считающая себя ищущим и стремящаяся к «освобождению», она будет оставаться в «рабстве».
Должно быть достигнуто глубокое, интуитивное осознавание того, что ищущий — это искомое.
Когда это происходит, ищущий исчезает.
Задумайтесь на мгновение: кто размышляет в терминах трансформации, превращения из одного состояния в другое, в терминах самосовершенствования?
Конечно же, это не что иное, как видимое проявление в Сознании, действующее лицо в фильме, индивидуум во сне — снящаяся псевдосущность, считающая себя подверженной действию кармы.
Как может такой снящийся персонаж «усовершенствовать» себя до чего-то иного, нежели снящееся «я»?
Как может тень усовершенствовать себя до состояния того, что ее отбрасывает?
Как может быть какое-то «пробуждение» ото сна, кроме того, что сновидящий обнаруживает истинную природу источника сновидений, всего проявленного?
И «пробуждение» состоит в постижении того, что нет никакого индивидуума, воспринимающего феноменальный мир, что природа и цель всех «существ» — просто восприятие феноменов, то есть функционирование в этом-здесь-сейчас.
Рамеш Балсекар
33 комментария
Нисаргадатта Махарадж
мне больше по нраву такие прибамбасы как игра (виртуалка), видео-фильм HD-диск (DVD ли), та же грампластинка… с той лишь разницей что это полный автомат развлекается, необычайно живой и разумный, сам в себе… сам из себя) работает безупречно, САМ СЕБЯ ЗНАЕТ, знает все свое устройство… но приколом логики и множества создает повествовательный хаос описания механизма функционирования…
во-общем, то что абсолютно живо, реально и неизменно описаниям не подлежит… но попытки нескончаемы, в виде киношек о себе
Кинопоказуха) целиком и полностью безобидная
Взгляд Нисаргадатты — из природы Того что ты есть, из божественного; эта природа не нуждается в освобождении, совершенствовании и преобразованиях, она запредельна тому что происходит на экране пустоты и не подвержена влиянию изменчивости. У этой природы нет вопросов, целей и задач. Она более обозреватель Самое себя, без какого-либо предпочтения одного качества другому.
потому и НЕ2)))
Конечно же, это не что иное, как видимое проявление в Сознании, действующее лицо в фильме, индивидуум во сне — снящаяся псевдосущность, считающая себя подверженной действию кармы.
Тому Высшему Вечному и Бесконечному совершенствоваться не нужно, по определению.
Любимый вопрос К. Ренца: смотри — кого? это волнует)))
На краю, обрыв, держась за соломинку съесть ягоду и насладиться, перед смертью в последнее мгновение(Дзен).
Это тоже называется, «быть-здесь и -сейчас»
Для этого возникает масса смыслов.
Вот недавно у него так ситуация сложилась, что опять был за любовь наказан:(
Появилась у него подруга породы британская вислоухая, приходила к нему каждый день и он ей даже разрешил на нашей поляне на мышей охотится.
Сижу я тут на кухне вечером и смотрю в два окна а они на подоконники запрыгнули и любуются друг другом. На одном подоконнике стояла голова Будды из непонятно какого материала. Так вот стал он перелезать к подруге, которая кокетливо пряталась за этой головой и грохнул эту голову а сам видать об осколок поранился. Я не сразу обратила внимание, но смотрю он как то странно себя ведёт и в боку как будьто клок выдран и обноруживаю шишак. Конечно я его с утра в сумку и к врачу а он всю дорогу мявкает, раньше за ним такого не замечалось. Я с ним разговариваю, успокаиваю а он после укола на обратном пути ещё больше в отчаяние впал, да и мне поднадоело это нытьё и я повысив голос говорю-масяня всё будет хорошо и ты выздоровишь яволь? И мой кот впервые заговорил, повторяя громко- яоль и так пока до дому не доехали.
Так что каждый может научится, особенно если телу что-то угрожает:)