23 мая 2011, 16:55
Дзогчен Понлоп Римпоче: "Отпустите ярлыки и увидьте мир заново!"
Очень многие страдания в жизни приходят от понятийного ума и его привычки навесить ярлыки на весь наш опыт и все классифицировать. Обычно эти ярлыки не имеют никакого отношения к реальности или к тому, что зачастую ими обозначается.
Вещи, сами по себе, такие какие они есть, находятся за пределами наших концепций; но…
Наш беспорядочный ум создает все эти ярлыки и налепливает их на вещи. Благодаря этому обозначающему уму у нас есть: враги и друзья, черное и белое, хорошее и плохое. В обществе, этому наименованию уделяют очень большое внимание, а в результате мы испытываем отделение и дискриминацию. В Буддизме, мы называем это двойственностью — тенденцией нашего ума разделять на пары противоположностей. Это — основа большей части наших страданий.
Это одна из самых важных вещей, с которыми сталкиваемся на нашем духовном пути: видеть то, как понятийный ум навешивает ярлыки на все, а также то, как это приводит к страданиям. Подумайте о том, как часто у вас случается общение с другими людьми, в результате которого вы начинаете считать что о вас судят неверно. Вы даже можете выстроить вокруг этого целуюисторию. И эта история может крутиться и крутиться у вас в голове — все 24 часа. А на следующий день вы снова встречаетесь с этим человеком, и с удивлением понимаете, что он и не воспринимал вас таким образом, какой вы себе напридумывали. Все страдание, все тревоги были порождены умом, опирающимся на понятия. Иногда мы порождаем эти страдания в самих себе, а иногда заставляем страдать других проецируя на них наши ярлыки.
При этом мы не можем просто взять и отказаться, отбросить концептуальный, вешающий ярлыки ум. Нам необходимо с ним работать. Ярлыки необходимы, но только до определенной степени. Без них мы даже не сможем попросить ручку или листок бумаги, выяснить направление — как нам добраться из пункта А в пункт Б; у нас даже не будет слов для общения друг с другом, передающих мысли и идеи. Но очень часто мы выходим за границы необходимого уровня и начинаем навешивать бесполезную сложность на ситуацию.
Когда мы начинаем чрезмерно усердствовать с наименованием и проекциями, мы буквально сходим с ума. Посмотрите, что происходит во время выборов, когда говорящие головы приходят на телевидение и начинают спекулировать о результатах. Они могут говорить о своих проекциях 24 часа в сутки, об опросах, ожиданиях, придумывая целые истории, навешивая ярлыки. Как часто все это оказывается верным?
Когда мы погружаемся в наш собственный процесс рационального мышления, мы буквально засовываем голову в телевизор во время подобной передачи. Мы рассказываем себе такие истории, которые уводят нас все дальше и дальше от истины. После терракта 9/11, разве мы в состоянии сесть в самолет не осмотрев внимательно всех пассажиров? Мы меряем каждого из них согласно нашим представлениям, а потом даем им ярлыки. Этот выглядит благонадежным, а этот подозрительным. И за последним мы начинаем следить весь полет, замирая в беспокойстве, когда он встает со своего места и куда-то направляется. Из-за нашего определения и ярлыка мы не в состоянии расслабиться.
Если подобное наименование помогает нам приблизиться к истине, тогда мы должны ей следовать. Но, если она уводит нас от истины, тогда она может привести к страданиям. Это наша собственная проблема. И одновременно — наше собственное решение. Когда мы обучаемся тому, как наблюдать за умом и останавливать процесс наименования всего и каждого автоматически, мы начинаем видеть совершенно другой мир. Вместо разделенного и страшного мира, мы видим мир — целостный и беспристрастный.Тогда мы можем расслабиться и насладиться самими собой, пусть понемногу каждый день. Когда мы отходим от процесса рационального мышления, мы не просто освобождаем сами себя. Мы освобождаем и других людей из оков, которые мы им понавешивали. И тогда мы возможно окажемся в состоянии встретиться друг с другом возможно в первый раз в новом мире.
4 комментария