8 сентября 2013, 15:41
Можно ли достигнуть просветления. Взгляд с позиции Дзогчен.
Да, мы давно уже усвоили, что просветление — это концепция, то что человек понимает под понятием «просветления» — чаще всего является ошибкой.
Нами прочитаны книги Уэйна Ликермэна (Рам Цзы) «Просветление — не то, что ты думаешь», Карла Ренца «Просветление и другие заблуждения», У.Г. Кришнамурти
"
Одним словом, по крайней мере во внешнем круге Формации, вслух о «просветлении» говорить не совсем прилично… А на сатсанге вопрос «А как стать просветлённым» — с головой выдаёт в госте новичка, и натыкается на улыбку Мастера и скептически-«сведущие» взгляды опытных «стариков».
А как другие учения относятся к этому понятию? Вон Игорь ака pathort уже восьмой топик публикует с определением понятия «просветления».
Во Фри Эвей неоднократно подчёркивалось близость Живого Учения с Дзогчен. Тем более, что мы знаем, что в переводе с тибетского Дзогчен — Полное (или Великое)совершенство.
В одном из самых важных 21 текстов Дзогчена «Кунчжед Гьялпо» («Царь Всетворящий») утверждается:
«Ум — творец всего: сансары и нирваны.сразу оговорюсь здесь в тексте (да и во всём Дзогчене) под Умом подразумевается не мозг (это чистая физиология) как таковой, и даже не то (не совсем правда понятно что именно), чем человек думает, а «изначальное состояние ума». Здесь используется не тибетский термин сем (sems)как перевод его во втором случае, а чангчубсем, аналог санкритского и немного известного нам термина — бодхичитта (чистая и совершенная природа ума).
Знай этого царя, который созидает всё!»
Вот это состояние ума и именуется «царём всетворящим».
Об этом же говорится в изречении Падмасабхавы:
Этот ум творит и сансару и нирвану.То есть исходя из Дзогчена, природа нашего ума изначально чиста, суть его — чистое недвойственное присутствие. Но мы сами, наш Ум (здесь уже в его классическом понимании) способствует обуславливанию: кармическому (мы его называем по-научному генному), социальному (воспитание в семье, в детском садике, школе, университете, знания в виде концепций, идеология, культурная, этническая среда, политические партии, СМИ и т.д.) способствуют тому что нами полностью овладевает иллюзии и отвлечения. И это иллюзорное видение присутсвует у 99 и 9 (в периоде) населения Земного шара…
Вне его не существует ни то, ни другое
Поэтому пробуждение, просветление по Дзогчен — это возврат к первичному абсолютному знанию об истинной природе ума. В этом сущность Пути.
Следовательно, в принципе, достичь конечной цели может каждый, поскольку изначально это присуще каждому.
А наиболее известный и «ценный» текст Лонгчена Рабджама (1308 — 1363) — признанного классика Дзогчена, наиболее эрудированного и реализованного Мастера, так прямо и называется «Драгоценная сокровишница Дхармадхату. Гимн пробуждённого ума».
Поэтому следует приложить максимальные усилий к овладению Учением, пусть не собьют нас на Пути неверно истолкованное понимание «срединного» пути, или пути «не-деяния» (о них, если будет необходимость поговорим в другой теме).
И если уж нам была дарована милость встать на этот Путь, так пусть же эта милость найдёт всех нас и в Пути!
(46):
Dragon, Felix, Sakura, Yota, snumra, Yuka, Catriona, askhat, Rikirmurt, Shine, matti, Ozi, Aleksey, nick80, Inguren, dima87, Ia-ha, itslogin, Eya, forsuasson, Alika, Natahaalala, Mint, atman123, Ultron, PureRayofLight, Kleo, stuikoza, Dima12, hahakiri, Yarik, riddy, spart, Irene, moksha, moTor, makara, Kapelka, IrinaZ, pchelkine, JuKa, vadym, Sich, konstruktor, yulk, boryani4
39 комментариев
Как можно неправильно это трактовать? Он повторяет это на протяжении всего текста раз за разом, чтобы это навсегда отложилось в голове. Потом вновь и вновь недвусмысленно повторяет и поясняет это положение в комментариях.
Как можно неправильно трактовать «без усилий и достижений»? «Без исправлений»? И как понять эти слова правильно?
Старик, практикуй истинный смысл! Прими эту практику близко к сердцу! Не путай слова и смысл! Не разлучайся со своим другом, усердием! Обними всё своим вниманием! Не трать время на праздные разговоры и бесцельную болтовню! Не преследуй заурядные цели! Не тревожься о потомках! Не слишком заботься о еде и питье! Реши умереть обычным человеком*! Твоя жизнь подходит к концу, так будь же усерден! Практикуй это наставление для старика, что стоит на пороге смерти!
Поскольку гуру направил посох в сердце Шераба Гялпо, это наставление называется «Направив посох на старика». Шераб Гялпо из Нгога обрел освобождение и сиддхи.
Далее этот призыв расшифровывается, поясняется что и почему, тонко высмеивается достигаторы-практики даются чёткие обоснования почему бессмысленно гнаться за чем-то или бежать от чего-то.
Единственная предлагаемая «практика» заключается в том, чтобы оставить всё без изменений, наблюдать за проявлением и исчезновением явлений, не пытаясь их отвергнуть или присвоить.
Я прошу прощения если веду себя некорректно или нарушаю какие-то негласные правила сообщества, но мне действительно непонятно как можно неправильно интерпретировать слова «Таковость не нуждается в достижении, усилиях и каких-либо действиях.» Что тут вообще можно понять не так? И как правильно должны быть поняты эти слова?
Каждый понял — как понял
Далее из не менее авторитетного источника:
Не то, что бы ты должен стать Просветлённым –
всё уже Просветлено! Всё равностно!
Если ты не можешь постичь Праджняну – Изначальное “Я”,
она от этого не ухудшится,
ведь её сущность за пределами сансары.
Если ты ищешь что-либо
или занимаешься исследованием “Я” –
ты человек с малым пониманием.
В природе нет такой точки зрения,
которую нужно занять, а потому
она свободна от любых взглядов.
Пойми, ты уже есть ТО, твоё сознание
и есть Исконная реальность.
Всё есть только ТО.
Будучи изначально совершенным ТЕМ,
как ты можешь ещё раз желать его?
А значит – нечего искать или достигать
и нет пути.
Апогей манифестации: не зажимайте свой ум! Освободите его! Он изначально свободен!
Но для этого необходимо непрерывно находиться в состоянии ригпа — не на мгновение не позволять уму отвлекаться, не позволять ему блуждать в иллюзиях и рассеяности.
И здесь истина в том, что спокойствие ума — это его суть, а движение ума — его энергия.
Но для нахождения в состоянии недвойственности требуется огромная практика.
И это не прогтиворечие, а суть Учения. Практика здесь — это постоянное неотвлечение.
Поэтому Завет Лонгченпы «Незапятнанная Светоносность»: Усердие, подобное огромному пылающему костру,
Испепеляет всё неподобающее и питает всё благое.
Не поддаваясь промедлению, апатии и лености,
Пожалуйста, следуйте пути освобождения с этого мгновения.
Похоже на усилия.
Сказано что нет ни внутри ни снаружи, так как можно быть в двойственности или вне её?
Гм. Ведь про практику и достижения чёрным по белому написано, что они не нужны.
Ну раз уж отброшены усилия, достигательсвто и спешка, то очевидно что и их противоположности лень, апатия и промедление тоже отброшены. Так как без взаимозависимой противоположности эти понятия просто теряют смысл.
Да что ж такое! Опять усилия. Я совсем запутался. Видно не для двойственного ума такие вещи.
Ну или надо отбросить как взращивание силы так и взращивание слабости.
. Это призыв не только Дзогчена, но и Дзена, и в Упанишадах об этом говорится, и в Сутре в 42 джана (чжанизм), и даже в христианстве — исиахизм.
Будда говорил, что нужно Парадокс как бы в том, что ум надо успокоить — это и есть не-деяние («у-вэй»), успокоить его деятельность
Вот возьмите практику медитаици в дза-дзен (сидячая медитация) но для этого надо находится в дза-дзене часами (днями, годами).
Но уж, во всяком случае это не призыв к лености и праздности! ))
Ну, тут бы я поспорил. На вскидку вот слова Эно, шестого патриарха дзэна:
Ошибается тот, кто думает, что для того, чтобы достичь освобождения, нужно сидеть спокойно и предаваться созерцанию. Истина дзэна открывается сама собой изнутри и не имеет ничего общего с практикой дхьяны, ибо мы читаем в Ваджраччедике, что тот, кто пытается узреть Татхагату при помощи той или иной особой позы, сидя или лежа, не понимает духа его, не понимает того, что Татхагату называют Татхагатой потому, что он приходит из «ниоткуда» и уходит в «никуда», и по этой причине он Татхагата. Он появляется неизвестно как и исчезает неизвестно куда, а это и есть дзэн. В дзэне поэтому нечего достигать, нечего понимать; тогда зачем сидеть скрестив ноги и практиковать дхьяну?
Это и есть разница между северной и южной школой. Кстати, это объясняет наше несоответствие во взглядах. Эно был идеалистом. А противостоящий ему Дзинсю — прагматиком. Дзинсю считал что нужно серьёзно практиковать, сидеть в правильной позе и сосредотачивать свой ум. А Эно отвечал на это: Остановить умственную деятельность и сидеть спокойно в медитации – это болезнь, а не дзэн, и нет никакой пользы в том, что человек будет долго сидеть в одной позе.
Так и ваш прагматический ум выхватывает из текстов призывы к практике, а мой идеалистический, что любая поза — поза для медитации, любое состояние ума — состояние ригпа.
И ни ваш, ни мой подход не являются неправильными. Это просто то что есть.
В споре никогда никакой истины не рождается, так как истина это То Что никогда не рождалось
Кто «мы»? На сайте есть блоги для приверженцев дзэна, дао, адвайта-веданты, фри эвэй, тибетского буддизма. Почему вы считаете что все изучают только Живое Учение, которое преподаёт Уэйн Ликерман, насколько я помню?
Гм. На мой взгляд говорить за всех — не очень хорошо. Если у вас есть какое-то мнение, то это только ваше личное мнение. Сомневаюсь что кто-то давал вам право говорить за каждого посетителя этого сайта.
Вне спора истины тоже никогда не рождалось. Так какая разница, в нём ты или вне его? Результат один и тот же. Истинна никогда не рождалась.
Благодарю вас за ваше драгоценное время. С вами было приятно пообщаться.
«Не верьте тому, о чем вы слышали:
ни традициям, лишь потому, что они дошли до нас из древности;
ни тому, что было сказано многими;
ни писаниям мудрецов; ни досужим домыслам;
ни тому, что представляется вам привычной истиной;
не принимайте на веру голый авторитет наставников и учителей.
Но вы должны верить,
когда писание, доктрина или сказание
подтверждается вашим собственным разумом и сознанием,
и ведет ко благу всякого и всех.
Лишь тогда примите это и живите сообразно с этим».
Будда
Слова Эно подтверждаются «вашим собственным разумом и сознанием»?
Да, казалось бы, противоречие между северной и южной школой, очевидно. Но, ежели зрить в корень, то обе школы ведут к одному и тому же. К чему?
Ежели зрить в корень то всё ведёт к одному и тому же. Но к чему ведёт это одно?
Если ты ничего не делаешь, то это значит что ты просто ничего не делаешь, а не «делаешь» недеяние.
Иначе вы в данный момент не сидите за компом, а делаете неприготовление тортов. И делеаете неделание шалаша. И ещё триллион вещей. Юлий Цезарь вам завидует.
Мысль о не-мысли есть мысль.
Делание неделания есть делание.
Я же не делаю ничего.
Откуда я знаю что ничего не делал? Оттуда же откуда знаю что у меня был сон без сновидений.
Так вот, я его никак не регистрирую.
Вы говорите что отсутствие действия это тоже действие.
Тогда тьма тоже является светом, потому что отсутствия света это тоже свет.